Инструкция к полировке кузова автомобиля для начинающих. Подробно рассказываем о технологии полировки авто, о основных правилах, нюансах и частых ошибках.
Разбираем процесс полировки по этапам.
Научиться легко
Научиться полировать — легко.
Научиться полировать хорошо — тоже легко, просто дольше.
Вы хотите отполировать свой автомобиль или сделать из полировки хобби выходного дня; возможно для вас полировка первый шаг в новой профессии или создании собственного бизнеса. Помните, в полировке нет ничего сложного!
Я решил научиться полировать машины в 2014 году. В интернете было много одинаковой информации, которая не раскрывала темы, пугала и отговаривала. Видео ролики гаражных мастеров и прибалтийских умельцев доверия не вызывали никого.
Я начал собирать информацию по крупицам. Проверять и перепроверять все советы маляров и наставления детейлеров.
Оказалось, что в полировке нет ничего сложного.
Главное — желание. Не надо никому платить деньги за курсы полировок. Прочитайте эту статью. Попробуйте. У вас все получится с первого раза.
Из чего состоит полировка кузова?
1. Подготовка
Этот момент важнее следующих двух. Если подойти к вопросу подготовки авто к полировки халатно и спустя рукава, то создадите себе кучу проблем. Этот раздел читайте особенно внимательно.
2. Полировка
В полировке основное понять базовые принципы, которые одинаково применимы на все типы лаков, на все полировочные пасты и виды полировальных машинок.
3. Контроль и защита
Разберемся в качестве результата, когда полировку можно назвать идеальной. Что проверять и как исправлять. Рассмотрим варианты защиты кузова после полировки и разберемся зачем она нужна.
Подготовка кузова к полировке
Подготовка кузова — залог качественной полировки.
За пару часов, которые вы проведете за мойкой, очисткой, обезжириванием, оклеиванием лентой и подкраской сколов, вы познакомитесь с каждой царапинкой и каждым миллиметром кузова. В процессе полировке уже все будет казаться знакомым и вы почувствуете уверенность.
Очистка кузова
чистим лак от сора, кузов от битума, липы и бензиновых пятен. Снимаем с кузова все «жидкие» воски и защитные покрытия.
Хорошенько помойте машину. Два раза. Сначала бесконтактным способом, как делают на большинстве автомобильных моек, затем губкой.
Накрутите на бутылку с уайт-спиритом курковой распылитель и щедро запшыкайте по периметру всю нижнюю часть кузова. Идеально весь кузов. Подождите 3−5 минут и протрите кузов чистой тряпкой или специальной салфеткой. Так вы удалите весь битум, остатки насекомых и капли липы.
После очистки кузова уайт-спиритом желательно его еще раз помыть или сполоснуть водой.
Уже чистый кузов необходимо пройти полировочной глиной. Глина вытащит из лака вашего авто весь сор и мусор, который делает кузов шершавым. Не пытайтесь увидеть этот сор не вооруженным взглядом. Не увидите. Проведите по кузову тыльной стороной ладони. Очистите этот участок полировочной глиной и проведите тыльной стороной ладони еще раз. Тогда все поймете.
Чтобы очистить лак от сора, вам нужно подготовить 20% раствор детского мыла с водой. Можно использовать профессиональный лубрикант, но существенной разницы не будет, только деньги потратите.
Увлажните поверхность кузова мыльным раствором, разомните глину в ладони и протрите ей кузов.
Три правила работы с полировочной глиной:
2. Опасайтесь попадания на глину уайт-спирита и других растворителей. даже маленькая капелька растворителя способна за пару секунд убить килограммовый кусок глины.
3. Когда глина станет грязной — перемните ее в руке, так чтобы вся грязь оказалась внутри. Когда глина испачкается со всех сторон — промойте ее в теплой воде. Можно с мылом.
Некоторые загрязнения глина убрать не сможет: старые капли краски, дорожную разметку, асфальтно-беонные присадки… такие загрязнения можно безнажима и по мыльному раствору локально зашкурить наждачкой с зерном 1500−3000, не грубее.
После очистки глиной, желательно еще раз сполоснуть кузов или протереть его сильно влажным полотенцем, чтобы максимально убрать мыльные подтеки. Затем кузов нужно тщательно высушить, Если есть компрессор с сжатым воздухом — продуйте щели и уплотнительные резинки. Пылесос с чистым фильтром в режиме выдува — тоже сгодится. Ничего нет — тогда тряпка.
Сухой кузов нужно тщательно обезжирить. Возьмите мягкую салфетку или микрофибру, смочите её в обезжиривателе или антисиликоне. Протрите весь кузов и подождите пока с него все испарится.
Готовимся к полировке
Настраиваем свет, защищаем маскирующей лентой, и подбираем правильный плейлист
Маскировочная лента
Наклейте ленту на все декоративные элементы кузова, которые не собираетесь испортить полировкой и все резинки, которые примыкают к кузову.
Заклеивайте хромированные молдинги, неокрашенный пластик, резиновые уплотнители на центральных задних и передних стойках, форсунки омывателя, решетку радиатора, пластик на зеркалах… суть поняли.
Свет и рабочее пространство
Незаменимы в полировке светодиодные и галогенные прожекторы. Светодиодные проливают холодный, белый свет. Галогенные — теплый, желтый. При совместном их использовании на кузове проявляются все царапинки и риски, даже те, которых не было видно на солнце.
Поставьте прожектора друг напротив друга так, чтобы свет скользил по кузову, а не «бил перпендикулярно».
На словах тяжело… когда включите, посмотрите на свет — все поймете.
Можно полировать без прожектора. В этом случае вы увидите только крупные риски. если полируете для себя — такое допустимо. Если полируете для клиента — купить прожектор.
Музыка
Процесс полировки не быстрый. Вы проведете на ногах несколько часов под монотонные звуки полировальной машинки. Это надоедает. Включите в наушниках любимую музыку — она подействует как допинг.
чтобы не наматывать круги вокруг машины и сосредоточится на полировке положите рядом с собой на подкатной тележке, стуле, тумбе… на чем угодно кроме голого пола: полировальную пасту, несколько чистых микрофибровых полотенец, запасной полировальный круг, антисиликон и салфетку для него. Для первых полировок — достаточно. В дальнейшем сами определитесь с необходимым именно вам «подручным набором».
Правильно подобранный набор экономит от часа до полутора на весь процесс полировки. Мы замеряли этот показатель несколько раз. Поверьте наслово.
Не стремитесь сразу закупиться все профессиональным оборудованием для детейлинга. Многие дорогущие вещи абсолютно ненужные и это понимается не сразу.
Другие аксессуары и ништяки детейлеров легко заменить бытовыми аналогами.
Например, подкатная тележка детейлера стоит от 14 000 р, а аналогичная тележка в IKEA стоит всего 2 500 р.
Если говорить грубо, то кузова машин полируют два вида мастеров: маляры и детейлеры.
Маляры используют одну полировальную машинку Makita, одну абразивную полировальную пасту 3M с зеленым колпачком, одну финишную пасту 3M и два полировальных круга: оранжевый и черный.
У профессиональных детейлеров полный список используемого оборудования и материалов уместится в столбик в лучшем случае на двух рулонах туалетной бумаги.
Какой машинкой полировать авто?
Предложений полировочных машинок в интернете на первый взгляд много, а на самом деле выбирать нечего.
Все машинки делятся на два типа: роторные и эксцентриковые.
Роторные полировальные машинки — по виду напоминают обычную болгарку. Отличий два: подошва, куда крепится поливальный диск и возможность регулировки оборотов с 600 до 5000 оборотов в минуту. Встречаются и болгарки с регулировкой, но диапазон регулировок от 3000 до 10 000 оборотов в минуту. Не перепутайте.
Диск на роторной машинки вращается ровно, по кругу, по часовой стрелке.
Стоимость таких машинок от 3 000 рублей. С нее и надо начинать. Я учился на какой-то китайской. Выбирал по принципу — самая дешевая с доставкой на завтра. Работает до сих пор, хотя похожа на Франкенштейна после драки.
Второй вид полировальных машинок — эксцентриковые. Еще их называют орбитальными. На самом деле большинство профессиональных полировальных машинок правильно называть орбитальными с эксцентриком. Потому что основа подошвы на которую крепится диск закреплена на смещенной оси и движется по орбите, а между основой и самой подошвой есть подшипник из-за которого подошва совершает дополнительное круговое вращение пока движется по орбите… Короче, такие машинки полируют безопасней и без голограмм.
Именно такие полировальные машинки вы видите на фотографиях крутых детейлинг студий по всему миру.
Орбитальные машинки отличаются друг от друга размером подошвы, на которую крепится полировальный диск и приводом: пневмо или электро.
В России особенно популярны машинки Rupes. Нормальная цена в сравнении с конкурентами и есть сервисные центры в случае чего…
Стоимость от 16 000 рублей.
Безусловное, если есть у вас возможность у кого-то взять в прокат или сразу купить в личное пользование полировальную машинку типа Rupes c эксцентриком и орбитальным ходом — это существенно снизит ваше внутреннее напряжение. Первая полировка без нервов, сразу в кайф.
Такой машинкой лак при полировке пробить очень сложно, надо прям специально стараться. Такие машинки никогда не оставляют за собой голограмм, но есть и минус.
Эксцентриковой машинкой значительно дольше выполировывать глубокие царапины. Хотя в начале пути полировщика этот минус для вас будет не заметен.
Никогда не полируйте дрелью, шуруповертом, болгаркой или еще какой крутяще-верящей херней не предназначенной для полировки. Никогда!
Есть различные насадки адаптированные под строительный инструмент, которые преподносятся как насадки для полировки труднодоступных мест.
Если эти насадки продаются в строительном магазине — они предназначены для полировки акрила, а не автомобильного лака.
Профессиональные насадки и переходники на машинки, которыми пользуются гуру-детейлеры, в нашей стране пока купить тяжело даже в интернет-магазинах.
Какой полировальный диск выбрать?
Обычные поролоновые полировальные диски (на фото) отличаются жесткостью:
- белый — жесткий
- оранжевый — средний
- синий — ближе к мягкому
- черный — самый мягкий.
Диски Rupes для одноименных полировальных машинок отличаются от обычных формой и цветовой палитрой:
- синий круг Rupes — жесткий
- зеленый круг Rupes — средний
- желтый круг Rupes — ближе к мягкому
- белый круг Rupes — самый мягкий
Есть еще меховые круги. Их используют только на роторных машинках для мощных абразивных полировок.
Логика с полировальными дисками такая: чем жестче диск, тем крупнее абразив.
Жесткими или меховыми кругами полируют сильно абразивной пастой на первом круге полировки. Они максимально быстро полируют глубокие царапины, но при этом быстро и сильно нагревают лак.
Средние круги — универсальные. Если задаться терпением, то они вполне могут заменить жесткие круги и сделать за них такую же работу. Просто получится дольше.
Мягкие круги и те, что ближе к мягким — используются для мелкоабразивных и финишных полировок. Именно эти круги удаляют с кузова все мельчайшие царапульки, которые остаются от крупноабразивных паст и придают кузову зеркальный блеск.
При первых полировках не дорогой роторной машинкой не парьтесь и полируйте тремя обычными поролоновыми кругами: оранжевый, синий и черный.
Для первой полировки их будет достаточно, чтобы получить отличный результат и усвоить главные принципы.
Не начинайте полировать мехом пока не поймете какие результаты дают разные полировальные круги в сочетании с абразивными полировальными пастами.
Меховой круг — псих. Он глубоко режет лак и моментально его нагревает. Чуть зевнул и поехал на перекраску.
Профессиональный инструмент для полировки отличаются от обычного скоростью получения конечного результата, удобством и безопасностью использования.
Но хорошо отполировать машину можно и дешевой полировальной машинкой.
Профессиональные расходники для полировки отличатся от обычных, бытовых — возможностьюполучения хорошего конечного результата. Поэтому используйте только профессиональные и специализированные полировальные пасты, микрофибры и круги. Иначе полировка будет напоминать мастурбацию: вроде всё так, но как-то не так…
Какой пастой полировать машину?
какие пасты выбрать для начала, в чем особенности полировальных паст и как ими комбинировать.
За несколько лет полировок я перепробовал все возможные и невозможные виды паст всех типов, марок и производителей.
Все г..., кроме Rupes и Koch. Не верите? Можете придти к этому выводу самостоятельно.
Справедливости ради, все ж стоит отметить, что паста Rupes с синим колпачком — слабоватая, но на время обучения — идеальна.
Все полировальные пасты градируются по степени абразивности: сильно абразивные, средне абразивные, мелкоабразивные и финишные (антиголограммные или безабразивные).
У каждого производителя свое понятие о абразивности, поэтому в первых в полировках не используйте пасты разных производителей. Остановитесь на линейке одного производителя.
У Koch и Rupes все пасты можно приобрести в флаконах по 250 мл. Этого с лихвой хватит на пару раз.
Для трех полировальных дисков потребутся три полировальные пасты: крупно абразивная, паста со средним абразивом и финишная паста.
Ниже отличная иллюстрация с сайта Rupes.ru
Подсказка: вам надо выбрать три соседствующие пасты, чтобы получить хороший результат.
- Для сильно царапанного кузова: синяя-зеленая-желтая
- Для других случаев: зеленая-желтая-белая
Лично мне нравится полировальные пасты Koch и Rupes тем, что в них очень мало силикона. После каждого прохода круга сразу виден результат. Без преукрас и фальши.
Во многих полировальных пастах других производителей силикона столько, что после пары касаний диском кузова все сразу кажется идеальным, а когда протрешь место полировки анисиликоном — хочется плакать. Именно так наёбывают клиентов недобросоветсные полировщики.
Процесс полировки кузова
Технология полировки кузова строится на простейших принципах. Поймите эти принципы и полировка получится с первого раза. Чтобы почувствовать уверенность и не допустить досадных ошибок — выучите главные правила. Их всего шесть.
Принципы и главные правила полировки кузова
Полировка кузова с точки зрения физики элементарный процесс.
Наносим абразивную пасту на полировальный диск, закрепленный на полировальной машинке. Прикладываем диск к кузову, размазываем пасту на небольшом участке выключенной машинкой. Не отнимая машинку от кузова, включаем ее на 2000 оборотов в минуту. Неспешными вертикальными, затем горизонтальными движениями полируем поверхность, не задерживая полировальный диск на одном месте дольше трех секунд.
Полируем не большими участками примерно 50 на 50 см. Излишки пасты, которые остались на кузове и не сполировали — удаляем микрофиброй.
Когда весь кузов отполирован абразивной пастой на жестком круге, протираем весь кузов антисиликоном.
Меняем жесткий диск на средний или более мягкий, а абразивную пасту на пасту со средним или мелким абразивом. Увеличиваем обороты до 3000−4000 в минуту.
После, еще раз повторяем весь процесс полировки финишной пастой, мягким кругом на скорости 5000−6000 оборотов в минуту.
Та паста, которую вы определите для первого этапа — задаст ожидаемый результат. Именно первая паста удаляет все царапины и риски на кузове. Чем крупнее у нее зерно абразивности, тем быстрее она сполирует царапину. Остальные пасты лишь выровняют поверхность лака после полировки первой пастой.
Первый этап полировки — абразивный — занимает в два раза больше времени, чем полировки средним абразивом и в четыре раза больше, чем полировка без абразивной пастой.
Главные правила полировки
эти правила надо помнить каждую секунду, когда в твоих руках включенная полировочная машинка и она прикасается к кузову авто
Не полируй ребра
Не забивай щели
Не зависай
Неокрашенный пластик
Старайся всегда оклеивать неокрашенный пластик на кузове маскировочной лентой. Не ленись. Если полировальный диск соскочит на пластик будет белесый ожог, который ничем не исправишь. Просто оклей пластик маскировочной лентой и забудь об том правиле.
Края полировальной подложки
При полировке участков кузова со сложной геометрией, например, торец крышки багажника, следи за подложкой машинки, на которой держится полировальный диск. Если пластиковая подложка дотронется до кузова — пиздец.
Смотри куда, а не как
смотри куда направляешь полировочной диск на включенной машинке, а не какой красивый след полировальной пасты он оставляет. Хочешь проверить результат — останови машинку.
Боли в пояснице при полировке
В первое время во время полировок у вас будет болеть поясница. Несколько часов на ногах, то встал, то присел, то наклонился, то скривился — еще бы ей не болеть.
Со временем мышцы привыкнут, вы выработаете «правильные» позы, вертикальные поверхности начнете полировать со стула, а не на корточках… Все придет.
Нет терпения? Покупайте ножничный подъемник и стул полировщика. Бюджет: 100 000 рублей
ИНСТРУКЦИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЛИРОВКЕ КУЗОВА
Разбираем частые вопросы
большинство из этих 10-ти вопросов либо уже у вас возникли, либо возникнут в первые тридцать минут после начала полировки
Сколько пасты класть на диск?
Можно было б написать так: в сантиметре или двух от края диска, на всей длине окружности диска не больше пяти-шести капель полировальной пасты по 2−3 грамма. Но это сложно. Потому просто нанесите в разных местах полировального диска поставьте шесть капель полировальной пасты размером ноготь. Слишком много пасты — забьет диск. Он перестанет полировать, начнет греться, прижигать пасту на кузове и крошиться. Слишком мало пасты — поцарапаете кузов. Поэтому шесть капель — норм.
Почему паста летит во все стороны?
При первых полировках можно не придать значения, что полировальная паста разлетается как пепел извергающегося вулкана. Вылетает пылью и целами ошметками прямо из-под диска. Потом задолбетесь отмывать. А все из-за того, что вы не подготовили кузов или подготовили его херово. Нужно было лучше чистить глиной, удаляя сор из лака, за который теперь цепляется и диск и паста… Нужно было лучше обезжиривать и удалять силиконовые пленки, на которых теперь скользит абразив в холостую, как летняя покрышка на льду.
Насколько сильно прижимать?
Роторные машинки отлично прижимаются собственным весом. Просто слегка придерживайте ее и направляйте ход диска. Никаких дополнительных усилий прилагать не надо. Эксцентрики прижимать все же надо, чтобы машинка не прыгала в руке, а полировальный диск прижимался по всей площади.
Почему диск или тряпка оставляют царапины?
Микрофибра может оставлять царапины по двум причинам. Первая, у вас слишком тонкая и жесткая микрофибра, не предназначенная за полировки. Вторая, микрофибра забилась пастой и теперь все случайные песчинки остаются на ее поверхности. Песчинки на поверхности царапают кузов, когда вы вытираете пасту. В любом случае мирофибру надо менять.
Диск царапает только в том случае, если на его поверхности появилась твердая песчинка. Очистите или замените диск.
Как почистить диск?
Самый гуманный способ почистить полировальный диск — продуть сжатым воздухом. Если воздуха нет, то прижмите к диску щетку с жесткой щетиной и включите машинку на низких оборотах. Нет щетки? Подойдет любой предмет с тонким, но не острым краем: пластиковая карта, ногти на пальцах, зажигалка и т.д. Принцип тот же что и с щеткой, только диск долго не выдержит.
Остаются голограммы
После первого этапа полировки абразивной пастой голограммы — норма. на первом этапе важно отполировать риски и царапины. Следующими проходами среднеабразивными, мелкоабразивными и финишными пастами — вы будете бороться с голограммой. Если голограмма осталась после этих проходов — фигово боролись. Надо лучше и дольше.
Царапина не полируется
Не все царапины можно отполировать. Все царапины, которые видны на мокром кузове, все царапины, которые цепляются ногтем — не отполируешь. Такие царапины «сидят» глубже лака. Бывают царапины на границы краски и лака. Тут по ощущениям. Страшно продолжат полировать абразивом по этой царапине — смиритесь и оставьте ее.
Диск сыпится и крошится
Полировальные диски сыплются и крошатся, когда вы их перегреваете. Особенно это касается дисков Rupes. Еще частая причина — полировка по острым углам кузова или с сильным изгибом диска. Когда вы машинку ставите чуть ли не боком. А вообще чуть-чуть крошится для бюджетных полировальных дисков — норма. Вот когда у вас крошится диск за 600 рублей с первых минут полировки — тут вы рукожоп.
Паста тяжело стирается с кузова
Паста плохо стирается с кузова или из-за грязной микрофибры, которая перестала собирать пасту с кузова и начала ее мазать, или из-за грязного кузова, который вы поленились подговить к полировке как следует, или из-за херовой полировальной пасты с огромным содержанием силикона, которую вы умудряетесь перегреть на кузове грязным диском.
Что делать со сколами?
Сколы надо подкрашивать после подготовки кузова, но перед полировкой. Сначала «тыкните» в скол краской. Через час залейте скол капелькой лака. Когда высохнет, намочите водой и без нажима сровняйте бугорок лака с родным лаком кузова с помощью наждачных бумаг с зерном P1500-P3000, постепенно уменьшая зерно. Если все сделали правильно, то на месте скола останется матовый пяточок, который снова станет глянцевым после полировки.
Контроль и защита кузова после полировки
Как определить качество самостоятельной полировки кузова, чем защитить кузов после полировки: пленка, воски, жидкое стекло, керамика.
Как проверить результат полировки?
Как выявить косяки после полировки, на что смотреть и как исправить
Первый и основной показатель результата самостоятельной полировки кузова своего авто — внутренняя удовлетворенность. Нравится как получилось — значит хорошо. Не надо никого слушать, в нашей стране каждый суслик — агроном. Делали свою машину, делали сами, делали для себя… поэтому шлите всех нахуй. Вам нравится — значит все отлично.
Обязательно после финишной полировки протрите весь кузов антисиликоном. Выкатите машину на солнце или вооружившись ярким светодиодным фонариком (подойдет фонарик с телефона) исследуйте каждый сантиметр кузова.
Если проверяете фонариком, то напрравляйте свет перпендикулярно на кузов. если световой пучок рассеивается и рисует 3d узоры, или напоминает циферблат или переливается всеми цветами радуги — это плохо. Это голограммы, которые вы нарезали абразивом и не вывели последующими пастами.
Надо повторить всю полировку начиная с мелко абразивной пасты и заканчивая финишной.
Чем защитить кузов после полировки?
любой хороший результат хочется сохранить на долго. Способов защитить кузов самостоятельно не так уж и много. Три
От царапин и сколов защитит кузов только пленка. Без должной подготовки пленку самостоятельно хорошо наклеить не получится. Лучше сразу ехать в специализированную студию.
Все прочие защитные покрытия для кузова: воски, жидкие стекла и нано-блять-керамики — от царапин и сколов защищают косвенно.
После нанесения таких защитных покрытий кузов становится скользким и идеально гладким. В следствии чего — меньше пачкается. Меньше пачкается — реже заезжаете на мойки. Меньше моек — меньше царапин. Вот и вся логическая цепочка.
Лично я адепт восков. Это историческая, популярная, простая, надежная, доступная, натуральная, безгеморойная защита кузова. Купить твердый карнаубский воск можно в любом магазине.
Жидкие стекла расплодились. Есть хорошие, но дорого, есть откровенное говно, но и стоит дешево. Я давно перестал следить за этим продкутом, потому что идеалом считаю Soft99 H7. Результат хороший, стоит нормально, хватает на долго, наносится без сложнсотей, продается по всему миру…
Керамика. Если есть непреодолимое, неудержимое желание потратить больше десяти тысяч на вонючую жижу… На жижу которая появилась неизвестно когда, где, как и зачем. На жижу, у производителя которой нет нормального сайта и адрес произвосдства не бьтеся даже гуглом… ради бога. Я на это не подписываюсь.
Поверьте, что самостоятельный уход за своим автомобилем также увлекателен и созидателен как рыбалка. А время проведенное на рыбалке в счет жизни не учитывается.