Зимняя резина: шипы или липучка?

0
120

 

 

 

Для начала определимся с основными типами зимней резины. Примеры приведены справа. Арктическая нешипованная покрышка отличается от европейского варианта более агрессивным (тракторным) и глубоким протектором, что бы его не забивал снег. У европейской покрышки больше мелких ламелек и более округлая форма поперечного сечения.

Если все равно остались сомнения относительно конкретной модели, то определить тип можно и по индексу скорости. У скандинавских вариантов индекс скорости ниже: «Q», «R», «T» или «H» (160, 170, 190 или 210 км/ч).  А у европейских липучек индекс колеблется от «H» до «W» (210 — 270 км/ч).

Типы зимней резины: арктическая нешипованная и шипованная (слева), нешипованная липучка для европейской зимы (справа)

Итак, первый вопрос: а нужна ли зимняя резина?

Сравнение летней и зимней нешипованной резины, а так же всесезонной резины представлено на двух видео.

Если коротко, то при осадках при температурах от +7 градусов и ниже нешипованная резина ваш абсолютный бро.

На мокрой дороге при температуре +6  тормозной путь 80-0 км/ч снижается с 42,5 до 35,5 метров. При торможении на летней резине машина будет ехать со скоростью 30 км/ч на той отметке, где она остановилась бы на зимней резине.

 

 

На снегу ситуация предсказуема.

Но если осадки не предвидятся а температура упала ниже +7 то не стоит спешить переобуваться: на сухом асфальте зимняя резина сильно проигрывает летней.

С другой стороны один из моих друзей, купив новую машину в марте на летней резине, почти без проблем отъездил на ней до тепла. Если есть голова на плечах, и очень надо — то можно. Только вероятность попасть в видео-подборки с регистраторов в таком случае растет.

И кстати, забудьте словосочетание «всесезонная резина». По сути это чуть измененная летняя резина, которая ничем не поможет в лед или сильный снег. Она разработана для южных регионов, в которых за всю зиму снег выпадает всего несколько раз и лежит не более нескольких дней.

Кроме того, Положения по допуску ТС к эксплуатации в ПДД РФ четко описывают, что является зимней резиной: «… зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» …«.

Таким образом, всесезонная резина, несмотря на наличие надписи M+S (mud+snow, мокрый снег), не является зимней, так как на ней отсутсвует «знак в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее».

При этом, по новому регламенту все автомобили в зимний период (декабрь—февраль) должны быть обуты в зимнюю резину.

Нешипованная резина: европейская липучка или арктический вариант?

Обратимся к результатам теста от «АвтоРевю».

В тесте участвовали, как арктические покрышки, такие как Nokian Hakkapeliitta R2, так и покрышки для европейской зимы, вроде Michelin X-Ice 3.

На снегу при -14 и сухом асфальте при +9 градусах тип нешипованной резины не играет никакой роли, на льду или мокром асфальте и разница составляет 10% и более. Но примечательно, что во всех случах «арктическая»  Hakkapeliitta R2 лучше европейской X-Ice 3.

Результаты тестов нешипованных шин Источник: Авторевю, №19 (537), 2013

Результаты тестов нешипованных шин. Источник: Авторевю, №19 (537), 2013

Итог: Разница характеристик у хороших арктических и европейских нешипованных шин невелика и колеблется в диапазоне от 0-10%. Характеристики зависят от конкретной модели, а не от типа покрышки.

Шипы или липучка?

Самое время ответить на главный вопрос: шипы или липучка. И славные ребята из «АвтоРевю» уже сделали это в своих обзорах: шипылипучка (номера 18 и 19 за 2013 год соответственно).

 

 

В тестах используется один и тот же легковой автомобиль Audi, одинаковые площадки и погодные условия. Результаты свели вместе парни из авто@mail.7f0977b670388ae86735d0a8db50fc35

Результаты тестов нешипованных шин. Источник: Авторевю, №19 (537), 2013

В 2-х тестах выиграла липучка, в 1 тесте ничья, на льду лучше сработали шипы. Если обратить внимание на абсолютные результаты, то видно что хорошая липучка будет лучше  плохих шипов! Даже на льду! Нешипованная резина явно не собирается проигрывать. Но это еще не все.

Оказывается на льду ситуация зависит от температуры, что выяснили испытатели из «За Рулем».

В гололед спасут только шипы?

Липучки против шипов - тормозной путь на голом льду. Источник: http://www.zr.ru/images/articles/16906-test_shipy_i_lipuchki_na_ldu_kazus_gradusa/

Липучки против шипов — тормозной путь на голом льду. Источник: http://www.zr.ru/

Неожиданный ответ на этот вопрос принес тест зимней резины в «За Рулем» в 2009 году.

Как оказалось, нешипованная резина тормозит на голом льду лучше шипованной при температурах ниже -13 градусов!

Объяснение феномену нашлось.

Шипованные покрышки разрабатываются таким образом, что бы шипы при движении по асфальту утапливались в глубь колеса, для снижения шума и улучшения сцепления с дорогой, а так же снижения износа дорожного полотна.

Высоту самих шипов производители так же сокращают год от года ради сохранения дорог.

При температурах ниже минус 13 градусов лед становится достаточно твердым, шипы перестают цепляться и утапливаются в резину.

При температуре выше минус 10 на голом льду шипы вгрызаются в лед или разрушают его и сцепление с дорогой улучшается.

 

 

 

Липучки в таких условиях скользят, как лыжи, так как тонкий слой воды между льдом и колесом выступает в роли смазки.


 

Общий итог

Шипованная резина работает лучше липучки только на льду при температурах от 0 до -10 градусов. Во всех иных условиях, включая лед при более низких температурах, нешипованная резина лучше или не уступает.

Нешипованная резина для арктической и европейской зимы принципиально не отличается во всех тестах. Рассматривать надо каждую отдельную модель.

Вся современная резина известных марок достойно ведет себя на любых покрытиях. Важно понять в каких условиях будет экспулатироваться резина и выбрать подходящий тип. Закончу цитатой из статьи «ЗаРулем»:

Выбирая шины, учитывайте климат вашего региона: суровые снежные зимы, промороженные дороги – предпочтительнее нешипованные колеса; мягкие зимы, частые оттепели, сменяющиеся гололедом, – лучше шипы.

Специально для тех, кто не читал всю статью подчеркну — опечаток и ошибок в цитате нет, результат получился неожиданный, но от того не менее верный. 

После размещения укороченного варианта статьи на Пикабу в комментариях к ней многие отписывались:

  • тесты врут, условия не соответствуют реальности / все проплачено;
  • липучка не работает в снег — забивается протектор;
  • липучка — для теплых регионов, шипы — для холодных. В Скандинавии все на шипах, а там холодно, много снега и льда.

И много других забавных утверждений. Поэтому я решил немного дополнить статью:

Сравнение шипованной и нешипованной резины на снегу.

Сравнение шипованной и нешипованной резины на снегу. [Источник: Авторевю.]

Про скандинавские страны, погоду и гололед.

Самое распространенное заблуждение: «липучка — для теплых регионов, шипы — для холодных.» Весомым аргументом выступает тот факт, что в скандинавских странах (Финляндия, Норвегия, Швеция) используют в основном ее.

В представлении большинства людей, климат в скандинавских странах суров и чем-то напоминает Сибирь, поэтому создается логическая цепочка: холодно -> используй шипы, которая в корне отличается от результатов тестов.

Спросим у Яндекса, какой же климат в скандинавских странах?

Климат в Санк-Петербурге. Влажность, температура днем, температура ночью. [Источник: http://pogoda.yandex.ru/]

Скандинавские страны окружены морем.

Климат в Осло, Норвегия. Влажность, температура днем, температура ночью. [Источник: http://pogoda.yandex.ru/]

Оказывается, температуры и влажность зимой на Скандинавском полуострове даже выше, чем во влажном и дождливом Санкт-Петербурге! Это следствие того, что он окружен морем, соответсвенно климат там мягче, чем на континенте на тех же широтах.

Как образуется гололед?

Для того что бы образовался гололед необходимо застывание воды. Снег может стать причиной гололеда только если сначала расстает.

При очень низких температурах снег больше похож на песок — он мелки и жесткий, не прилипает к поверхностям, а с дороги его сдувает проезжающий транспорт.

Следовательно, для образования гололеда нужна нулевая температура днем и отрицательная ночью. Что мы и наблюдаем на климатических данных столицы Норвегии.

Именно при температуре -10 … 0С шипы эффективны. При температурах ниже -15…-20С поведение шипованной и нешипованной резины на льду одинаково.

По данным Википедии среднегодовое число дней с гололёдом в некоторых городах России следующее: Архангельск — 6, Мурманск — 1, Санкт-Петербург — 5, Москва — 6, Воронеж — 17, Ростов-на-Дону — 10, Астрахань — 6, Самара — 15, Казань — 7, Екатеринбург — 5, Сыктывкар — 12, Оренбург — 9, Омск — 6, Ханты-Мансийск — 5, Томск — 2, Иркутск — 0, Якутск — 0, Петропавловск-Камчатский — 2, Хабаровск — 0, Владивосток — 1.

Видна четкая зависимость — чем ближе средняя температура к 0, тем чаще гололед. В сибирских городах, таких как Якутск, гололед вообще редкое явления.

Вывод:

Очень интересная ситуация.

Шипованные покрышки нужны именно южным регионам, ведь как раз там частые оттепели и осадки приводят к гололеду. Тесты показали, что шипы работают именно в «Скандинавском» диапазоне температур: -10 … 0.

В холодных регионах — напротив, шипованная резина не имеет преимуществ.

https://www.tech-drive.ru/?p=864 — link

Маркировка зимних шин

маркировка зимних шин

 

Все необходимые данные автомобильных шин содержатся в их маркировке. Она находится на боковой части и состоит из ряда цифр и чисел. К примеру, она может выглядеть так: 185/65 R 14 86 T. Используя приведённый пример, давайте разберёмся, что означают эти числа и буквы.

Значение первых цифр с дробью, в данном случае это «185/65», является размером шины. Давайте рассмотрим подробнее: первая величина указывает размер поперечного сечения; вторая величина – профиль, или по-простому – величина в процентах, которая определяется соотношением высоты и поперечного сечения.

Сегодня всё чаще встречается маркировка зимних шин “XL”. Это означает, что эти шины имеют большой запас прочности, т.е. они могут использоваться на более тяжёлых скоростных автомобилях. Индекс их грузоподъёмности больше обычных на 4 единицы.

Символы маркировки зимней резины

Зимняя резина отличается от летней не только по внешнему виду, но и по маркировке (M+S). Так же промышленный стандарт предусматривает нанесение символа «Снежинка и гора». Это означает высокие показатели безопасности и контроля на снежных и ледяных дорогах, а также то, что данные шины не теряют своих свойств во время сильных морозов. Залогом безопасной езды является резина, имеющая маркировку «Снежинка и гора» на боковине и глубину протектора не меньше 4 мм.

Буквы M+S гарантируют прекрасную езду по снегу, которую обеспечивает специальный рисунок протектора, состав резины и её конструкция.

Маркировка M+S на внедорожных шинах 4×4.

Согласно директиве Европейского Союза данный вид маркировки характеризуется как шина, которая имеет протектор и конструкцию, обеспечивающие лучшее передвижение по снегу. Исходя из этого, параметры символов M+S не имеют чётких значений и измерений. В Северной Америке зимние колёса обозначаются символом «Снежинка и гора». Этот означает, что они полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к зимнему ассортименту, либо их превосходят. Несмотря на то, что в странах Европы маркировку M+S принято считать зимней, в условиях сильных морозов лучше использовать шины с обозначением «Снежинка и гора».

Обратившись в наш магазин вы получите грамотную консультацию от наших профессиональных специалистов по зимней шипованной и нешипованной резине. После чего сможете принять правильное решение в покупке резины на Ваш автомобиль.

 



 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here