В 1988 году в соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и малой дальности Советский Союз снял с вооружения несколько ракетных комплексов, подпадавших под действие соглашения. Самыми новыми комплексами с ракетой средней дальности, от которых пришлось отказаться, были системы семейства «Пионер».
С середины семидесятых годов эти комплексы обеспечивали безопасность страны и удерживали вероятных противников от нападения. Тем не менее, из-за своих характеристик комплексы «Пионер» попали под сокращение и к началу девяностых годов были утилизированы.
Разработка нового ракетного комплекса, получившего индекс 15П645 и название «Пионер» (позже появилось обозначение РСД-10), стартовала в 1971 году в Московском институте теплотехники (МИТ) под руководством Александра Давидовича Надирадзе. От инженеров требовалось создать новую баллистическую ракету средней дальности, способную поражать цели на дальностях до 4500—5000 км, и остальные элементы ракетного комплекса, в том числе подвижную пусковую установку на колесном шасси. Для упрощения создания ракетного комплекса было предложено взять за основу межконтинентальную ракету «Темп-2С». В качестве основы для «Пионера» были использованы две верхние ступени ранее разработанной ракеты.
Головным разработчиком нового проекта был назначен МИТ. Помимо этой организации к созданию различных компонентов перспективного ракетного комплекса были привлечены ЦКБ «Титан», НПО «Союз» и другие организации. В соответствии с постановлением Совмина от 20 апреля 1973 года требовалось завершить проектные работы и начать испытания комплекса к середине 74-го. Подобные сроки стали одной из причин того, что большое количество элементов комплекса были с небольшими доработками заимствованы из проекта «Темп-2С».
Испытания нового ракетного комплекса «Пионер» стартовали в середине 1974 года. Летные испытания начались 21 сентября того же года. Доводка и испытания систем продолжались до весны 1976 года. 11 марта 76-го Государственная комиссия подписала акт о приеме нового ракетного комплекса 16П645 с ракетой 15Ж45 на вооружение РВСН. Вскоре начались поставки новых комплексов в войска.
Основными элементами подвижного грунтового ракетного комплекса 15П645 «Пионер» были баллистическая ракета 15Ж45 и самоходная пусковая установка 15У106. Подобная архитектура комплекса позволяла осуществлять патрулирование на удалении от баз и после получения приказа в минимальные сроки производить запуск ракеты.
Самоходную пусковую установку 15У106 разработали в волгоградском ЦКБ «Титан». Основой для этой машины стало шасси МАЗ-547В с колесной формулой 12×12. Общая длина пусковой установки превысила 19 м, общая масса комплекса (с транспортно-пусковым контейнером и ракетой) – 80 тонн. Благодаря дизельному двигателю В-38 мощностью 650 л.с. машина 15У106 могла разгоняться на шоссе до 40 км/с. Обеспечивалось преодоление подъема до 15°, рва шириной до 3 м и пересечение водных преград глубиной не более 1,1 м вброд.
На пусковой установке 15У106 монтировался подъемный агрегат с гидравлическими приводами, предназначавшийся для установки транспортно-пускового контейнера (ТПК) ракеты и приведения его в вертикальное положение перед пуском. Контейнер 15Я107 предлагалось изготавливать из стекловолокна, усиленного титановыми кольцами. Конструкция ТПК была многослойной, между двумя стекловолоконными цилиндрами имелся слой теплоизоляции. Длина ТПК – 19 м. К переднему/верхнему торцу контейнера на пироболтах крепилась крышка характерной полусферической формы, к заднему/нижнему – корпус порохового аккумулятора давления (ПАД), обеспечивавшего минометный старт ракеты.
Разработка нового ракетного комплекса, получившего индекс 15П645 и название «Пионер» (позже появилось обозначение РСД-10), стартовала в 1971 году в Московском институте теплотехники (МИТ) под руководством Александра Давидовича Надирадзе. От инженеров требовалось создать новую баллистическую ракету средней дальности, способную поражать цели на дальностях до 4500—5000 км, и остальные элементы ракетного комплекса, в том числе подвижную пусковую установку на колесном шасси. Для упрощения создания ракетного комплекса было предложено взять за основу межконтинентальную ракету «Темп-2С». В качестве основы для «Пионера» были использованы две верхние ступени ранее разработанной ракеты.
Головным разработчиком нового проекта был назначен МИТ. Помимо этой организации к созданию различных компонентов перспективного ракетного комплекса были привлечены ЦКБ «Титан», НПО «Союз» и другие организации. В соответствии с постановлением Совмина от 20 апреля 1973 года требовалось завершить проектные работы и начать испытания комплекса к середине 74-го. Подобные сроки стали одной из причин того, что большое количество элементов комплекса были с небольшими доработками заимствованы из проекта «Темп-2С».
Испытания нового ракетного комплекса «Пионер» стартовали в середине 1974 года. Летные испытания начались 21 сентября того же года. Доводка и испытания систем продолжались до весны 1976 года. 11 марта 76-го Государственная комиссия подписала акт о приеме нового ракетного комплекса 16П645 с ракетой 15Ж45 на вооружение РВСН. Вскоре начались поставки новых комплексов в войска.
Основными элементами подвижного грунтового ракетного комплекса 15П645 «Пионер» были баллистическая ракета 15Ж45 и самоходная пусковая установка 15У106. Подобная архитектура комплекса позволяла осуществлять патрулирование на удалении от баз и после получения приказа в минимальные сроки производить запуск ракеты.
Самоходную пусковую установку 15У106 разработали в волгоградском ЦКБ «Титан». Основой для этой машины стало шасси МАЗ-547В с колесной формулой 12×12. Общая длина пусковой установки превысила 19 м, общая масса комплекса (с транспортно-пусковым контейнером и ракетой) – 80 тонн. Благодаря дизельному двигателю В-38 мощностью 650 л.с. машина 15У106 могла разгоняться на шоссе до 40 км/с. Обеспечивалось преодоление подъема до 15°, рва шириной до 3 м и пересечение водных преград глубиной не более 1,1 м вброд.
На пусковой установке 15У106 монтировался подъемный агрегат с гидравлическими приводами, предназначавшийся для установки транспортно-пускового контейнера (ТПК) ракеты и приведения его в вертикальное положение перед пуском. Контейнер 15Я107 предлагалось изготавливать из стекловолокна, усиленного титановыми кольцами. Конструкция ТПК была многослойной, между двумя стекловолоконными цилиндрами имелся слой теплоизоляции. Длина ТПК – 19 м. К переднему/верхнему торцу контейнера на пироболтах крепилась крышка характерной полусферической формы, к заднему/нижнему – корпус порохового аккумулятора давления (ПАД), обеспечивавшего минометный старт ракеты.
Старт ракет «Пионер» всех модификаций производился т.н. холодным методом. Изделие выбрасывалось из ТПК за счет порохового заряда в донной части контейнера. Для большей эффективности корпус ПАД был выполнен в виде прикрепленной к ТПК цилиндрической детали и выдвижного стакана, находящегося внутри нее. Во время запуска давление пороховых газов ПАД должно было воздействовать на ракету, а также выдвигать стакан корпуса вниз. Опускаясь на землю, эта деталь должна была служить дополнительной опорой ТПК. При нештатном горении порохового заряда, способном разрушить ракету, выдвижной стакан должен был прорываться и стравливать давление газов внутри ТПК.
Внутри транспортно-пускового контейнера ракета комплекса «Пионер» удерживалась при помощи разъемных опорно-ведущих поясов (ОВП), также выполнявщих функции обтюратора. Сразу после выхода ракеты из контейнера ОВП отстреливались и разлетались на дальность не менее 150-170 м, что накладывало определенные ограничения на организацию групповых пусков ракет с одной площадки. Во избежание повреждения окружающих объектов отстреливаемая крышка ТПК крепилась к пусковой установке тросом и должна была падать в непосредственной близости от нее.
Первым боеприпасом, разработанным в рамках проекта «Пионер», стала баллистическая ракета средней дальности 15Ж45. Она создавалась с широким использованием наработок и узлов ракеты комплекса «Темп-2С», разработанного ранее. Конструкция ракеты 15Ж45 состояла из двух маршевых ступеней, ступени разведения и приборного отсека. При общей длине 16,5 м ракета имела стартовый вес 37 тонн, забрасываемый вес – 1,6 т.
Первая ступень ракеты длиной 8,5 м и весом 26,6 т оснащалась твердотопливным двигателем 15Д66 со стеклопластиковым корпусом, использовавшим смесевое топливо. Для уменьшения длины ракеты сопло двигателя первой ступени было частично утоплено в его корпус. Управление работой двигателя предлагалось осуществлять при помощи газоструйных рулей, выполненных из жаропрочного материала. Эти рули были сопряжены с решечатыми аэродинамическими, расположенными на внешней поверхности ракеты. Двигатель имел систему отсечки.
Конструкция второй ступени длиной 4,6 м и массой 8,6 т была похожа на архитектуру первой ступени. Вторая маршевая ступень оснащалась твердотопливным двигателем 15Д205 с частично утопленным соплом. Для изменения дальности полета ракеты вторая ступень получила систему отсечки тяги, спроектированную заново, а не заимствованную из предыдущего проекта. Управление полетом второй ступени осуществлялось при помощи системы газовых рулей.
Ступень разведения ракеты 15Ж45 оснастили четырьмя твердотопливными двигателями 15Д69П с поворотными соплами. Малогабаритные двигатели располагались на боковой поверхности ступени разведения, ниже боевых блоков. Боевое оснащение ракеты 15Ж45 состояло из трех ядерных боевых блоков индивидуального наведения мощностью 150 кт каждый. Боевые блоки располагались по бокам от центрального конуса приборного отсека и придавали головной части ракеты характерный внешний вид. Средства преодоления противоракетной обороны не предусматривались.
Баллистическая ракета 15Ж45 получила инерциальную систему наведения, разработанную московским НПО автоматики и приборостроения. Основой системы управления были БЦВМ и гиростабилизированная платформа. Возможности системы управления позволяли вводить полетное задание до подъема ракеты в вертикальное положение, а также обеспечивали возможность полета в любом направлении вне зависимости от положения пусковой установки. В ходе полета бортовая система управления для коррекции траектории полета последовательно использовала рули двух ступеней и двигатели ступени разведения.
По официальным данным, ракета 15Ж45 могла доставлять три боевых блока индивидуального наведения на дальность до 4700 км. Круговое вероятное отклонение (КВО) не превышало 550 м.
Пуск ракеты комплекса «Пионер» мог производиться как с подготовленной открытой площадки, так и из защитного сооружения «Крона». Последнее представляло собой замаскированный гараж с воротами в обоих торцах. Во время дежурства пусковые установки комплекса «Пионер» могли заезжать в такие сооружения и ожидать приказ. Перед пуском при помощи пиропатронов должна была сбрасываться крыша сооружения, после чего расчету комплекса следовало поднимать ТПК с ракетой и производить другие подготовительные операции. Для маскировки сооружения «Крона» оснащались электрическими печами. Сооружение с работающими печами в инфракрасном диапазоне имело такой же облик, что и «Крона» с пусковой установкой внутри. Сравнительно большое количество защитных сооружений затрудняло слежение за ракетными комплексами «Пионер» при помощи разведывательных спутников.
Вне зависимости от места проведения процедура пуска выглядела одинаково. По прибытии на позицию расчет должен был вывесить пусковую установку на домкратах и подготовить ракету к запуску. Все подготовительные операции производились в автоматическом режиме после соответствующей команды. Во время подготовке к запуску производился отстрел крышки ТПК и подъем контейнера в вертикальное положение. При запуске газы ПАД выбрасывали ракету на высоту порядка 30 м, после чего происходил отстрел ОВП и запуск маршевого двигателя первой ступени.
Подвижный грунтовый ракетный комплекс 15П645 «Пионер» был принят на вооружение в 1976 году. Серийное производство ракет стартовало годом ранее на Воткинском машиностроительном заводе. Первый полк, полностью укомплектованный «Пионерами», заступил на дежурство летом 1976 года. Ракетные комплексы «Пионер» служили в разных районах СССР, что позволяло «держать на прицеле» множество целей в Европе, Азии и некоторой части Северной Америки. При этом комплексы «Пионер» всех модификаций служили в основном в европейской части Советского Союза. Количество ракет, развернутых восточнее Урала, никогда не превышало нескольких десятков. Новые ракеты заменили в войсках устаревшие вооружения, такие как баллистические ракеты Р-14.
Известно, что за годы службы комплексов «Пионер» в ракетных войсках стратегического назначения было произведено 190 запусков. Все запуски прошли без серьезных неполадок или аварий и завершились падениями боевых блоков в район цели.
По некоторым данным, информация о появлении у Советского Союза новых ракет средней дальности вызвала настоящий переполох в руководстве стран НАТО. В документах Североатлантического альянса комплекс «Пионер» фигурировал под обозначением SS-20 Saber. Кроме того, известно о существовании неофициального прозвища «Гроза Европы», обусловленного тактико-техническими характеристиками комплекса.
Завершив разработку ракеты 15Ж45, объединение нескольких организаций во главе с Московским институтом теплотехники занялось совершенствованием этого изделия. В августе 1979 года начались летные испытания модернизированной ракеты 15Ж53. Испытания и доводка ракеты заняли примерно год. В декабре 1980 года комплекс 15П653 «Пионер-2» или «Пионер-УТТХ» («Улучшенные тактико-технические характеристики») с ракетой 15Ж53 был принят на вооружение.
Первая и вторая ступени модернизированной ракеты остались прежними. Все изменения касались только блока управления, располагавшегося в корпусе ступени разведения. Использование нового электронного оборудования в составе системы управления позволило уменьшить КВО до 450 м. Кроме того, в некоторых источниках упоминается использование модернизированных двигателей ступени разведения, позволивших увеличить допустимое расстояние между атакуемыми целями.
В середине восьмидесятых годов СССР и США, понимая опасность баллистических ракет средней и малой дальности, начали переговоры, целью которых должно было стать новое международное соглашение. Результатом этих консультаций стал Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, подписанный в декабре 1987 года и вступивший в силу в середине 88-го. Соглашение подразумевало полный отказ от ракетных систем с дальностью стрельбы от 500 до 5500 км. Комплексы РСД-10/15П645/15П653 «Пионер» попали под действие договора, вследствие чего началась их утилизация.
По имеющимся данным, за несколько лет производства было построено более 520 самоходных пусковых установок «Пионер», хотя на момент подписания договора было развернуто только 405 установок с 405 ракетами. Всего в войсках в то время имелось 650 ракет. В соответствии с договором уже к концу 1988 года комплексы «Пионер» стали сниматься с дежурства и утилизироваться. Последние ракеты, пусковые установки и другие элементы комплексов 15П645 и 15П653 были уничтожены весной 1991 года.
В настоящее время четыре пусковые установки и ТПК комплекса «Пионер» являются музейными экспонатами. Два образца хранятся в украинских музеях: в Военно-историческом музее воздушных сил ВСУ (г. Винница) и в Музее Великой Отечественной войны (г. Киев). Еще два экземпляра имеются в российских музеях: в Центральном музее вооруженных сил (г. Москва) и в музее полигона Капустин Яр (г. Знаменск). Кроме того, стать музейными экспонатами стали несколько ракет 15Ж45. Остальные пусковые установки и ракеты были уничтожены.
«Пионеры» пришли на смену устаревшим советским комплексам, которые размещались в европейской части – Р-12 и Р-14, а также заменили в Сибири и Забайкалье ракетные комплексы Р-16. В короткий срок новая ракета приобрела известность в странах НАТО как SS-20 – «Гроза Европы».
Первая ракетная дивизия заступила на постоянное боевое дежурство в Гомельской области БССР 31 августа 1976 года.
Опыт при создании и эксплуатации ПГРК «Пионер» пригодился в последующем разработчикам и военным при создании новых ракетных комплексов «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс».
Именно на «Пионерах» было отработано тактическое боевое применение, организация боевого дежурства, вопросы по охране и обороне комплекса на пути боевого патрулирования.
«Пионер» летит над морем
При любом раскладе они лишались значительной части подводных ракетоносцев (ПЛАРБ), до двух авианосных групп, теряли основную часть запасов топлива для Тихоокеанского флота, доки для ремонта авианосцев, тысячи военных специалистов и единственный пункт базирования стратегических подлодок в западном полушарии.
Мат ферзем по незащищенной диагонали: красные начинают и выигрывают. “Пионер” — самая мощная ракета из арсенала советских морских вооружений.
Эй, есть кто живой?! —
В ответ — только ветра вой.
Ядерная крепость на Чукотке
В этих забытых краях, всего в 200 км от США располагалась ракетная база “Гудым” (Магадан-11), на местном сленге — “Портал”. Полностью автономное защитное сооружение, представлявшее высверленный в сопке двухкилометровый тоннель со множеством глухих ответвлений. Входные двери по обоим концам тоннеля имели массу 40 тонн и обеспечивали защиту от ударной волны при прямом попадании боеголовки.
База разделялась на части с разными уровнями доступа. Перемещение грузов по тоннелям осуществлялось электровагонетками по узкоколейной железной дороге. Помимо двух основных шлюзов, имелся еще один выход на поверхность, представляющий стартовое сооружение с раздвижной крышей (т.н. “Купол”).
За пределами основной базы, на поверхности располагался еще ряд геодезически выверенных и подготовленных стартовых позиций с бетонированными подъездными путями для мобильных ракетных комплексов.
Здесь, в постоянной боевой готовности находился ракетный дивизион — три подвижных грунтовых комплекса РСД-10 “Пионер” с двухступенчатой твердотопливной ракетой средней дальности 15Ж45, по западной классификации SS-20 Saber (“Сабля”).
* * *
Ракета комплекса “Пионер” имела разделяющуюся головную часть с тремя блоками индивидуального наведения (мощностью 150 кт) и обладала дальностью полета 4500 км. Прицельная система (ИНС) обеспечивала круговое вероятное отклонение от цели в пределах 500 м.
Транспортно-пусковой контейнер с ракетой размещался на шестиосном шасси МАЗ-547В. Несмотря на значительный вес комплекса (стартовая масса ракеты 37 тонн), полноприводное шасси (12×12) с дизелем мощностью 650 л.с. обеспечивало достаточную мобильность, проходимость и скорость до 40 км/ч по дорогам общего пользования.
За 15 лет эксплуатации не отмечено ни одного случая аварии ракеты. За время испытаний, эксплуатации и ликвидации было отстреляно 190 “Пионеров”. Все пуски признаны успешными. Вероятность попадания в цель достигала 98 %.
SS-20 Saber — “Гроза Европы”, развернутый на западных направлениях с 1976 года. Угроза не осталась незамеченной — в ответ из-за океана прибыл ракетный комплекс “Першинг-2” (впервые размещен в ФРГ в 1983 г.). Маленький смертоносный шедевр фирмы “Мартин-Мариетта” со стартовой массой 7 тонн, оснащенный боеголовкой с радиолокатором.
Несмотря на свою феноменальную точность (КВО — 30 м!), “Першинги” не доставали до Москвы, но были способны “вынести” за минуты позиции РВСН и командные пункты в западных округах. Технологический уровень “Першинга” выходил далеко за пределы возможностей ВПК Страны Советов. Дать адекватный ответ на том же уровне оказалось не под силу, и Союз предложил план по разоружению и ликвидации ракет средней дальности (РСМД, подписанный обеими сторонами в 1987 г.).
“Першинги” уничтожались на стенде методом статического прожига обеих ступеней.
Советские “Пионеры” отстреливались и ликвидировались в ходе пусков в Читинской области, позднее — наземным взрывом без извлечения из ТПК.
К весне 1991 года все было кончено. Сейчас заклятые враги стоят и смотрят друг на друга в музее авиации и космонавтики в Вашингтоне.
Скандальный европейский “вояж” комплекса “Пионер”, едва не стоивший конца света, скрывает другую, малоизвестную страницу в истории РСД-10.
Для чего три комплекса были отправлены на заснеженную Чукотку? Для того, чтобы в час “Х” раздолбать морскую базу Китсап (она же Бангор).
Bangor Trident Base
Объект существует с 1977 года. Сейчас там базируются восемь (из 14 находящихся в строю) американских ПЛАРБ класса “Огайо”, каждая из которых несет по 24 БРПЛ Trident-2. Здесь же — ракетное хранилище, причалы с погрузочным оборудованием и комплекс SWFPAC по калибровке систем наведения и выработке полетных заданий для “Трайдентов”.
Единственная база подлодок стратегического назначения ВМС США на Тихом океане.
Помимо стратегов, в Бангоре официально прописаны два подводных атомохода со 156 крылатыми ракетами (USS Michigan и USS Ohio) и три наиболее совершенные многоцелевые подлодки: одноклассники “Сивулф”, “Коннектикут” и подлодка специальных операции “Картер”.
В соседних заливах (Брементон, Эверетт) швартуются авианесущие корабли “Нимиц” и “Джон Стеннис” с кораблями эскорта. Помимо арсенала, на территории военно-морского комплекса располагается крупнейшее топливное хранилище флота (“Манчестер”).
Здесь же находится крупное судоремонтное предприятие — промежуточная станция технического обслуживания “Паджет Саунд” со своей коллекцией ядерных реакторов (снятых со 125 списанных крейсеров и подлодок) и стоянкой кораблей резервного флота. “Паджет-Саунд” — единственное место в западном полушарии, где производится докование атомных авианосцев.
У стенки судоремонтного предприятия постоянно «толпится» множество эсминцев, подлодок и боевых кораблей других классов. В былые времена их было еще больше.
Вот что представляет собой военно-морской комплекс Китсап-Бей на северо-западе США, в окрестностях Сиэтла.
На снимках Google различимы силуэты авианесущих кораблей и военных транспортов — основного средства передвижения армии США по глобусу Земли.
Авианосная ударная группировка у причала ВМБ Эверетт
Военные корабли на этом берегу видят с конца XIX века. Но местечко не пользуется славой среди моряков — слишком холодно. Потому большая часть крупных надводных кораблей базируются в краях с гораздо более привлекательным климатом (Сан-Диего, тропический Перл-Харбор, Норфолк, где снег — большая редкость), что значительно упрощает обслуживание и эксплуатацию техники.
Чтобы не испачкать рентгенами вечное калифорнийское лето, атомные подлодки с ЯО загнали на севера. Туда, где они по случайности оказались под прицелом РК средней дальности “Пионер”.
Почему советский комплекс «Пионер» так напугал США
«Стена света пересекла траекторию нашего полета, после чего продолжила движение на восток, оставляя за собой пустое и темное ночное небо», — так рассказал пилот ВВС США Роберт Хопкинс о случае, произошедшем во второй половине 80-х гг. прошлого века во время его разведывательного полета в районе Камчатки. Понять, что это было, американские военные и ученые не смогли, и тогда же появились предположения о новом сверхсекретном оружии СССР, основанном на разработках и идеях Николы Теслы. В США оно получило неофициальное название «Купол света».
Что это было
Американские пилоты были так ошеломлены увиденным, что поначалу даже сверяли свои наблюдения — не галлюцинация ли это. Потом за обсуждение ситуации взялись генералы и ученые. Были высказаны предположения о естественных причинах наблюдаемого явления, но дальнейшие события показали, что купол — дело рук человеческих.
Сопоставив запуски межконтинентальных баллистических ракет (МБР) с советской стороны и появление «Купола света», американцы пришли к выводу, что эти события связаны. Было высказано два предположения, ни одно из которых не подтверждено, но и не опровергнуто до сих пор.
Первое: «Купол» генерируется при помощи «скалярного электричества» (термин из работ Теслы) для маскировки момента и места запуска ракеты. Действительно, яркая световая стена ослепляла и дезориентировала пилотов, а электронные приборы самолетов на мгновение давали сбой. Вторая версия: купол проявляется как особенность топлива или полетных характеристик самой ракеты.
Но и в том, и в другом случае результат был один — американские спутники раннего предупреждения о запуске МБР были ослеплены. То есть в случае конфликта узнать о том, что в сторону США движется ракета, службы противоракетной обороны могли слишком поздно, когда предпринять что-то было уже практически невозможно.
Ракетный комплекс «Пионер»
Связав появление «Купола света» и запуск МБР, американцы заинтересовались последними. Это были уже хорошо им известные комплексы «Пионер», проходившие по советским документам как РСД-10, а по американским — SS-20. Первые их модификации были приняты на вооружение еще в 1976 году и с той поры регулярно обновлялись. Комплексы прозвали «Грозой Европы» за их хорошую подлетную скорость, потрясающую надежность (ни одного случая аварии за более чем 10 лет испытаний) и поразительную точность (более 98% попаданий). Сами ракеты для США сюрпризом не были, а вот тот факт, что СССР может их запускать абсолютно незаметно для американских систем раннего предупреждения, стало неприятной неожиданностью.
В конце 1980-х американская дипломатия предприняла все усилия, чтобы продавить подписание договора о сокращении ракет малой и средней дальности (РСМД), в рамках которого «Пионеры» были уничтожены. Сегодня прямым наследником SS-20 является «Тополь-М». Думается, что и технология «Купола света» не забыта.
Вместо послесловия
Ядерное оружие было вывезено с Чукотки в 1986 году. Некоторое время территория базы “Магадан-11” использовалась для хранения военного имущества; окончательно военные покинули объект в 2002 году.