О чём сериал «Крепость Бадабер», 2018 (Россия)

0
4657

15 февраля отмечается очередная годовщина вывода советских войск из Афганистана. В этот день 29 лет назад последний командующий Ограниченным воинским контингентом генерал-лейтенант Борис Громов, перейдя пограничную реку Амударья, заявил журналистам: «За моей спиной не осталось ни одного советского солдата». К сожалению, это утверждение было преждевременным, поскольку в Афганистане оставались как советские военнослужащие, попавшие в плен к моджахедам, так и останки сотен погибших и не вывезенных с чужбины наших бойцов.

По официальным данным, во время войны в Афганистане общие потери 40-й армии, службу в которой за десятилетие боев прошли около 600 тысяч солдат и офицеров, составили 70 тысяч человек ранеными, убитыми и попавшими в плен. После вывода войск около 300 человек числились в плену и пропавшими без вести. Документальные свидетельства о героической гибели некоторых из них были рассекречены только несколько лет назад.

Наши бились, как львы

Выдержка из аналитической записки разведслужбы 40-й армии, с которой лишь недавно был снят гриф секретности: «26 апреля 1985 года в 21.00 во время вечернего намаза группа советских военнопленных тюрьмы Бадабер (на территории Пакистана — С.Т.) сняла шестерых часовых у артиллерийских складов и, взломав замки в арсенале, вооружилась, подтащила боеприпасы к спаренной зенитной установке и пулемету ДШК, установленным на крыше. В боевую готовность был приведен миномет и гранатометы РПГ. Советские воины заняли ключевые точки крепости: несколько угловых башен и здание арсенала.

По тревоге был поднят весь личный состав базы – около 3000 человек во главе с инструкторами из США, Пакистана и Египта. Они попытались штурмом вернуть контроль над крепостью, но были встречены шквальным огнем и, понеся большие потери, вынуждены были отступить. В 23.00 лидер Исламского общества Афганистана Бурхануддин Раббани поднял полк моджахедов Халид-ибн-Валида, окружил крепость и приказал мятежникам сдаться, однако получил ответное требование – вызвать представителей посольств СССР, ДРА, Красного Креста и ООН.

Начался второй штурм, который был также отбит восставшими советскими воинами. Место боя к тому времени было блокировано тройным кольцом окружения, составленным из душманов и военнослужащих пакистанской армии, бронетехники и артиллерии 11 армейского корпуса ВС Пакистана. В воздухе барражировали боевые самолеты ВВС Пакистана.

Жесточайшее боестолкновение продолжалось всю ночь. Штурм следовал за штурмом, силы восставших таяли, однако и враг нес ощутимые потери. 27 апреля Раббани снова потребовал сдаться и снова получил отказ. Он приказал вывести тяжелую артиллерию на прямую наводку и штурмовать крепость. Началась артподготовка и затем штурм, в котором участвовали артиллерия, тяжелая техника и звено вертолетов пакистанских ВВС. Когда войска ворвались в крепость, оставшиеся раненые советские военнопленные взорвали арсенал, сами погибли и уничтожили значительные силы противника».

В восстании участвовали и погибли, по разным оценкам, от 12 до 15 советских военнослужащих. Против них действовали моджахеды Раббани и 11-й армейский корпус Пакистана, потери которых составили: около 100 моджахедов, 90 военнослужащих пакистанских регулярных войск, включая 28 офицеров, 13 представителей пакистанских властей, шесть американских инструкторов, три установки «Град» и 40 единиц тяжелой боевой техники.

Из сводки радиоперехвата штаба 40-й армии в Афганистане за 30 апреля 1985 года: «29 апреля руководитель Исламской партии Афганистана (ИПА) Г. Хекматияр издал приказ, в котором отмечалось, что «в результате инцидента в лагере подготовки моджахедов в СЗПП Пакистана были убиты и ранены 97 братьев». Он потребовал от командиров ИПА усилить охрану захваченных пленных ОКСВ. В приказе дано указание «впредь русских в плен не брать», не переправлять их в Пакистан, а «уничтожать на месте захвата».

Засекреченные и оболганные

О том, что случилось в Бадабере, пакистанские власти и руководство моджахедов пытались скрыть. Выпуск пешаварского журнала «Сафир», который рассказал о восстании в крепости, был конфискован и уничтожен. Правда, сообщение о восстании советских пленных в лагере Бадабер поместила левая пакистанская газета «Муслим». Эту новость подхватили западные агентства, которые со ссылкой на своих корреспондентов в Исламабаде сообщили о неравном бое, который вели советские военнослужащие.

Радиостанция «Голос Америки» тоже проинформировала об этом слушателей, но, конечно, в своем «объективном» стиле: «на одной из баз афганских мятежников на территории Пакистана в результате взрыва погибли 12 советских и 12 афганских пленных». Хотя американцы имели полную информацию о случившемся из сообщения американского консульства в Пешаваре в госдепартамент США от 28 апреля, в котором, в частности, есть такие детали: «Территория лагеря площадью в квадратную милю была покрыта плотным слоем осколков снарядов, ракет и мин, а человеческие останки местные жители находили на расстоянии до 4 миль от места взрыва. В лагере Бадабер содержалось 14 советских солдат, двоим из которых удалось остаться в живых после того, как восстание было подавлено».

В молчанку сразу же начало играть и советское правительство, хотя оно достаточно подробно было информировано о случившемся в Бадабере и руководством 40-й армии, и иностранными должностными лицами. Например, 9 мая посольство СССР в Исламабаде посетил представитель Красного Креста Девид Деланранц и подтвердил факт вооруженного восстания в Бадабере. 11 мая советский посол в Исламабаде В.Смирнов заявил президенту Зия-уль-Хаку решительный протест в связи с расправой над советскими военнослужащими на пакистанской территории. В его заявлении указывалось: «Советская сторона возлагает всю ответственность за произошедшее на правительство Пакистана и ожидает, что оно сделает надлежащие выводы насчет последствий, которыми чревато его соучастие в агрессии против ДРА и тем самым против Советского Союза».

Однако, кроме засекреченных дипломатических заявлений, информация нигде более у нас в стране не распространилась. В СССР долго ничего не знал о героях Бадабера, во всяком случае, из официальных источников. Хотя слухи о восстании в «какой-то крепости» в армейской среде ходили с мая 1985 года. Постепенно и они утихли. До 1990 года, когда газета «Красная звезда» впервые громко рассказала об этом подвиге, правда, без фамилий.

Их тогда точно не знал никто. Ведь узников содержали под кличками.

Герои Афганской войны: Восстание советских военнопленных в крепости Бадабер

Безымянные узники

Из агентурных документов МГБ Афганистана: «Центр подготовки мятежников ИОА при лагере афганских беженцев Бадабера (30 км южнее Пешавара) занимает площадь 500 га. На территории центра проходят обучение 300 курсантов — членов ИОА. Срок их обучения — 6 месяцев. Преподавательский состав (всего 65 человек) укомплектован египетскими и пакистанскими инструкторами. Начальник центра — майор ВС Пакистана Куратулла. При нем находятся шесть американских советников. Старший из них по имени Варсан. Курсанты после завершения учебы направляются на территорию Афганистана в качестве руководителей ИОА провинциального, уездного и волостного звена в провинциях Нангархар, Пактия и Кандагар.

На территории центра расположены 6 складов с вооружением и боеприпасами, а также 3 тюремных помещения, оборудованных под землей. В них, по данным агентуры, содержатся афганские и советские военнопленные, захваченные в боевых действиях в 1982—1984 годах. Режим их содержания особо строгий, изолированный. Кто содержится в подземных темницах — тайна. Никто из рядовых обитателей учебного центра не имеет туда доступа. Даже бидоны с похлебкой работающие при кухне оставляют у дверей с решетчатым окошком. Внутрь их вносит охрана. О советских пленных знает лишь ограниченное число людей.

Узники подземной тюрьмы безымянны. Вместо имен, фамилий им присваиваются мусульманские клички. Носят они одинаковые длиннополые рубахи и широкие шаровары. Обуты кто в калоши на босую ногу, кто в кирзовые сапоги с обрезанными голенищами. Для унижения человеческого достоинства некоторых пленников, самых строптивых и непокорных, клеймят, заковывают в цепи, морят голодом, подсыпают в скудную пищу «чаре» и «насвай» — самые дешевые наркотики».

Какие еще нужны свидетельства?

Летом 2002 года российским дипломатам удалось получить доступ к журналу одного из хозяйственных подразделений штаб-квартиры ИОА, в котором велся учет имущества лагеря Бадабер. Там впервые были обнаружены фамилии советских военнопленных. Через какое-то время они стали известны представителям Комитета по делам воинов-интернационалистов, который впоследствии дважды выступал с ходатайством о награждении участников восстания в лагере Бадабер.

Но тщетно.

Вот выдержка из ответа наградного отдела главного управления кадров минобороны РФ: «По имеющимся в нашем распоряжении спискам (Книга Памяти о советских воинах, погибших в Афганистане), указанные вами воины-интернационалисты в числе погибших не значатся. Сообщаю, что награждение за выполнение интернационального долга в Республике Афганистан завершилось в июле 1991 г. на основании Директивы заместителя министра обороны СССР по кадрам от 11 марта 1991 г. Исходя из вышеизложенного, а также учитывая отсутствие документального подтверждения конкретных заслуг бывших военнослужащих, указанных в списке, в настоящее время оснований для возбуждения ходатайства о награждении, к сожалению, не имеется».

Обращения к президентам Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву (в разное время) с просьбами посмертно представить к государственным наградам участников героического восстания в лагере Бадабер также не нашли положительного отклика. Мотивация та же — нет документальных подтверждений.

— Как это нет свидетельств! — возмущается Виктория Шевченко, дочь Николая Шевченко — одного из руководителей восстания советских пленных. — Я лично читала показания бывшего военнопленного узбека Носиржона Рустамова, моментально узнавшего Абдурахмона, как называли в плену Николая Шевченко, есть показания армянина Михаила Варваряна (Исломутдина), трех пленных военнослужащих афганской армии, которых отец перед восстанием отпустил, велел спасаться, и, наконец, самого лидера Исламского общества Афганистана Бурханутддина Раббани, свидетельства которого теперь никто не скрывает.

 
 

Они рассказали российским поисковикам и тележурналистам (и это документально зафиксировано на видео), что весной 1985 года в «лагере беженцев» Бадабер, который на самом деле был базой подготовки боевиков, находились советские военнопленные. Рядом с помещением, где их держали, был склад оружия и боеприпасов.

После того, как одному из пленных удалось бежать в цистерне водовозки, охранявшие невольников моджахеды озверели. Один из заключенных, казах Канат, от пыток сошел с ума. После футбольного матча между пленными и моджахедами, инициатором которого был Шевченко (наши разгромили противника), душманы еще больше разозлились. Всех избили, молодого пленного изнасиловали. Это переполнило чашу терпения узников. В пятницу, святой для мусульман день, когда почти все правоверные были в мечети, а тюрьму и склад боеприпасов охраняли лишь несколько душманов, Шевченко с друзьями связали их, вооружили других товарищей.

Свидетели рассказывают, что руководитель восстания выдвинул требование, чтобы в лагерь прибыли представители властей Пакистана, посольства СССР, общества Красного Креста. Лидер моджахедов Раббани не хотел, чтобы весь мир узнал, что на территории Пакистана содержатся советские военнопленные, и приказал их уничтожить. Но он не знал, с кем связался! Советские воины показали богатырскую силу и волю.

Поражает то, как отблагодарило их за это государство. Моей маме минобороны прислало вот такую писульку: «Уважаемая Лидия Поликарповна! Сообщаем Вам, что 10 сентября 1982 года Ваш муж Шевченко Николай Иванович при исполнении интернационального долга в ДРА, в районе города Герат, пропал без вести. Личных вещей по месту работы у него не было. Вкладная книжка номер такой-то на сумму 510 рублей 86 копеек отправлена в Красноармейское отделение Госбанка СССР, город Москва, улица Неглинная, 12».

Всё! Стыдно и больно!

Имена Героев

Публикуем список известных на сегодняшний день героев Бадаберского восстания:

  • лейтенант Сабуров С.И., 1960 г.р., Республика Хакасия;
  • мл. лейтенант Кирюшкин Г.В., 1964 г.р., Московская обл.;
  • сержант Васильев П.П., 1960 г.р., Чувашия;
  • рядовой Варварян М.А., 1960 г.р., армянин;
  • мл. лейтенант Кашлаков Г.А., 1958 г. р., Ростовская обл.;
  • мл. сержант Рязанцев С.Е., 1963 г. р. русский;
  • мл. сержант Саминь Н.Г., 1964 г. р., Казахстан;
  • ефрейтор Дудкин Н.И., 1961 г. р., Алтайский край;
  • рядовой Рахимкулов Р.Р., 1961 г.р., татарин, Башкирия;
  • рядовой Васьков И.Н., 1963 г. р., Костромская обл.;
  • рядовой Павлютенков, 1962 г. р., Ставропольский край;
  • рядовой Зверкович А.Н., 1964 г. р., Белоруссия;
  • рядовой Коршенко С.В., 1964 г.р., Украина;
  • служащий советской армии Шевченко Н.И.;
  • рядовой Левчишин С.Н., 1964 г.р., Самарская область.

http://mirtesen.ru/people/205143742 — link

Отчаявшись подавить восстание, командование вооруженных сил Пакистана решило: расстрелять восставших из реактивных установок залпового огня и тяжелой артиллерии, установленной на прямую наводку. В 8 часов утра 27 апреля Раббани лично принял командование операцией. Одновременно с артиллерийским был нанесен авиаудар.

Развязка наступила около 8 часов утра 27 апреля. Арсенал взлетел на воздух, фактически разрушив весь лагерь подготовки боевиков. В эпицентре взрыва образовалась огромная воронка.

Из доклада разведцентра 40-й армии о событиях в Бадабере: «Район восстания был блокирован отрядами моджахедов, танковыми и артиллерийскими подразделениями 11-го армейского корпуса ВС Пакистана. Против восставших были применены РСЗО „Град“ и звено вертолетов ВВС Пакистана. Радиоразведка 40-й армии зафиксировала радиоперехват между их экипажами и авиационной базой, а также доклад одного из экипажей о нанесении бомбового удара по лагерю. Лишь совместными усилиями моджахедов и пакистанских регулярных войск удалось подавить это восстание. Большинство из восставших пало смертью храбрых в неравном бою, а тяжело раненные были добиты на месте».

 

«Человеческие останки находили на расстоянии до 4 миль»

Есть три версии того, что произошло. Как утверждал Бурхануддин Раббани, склад взорвался из-за прямого попадания выстрела РПГ. По второй версии, арсенал был расстрелян из пушек пакистанской армии, что вызвало детонацию боеприпасов. По третьей версии, оставшиеся в живых восставшие, понимая, что бой подходит к концу, сами взорвали склад, не желая снова сдаваться в плен.

Свидетели подтверждают, что взрыв был огромной мощности. Останки погибших советских солдат и штурмовавших арсенал моджахедов затем собирали в радиусе сотен метров от эпицентра.

При этом Бурхануддин Раббани настаивал, что в Бадабере погибло не более 20 моджахедов. По данным советской разведки, это число сильно занижено — в бою и при взрыве были убиты 100–120 моджахедов, от 40 до 90 военнослужащих армии Пакистана и 6 американских военных инструкторов. 

Душманы сообщили, что охранников и прочих «братьев» погибло 97. По другим данным — порядка 200 человек, в том числе около 100 афганских душманов, 9 представителей пакистанских властей, 28 офицеров ВС Пакистана. Были уничтожены 3 реактивные установки залпового огня «Град» (БМ-13), около 2000 тысяч ракет различного типа и снарядов, 40 орудий, минометов и пулеметов.

Из сообщений американского консульства в Пешаваре в госдепартамент США от 28 и 29 апреля 1985 года: «Территория лагеря площадью в квадратную милю была покрыта слоем осколков снарядов, ракет и мин, а человеческие останки местные жители находили на расстоянии до 4 миль от места взрыва...»

Президент Пакистана Мухаммед Зия-уль-Хак был в ярости. Восстание в Бадабере произвело много шума в прямом и переносном смысле. Президент всерьёз опасался, что советское руководство, уличив Пакистан в нахождении на его территории советских военнопленных, что официальный Исламабад категорически отрицал, может применить против него силу. Информация о восстании в Бадабере была строго засекречена. Тиражи пакистанских изданий, успевших написать о происшедшем, были изъяты и уничтожены.

Командиры моджахедов были вызваны «на ковёр» к Зия-уль-Хаку и выслушали немало неприятных слов о себе и своих формированиях. 

 Из передачи радиостанции «Свобода» от 4 мая 1985 года: «Представитель штаб-квартиры космического командования США в штате Колорадо сообщил, что на аэрофотоснимках, полученных с помощью спутника, зафиксирован взрыв большой разрушительной силы в северо-западной провинции Пакистана, произошедший 27 апреля с.г.». (Возникший пожар уничтожил канцелярию центра, в которой находились списки советских пленных).

Американская журналистка Людмила Торн с советскими военнопленными лагерь Бадабер, август 1983 года.

 

https://www.youtube.com/watch?v=DPwa8v8sgNY

Премьера сериала «Крепость Бадабер» с 12 февраля на первом канале.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here