Зима — самый сложный период для автомобилиста. Когда снегопад, а на дорогах гололёд и колея, управлять машиной гораздо трудней. Малейшая ошибка водителя может стать причиной серьёзной аварии.В этот период времени автолюбителю нужно быть предельно внимательным и осторожным.
О том, каких правил придерживаться на дорогах зимой рассказывает директор и тренер-инструктор Центра повышения водительского мастерства Сергей Седов.
Как водителям адаптироваться к меняющимся погодным условиям?
Сергей Седов: Чтобы понять ситуацию на дороге надо прочувствовать сцепление автомобиля с асфальтом. Для этого нужно сильнее передавить тормоз перед светофором и посмотреть машина замедляется также как, к примеру, вчера или на дороге гололёд.
— Как правильно трогаться с места зимой?
— Всё зависит от привода автомобиля. Трогаться с места, когда укатанный снег, лучше без пробуксовки, а потом её можно допускать, чтобы шипы вырывали и выгрызали снег. При подъёме в гору колёса нужно направить прямо, так как машина разгоняется быстрее, а повёрнутые в сторону колёса — это всегда замедление и снижение тяговых усилий, особенно при подъёме.
— Как управлять автомобилем в гололёд?
— На льду руль становиться более лёгким, так можно понять, что на дороге скользко. В этом случае не надо резко тормозить и делать резкие выпады.
Не стоит пытаться проскочить на перекрестке, гололёд может сыграть с вами злую шутку.
— Что делать, если автомобиль попал в колею?
- Колея зимой – смерти подобна. Чем выше скорость автомобиля, тем сильнее машину будет качать из стороны в сторону и рано или поздно её выкинет из колеи.
При движении по колее надо постепенно сбавить скорость и проехать этот участок. Не надо пытаться по инерции выехать из неё, передние колёса могут выскочить, а задние останутся там и автомобиль встанет боком, может вылететь на встречную полосу.
— Как ехать на машине по рыхлому снегу?
— Когда дорога почищена, а рыхлый снег находится между полосами и на обочине в него можно заехать после обгона. Двигаясь по такой дороге, автомобиль может занести и выбросить с полосы. Нельзя нажимать на тормоз, а нужно продолжать держать газ и рулём «дробить» снег, делая небольшие качания.
Если автомобиль едет по рыхлой обочине, то его может затянуть в снег, таких ситуаций тоже стоит избегать.
— Что главное при управлении машиной в снегопад?
— При плохой видимости нужно снизить скорость, а лучше остановиться и подождать, пока погода улучшиться.
— Как выйти из заноса?
— Занос может быть как на прямой дороге, так и при входе, в середине и в конце поворота. Водителю нужно реагировать немедленно.
При каждой ситуации и в зависимости от привода авто необходимы определённые действия. К примеру, при заносе на автомобиле с передним приводом нужно добавить газу, а руль повернуть в сторону заноса. Если задняя ось «пошла» в сторону, то протектор шин направляем туда, куда мы хотим поехать.
Самое важное при любом заносе — это управление рулём. Не добавляя и не убирая газ, можно только с помощью руля выровнять машину. Важно при управлении сидеть прямо, а руль держать обеими руками. Тогда при любом заносе автоматически будете возвращать руль в правильное положение. Если водитель сидит криво или наклонён, то он может не почувствовать начало заноса.
— Как нужно тормозить зимой?
— На автомобиле с АБС (Антиблокировочная система – Ред.) при спокойной езде тормозить нужно до срабатывания системы. В предаварийной ситуации, чтобы быстро остановиться, водитель должен ударить по педали тормоза и тормозить со всей силой, как будто хочет сломать педаль.
На автомобиле без АБС, при спокойной езде нужно тормозить до блокировки колёс. В экстренной ситуации тормозить нужно ступенчато: нажали на тормоз до блокировки, отпустили педаль и поправили направление рулём, снова нажали на педаль тормоза. Нельзя просто зажать педаль тормоза, и отправить автомобиль в свободное движение.
Про мужчин и женщин
— Есть разница, кто управляет автомобилем мужчина или женщина?
— Разницы абсолютно никакой. «Блондинки» есть и среди мужчин, но женщины лучше обучаются. И дальше, управляя автомобилем, всё делают так, как их учили. А мужчины пытаются пробовать все возможные варианты и пока этого не сделают, не поймут, что их действительно учили правильно.
Порой женщины «за рулём» лучше мужчин, так как не перебирают со скоростью и правильно входят в поворот. Мужчины же любят почувствовать «жгучий драйв». Им интересно узнать, что там за гранью.
http://www.perm.aif.ru/ — link
Что нужно взять с собой, чтобы выжить в мороз на трассе
Застрять где-нибудь на трассе зимой можно не только из-за снежного тороса либо отказа автомобиля, но и из-за простого человеческого фактора. Если вдруг водителю станет плохо, и он не сможет вести автомобиль, тогда вы можете оказаться посреди поля в мороз. Именно поэтому в дорогу нужно брать с собой лекарства, которые могут помочь в случае стандартной болезни или раны.
Также обязательно нужно проверить техническое состояние автомобиля перед тем, как ехать в дальний путь зимой. Необходимо проверить уровень моторного масла, антифриза в системе охлаждения, уровень тормозной жидкости и других жидкости. Проверьте работу системы обогрева салона. В автомобиле должны быть исправная запаска, домкрат и насос.
Желательно, чтобы все электронные системы автомобиля проверить на станции технического обслуживания. Конечно, это займёт время и потребует денежных трат, однако если вы отправитесь в далёкий путь на 1000 и более километров, это будет полезно. Вы защитите себя от непредвиденной поломки на трассе вдали от городов. В дорогу желательно взять запасную канистру с топливом и набор основных инструментов и ключей и отверток для того, чтобы исправить возможные неполадки автомобиля.
Перед поездкой по навигации следует изучить наличие автозаправочных станций по пути вашего следования. Это поможет вам ориентироваться в том, когда вам нужно будет заправлять автомобиль. Перед отправлением в путь необходимо посмотреть прогноз погоды на ближайшее время в тех регионах, куда вы едете. Обязательно обратите внимание на прогноз погоды на трассах. В интернете найти прогнозы погоды для федеральных трасс вполне возможно.
Отправляясь в дальний путь, в багажное отделение необходимо будет положить тёплые вещи, покрывало и пледы. Также необходимо будет взять с собой достаточный запас еды и питья, которого должно хватить всем пассажирам салона автомобиля на день или два. Кроме того, обязательно нужно взять в дорогу зарядное устройство для телефона на 12 Вольт.
Как себя вести в случае снежного затора на трассе
Если во время пути на трассе перед вами предстанет снежный затор, то необходимо будет, в первую очередь, остановить автомобиль в наиболее безопасном месте. Этим местом могут быть близлежащие деревни, АЗС либо пригорки, которые не засыпает снегом. Не нужно останавливать автомобиль прямо на трассе. Когда его засыплет снегом, в него может врезаться попутный автомобильный транспорт. Во время ожидания спасателей МЧС не стоит постоянно греть салон автомобиля за счёт работы мотора. Двигатель может сломаться, если будет долго работать на холостых оборотах. Кроме того, расход топлива при этом будет составлять минимум полтора литра на один час. Так что полный бак можно будет расходовать за сутки.
Эксперты советуют в случае, если автомобиль застрял на трассе в снегу, прогревать салон от двигателя каждый два часа, давая ему поработать не более 15 минут. Этого вполне хватит для подзарядки аккумулятора и поддержания тепла внутри автомобиля.
Конечно, лучше всего не доводить до такой опасной ситуации, когда можно застрять на трассе в снежном заторе. Именно поэтому, если в пути вы поймёте, что впереди трасса будет перекрыта снежными торосами, лучше развернуться и доехать до первого селения или АЗС, чтобы переждать непогоду.