Крым после передачи его Украине

0
36137

В 1954 году состоялось событие, которое получило новый виток развития уже в новейшей истории России. Речь идет о передаче Крыма Украинской СССР. Историки до сих пор спорят, зачем Хрущев отдал полуостров: одни говорят, что он хотел обелить себя после репрессий на Украине, другие – что таким образом Никита Сергеевич пытался утвердиться на политическом небосклоне.

Так или иначе, законно или нет, но полуостров был передан украинской СССР, и это отразилось на жизни крымчан.

Внедрение украинского языка

Через полгода после вхождения Крыма в Украинскую СССР встал вопрос о постепенном внедрении украинского языка. Местный обком предлагал введение украинского языка и литературы лишь в новом учебном году (1955—1956).

На тот момент из 2193 учителей начальных классов только 94 педагога знали украинский язык, но и у них не было опыта преподавания, поэтому начать реформу сразу в 1954 году не было возможности.

Дабы контролировать уровень преподавания украинского языка и литературы в школах планировали ввести трех инспекторов, а при областном институте переподготовки учителей открылся кабинет украинского языка.

В то же время перед обкомами, райкомами и образовательными органами ставили задачу разъяснить недовольным, что внедрение украинского языка и литературы не имеет ничего общего с украинизацией. А саму важность этого мероприятия предлагалось разъяснять уже «настойчиво» учителям и родителям.

В итоге, не дождавшись нового учебного года, в ноябре 1954-го в пяти начальных классах симферопольских школ начали преподавать украинский язык. Для этого оказалось достаточно только однодневного семинара для учителей и раздачи программ и учебников по украинскому.

Вплоть до 1991 года украинский язык в Крыму был дополнительным предметом, и по заявлению от родителей от него можно было отказаться. Однако с развалом СССР обучение украинскому стало обязательным. 

Демография как во всем СССР

Конечно, состояние Крыма, да и любых других регионов СССР к 50-м годам нужно оценивать, исходя из реалий поствоенного времени. С декабря 1941 по август 1944 года полуостров находился под оккупацией фашистских войск, которые с особой жестокостью уничтожали местное население.

В результате к 1945 году население Крыма сократилось практические вдвое (с 1939 года) и насчитывало только 610 тысяч человек с учетом переселенцев из соседних областей России и Украины.

Однако к 1959 году численность населения все же превысила довоенную статистику и стала равна 1 201 517 человек. Так что можно сделать вывод о том, что во время передачи Крыма Украине полуостров не был таким отсталым и заброшенным, как пишут в украинских учебниках истории.

Согласно данным последующих переписей, население Крыма продолжало расти вплоть до распада Советского Союза, а в 1989 году (как и во всем СССР) достигло максимума — отметки в 2 458 655 человек. В 90-е численность стала заметно снижаться, в итоге к 2013-му году составила 1 957 463 человек. 

Расцвет промышленности и сельского хозяйства

Немецкие оккупанты в годы войны не просто разрушали музеи, памятники, но даже вывезли в Германию все оборудование трамвайных депо. Они уничтожили всю промышленность и производство полуострова, не пожалели и сельскохозяйственных угодий с виноградниками.

Всего по официальным данным урон Крыму составил 14 376 422 рубля. И все послевоенные годы были потрачены на максимально скорое возрождение хозяйства полуострова. В результате уже к началу 50-х крымчане смогли приблизиться к довоенному уровню производства, а в некоторых отраслях и превысить его.

Площадь посевных территорий увеличилась почти на 35%, активно развивались традиционные для Крыма виноградарство, садовничество и огородничество.

Широко внедрялись и передовые технологии, что привело к повышению урожайности виноградников. В 1949 году бригадиру совхоза «Коктыбель» было присвоено звание Героя социалистического труда за успехи в сборах винограда.

А в 1950 году на улицах Севастополя, отстроенных после войны появился первый троллейбус. К тому времени уже были восстановлены школы, музеи,

Так что как и в случае с рождаемостью, так и здесь можно говорить о том, что под крыло Украинской СССР Крым попал с уже полностью восстановленной экономикой. Это и помогло полуострову в дальнейшем добиваться новых положительных показателей.

В 1960-м году энергетические мощности Крыма увеличились вдвое благодаря завершению строительства Симферопольской ГРЭС. Также была введена в строй железнодорожная переправа через Керченский пролив.

В 1959 году было открыто троллейбусное сообщение от Симферополя до Алушты, которое два года спустя продлили до Ялты. В это же время в Крыму построили телевизионный центр, рыбокомбинат и Керченский консервный завод.

Пищевая промышленность стала одной из лидирующих в Крыму, в конце 70-х она составляла почти 40% от ВВП региона.

В 1963 году начал действовать Северо-Крымский канал, который во многом решил проблему орошения и водоснабжения. Также к середине 60-х все крымские населенные пункты были электрифицированы.

Однако этот праздник жизни остановил распад СССР. Как и во всем Союзе, в Крыму начало расти сокращение производства, в целом, оно сократилось почти 47%. И приоритетом для Крыма на долгие годы стал туризм.

Главная здравница Советов

После Великой Отечественной войны, страна нуждалась в курорте, поэтому помимо ударных темпов развития промышленности и сельского хозяйства, строительства школ и больниц, в Крыму развивали и санаторно-курортную отрасль.

Военные действия разрушили детские курорты, в Евпатории в руинах оказались все санатории. Восстановление здравниц для детей началось сразу после освобождения Украины и уже в 1947 году практически закончилось. Параллельно с реконструкцией, велось строительств новых современных санаториев.

В годы войны урон был нанесен и турбазам, тем не менее уже в 1946 году ялтинская туристическая база приняла туристов.

Здравницы и санатории открывались министерствами, различными ведомствами и крупными предприятиями Советского Союза, поэтому очень скоро Крым заполонили санатории и дома отдыха. В 1953 году (до передачи полуострова Украине) сюда приехало 700 000 отдыхающих.

С 60-х годов XX века на полуострове наступил настоящий туристический бум: число туристов постоянно росло, пока в 80-х не достигло максимальной отметки в 8 млн человек.

Однако, как и все хорошее в Крыму, санаторно-курортную отрасль остановил кризис 90-х. После развала Советского Союза оказалось, что у большинства ведомств, за которыми были закреплены санатории, просто нет денег на их содержание.

http://russian7.ru/post/chto-pomenyalos-v-krymu-posle-peredachi — link

Как в Крыму и на Кавказе появились эстонские деревни

Это произошло еще в середине XIX века, когда после Кавказской войны было решено массово заселить земли «лояльными» гражданами империи. К тому же многие территории оказались брошенными их исконными жителями, которые эмигрировали в Турцию в ходе последовавшей затем русско-турецкой войны.

Считается, что первыми эстонцами, решившими поселиться на Кавказе, были Яан Кильк и Пеэтер Пийр. Они решили основать небольшое поселение возле нынешней столицы Абхазии Сухуми. Российские власти приветствовали начинание – многие абхазы, жившие на тех землях, покинули родные места. Эстонцев освободили от налогов, они получили материальную помощь от властей. В 1882 г. в район, названный Кильком и Пийром Линда, переехали первые эстонские семьи.

О возможностях для поселенцев на Кавказе в то время часто писали эстонские газеты, и это побуждало многих отправиться на поиски лучшей жизни. Но заброшенная гористая местность Линды оказалась не столь привлекательна. Скоро переселенцы перебрались к реке Кодор, где и основали село Эстония (Estonia küla). В Линду вскоре приехали новые семьи эстонцев.

В 1885 году было основано село Сальме (Salme). Участок для будущего поселения выбрал эстонец Йоханнес Линдвест еще в 1884 г., но путь из Эстонии на Кавказ был долог – через Ростов-на-Дону и Адлер. В Сальме поселилась группа лютеран. Недалеко от Сальме в том же 1885 г. несколько семей начали строить новую деревню, названную ими Sulevi küla (Сулево).

Население начало быстро расти – на Кавказ приезжали все новые и новые семьи. Переселенцы строили дома сами, но правительство также им помогало. Несмотря на экономические трудности, эстонцы смогли сплотиться и развернуть активную деятельность. Открывались школы и другие учебные заведения. Вскоре деревня Линда разрослась настолько, что разделилась на Верхнюю Линду (там жили только эстонцы) и Нижнюю Линду (население было смешанным, но с преобладанием эстонцев).

В 1897 г. эстонцы начали создавать организации, защищавшие права эстонских землевладельцев. Все эстонские поселения на Кавказе находились в тесном контакте как между собой, так и с далекой родиной: люди получали эстонские газеты и книги, заказывали сельскохозяйственный инвентарь, учили детей в церковных школах при созданных лютеранских церквях. В школы приезжали учителя из Эстонии. 

Красная Поляна и Эсто-Садок

В 1886 г. несколько эстонцев основали село Эстонка (абхазское поселение с таким названием продолжало существовать). К этому времени они уже успели пожить в разных районах Российской империи. 73 эстонских семьи покинули родину в 1871 году. Часть из них осталась в Поволжье, другая – в Калмыкии, третьи оказались на Кавказе, на северо-восточной части гор. Но жизнь не складывалась, и тогда решено было идти на юго-запад, на другую сторону.

Трем «разведчикам» понравились земли Красной Поляны, которая по-эстонски называлась Punane Lageda и где уже жили греки. Несколько семей остались жить в Красной Поляне, а часть построила в нескольких километрах от нее собственную деревню. Фамилия одного из поселенцев была Рооса. Он поселился в семи километрах от Эстонки и долго работал лесничим. Именно хутор его семьи позже дал название знаменитому сейчас курорту Роза Хутор.

В 1912 г. в Эстонку приехал знаменитый эстонский писатель Антон Таммсааре. Он отдыхал, лечился от туберкулеза и много писал о жизни в тех местах. Позднее в селе был открыт мемориальный музей, существующий до сих пор.

В том же году селение Эстонка было переименовано в Эсто-Садок (Eesti Aiake).

Эстонцы из деревень Сальме, Сулево и Эсто-Садок часто ходили друг к другу в гости, в селах выступали хоры и давались представления. В Эсто-Садке существовал даже духовой оркестр. Не прекращались контакты и в советские времена.

Эстонские переселенцы на Кавказе много занимались садоводством, выращивали чернослив, груши, инжир, орехи. Среди них было большое количество пасечников и скотоводов. В Эсто-Садке действовали маслобойня и молочная ферма.

После революции кавказские эстонцы старались быть нейтральными по отношению ко всем политическим силам, но долго сохранять такую позицию не получилось. Не миновала эстонские села и коллективизация: села Сальме и Сулево вошли в состав колхоза «Дружба», а Эсто-Садок – в колхоз «Вперед» (Edasi). Немалая часть эстонцев подверглась репрессиям в 30-е годы.

Крымские эстонские деревни

Несколько эстонских деревень продолжает существовать и в Крыму. «Чистых» эстонцев там, как и на Кавказе, практически не осталось, а молодежь почти не говорит по-эстонски.

Первые эстонцы прибыли в Крым в 1861 г. Они поселились в опустевших после войн селах Актачи-Кият (Абрамовка), Курулу-Кимчак (Самсоновка), Самрук (Береговое). Им, как и на Кавказе, полагались ссуды, от 12 до 15 десятин земли на каждого мужчину, освобождение от уплаты налогов. В 1862 году почти 800 эстонцев приехали в Симферополь и поселились в городе и уезде. Устройство на новых местах шло сложно, семьи скитались и порой голодали – в первое же лето после переселения эстонцев Крым столкнулся с нашествием саранчи.

Но постепенно создавались моноэтнические эстонские села в разных районах Крыма. В 1895 г. таких сел существовало уже четыре. К 1897 г. на полуострове жили почти 2200 эстонцев, большинство из них были сельскими жителями. В 1918 г. эстонские села были едва ли не самыми богатыми в Крыму: во многих семьях были фортепиано, а у пары эстонцев – даже автомобили. На каждом хуторе выписывали эстонские газеты, в школах детей учили приглашенные учителя.

Сейчас около 50 семей, имеющих эстонские корни, живет в селе Краснодарка. Дети ходят в школу в соседнее село Александровка, куда с 2002 г. Эстония по возобновившейся традиции посылала учителей эстонского языка. У последнего учителя, Кристи Сепп, в классе были 26 человек, из которых эстонские корни были у восьми.

В советские годы многие из тех, кто жил в эстонских селах, были депортированы: так, из одного села Береговое были увезены 210 эстонцев. После войны в села начали переселять семьи из других частей Украины. Сейчас в когда-то эстонских деревнях Береговое и Новоэстонка эстонцев почти не нет. По данным 2011 г., в Крыму проживали около 600 этнических эстонцев.

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here