Эта история началась почти три года назад, когда российский стрелок и производитель высокоточных дальнобойных винтовок Влад Лобаев увидел на YouTube ролик, где бодрые старикашки из Техаса из винтовки попали в мишень на расстоянии 3600 ярдов (3292 м). Влад решил принять вызов и посоревноваться с американцами. Благо у него под рукой была собственная оружейная фабрика Lobaev Arms.
Американцы стреляли из сделанной под заказ (кастомной) сверхдальнобойной винтовки редкого калибра.375 CheyTac. Компания Лобаева к тому моменту уже серийно выпускала сверхдальнобойную винтовку СВЛК-14 «Сумрак» в еще более редком и мощном калибре.408 CheyTac, которая позволяет вести снайперскую стрельбу на дистанциях свыше 2 км. Для рекорда взяли специальный кастомный «Сумрак» с титановыми шасси и ударником, с длиной ствола 720 мм и весом более 9 кг.
В апреле 2015 года на поле в Калужской области (многокилометровых стрельбищ в России просто нет) из этой винтовки команда Лобаева после пристрелочных выстрелов поразила мишень на расстоянии 3400 м. Ролик с рекордом был выложен на YouTube. Американцы отреагировали спокойно: дескать, ладно, давайте продолжим заочную дуэль.
Рекордная винтовка СВЛК-14 «Сумрак»
Дозвук
Отреагировали не только американцы: французский снайпер из Иностранного легиона после долгих тренировок попал в мишень на расстоянии 3600 м, но, кроме статьи в небольшом специализированном журнале, информации об этом рекорде нет, ролики никто не выкладывал. Американцы тоже преодолели отметку сначала 3600, а потом и 4000 ярдов (3657 м).
Этот ролик в компании Лобаева изучали практически под микроскопом: не совпадали некоторые параметры выстрела, не стыковалось подлетное время с начальной скоростью и углом наклона планки.
В баллистике ничего не изменилось, а несколько сот метров прибавилось. Такого не бывает, но так как соревнование изначально задумывалось как состязание джентльменов, лобаевцы решили и дальше стреляться с американцами по‑честному. И победить нокаутом — попасть с четырех километров.
Сверхдальней стрельбой у стрелков считается стрельба на дистанции, где в конце траектории пуля идет на глубоком дозвуке, потому что со сверхзвуком все понятно — там баллистика считается легко, простыми математическими методами. А дозвуковая баллистика и считается сложнее, и, что самое неприятное, в этом режиме происходят некоторые физические процессы, которые затрудняют стрельбу на сверхдальние дистанции.
Во‑первых, возникает эффект перестабилизации. Линейная скорость замедляется на 1000 м, скажем, в три раза — с 900 м/с до 300 м/с. А частота вращения пули — всего на 5−10%. На дозвуке скорость еще меньше, а частота вращения все еще та же. Это приводит к тому, что начинают вылезать все конструктивные и производственные дефекты пули, что сильно влияет на рассеивание. К тому же на маленьких скоростях становятся заметными ошибки при оценке ветра и метеоусловий.
Второй фактор — турбулентность в донной части на глубоком дозвуке. На скоростях чуть меньше 300 м/с это не имеет критического значения, но на дальностях более 2 км сильно влияет на кучность. Бороться с этими явлениями можно только одним способом — разработать дизайн пуль с другой конструкцией донной части.
Если идти по пути увеличения массы пули, потребуется изменить весь патрон-либо увеличить камору или применять новый прогрессивно горящий порох, либо вообще переходить на другой калибр. Другой калибр (Browning.50 либо отечественный 12,7×108 мм) — это переход в другой класс и совсем другое оружие со всеми вытекающими последствиями: другие стволы, затворы, ствольные коробки, габариты, масса и значительное увеличение отдачи, при которой о получении удовольствия от стрельбы речи вообще уже не идет.
Лобаев решил не отступать от старой гильзы и калибра.408 CheyTac, не изменять ни габариты, ни массу оружия. Ему удалось разработать более тяжелую 30-граммовую пулю D30, оставаясь в рамках стандартного патрона.
Это было сделано еще и потому, что патрон довольно доступен и любой желающий может попытаться повторить достижение. Модифицировали и дизайн пули: она стала напоминать длинное вытянутое веретено с двумя заостренными концами, что позволило добиться практически идеального баллистического коэффициента в единицу. Это потребовало изменения конструкции винтовки, более быстрого шага нарезов, чтобы стабилизировать более длинную и тяжелую пулю.
Если классический шаг нарезов в 408-м калибре — тринадцать, то на рекордной винтовке Лобаев решил использовать десятку. Несмотря на то что начальная скорость у новой пули была меньше (875 м/с у D30 против 935 м/с у D27), на 2 км она имела более настильную траекторию.
Боковая поддержка
Одна из основных проблем при рекордной стрельбе заключается в том, что нельзя бесконечно поднимать планку оптического прицела. При стрельбе на такие дистанции винтовка имеет большие углы возвышения, как при стрельбе навесом, практически как у гаубицы.
В верхней точке траектории пуля идет на высоте в несколько сот метров. Никакие прицелы не позволяют делать такие поправки для прицеливания, поэтому для рекордной стрельбы используют специальные планки под прицел. Однако нескончаемо поднимать планку нельзя: дульное устройство начинает блокировать линию прицеливания.
Это как раз и смущало Лобаева в последнем рекорде американцев: угол наклона планки не соответствовал нужной для такого расстояния поправке.
Решение этой проблемы Лобаев подсмотрел у артиллерии, где прицел уже давно вынесен влево от ствола. Решение простое, но никем в мире до Лобаева не применялось. Если внимательно посмотреть на фотографию, можно увидеть, что прицел на рекордных винтовках Лобаева проходит слева от ствола. Что оказалось и более удобным для стрельбы: не нужно закидывать голову и можно принять оптимальное положение.
Ноу-хау Лобаева — боковое крепление прицела для сверхдальней стрельбы. Еще год назад было запрещено даже фотографировать его. Эта система может найти применение и в войсках: при стрельбе на дальние расстояния она помогает обходиться доступными российскими прицелами.
Со второй попытки
Побить рекорд собирались прошлым летом в полях под Краснодаром. Для этого была изготовлена гигантская мишень размером 10×10 м, чтобы хотя бы пристреляться. Как ведет себя пуля на таких расстояниях, никто не знал, да и не существовало никаких точных математических моделей. Было только понятно, что пули будут входить в землю в районе мишени почти вертикально, поэтому мишень стояла под большим углом.
Сложность была еще в том, что почва во время стрельб была влажной, поэтому попасть надо было точно в мишень: следы попадания в землю при таких малых скоростях и почти вертикальных углах не видны.
К сожалению всей команды, с первого раза рекорд не поддался: не удалось попасть даже в такую большую мишень. Пока готовились к следующему раунду, американцы выложили в Сеть видео с рекордом на 4 км. Стало понятно, что нужно стрелять еще дальше.
Весь прошедший год Лобаев и его команда колдовали над винтовкой и новыми пулями, практически не выдавая информации о проекте, боясь сглазить мировой рекорд, постоянно приближаясь к заветному рубежу, сначала взяв 4170 м, потом 4200.
И вот в октябре этого года им удалось невероятное: известный стрелок и промоутер Андрей Рябинский попал в мишень размером 1×1 м с расстояния 4210 м. Для такого выстрела нужно было учесть огромное количество факторов, включая вращение Земли, — в воздухе пуля провела 13 сек!
Как сказал сам рекордсмен, к этому выстрелу он шел восемь лет. Так что сейчас мяч на американской территории. Или, правильнее сказать, пуля.
Александр Грек
https://www.popmech.ru/ — link