Чего ждать водителям в 2019 году

0
100

 

 

 
Новые правила, штрафы и законы.

Регистрация новых автомобилей у дилеров без поездок в ГИБДД. Номера для мотоциклов и машин новых размеров и форматов. Расширение возможностей для пользователей европротокола. Новая система расчета коэффициента бонус-малус. Окончательный переход на электронные ПТС. Эти и другие водительские нововведения 2019 года — в обзоре “Ъ”.

1. ОСАГО выехало в широкий коридор

С 9 января пересмотрены цены обязательных автополисов. 

вступает в силу новое указание ЦБ о тарифах ОСАГО. По нему на 20% расширяется тарифный коридор, меняется система учета возраста и стажа — с послаблениями для пенсионеров и увеличением цены полиса для молодых и рискованных водителей. Еще через три месяца изменится система начислений, скидок и надбавок за аварийную езду. Изменения, как ожидается, принесут страховщикам около 10 млрд руб.— за это они обещают включиться в конкурентную борьбу за клиента, которой рынок ОСАГО не видел последние пять лет.

9 января вступает в силу главный тарифный документ ОСАГО — указание ЦБ от 4 декабря 2018 года №5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов…». Минюст зарегистрировал указание регулятора 29 декабря прошлого года со сроком вступления в действие через десять дней.

Документ вводит три важных изменения в тарификации полисов автовладельцев.

Первые два вступают в силу в среду. Это расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз, на примере базового тарифа для легковых автомобилей физлиц — это 2746–4942 руб. вместо предыдущих 3432–4118 руб. Кроме того, реформируется коэффициент возраста и стажа. Теперь в нем 58 категорий (было четыре). Для самых рискованных молодых водителей в возрасте до 21 года будет применяться надбавка 1,87 (было 1,8); для самой безопасной, по мнению регулятора, категории водителей — в возрасте от 59 лет со стажем вождения более шести лет — предусмотрена самая большая скидка 7% (коэффициент 0,93).

Как цену полиса ОСАГО подстроят под водителя

Третье масштабное изменение в указании ЦБ — реформа коэффициента бонус-малус (КБМ) — вступит в силу 1 апреля. Он будет назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в системе АИС Российского союза автостраховщиков (РСА) будет числиться несколько коэффициентов бонус-малус, то ему будет присвоен самый низкий из них.

Такой подход позволит исключить случаи «задвоения» КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении. Новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении — все накопленные скидки будут сохраняться. Юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке КБМ, что существенно упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО.

Однако на этом реформы в ОСАГО не закончатся: Минфин предполагает отказ с 1 сентября 2019 года от коэффициента мощности при расчете стоимости полиса и с 1 сентября 2020 года — отказ от территориального коэффициента с возможностью дать страховщикам право до 40% расширять тарифный коридор.

Кроме того, министерство предлагало ввести три вида наполнения полисов ОСАГО (500 тыс. руб., 1 млн руб., 2 млн руб.), однако эта идея уже была раскритикована ГПУ президента. В планах регулятора также рассмотреть вопрос об отказе учета износа при денежной выплате (сейчас износ авто не учитывается только при возмещении ремонтом).

2. Новые правила регистрация транспортных средств

4 августа вступит в силу закон «О государственной регистрации транспортных средств» и связанные с ним приказы МВД, постановления правительства и другие документы. Процедура постановки на учет автомобиля существенно изменится.

Основные нововведения:

  • ГИБДД создаст специализированный реестр автодилеров, имеющих право регистрировать новые машины. Предполагается, что уже с августа 2019 года клиентам таких автосалонов не нужно будем самим ставить на учет купленную машину в подразделениях Госавтоинспекции. При этом даже госномера для транспортного средства можно будет напечатать здесь же. В приказе содержится ряд требований к компаниям, которым делегируют такие полномочия. Участники рынка говорят, что они им вполне по силам.
  • При регистрации машины ГИБДД больше не будет выдавать номера. Новому собственнику присвоят набор из букв и цифр, саму железную пластину нужно будет заказать у частного изготовителя. В случае с новыми машинами функции такого изготовителя может выполнять официальный дилер. Госпошлину за госзнак отменят.
  • Госавтоинспекция намерена вернуться к практике, когда автомобили обязательно имели номер с кодом того региона, где зарегистрирован собственник машины. Поставить на учет машину с «неместным» номером будет невозможно: такое нововведение содержит проект новых правил регистрации транспортных средств. Ограничение понадобилось МВД для «прогнозирования развития регионов и состояния дорожно-транспортной дисциплины». Нововведение заключается в том, что при постановке автомобиля на учет в подразделении ГИБДД возможно будет получить номер только того региона, где зарегистрирован автовладелец. Напомним, по действующим с 2013 года правилам после покупки машины, например, в Рязанской области москвич, поставив ее на учет, может использовать номер, оставшийся от прежнего владельца (то есть с кодом региона 62). Новые правила такую возможность исключают: автовладелец со столичной регистрацией должен будет получить московский номер. Правило это будет соблюдаться независимо от того, где автомобиль регистрируют. Реестр допущенных к новой услуге автосалонов опубликуют на сайте ГИБДД.
  • Владельцы машин с ржавыми номерами кузова или рамы должны нанести дополнительную «полицейскую» маркировку с VIN-номером. Такая обязанность предусмотрена законом «О государственной регистрации транспортных средств» и проектом постановления правительства, подготовленным ГИБДД. Эксперты говорят, что это упростит сделки купли-продажи с проблемными машинами. В документе стоимость услуги по нанесению маркировки не фигурирует — по предварительным оценкам, она может достигать 7 тыс. руб.

С новой процедурой столкнутся тысячи автовладельцев уже в следующем году. При постановке авто на учет инспектор, напомним, проверяет идентификационные номера на кузове и раме. Если один из них проржавел, составляется рапорт о наличии признаков изменения маркировки. Затем проводит проверку эксперт-криминалист (он может запросить информацию с завода-изготовителя). На основании заключения эксперта принимается решение о возбуждении или отказе от возбуждения уголовного дела. Только после этого владелец может зарегистрировать авто. По похожей схеме регистрируются машины, которые были украдены и возвращены владельцу с «перебитыми» номерами. В 2017 году было выявлено более 8,2 тыс. транспортных средств с измененной или уничтоженной маркировкой.

3. Новые правила оформления мелких аварий

1 октября вступят в силу очередные изменения в закон об ОСАГО. При самостоятельном оформлении аварии по европротоколу (без пострадавших, два авто) максимальный лимит ущерба для пострадавшей машины увеличится со 100 тыс. руб. до 400 тыс. руб., то есть до максимальной суммы, которая может быть возмещена в рамках ОСАГО. Аварию можно будет оформлять с помощью специального мобильного приложения.

Российские водители станут участниками масштабного эксперимента по оформлению мелких ДТП с помощью приложения «Помощник ОСАГО». Чиновники и страховщики разрабатывают сервис, позволяющий зафиксировать все обстоятельства аварии с помощью телефона, а потом получить компенсацию ущерба в страховой компании. В правительстве уже подготовлен проект постановления для проведения пилотного проекта в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и ряде других городов.

После ДТП водителям-участникам надо запустить приложение: часть данных заполняется автоматически (сведения закачиваются из ЕСИА). Координаты фиксируются в привязке к ближайшему адресу. Недостающие сведения водитель заполняет сам, включая обстоятельства ДТП и номера полиса ОСАГО (достоверность и актуальность страховки проверяется сразу же через информационную систему АИС ОСАГО). Затем автомобилисты по определенному алгоритму (он еще обсуждается) должны сверить данные и подтвердить их электронной подписью. Функцию подписи будет выполнять, например, учетная запись на портале госуслуг.

Если все прошло успешно, электронное извещение о ДТП поступает в АИС ОСАГО, а на смартфоны водителей приходит идентификатор аварии. После этого можно разъезжаться. Извещение в электронной форме, скорее всего, будет доступно в личном кабинете каждого из водителей на портале госуслуг.

4. Новые документы на автомобиль


С 1 ноября все автомобили, произведенные на территории России или ввезенные в Россию, будут получать исключительно электронный паспорт транспортного средства. Традиционные бумажные паспорта на такие машины уже не выдадут. Ранее выданные ПТС продолжат действовать без ограничений. Можно поменять бумажный паспорт на электронный, но это добровольная услуга.

Приказ МВД №399 от 26 июня содержит ряд важных для автомобилистов нововведений. Так, впервые появляется возможность зарегистрировать машину, на которую оформлен электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС). До сих пор главным документом на авто был бумажный ПТС (выдается таможней, производителем или дилером). С 2014 года Россия, Белоруссия и Казахстан начали подготовку к переходу на электронные паспорта, в РФ было создано АО «Электронный паспорт» (входит в структуру ГК «Ростех»). В отличие от бумажного аналога в ЭПТС хранится также информация о техосмотре, ОСАГО, залоговых ограничениях авто и т. д.

5. Новые штрафы и законы

Точные даты по изменению законодательства назвать сложно, потому что в Госдуме и правительстве за последние один-два года скопилось огромное количество инициатив, многие из которых находятся без движения или в статусе «дорабатываются».

Известно, что до 1 марта правительство собирает предложения по снижению «нештрафуемого» порога с 20 км/ч до 10 км/ч. Идею поддержали правительство Москвы, Минтранс, вице-премьер Максим Акимов. Результатом этой работы должны стать изменения в КоАП, которые должна принять Госдума. Произойти это может как в 2019-м, так и в 2020 году. Депутаты могут прописать отсрочку вступления поправок в силу, например на год.

До 1 марта 2019 года МВД и Минтранс должны «представить предложения» по изменению КоАП в части введения штрафа за превышение скорости на 10–20 км/ч. Напомним, с 1 марта 2013 года превышение лимита менее чем на 20 км/ч ненаказуемо. В 2014 году МВД подготовило законопроект об отмене этого порога, документ был направлен в правительство, но до Госдумы не дошел. В декабре 2018 года вице-мэр Москвы Максим Ликсутов вновь поднял эту тему на заседании комиссии по безопасности движения, после чего и появилось поручение Максима Акимова.

Известно, что Минэкономики готовит ко второму чтению пакет изменений в законы для проведения реформы техосмотра. Главное нововведение: штраф в 2 тыс. руб. за езду без диагностической карты, дополнительные сложности при попытке «купить» техосмотр. Документ примут, скорее всего, в текущем году, но вступать в силу он будет, скорее всего, с отсрочкой.

Диагностические карты, подтверждающие прохождение техосмотра (ТО) машины, будут переведены в электронный вид. Процедура ТО будет сниматься на видео, данные будут передаваться в полицейское «облако». Государственный контроль за операторами передадут в ГИБДД. Таково содержание новой редакции закона о техосмотре, принятой Госдумой в первом чтении. С помощью нововведений, которые обойдутся бюджету в 20 млн руб., власти хотят добиться от автомобилистов «честного» прохождения ТО, а не формальной покупки диагностических карт. Думская оппозиция документ не поддержала: реформа лишь приведет к росту тарифов и коррупции, но саму проблему не решит — нужно отменять техосмотр для легковых авто.

Госдума приняла в первом чтении поправки в 170-ФЗ «О техническом осмотре» — центральный законопроект запланированной Минэкономики масштабной реформы ТО. В рамках нее также подготовлены поправки в КоАП и УК, парламент принял их в первом чтении 11 декабря (в частности, вводится штраф в 2 тыс. руб. за управление машиной без техосмотра).

Основные нововведения закона для проведения техосмотра:

  • Каждый осмотр автомобиля в обязательном порядке будет сниматься на видео;
  • Операторы ТО установят камеры за свой счет (это стоит примерно 30 тыс. руб. для одной диагностической линии) и по сети будут передавать данные в облачное хранилище, которое организует МВД (это потребует примерно 20 млн руб. из бюджета);
  • Выдаваемая по итогам ТО диагностическая карта переводится полностью в электронный вид и формироваться будет с помощью электронной подписи;
  • Будет усилена защиты системы ЕАИСТО (базы данных всех техосмотров, ее курирует МВД), чтобы исключить заливку в нее данных о не прошедших осмотр машинах;
  • Закон также закрепляет предельную пропускную способность пункта техосмотра и запрет превышать ее более чем на 5%;
  • Более прозрачная процедура аккредитации операторов: документы будут выдаваться только после выездной проверки (сейчас это необязательно);
  • Госконтроль за работой операторов передается в ГИБДД, но часть контролирующих функций остается у страховщиков.

Все это в совокупности позволит исключить практику, когда автомобилисты оформляют диагностические карты без предоставления машины на осмотр.

Для «адаптации» рынка закон вступит в силу через год после принятия.

https://www.kommersant.ru/doc/3859693?from=main_spec — link

 

Таблица штрафов ГИБДД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here