Насколько реально, чтобы Москва и другие города РФ стали для иностранцев столь же привлекательны, как «раскрутившиеся» с нуля мегаполисы Объединённых Арабских Эмиратов?
В Дубае построено самое большое здание в мире — небоскрёб «Бурдж-Хали́фа» высотой 828 м. © /www.globallookpress.com
В аэропорту мне приходится стоять в огромной очереди на паспортный контроль. В метро яблоку упасть негде среди туристов с фотоаппаратами. В торговом центре «Дубай Молл» толпы народу скупают всё подряд, хотя цены выше, чем в Москве. Билеты по 45 долларов на смотровую площадку небоскрёба «Бурдж-Хали`фа» уходят влёт: иначе шанса забраться под облака придётся ждать не менее трёх часов.
«Когда мы получили независимость от англичан в 1971 году, тут вообще было нечего смотреть, — усмехается советник по туризму правительства Дубая Нурмухаммед аль-Кахири.
— Аэропорт состоял из одной полосы, занесённой песком, вокруг паслись верблюды бедуинов. Вскоре разразился нефтяной бум, но геологи предупредили — “чёрное золото” быстро закончится. И тогда в Дубае решили сделать ставку на туризм».
Сейчас крошечный эмират с коренным населением 300 тысяч человек привлекает 14 млн туристов в год. Для сравнения: Москву в 2016-м посетило лишь 4,5 млн гостей из-за рубежа. Как Дубай превратил безжизненную пустыню в центр туризма и могут ли у него научиться зарабатывать миллиарды российские города.
Зачем покупать снег?
В 1971 году перед первым президентом Объединённых Арабских Эмиратов шейхом Зайдом аль-Нахайяном стояла сложная задача: как заставить иностранцев приехать в государство, о существовании которого никто не знает? «Ну что ж, — спокойно сказал шейх своим помощникам. — Если достопримечательностей нет, надо создать их искусственно».
С тех пор в Дубае появились самый высокий в мире небоскрёб, самый большой на планете торговый центр, единственный в мире семизвёздочный (!) отель в виде парусника, огромный аквариум со множеством видов морских рыб и даже... горнолыжный курорт. Да-да, при средней температуре в городе + 40° летом можно прийти в шопинг-центр «Эмираты», взять в аренду свитер, шапку, тёплые ботинки и покататься на лыжах в закрытом помещении с горами — снег куплен и привезён на самолёте, температура −6°. Стоит всё это целое состояние, но от желающих отбоя нет.
— Ключевые слова здесь — «самый лучший в мире», «самый большой в мире» и «единственный в мире», — объясняет глава одного из крупнейших дубайских турагентств Халид аль-Хусейни.
— Такие вещи автоматически привлекают туристов. Хотя, если задуматься, смешно. Разве в Москве нет шопинг-центров? Полно. Но о них никто не знает, а в «Дубай Молл» водят экскурсии, миллионы людей со всего света приезжают сюда за покупками, пообедать, посмотреть морской зоопарк.
А ведь и в Москве, и во всей остальной России существует множество неизвестных туристам Запада и Востока архитектурных и природных аттракционов, которых больше нет нигде в мире. И собор Василия Блаженного, и потрясающее озеро Байкал, и гейзеры Камчатки, и Соловецкий монастырь. С шопинг-центром абсолютно никакого сравнения.
Но у вас и в голову никому не приходит рекламировать эти места как «уникальные и единственные на планете».Напрасно. Туризм вечен, его популярность не зависит от цен на нефть. Россия теряет миллиарды долларов, игнорируя свои прекрасные возможности.
Для чего нужен фальшивый город?
Ближе к побережью Дубая расположен комплекс «Мадинат Джумейра». Он построен как огромный арабский город с рынком (скопировано в Дамаске), площадями, искусственной рекой и мостиками. Цены внутри бешеные: лодочники перевозят из одного места в другое за 20 долларов, чашка кофе — 5 долларов.
В Дубае нет древних арабских достопримечательностей, поэтому их мастерят специально для заграничных гостей.
«Если туристы хотят кальян, арабскую музыку, покататься на верблюдах в стиле “Тысячи и одной ночи”, мы им всё дадим, — спокойно объясняет менеджер “Мадината”.
— Люди в отпуске денег не считают. Верблюдов у нас, слава Аллаху, в достатке, но, если бы они исчезли, мы бы заказали их в виде роботов». Отдых в Дубае дешёвым не назовёшь, местные турагентства всегда позиционировали город как «место для элитного отпуска» — но стоило разразиться в мире финансовому кризису, как подход мгновенно изменился.
В 2015 году правительство эмирата выделило деньги для строительства сразу 500 (!) двух-трёхзвёздочных гостиниц, рассчитанных на «тощий кошелёк», и сети недорогих закусочных. В том-то и принцип местного турбизнеса, что он, как хамелеон, «меняет цвет» в зависимости от ситуации.
Если в город прилетают богатые гости, в Дубае просто из кожи вон лезут, чтобы они истратили как можно больше денег, а для «бюджетных путешественников» делается всё, чтобы те сэкономили. Главное — пусть приедут.
Как заманивать китайцев?
— Это очень важно — понимать, кто именно посещает твою страну, — считает сотрудник департамента туризма и коммерческого маркетинга Дубая Чжэ Хэн. — Меня специально пригласили на работу в Эмираты: тут крайне заинтересованы в увеличении числа туристов из Китая.
За прошлый год Дубай посетили полмиллиона китайцев, а всю Россию — лишь 583 тысячи. Но вы же граничите с КНР, а жителям Поднебесной до Дубая надо лететь 7 часов! У вас под боком находится миллиард туристов, но Россия с ними не работает. Ваша основная проблема — в плохом сервисе и дорогих гостиницах. Эти вещи нужно улучшать в первую очередь. Я знаю китайцев, которые не поехали на озеро Байкал: номер с «удобствами» во дворе стоил сто долларов. Просто ужас.
С сервисом в Дубае дела обстоят прекрасно — там в лепёшку расшибаются, чтобы угодить туристу: уровню обслуживания придают большое значение, ведь раньше, в условиях отсутствия достопримечательностей, «заманить» гостя можно было именно обслугой. Турист в ОАЭ считается богом. Аравийский полуостров — место рождения ислама, но никто здесь не чинит препятствий иностранцам: девушки гуляют в коротких платьях, а мужчины в шортах.
В 1985 году в Дубае создана авиакомпания «Эмирейтс», ставшая крупнейшим перевозчиком, — её самолёты летают и в Непал, и в Танзанию, и в Австралию, и в Аргентину. Вдумайтесь: компания крохотного эмирата доставляет пассажиров по всему миру, хотя это могли бы делать российские перевозчики, ведь наша страна географически расположена удобнее всех. Что тут сказать?
Доходы от нефти составляют в Дубае лишь 3% ВВП: у нас ошибочно считают его нефтяным эмиратом. А вот прибыль от туризма — 14%: почти четверть всех иностранных инвесторов ОАЭ вкладывают деньги в услуги для туристов. Дубай — отличная иллюстрация, как можно превратить песок пустыни в золото с помощью заграничных гостей.
У Москвы и других городов России ситуация ещё лучше — нам не надо ничего строить на пустом месте, в стране масса готовых достопримечательностей. Следует только улучшить сервис, построить дешёвые гостиницы, провести рекламную кампанию. Увы, почему-то мы этого не делаем.
http://www.aif.ru/ — link
Каждая страна имеет свои «правила и приметы». ОАЭ — страна, составленная из «лоскутов» различных эмиратов. И у каждого свои правила. Но самый особенный — Дубай.
1. Арабов вы видите в основном на паспортном контроле, в государственных учреждениях или в дорогих ресторанах. В Объединённых Арабских Эмиратах практически всю еле-еле сложную работу за местных выполняют гастарбайтеры, и они составляют 80 процентов населения государства. «Гости» служат даже в полиции (в основном это индонезийцы), своих не хватает, в армию приглашают йеменцев-суннитов. Интересно ехать в метро: ни одного араба. Только пакистанцы, индусы, филиппинцы, кенийцы, эфиопы.
2. Выйдя перекусить, вы быстро осознаёте, что в основном тут кругом смесь из разных кухонь мира. Арабская кухня в основном представлена вариантами, «родными» для гастарбайтеров из Ирака, Ливана и Сирии. Больше всего популярна индийская: всюду есть забегаловки, где поесть можно на 5 долларов, а где-то — аж на 12. Там питаются крутые иммигранты при галстуках, работающие в гостиницах. Не чета тем, кто вкалывает на стройках за 500 долларов в месяц. Тем, кто не любит индийскую кухню, тяжело, они горестно плетутся толпой в McDonald’s. Есть даже русские рестораны, но тамошние цены могут напрочь отбить аппетит. Встречаются люди, которые едут в Дубай и тащат с собой на неделю коробку еды, поскольку индийскую есть не хотят, а другая слишком дорога.
3. Вас уже не удивляет, что тут всё стоит столько, сколько в другой арабской стране стоить ну никак не должно. В Сирии можно за доллар проехать на такси половину города и даже получить сдачу (но её принято возвращать). В Дубае за полтора доллара можно разве что просто сесть в такси: для поездки этих денег уже не хватает. Вот что нефть животворящая делает. Правда, в самом эмирате Дубай (в отличие от соседних) нефти уже практически нет, но местные жители усиленно демонстрируют, что есть. А то вдруг все разуверятся в их экономическом благополучии. Магазины соревнуются друг с другом, кто роскошнее. Наши бизнесмены рыдали бы от зависти, узнай они, какие тут наценки на сыры и другие деликатесы из Европы. Всё может быть в 2,5-3 раза дороже. И это не предел.
4. Вы сходите с ума от посещения метро. Ибо там всё разделено на зоны, и стоимость поездки рассчитывается в зависимости от дальности. Билет запросто может стоить 2,5 доллара за три станции, потому что вы пересекаете две зоны. Уже через день на московское метро хочется молиться и целовать руки его строителям. Оно и дешевле, и куда удобнее, пусть и не так футуристично на вид. В дубайском метро много автоматов по продаже билетов, но к ним очередей нет, потому что разобраться в их меню невероятно сложно. Люди встают в очередь в кассу.
5. Алкоголь стоит бешеных денег, поскольку это мусульманская страна. На него введён налог в 30 %. И ещё масса других налогов в какие-то там проценты. Благодаря этому бутылка водки (найти которую ещё нужно постараться) обойдётся в 100 долларов, а бокал пива в ресторане — под 1000 рублей. Народ тайно ездит в другие эмираты и привозит оттуда алкоголь подешевле. Но тем, кого поймают с ввозимым, грозит штраф и даже тюремное заключение. Поэтому направляющиеся в «алкогольную поездку» делают это втайне даже от соседей. При этом за границей у Эмиратов имидж страны «лихой алкогольной свободы». Пей, конечно, сколько хочешь, только денег при этом нужно иметь вагон. Даже на «чёрном рынке» в Иране, где за алкоголь наказывают плетьми, он стоит дешевле.
6. Вас не удивляет погода +30 в апреле. Правда, 10 минут постояли на солнце — и сгорели. Это индусам тут хорошо работать, а не вам. В июле-августе из Эмиратов все сбегают. Воцаряется такая жара, что море вскипает, и можно его есть ложкой, как рыбный суп (шутка). Посему арабская белая тонкая одежда, которую до сих пор здесь носят мужчины (под названием «кандура») в такую погоду — самое оно. Кстати, белый — это цвет благородного человека, раньше так одевались только шейхи. Сколько раз в день шейхам приходилось стирать этот наряд (заляпывается он моментально), история умалчивает.
7. Вам странно видеть на улице девушек в лёгких платьях и юбках выше колен и мужчин в шортах. Или это не исламская страна, не суровый Аравийский полуостров? В эмирате Дубай никому нет дела до вашего внешнего вида, а вот в других эмиратах — есть, особенно в Шардже. Даже в туристическом Египте на полуголых туристок смотрят косо, но тут все привыкли к иностранцам, и особого удивления их «легкоодетость» не вызывает. Правда, есть даже спецслужба на пляже Джумейра, которая заставляет девушек под угрозой тюремного заключения надевать лифчики, вздумай они загорать топлес. Девушки страшно возмущаются из-за «исламского режима», но облачаются обратно в лифчики и довольно мрачно загорают.
8. На рынках вас пытаются обжулить хотя бы на 50 %. И это ещё «по-божески». Дело в том, что торгуют здесь в основном индусы, а у них издавна сложилось впечатление, что белые европейцы и американцы давно перестали считать свои огромные деньги. Про финансовый кризис в России они не слышали. Зато все знают Абрамовича и Аршавина. Потому что они богаты. А может, потому, что оба на «А», тут уже не поймёшь. Если Абрамович богат, значит, он наверняка делится с остальным населением России, посему назначать цену за килограмм манго в 10 долларов (где и 3 доллара много) — святое дело.
9. Вы почти нигде не увидите кальян, столь популярный в других арабских странах. В Эмиратах сначала посчитали его ущербом для экологии, потом запретили, потом снова разрешили, потом опять запретили. В результате все уже запутались в том, можно ли сегодня или снова нельзя. Именно поэтому кальян подают не во всех местах, а там, где он есть, цена начинается от 10 долларов: в 10 раз дороже Египта и в 20 раз дороже Сирии. Курят его в основном местные арабы. Им деньги девать некуда.
10. Все кругом говорят на английском. Собственно, ОАЭ до 1971 года были именно британской колонией, и без английского с такой оравой гастарбайтеров не управиться: арабский они учить не хотят. Английский служит именно языком межнационального общения между хозяевами и гастарбайтерами. И между самими гастарбайтерами: индус не поймёт диалект тагало, на котором говорят филиппинцы, а те, разумеется, ни слова не знают на хинди. На русском иногда общаются в старой части Дубая, в Дейре, где изредка попадаются узбеки, неудачно выдающие себя за арабов и торгующие традиционными арабскими сувенирами.