Домой Автомобиль Как выбраться из снега, если мешает система ESP

Как выбраться из снега, если мешает система ESP

0
89

 

 

Занос на дороге общего пользования — вещь опасная и, как правило, неожиданная. ESP создана, чтобы не допускать его. Аббревиатура ESP (Electronic Stability Program) — самая распространённая из множества существующих на сегодняшний день для обозначения системы динамической стабилизации автомобиля.

Система ESP. Принцип работы и преимущества системы стабилизации

В зависимости от производителя комбинация букв может варьироваться: встречаются ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC... Суть везде едина — в опасных ситуациях обозначенная одним из этих индексов электроника помогает вам справиться с автомобилем.

Задача ESP заключается в том, чтобы контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях — предотвращать срыв автомобиля в занос и боковое скольжение. То есть сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля в процессе выполнения манёвров, особенно на высокой скорости или на плохом покрытии. Иногда эту систему называют «противозаносной» или «системой поддержания курсовой устойчивости».

В 1995 году двухдверный Mercedes S 600 стал первым серийным автомобилем с системой стабилизации. Через несколько месяцев это оборудование получили седаны S-класса W140 и родстеры SL R129.

 

Прообраз ESP под названием «Управляющее устройство» был запатентован ещё в 1959 году компанией Daimler-Benz, но реально воплотить её удалось лишь в 1994-м. С 1995-го система стала серийно устанавливаться на купе Mercedes-Benz S 600 Coupe, а чуть позже ею комплектовались все автомобили S-класса и SL.

Сегодня система динамической стабилизации доступна хотя бы в качестве опции почти на любом автомобиле. Прямой зависимости от класса машины уже не существует: ESP можно обнаружить даже в относительно недорогой модели Volkswagen Polo. Так как она работает?

Так выглядит блок управления системой стабилизации на автомобилях Mercedes-Benz.

 

Современная ESP взаимосвязана с АБС, антипробуксовочной системой и блоком управления двигателем, она активно использует их компоненты. По сути, это единая система, работающая комплексно и обеспечивающая целый набор вспомогательных контраварийных мероприятий. Структурно ESP состоит из электронного блока-контроллера, который постоянно обрабатывает сигналы, поступающие с многочисленных датчиков: скорости вращения колёс (используются стандартные датчики АБС); положения рулевого колеса; давления в тормозной системе.

Но основная информация поступает с двух специальных датчиков: угловой скорости относительно вертикальной оси и поперечного ускорения (иногда это устройство называют G-сенсор). Именно они фиксируют возникновение бокового скольжения на вертикальной оси, определяют его величину и дают дальнейшие распоряжения. В каждый момент ESP знает, с какой скоростью едет автомобиль, на какой угол повёрнут руль, какие обороты у двигателя, есть ли занос и так далее.

Обрабатывая сигналы с датчиков, контроллер постоянно сравнивает фактическое поведение автомобиля с тем, что заложено в программе. В случае если оно отличается от расчётного, система понимает это как возникновение опасной ситуации и стремится исправить её.

 

Если на дороге что-то пошло не так, вернуть автомобиль на нужный курс система может, давая команду на выборочное подтормаживание одного или нескольких колёс. Какое из них надо замедлить (переднее или заднее, внешнее по отношению к повороту или внутреннее), система определяет сама в зависимости от ситуации.

Притормаживание колёс система осуществляет через гидромодулятор АБС, создающий давление в тормозной системе. Одновременно (или до этого) на блок управления двигателем поступает команда на сокращение подачи топлива и уменьшение, соответственно, крутящего момента на колёсах.

Это ситуация, когда водитель превысил скорость вхождения в поворот и начался занос/снос. Красная линия — траектория движения без ESP. Если водитель станет тормозить, у него есть серьёзный шанс развернуться, а если нет — улететь с дороги. Однако ESP выборочно подтормаживает колёса так, чтобы автомобиль остался на нужной траектории.

 

Система работает всегда, в любых режимах движения: при разгоне, торможении, движении накатом. А алгоритм срабатывания зависит от каждой конкретной ситуации и типа привода автомобиля. Например, в повороте датчик углового ускорения фиксирует начало заноса задней оси. В этом случае на блок управления двигателем поступает команда на уменьшение подачи топлива. Если этого оказалось недостаточно, посредством АБС притормаживается внешнее переднее колесо. И так далее, в соответствии с программой.

Этот видеоролик наглядно демонстрирует, почему система стабилизации представляет важнейший элемент активной безопасности автомобиля.

 

Однако существует мнение, что опытному водителю, способному ездить на пределе возможностей, эта система мешает. Такие ситуации действительно редко, но могут возникать — например, когда для выхода из заноса надо поддать газа, а электроника сделать этого не даёт — «душит» движок.

В автомобилях, оборудованных автоматической коробкой передач с электронным управлением, ESP способна даже корректировать работу трансмиссии, то есть переключаться на более низкую передачу или в «зимний» режим, если он предусмотрен.

 

К счастью, для опытных водителей во многих автомобилях, оборудованных ESP, предусмотрена возможность её принудительного отключения. А на некоторых моделях система допускает небольшие заносы и скольжения, давая водителю немного похулиганить, вмешиваясь, только если ситуация становится действительно критической.

Система ESP является одной из важнейших частей комплекса активной безопасности автомобиля. Она исправляет ошибки в управлении и часто помогает выйти из ситуаций, в которых среднестатистический водитель на обычном автомобиле потерпел бы фиаско.

 

Главное достоинство ESP — с ней автомобиль перестаёт требовать от вас навыков экстремального вождения. Вы просто поворачиваете руль — а машина сама будет думать, как вписаться в поворот. Но имейте в виду — возможности ESP по исправлению опасной ситуации небеспредельны. Ведь законы физики обмануть нельзя. Поэтому надо помнить, что ESP хоть и значительно снижает шансы на попадание в аварию во многих сложных ситуациях, но не избавляет водителя от необходимости иметь голову на плечах.

https://www.drive.ru/technic/4efb330200f11713001e32e4.html — link

Три способа выбраться из снега, если мешает система ESP

Застрять зимой в снегу — обычное дело. Если в машине есть заветная клавиша, отключающая ESP, то волноваться не стоит. Но на многих моделях, особенно легковых, ее просто нет. Поэтому при каждой попытке выбраться, электроника обрубает топливоподачу и выехать из снежного плена не удается. Как поступить в таком случае?

 

Отсутствие клавиши ESP OFF вовсе не означает, что производитель решил сэкономить на покупателе. Дело в том, что в приоритете каждого автозавода стоит безопасность людей, а отключение системы повышает риск ДТП. Ведь водителя, особенно начинающего, никто не страхует. Поэтому на многих легковых моделях систему ESP делают без возможности отключения.

Может быть и еще один вариант: клавиша деактивации ESP есть, но при скорости 40 км/ч электроника включается автоматически. В сугробе это только мешает, ведь при буксовании ESP «оживает» и машина снова «садится». И чтобы выбраться из снежной каши, надо временно выключить систему стабилизации принудительно. Это можно сделать несколькими способами.

ВЫНУТЬ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ

Как правило, нужный предохранитель находится в блоке, который расположен не под капотом, а в салоне автомобиля. Его размещают внизу передней панели под левой ногой водителя.



Фото из открытых источников



В любом случае, сначала откройте инструкцию по эксплуатации вашей машины и найдите тот плавкий предохранитель, отвечающий за работу ESP, и смело его вынимайте. После этой операции заводите мотор. Не пугайтесь, что на приборной панели загорелись индикаторы массы ошибок, зато теперь вам электроника не помешает.

После того, как выбрались из сугроба, не забудьте вставить предохранитель на место. Ведь без него у автомобиля не будет работать не только ESP, но и ABS. То есть управлять транспортным средством станет небезопасно.

СНЯТЬ ДАТЧИК ABS

Еще один нехитрый способ, но более «грязный», так как надо будет просовывать руки под колесо. Для отключения ESP достаточно снять разъем с любого колесного датчика ABS, ведь именно с них электроника получает информацию о скорости вращения колес и принимает решение — вмешиваться в управление автомобилем или нет. Важно при этом защитить разъем датчика от грязи и влаги. Иначе потом могут возникнуть проблемы с электроникой.

СНЯТЬ ШТЕКЕР С БЛОКА ABS

Как понятно из названия, штекер блока ABS находится под капотом, рядом с блоком антиблокировойчной системы. Принципиально данный способ не отличается от второго, разве что он более «чистый», потому как не надо ковыряться с колесом. Перед попыткой выехать, штекер также нужно защитить от грязи, чтобы потом не было проблем на дороге. Ведь если в разъем попадет вода, в работе ABS может случиться сбой

https://www.avtovzglyad.ru/sovety/vozhdenie/2020-12-24-3-sposoba-vybratsja-iz-snega-esli-meshaet-sistema-esp/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com — link

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Яндекс.Метрика
Сервис расчета стройматериалов Рейтинг@Mail.ru Счетчик тИЦ и PR