Три Героя Советского Союза обратились к Мишустину с просьбой приравнять в правах участников боевых действий в Афганистане и Чечне к ветеранам ВОВ.
Ветеран в России — это только звучит гордо, на поверку зачастую выходит пшик. Особенно у участников боевых действий в Афганистане, 32-я годовщина вывода советских войск, в составе которых они воевали, отмечается 15 февраля. Самым молодым из них, служивших срочниками, сейчас уже за пятьдесят, генералам, офицерам и прапорщикам и того больше, под разряд ветеранов они подпадают даже в силу возраста. Как Родина отблагодарила своих военных, защищавших её безопасность за пределами страны?
У людей служивых, большей частью уже пенсионного или предпенсионного возраста, была такая присказка: «Кто воевал — имеет право у тихой речки отдохнуть». Подразумевалась и заслуженная пенсия, и льготы за боевые заслуги для тех, кто прошёл через «горячие точки». Отставник-«афганец», действительно, мог себе позволить жить если не припеваючи, то вполне достойно, и не искать работу, как средство выживания. Пенсия, в зависимости от выслуги лет, вполне могла обеспечить ветерана, а всевозможные льготы дополняли возможность сократить расходы на многие услуги, в том числе ЖКХ.
После 1991 года ветеранов боевых действий в Афганистане планомерно «ужали» в льготах. Вначале убрали бесплатный городской телефон, потом плату за электроэнергию, квартплату оставили в размере 50 процентов. Кое-что, конечно, осталось, но это уже не тот соцпакет, который был изначально у «афганцев».
Ветераны боевых действий получают две пенсии. Звучит мощно. При этом первая — это заслуженная по выслуге лет (у всех она разная, начиная примерно с 20 тысяч рублей), а вторая — ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), положенная ветеранам этой категории. Чистый ЕДВ, при отказе от набора социальных услуг, до 1 февраля 2021 года составлял 3085 рублей 79 копеек. Правительство расщедрилось, повысив выплату на 4,9 процента — смотрим в последний приход — о! это уже 3 212 рублей и 04 копейки. Гуляй, рванина!
По услугам ЖКХ льготы тоже не столь велики. Теперь смотрим уже в платёжку с датой создания 12.01.2021 года — за 44,4 кв. м начислено 3 719 рублей 15 копеек. В графе «льготы» их две — содержание жилого помещения и взнос на капремонт, которые сократили оплату на 502 рубля 94 копейки. Телефон и электроэнергия — это отдельные платежи, без льгот.
Остался за «афганцами» и ряд налоговых послаблений. Среди них — полное освобождение от уплаты имущественного налога на каждый объект определенного типа — на одну квартиру, один дом, один автомобиль, одну хозпостройку и т. д. При ведении бизнеса эти льготы не применяются.
Бесплатной земли, не облагаемой налогом, ветераном «нарезали» не более 6 соток — всё что есть свыше, подлежит оплате. Имеют ветераны Афганистана, согласно указаниям ст. 24 Федерального закона № 5-ФЗ и на некоторые другие привилегии. Например, право на первоочередное приобретение участков земли (для сада, огорода) — за свой счёт. Или наличие бесплатных путёвок в санаторно-курортные учреждения в порядке общей очереди и при наличии медицинских показаний. Ещё право на установку домашнего телефона без очереди, но платить за него всё равно нужно. Ну, и то самое — «у тихой речки отдохнуть» — можно уйти в ежегодный оплачиваемый отпуск в любое удобное время, а ещё в неоплачиваемый — от 15 до 35 суток.
По большому счёту, это вот и всё, что заслужили те, кто в Афганистане «кровь мешками проливал». У ветеранов чеченских войн льгот за участие в боевых действиях пусть немного, но ещё меньше. Тема социальной помощи ветеранам поднималась неоднократно на самом высоком уровне, в том числе по поводу преемственности ветеранов — от участников Великой Отечественной — ветеранам боевых действий в Афганистане и Чечне.
— Президент Владимир Путин несколько раз встречался с «афганцами», обсуждал перспективы этого ветеранского движения, — рассказывает исполнительный секретарь Международного союза общественных объединений ветеранов «Боевое братство», ветеран боевых действий в Афганистане Геннадий Шорохов. — И ещё одиннадцать лет назад, во время одной из таких встреч, с участием лидеров афганского движения, я предложил Путину, чтобы на очередном параде Победы 9 Мая «афганцы» прошли в общей колонне парадных расчетов по Красной площади, а затем состоялась передача им Знамени Победы, как символа ветеранского движения.
Идея поначалу была одобрена, тем более, что и многие фронтовики ее поддержали. Однако подобного не случилось. В первую очередь по политическим мотивам и международными отношениями — то ли мы историческую тему войны продолжаем, то ли завершаем. И еще возник вопрос — чем было вызвано присутствие наших войск в Афганистане? Защитой Отечества или выполнение задач Родины за ее пределами? Две большие разницы в восприятии общества, которое почитает военные заслуги своих солдат, но сомнительно относится к самой миссии с их нахождением в соседней стране.
Сейчас лидеры ветеранского движения России, в аккурат перед очередной годовщиной вывода советских войск из Афганистана, направили письмо премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой расширить меры социальной поддержки участникам локальных войн и вооруженных конфликтов и приравнять в полном объёме всех участников боевых действий в Афганистане и Чечне к участникам Великой Отечественной войны. Письмо подписали три Героя Советского Союза — председатель «Боевого Братства» генерал-полковник Борис Громов, председатель комитета Госдумы РФ по обороне генерал-полковник Владимир Шаманов, председатель «Союза десантников России» генерал-полковник Валерий Востротин, а также первый заместитель председателя «Боевое братство», депутат ГД полковник Дмитрий Саблин.
«Эти люди показали себя с самой лучшей стороны, продемонстрировав в тяжелейших условиях, связанных с постоянным риском для жизни, верность Присяге и своей Родине и настоящие образцы героизма, мужества, отваги и огромного терпения. Многие военнослужащие там погибли, были ранены и искалечены», — говорится в тексте письма. Авторы также подчеркнули, что подвиги ветеранов Афганистане и Чечни «исходили из примеров наших отцов и дедов, воевавших с фашизмом в ходе Великой Отечественной войны. И все основные оперативные и стратегические задачи этими молодыми людьми были выполнены полностью».
В письме премьеру особый аспект сделан на льготах, которые потеряли актуальность и обесценились. Между тем, участники боевых действий в Афганистане и Чечне продолжают служить Родине.
— Мысль, которую мы изложили в послании к правительству, заключается не в банальном увеличении льгот для нынешних ветеранов боевых действий, хотя и они имеют значение, — рассказал «СП» Борис Всеволодович Громов. — В первую очередь речь идёт о преемственности ветеранского движения в России. Статус ветерана в нашей стране очень велик, им почёт и уважение за их заслуги, за их самопожертвование в служении своему Отечеству. Но и страна должна отдать должное тем, кто был готов пожертвовать жизнью за её свободу и независимость. Как минимум помочь не чувствовать себя обездоленными и социально незащищенными в нынешние непростые времена. Ветеранам сейчас нужна реальная помощь, как минимум та, которая существовала до 1991 года. И здесь статус ветеранов Великой Отечественной, стал бы значимой поддержкой ветеран уже поздних войн, которые не вычеркнуть из нашей истории.
Афганская война стала нашим первым большим военным боестолкновением с привлечением армии, с повестками и похоронками, после Великой Отечественной. Она длилась 10 лет с 1979 по 1989 год, через её «жернова» прошли более 600 000 советских солдат и офицеров. Около 15 тысяч погибли, ещё 10 тысяч стали инвалидами. Реальные участники боевых действий имеют статус ветеранов, их младший возраст начинается от 50 лет — это активная часть общества, способная не только на трудовые подвиги, но и некое созидательное начало в развертывании ветеранского движения. И сами «афганцы» к этому активно стремятся, стараясь занять пустеющую постепенно нишу ветеранов ВОВ.
Премьер-министр Мишустин с письмом руководителей ветеранских организаций ознакомился и даже поручил вице-премьеру Татьяне Голиковой «изучить положение и просьбы, изложенные в нём». Это называется положить документ «под сукно», не отказывая, но и не принимая конкретного решения.
— Ветеранам боевых действий в Афганистане вряд ли суждено стать преемниками ветеранского движения фронтовиков Великой Отечественной войны по целому ряду причин, — считает профессор, доктор экономических наук Никита Кричевский. — Во-первых, именно потому, что на ментальном уровне у нас ветеран воспринимается как человек, который защищал свое Отечество, и здесь фронтовики, выигравшие войну 1941−1945 годов, отстоявшие свой дом и свою независимость, в обществе всегда воспринимались именно заслуженными ветеранами.
Во-вторых, «афганцы», при всем уважении в обществе к их былым боевым заслугам, ветеранами воспринимаются в меньшей степени. Они не защищали Родину, а выполняли интернациональный долг, как это было, например, в Испании, в Корее, Вьетнаме, Анголе, Египте и целом ряде других стран, где наши граждане сражались за интересы другого государства, но под лозунгом защиты интересов своей страны.
Статус «афганца» не вытягивает на уровень ветерана-фронтовика, и власть это прекрасно понимает. Даже искусственным путём, за счёт новых льгот, возвеличивания подвига, продвижения ветеранов Афганистана во властные структуры, статус этот повысить не удастся. «Афганцев», бесспорно, не забудут и не сбросят со страниц истории, но как некую политическую силу, способную оказывать влияние на политические процессы в стране рассматривать, скорее всего, не будут.
Поэтому, за тех, кого с нами нет, братишки!