Львовская катастрофа, поставившая крест на украинских авиашоу

0
2767

В четверг исполнилось ровно 15 лет со дня самой страшной катастрофы в мировой истории авиашоу. Двадцать седьмого июля 2002 года тяжелый истребитель Су-27УБ ВВС Украины упал на толпу зрителей в аэропорту Скнилов неподалеку от Львова. Взрыв заправленной тридцатитонной машины унес жизни 77 человек, в том числе 28 детей. Более 500 человек получили ожоги и ранения. 

Эта трагедия выявила ряд недочетов в организации публичных демонстрационных полетов на Украине. К тюремным срокам и крупным денежным штрафам были приговорены пять человек — не только пилоты злополучного Су-27УБ, но и их командиры. Скниловская катастрофа поставила жирный крест на будущем авиашоу на Украине — с 27 июля 2002 года они там не проводились.

Четыре минуты

Двухместный учебно-боевой истребитель, пилотируемый летчиками 14-го авиакорпуса ВВС Украины Владимиром Топонарем (общий налет 1900 часов) и Юрием Егоровым (2000 часов), поднялся в воздух в 12:41 по местному времени. Набрав высоту, машина выполнила «бочку» и перешла в крутое пике, снижаясь к летному полю. В какой-то момент самолет сильно «просел» к земле, и нисходящий вираж перешел в неконтролируемое падение. Пилоты попытались вывести машину, но истребитель задел дерево, ударился одним крылом о бетон и другим — о стоящий на поле Ил-76. Летчики успели катапультироваться, а неуправляемый самолет врезался в землю и взорвался в толпе зрителей. Полет продлился всего четыре минуты — бортовой самописец отключился в 12:45, на 18-й секунде.

 © AP Photo / Yuri Rura. Крушение истребителя Су-27 ВВС Украины в аэропорту Львова в Скнилове. 27 июля 2002.
 

Президент страны Леонид Кучма сразу после трагедии возложил всю вину на военных и освободил от должности главкома ВВС Украины генерал-полковника Виктора Стрельникова. А уже на следующий день Генеральная прокуратура выступила с официальным сообщением, по которому причинами катастрофы стали серьезные просчеты в организации, подготовке и осуществлении полетов в ВВС и, в частности, при организации показательных выступлений во Львове. Шестого сентября того же года были оглашены результаты расследования комиссии Минобороны Украины. Причинами крушения самолета были названы «отклонение экипажа от полетного задания и ошибка в пилотировании Су-27». 

Материалы передали в суд 24 июля 2005 года. Владимир Топонарь был приговорен к 14 годам лишения свободы и штрафу в 7,2 млн гривен (вышел на свободу через 11 лет), второй пилот Юрий Егоров получил 8 лет тюрьмы и штраф в 150 тысяч гривен (был освобожден через 2,5 года). Тюремные сроки и штрафы получили замкомандующего 14-м авиакорпусом Анатолий Третьяков (6 лет), замруководителя полетами Юрий Яцюк (6 лет) и начальник службы безопасности полетов авиакорпуса Анатолий Лукиных (4 года). Также уголовные дела были возбуждены в отношении четырех генералов, но 11 июня 2008 года апелляционный суд в Киеве их оправдал.

Виноваты все

Ни один из обвиняемых свою вину не признал. Летчики оправдывались тем, что полетное задание было невыполнимым — летные карты были составлены с ошибками. В частности, на них неправильно была отмечена зрительская зона. По словам пилотов, они «потерялись» в пространстве после первой «бочки», что, собственно, подтверждает запись «черного ящика». На ней слышно, как экипаж ругается, пытаясь понять, где зрители и в какую сторону выводить самолет. Многие эксперты уверены, что летчиков сделали «крайними». За день до авиашоу они должны были провести тренировочный полет, осмотреться на местности и запомнить ориентиры. Однако им этого сделать не дали: очевидно, командование экономило топливо. Кроме того, организаторы авиашоу разместили зрительские трибуны слишком близко к летному полю, что, по всем международным нормам, является не просто нарушением, а преступлением.

 © AFP 2017 / Evgen Kraws/ Родственники погибших при крушении СУ-27 во время панихиды во Львове. 27 июля 2005
 

"От оси пилотирования — центра взлетно-посадочной полосы, с которой поднимаются в воздух самолеты, до ближайшего зрителя расстояние должно быть не меньше 250 метров, — рассказал РИА Новости заслуженный летчик-испытатель России и почетный президент авиакосмического салона МАКС Магомед Толбоев. — Летчик не имеет права пересекать эту черту в сторону посетителей авиасалона — только в противоположном направлении! На тренировках экипажи, хотя бы на метр вылетевшие из зоны, немедленно отстраняются от полетов. Крайне строгие правила и по минимальной высоте пилотирования. Для горизонтального прохода — 100 метров, вертикального — 200 метров. Этого с лихвой хватит, чтобы у летчика был запас времени на случай непредвиденных обстоятельств.

Организаторы авиашоу под Львовом о таких правилах не слышали и наступили на все грабли, на какие только смогли. Виноваты все причастные. Я 25 лет устраиваю МАКС, все мероприятия по обеспечению безопасности давно отработаны до автоматизма. Мы — профессионалы. А любителям можно сказать только одно: «Ребята, не занимайтесь тем, в чем не разбираетесь».

 

Военное руководство Украины выводы сделало: в 2007 году первый замминистра обороны Леонид Поляков сообщил, что авиашоу на территории страны не будут проводиться, пока летчики «полностью не выйдут на нормативные параметры относительно налетов в любых погодных условиях». И снова «крайними» сделали только пилотов Су-27УБ, общий налет которых значительно превышал нормативы.

На своих ошибках

До Скниловской трагедии самым серьезным происшествием на авиашоу были печально известные события на базе ВВС США Рамштайн в ФРГ 28 августа 1988 года. Напомним, во время выступления итальянской пилотажной группы Frecce Tricolori три из десяти самолетов Aermacchi MB-339PAN столкнулись в воздухе. Одна машина упала прямо на зрителей. Погибли 70 человек, включая трех пилотов, около 400 получили ранения. Причиной катастрофы стала ошибка одного из летчиков, потерявшего ориентацию в пространстве и совершившего незапланированный маневр. 

 © AP Photo / Charles Daughty. Столкновение самолетов пилотажной группы Frecce Tricolori на базе ВВС США Рамштайн в ФРГ. 28 августа 1988
 

Следствие установило, что вина за произошедшее лежит как на итальянском пилоте, так и на организаторах авиашоу, разместивших зрительскую зону слишком близко к летному полю. В стране был введен трехлетний запрет на подобные мероприятия. Показательные выступления пилотажных групп возобновились только после введения новых более строгих правил безопасности. Были запрещены маневры в направлении зрителей и установлена минимальная высота пилотирования. С тех пор серьезных происшествий на немецких авиашоу больше не было. 

А одними из первых горький урок необходимости точного соблюдения техники безопасности выучили британцы. На авиасалоне Фарнборо 6 сентября 1952 года реактивный истребитель DH.110 из-за дефекта разрушился в воздухе и рухнул прямо на зрительскую трибуну. Погибли 30 человек, включая пилотов.

Летчики хотели развлечь зрителей, разгоняя самолет до сверхзвуковой скорости и пикируя на трибуну. Первый маневр закончился удачно. При выполнении второго произошла катастрофа. Формально экипаж был не виноват: пилотаж над зрителями в то время запрещен не был. Однако после трагедии правительство Великобритании серьезно ужесточило правила проведения авиашоу и запретило пилотам совершать опасные маневры вблизи трибун. К сожалению, его примеру в дальнейшем последовали далеко не все.

https://ria.ru/defense_safety/20170726/1499204043.html — link

Катастрофы и аварии на авиашоу в мире в 2009—2015 годах

Подробнее о катастрофах и авариях на авиашоу в мире в 2009—2015 годах 

Вертолет Ми-28 пилотажной группы «Беркуты» потерпел катастрофу на авиашоу в Рязанской области в воскресенье, один пилот погиб, второй был госпитализирован, сообщило управление пресс-службы и информации Минобороны России.

2 августа 2015 года, выполняя программу высшего пилотажа на авиашоу на аэродроме полигона Дубровичи под Рязанью, разбился вертолет Ми-28. На борту вертолета находились два летчика, один из них погиб.

По словам главнокомандующего Военно-воздушными силами РФ генерал-полковника Виктора Бондарева, причиной крушения вертолета стал отказ системы управления и гидросистемы. 

25 апреля 2015 года в Мексике во время авиашоу на международной аэрокосмической выставке Feria Aeroespacial Mexico 2015 разбился небольшой учебно-тренировочный самолет Texan. Инцидент произошел во время выполнения самолетами сложной фигуры высшего пилотажа «двойное зеркало». Пилоты Texan успели катапультироваться.

8 сентября 2014 года в американском штате Невада в результате крушения судна во время соревнований по самолетному спорту скончался пилот самолета Osprey GP-5.

4 июля 2013 года в районе ливийского города Бенгази во время авиашоу разбился военный самолет, два члена экипажа погибли. Третий член экипажа был серьезно ранен. По предварительным данным, причиной катастрофы стала ошибка пилота.

22 июня 2013 года в американском штате Огайо вблизи города Дейтон в рамках авиашоу потерпел крушение биплан, в результате чего погибли пилот и каскадер, выполнявший трюк на крыле самолета. Жертв и раненых среди гостей авиашоу нет.

19 мая 2013 года в турецком городе Адана во время авиашоу разбился самолет, пилот погиб.

5 мая 2013 года в Мадриде на авиашоу самолет потерпел крушение. Самолет, который был построен в 50-х годах, врезался в ангар в 100 метрах от места, где собрались более 3 тысяч зрителей. В авиакатастрофе погиб 34-летний пилот. Ранены трое полицейских, пятеро сотрудников аэродрома и 10 гостей авиашоу.

7 апреля 2013 года в во время авиационного шоу в Доминиканской Республике упал в море самолет T35 Pillan. По предварительным данным, самолет принадлежал военно-воздушным силам Доминиканы. Шоу проводилось на побережье Карибского моря. Судьба экипажа самолета неизвестна.

1 сентября 2012 года в американском штате Айова во время Quad City Air Show на глазах у тысяч посетителей учебно-тренировочный самолет L-39 Albatross, летевший клином с двумя другими самолетами, разбился при выполнении элемента пилотажа с креном в 45 градусов. Пилот погиб.

1 июля 2012 года в британском графстве Бедфордшир на авиашоу потерпел крушение участвовавший в мероприятии самолёт Havilland DH 53, выпущенный в 1920-х годах. В результате падения машины пилот был госпитализирован с тяжёлыми травмами и скончался в больнице.

14 октября 2011 года в Китае на авиашоу в городе Вэйнань уезда Пучэн северо-западной провинции Шэньси разбился фронтовой бомбардировщик JH-7 «Летающий леопард». Один пилот катапультировался и остался жив, другой погиб.

17 сентября 2011 года во время авиашоу в городе Мартинсбург в американском штате Западная Виргиния разбился одномоторный учебный самолет T-28 Trojan. T-28 потерял управление в ходе группового полета, в котором участвовало шесть самолетов, и упал в районе ангаров. Пилот погиб, на земле никто не пострадал.

16 сентября 2011 года в американском штате Невада во время авиасоревнований небольшой самолет упал на трибуны. Жертвами трагедии стали 11 человек, более 50 получили ранения. Предполагается, что 74-летний пилот Джимми Лиуард (Jimmy Leeward), управлявший модифицированным истребителем времен Второй мировой войны P-51 Mustang, не справился с управлением. Также была высказана версия о технической неисправности самолета.

20 августа 2011 года небольшой самолет разбился во время показательного выступления на авиашоу в США. Инцидент произошел в городе Канзас-Сити на западе штата Миссури. Пилот не справился с управлением самолетом при выполнении элемента под названием «спиральный спуск». Красный биплан врезался в землю и загорелся после безуспешных попыток пилота выйти из пике. Пилот погиб, никто из посетителей авиашоу не пострадал.

20 августа 2011 года самолет пилотажной группы ВВС Великобритании разбился на юге Англии во время авиашоу. Инцидент случился перед показательным выступлением. Самолет принадлежал команде военных летчиков Red Arrows («Красные стрелы», официальное название Royal Air Force Aerobatic Team), которые известны своими трюками высшего пилотажа.

18 июня 2011 года легкомоторный самолет Christen Eagle II разбился во время авиашоу в польском городе Плоцк в Мазовецком воеводстве. Инцидент произошел, когда самолет выполнял манёвры в воздухе. Самолет упал в реку Вислу. Пилот — вице-чемпион Польши по самолётной акробатике Марк Шуфа — погиб.

26 марта 2011 года самолет модели Як-52 разбился во время показательного полета на авиашоу близ американского города Баннелл, штат Флорида. Пилот погиб. Инцидент произошел во время ежегодного шоу пилотов у аэропорта Фледжер Каунти. Тренировочный самолет, используемый военными авиационными акробатами, неожиданно полетел вниз и загорелся на глазах у зрителей.

24 сентября 2010 года легкий самолет Cessna ударился о землю на летном поле в ходе аэрошоу в городе Бандунг, столице индонезийской провинции Западная Ява. Летчик получил серьезные ранения. По словам очевидцев, самолет летел так низко, что задел землю одним крылом, в результате чего и произошла авария.

18 сентября 2010 года два самолета, выполнявшие фигуру высшего пилотажа во время авиашоу в немецкой провинции Бавария, столкнулись в воздухе. Одному из пилотов удалось завести самолет на экстренную посадку, а второе воздушное судно разбилось, и пилот погиб. Инцидент произошел на летном поле близ города Варнгау (Warngau), расположенного в 40 километрах к югу от Мюнхена.

5 сентября 2010 года во время авиашоу под городом Нюрнберг на юге Германии небольшой самолёт при взлёте врезался в толпу зрителей. В результате ЧП один человек погиб и ещё 33 получили ранения. Пилот небольшого самолёта, который по непонятным причинам потерял управление, в результате аварии не пострадал.

23 июля 2010 года истребитель канадских ВВС CF-18 Hornet разбился во время международного авиашоу в городе Летбридж в канадском штате Альберта. Самолет капитана Брайна Бьюса (Brian Bews) летел над аэродромом на низкой высоте, когда неожиданно начал падать. Пилот вынужден был выброситься с парашютом буквально за несколько секунд до того, как машина врезалась в землю и взорвалась. Разбившийся CF-18 был специально приспособлен для участия в авиашоу.

3 апреля 2010 года учебно-тренировочный самолет разбился во время авиашоу в городе Лажис на юге Бразилии, пилот погиб. Небольшой самолет демонстрировал приемы высшего пилотажа на авиашоу, приуроченном к годовщине федерального аэропорта Лагиша, когда он врезался в землю и взорвался.

3 марта 2010 года самолет пилотажной группы индийских ВМС разбился в индийском городе Хайдерабад во время открытия авиавыставки India Aviation-2010. Несколько самолетов пилотажной группы демонстрировали фигуры высшего пилотажа, когда одна из машин, потеряв управление, упала в районе аэропорта. На борту лайнера находились два летчика — оба погибли. Самолет врезался в резервуар с водой, который находился на крыше трехэтажного жилого дома. На земле семь человек получили ранения различной степени тяжести.

7 октября 2009 года истребитель МиГ-23 ливийских ВВС потерпел катастрофу во время демонстрационных полетов на международной выставке вооружений в Триполи. Самолет упал примерно в 2 километрах от смотровых площадок. Пилот погиб.

30 августа 2009 года на авиашоу, которое традиционно проходило на военном аэродроме в Радоме (Польша), разбился белорусский истребитель Су-27. Пилоты самолета — заместитель командующего Западным оперативно-тактическим командованием ВВС и войск ПВО Белоруссии полковник Александр Морфицкий и заместитель командира 61-й истребительной авиабазы полковник Александр Журавлевич погибли. Самолет упал далеко от зрителей в двух километрах от аэродрома. По словам очевидцев, если бы пилоты решили катапультироваться, то самолет упал бы на жилые дома в населенном пункте Маленчына.

16 августа 2009 года в небе над Жуковским (Московская область) в ходе подготовки к авиасалону МАКС-2009 произошла авиакатастрофа, в которой столкнулись истребитель Су-27 и спарка (двухместный самолет) Су-27УБ из состава пилотажной группы «Русские витязи». В результате катастрофы погиб командир группы гвардии полковник Игорь Ткаченко. Два других пилота катапультировались. Один из летчиков в ходе катапультирования получил травму позвоночника. Один из самолетов упал на территории дачного поселка, в результате чего сгорели три дома.

Пострадали пять жителей поселка — четверо мужчин и одна женщина. Все они были госпитализированы. Через несколько дней женщина, получившая сильнейшие ожоги, скончалась.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here