На земле обетованной занялись импортозамещением поневоле — ввиду санкций соседей-арабов, после войны отказавшихся продавать еду новому государству. За считаные годы израильтяне блестяще исправили ситуацию.
«Клубнику будешь? Она израильская. Скоро персики пойдут. Помидоры чувствуешь какие на вкус? Сладкие, местные. И вот ещё попробуй (пододвигает тарелку с разнообразными сырами. — Авт.) — козий, моцарелла, гауда. Ну как?» — «Потрясающе». Писательница Керен Певзнер, живущая в городе Ашкелоне, явно довольна продукцией Земли обетованной. Да и не только она.
Всего 3,7% населения Израиля заняты производством овощей, фруктов, молока и мяса, однако им удалось не только накормить 8,5 млн человек у себя дома, но и продавать еду за границу, хотя больше чем ¾ израильских земель бесплодны — сплошная пустыня. Чего уж там говорить — даже у нас в супермаркетах зимой продаются редиска и сельдерей из Израиля.
Пармезан «мини-СССР»
— Большинство продукции производят кибуцы — маленькие сельскохозяйственные кооперативы, основанные по тому же принципу, что и советские колхозы, — рассказывает израильский агроном Николай Файфман. — Когда в начале XX в. началась эмиграция евреев из Европы в Палестину, кибуцы стали единственным способом для переселенцев выжить в чужом месте. Человек в деревне не получал зарплату за свой труд, но ему бесплатно полагались от общины дом, трёхразовое питание, мебель, одежда, оплата коммунальных услуг и даже поездки за границу! Настоящий коммунизм. Денег на руки не выдавали, детей забирали в интернат. Некоторые кибуцники начинали работать хуже — зачем стараться, если условия для всех одинаковые и лодырей будут так же обеспечивать? Но с ними все переставали общаться, и оказалось — такой «бойкот» действует. Колонисты были спокойны за своё будущее, поэтому трудились с душой, стараясь, чтобы продукты получались качественными и вкусными.
В XXI в. строгостей коллективизации в кибуцах уже нет — детей воспитывают в семье, платят деньги, но в своё время эти крестьянские «мини-СССР» спасли страну от голодной смерти, когда соседи-арабы запретили импорт любых продуктов в Израиль.
Нынешний кибуц не похож на государство коммунистов. А ведь когда-то еврейские колхозники-молодожёны обязаны были на общем собрании честно рассказывать товарищам, как прошла их брачная ночь (!). Бывший работник кибуца (в 1996—2016 гг.) Натан Иванишвили говорит, что теперь кибуцник может уйти работать куда угодно: правда, половину зарплаты должен перечислять в кассу родной деревни.
По прибытии в Израиль Натан занимался выращиванием манго. Ему сразу жёстко объяснили: выращивай, как для себя. Это должно быть вкусно, иначе смысла нет — ты же не кроликов будешь кормить, а людей.
То же самое и с сыром — израильские кооперативы посылали своих фермеров учиться во Францию и Италию делать пармезан, козий сыр и камамбер. Получается лучше оригинала. И главное тут — цена. Продукция израильских сыроваров (имеются в виду деликатесы из козьего молока) стоит 1,4 тыс. руб. за 1 кг, а точно такой же сыр на Даниловском рынке в Москве у наших фермеров... 3 тыс. руб.!
Спасение помидоров
Только вот минимальная зарплата в России 9489 рэ, а в Израиле (в переводе на наши деньги) 87 тыс.! Как объясняет Иванишвили, государство обеспечивает твёрдые цены на продукцию израильских фермеров. Нельзя завышать, но нельзя и снижать. Тут нет такого, чтобы некие бизнесмены закупили в Египте или Греции персики и продавали их в 5 раз дешевле израильских: предпочтение отдаётся своему производителю. Власти активно финансируют научные исследования — в 1973 г. в Израиле вывели специальные помидоры, способные выдерживать длительное хранение. Раньше почти половина томатов портилась и уходила на свалку, но сейчас кибуцники полностью продают урожай. Поддерживаются и такие вещи, как компьютерная (!) дойка коров или автоматизированный сбор комбайнами фиников, миндаля, яблок. Если какой-то кибуц захочет внедрить у себя абсолютно новую технологию (то же компьютерное доение бурёнок, уборочную технику либо выведение нового сорта черешни), государство оплачивает до 40% её стоимости. В Израиле (а это хоть страна и южная по климату, всё же не Африка) выращивают экзотические овощи и фрукты. В кибуцах выводят ананасы, манго, авокадо и даже японскую мушмулу.
— Кроме кибуцев в Израиле популярны мошавы, — поясняет фермер Вениамин Рабин, в 1990 г. переехавший в республику из Одессы. — Это сельскохозяйственные фирмочки: в отличие от «еврейских колхозов» люди в них могут владеть землёй и передавать её детям по наследству. Государство помогает со сбытом продукции, но с условием — это должно быть качественно.
Если отдельный мошав захочет нахимичить и поставит гнилые абрикосы — с ним перестанут сотрудничать. Именно мошавы выращивают 85% всей птицы — кур, уток, гусей. В фермеры не берут кого попало. Обычно в кибуц подают заявку и становятся кандидатом в «труженики полей» на 3 года: за это время соседи присмотрятся к стилю вашей работы и лишь потом, на собрании (да, словно в КПСС), примут в члены кибуца. Даже гастарбайтеров для сбора клубники нанимают строго определённых национальностей — сугубо филиппинцев и таиландцев: выходцы из этих стран славятся своей добросовестностью.
А где вы видели еврея с тяпкой?
Качество продуктов превосходное. Израильская клубника даже зимой (а в декабре — январе на Земле обетованной иногда выпадает снег и средняя температура держится +7°С — не русские морозы, но и не курорт) пахнет замечательно в отличие от «пластиковых» ягод из ЕС.
Сперва в Палестине, куда переселялись кибуцники, вообще отсутствовали пахотные земли: только болота с малярийными комарами плюс жаркая пустыня. В Палестину ехали еврейская интеллигенция и ремесленники, но вскоре выяснилось: они просто не умеют выращивать помидоры и яблоки, так как никогда этим не занимались.
Пришлось учиться на ходу. Всюду в Израиле посадили зелень, поля начали орошать водой (морской, искусственно опреснённой), а у болот посадили вывезенные из Австралии эвкалипты — эти деревья осушили все топи.
Теперь один израильский фермер кормит 98 человек, а российский — только 18.
Израильтяне могли бы производить ещё больше (!) продукции, но тогда её станет некуда девать. Страна обеспечивается собственной едой на 95%, приходится докупать за границей лишь говядину, пшеницу, сахар и кофе.
Понятно, что колхозы уже не возродить, да и при СССР они успеха не имели. Однако пример Израиля может послужить образцом ухода от импортной зависимости для России. Ладно ананасы с манго, но привозить на наши рынки иностранные яблоки и помидоры — позор, честное слово.
Фермеры-одиночки Россию не накормят. Израильский случай показывает: лучше помочь с организацией нацеленных на производство еды кооперативных «групп». Государству не следует жалеть денег на сельское хозяйство, внедряя новые технологии на российских полях и огородах.
Пока же отечественные производители зачастую делают еду среднего качества, не думая о потребителе, а это глупо. Как видно по Израилю — вкусное покупают лучше.