Десантная парашютная система Д-10 предназначена для учебно-тренировочных и боевых прыжков из военно-транспортных самолетов Ан-22, Ил-76, Ан-26, из самолета Ан-2 и вертолетов Ми-6 и Ми-8, выполняемых отдельными парашютистами или группами десантников всех специальностей с полным табельным вооружением и снаряжением или без него при общей полетной массе парашютиста 140 кг.
Технико-эксплуатационные характеристики
Эксплуатационные ограничения: | |
---|---|
масса десантника-парашютиста с парашютами, кг | 140 — 150 |
скорость полета самолета, км/ч | 140 — 400 |
максимально безопасная высота раскрытия парашюта, м | 4000 |
минимально безопасная высота применения, м | 200 |
Время стабилизации, с | 3 и более |
Скорость снижения на стабилизирующем парашюте, м/с | 30 — 40 |
Усилие, необходимое для раскрытия двухконусного замка с помощью звена ручного раскрытия, кгс, не более | 16 |
Скорость снижения на основном парашюте, м/с | 5 |
Время разворота в любую сторону на 180o при снятии шнура блокировки и перетянутых свободных концах подвесной системы, с | не более 60 |
Время разворота в любую сторону на 180o при заблокированных свободных концах подвесной системы, с | не более 30 |
Средняя горизонтальная скорость перемещения вперед и назад, м/с | не менее 2,6 |
Рост десантника-парашютиста, м | 1,5 — 1,9 |
Масса парашютной системы без парашютной сумки и парашютного прибора АД-3У-Д-165, кг, не более | 11,7 |
Количество применений: | |
при общей полетной массе десантника-парашютиста 140 кг, раз | 80 |
в т.ч. при общей полетной массе парашютиста 150 кг | 10 |
Срок хранения без переукладки, месяцев, не более | 3 |
Гарантийный срок службы, лет | 14 |
Парашютная система Д-10 позволяет применять запасные парашюты типа З-4, З-5, З-2. В качестве страхующего средства для раскрытия двухконусного замка применяются парашютные приборы АД-3У-Д-165, ППК-У-165А-Д.
Части парашютной системы
- Камера стабилизирующей системы
- Система стабилизирующая (парашют стабилизирующий бесстропный)
- Камера основного парашюта
- Основной парашют (купол со стропами)
- Подвесная система
- Ранец
- Двухконусный замок
- Звено ручного раскрытия
- Страхующий парашютный прибор типа ППК-У или АД-ЗУ-Д
- Парашютная сумка
- Паспорт
- Вспомогательные части и детали
Д-10: Взаимодействие составных частей
Части основного парашюта вступают во взаимодействие по каскадной схеме. Конструкция основного парашюта предусматривает два способа введения его в действие при нормально работающей стабилизирующей системе: парашютным прибором АД-ЗУ-Д-165 (ППК-У-165А-Д) или звеном ручного раскрытия.
Процесс раскрытия Д-10 в воздухе:
1 — камера стабилизирующей системы; 2 — система стабилизирующая; 3 — камера основного парашюта; 4 — основной парашют; 5 — ранец
При совершении прыжков из самолета Ан-26, Ил-76 камера (1) с уложенной в нее стабилизирующей системой своим карабином крепится за трос в самолете при совершении прыжков из самолета Ан-2 этот карабин крепится за серьгу переходного звена-удлинителя длиной 1 м.
После отделения от самолета звено стабилизирующей системы вытягивается на полную длину, при этом гибкая шпилька выдергивается из затвора парашютного прибора АД-ЗУ-Д-165 (ППК-У-165А-Д), и он вводится в действие.
Рвется контровочный шнур, стягивающий кольца камеры стабилизирующей системы и кольца перьев стабилизатора, из камеры стабилизирующей системы последовательно выходят стабилизатор, стропы и купол стабилизирующего парашюта, а камера стабилизирующей системы остается в самолете.
Купол стабилизирующей системы, попав в воздушный поток, наполняется воздухом, его быстрейшему наполнению способствуют перья стабилизатора и карманы на основе купола. Начинается стабилизированное снижение десантника-парашютиста со скоростью около 35 м/с, которое будет продолжаться до истечения заданного времени стабилизации. При этом ранец (5) с куполом основного парашюта остается закрытым, а его клапаны — замкнутыми силовыми лентами звена стабилизирующей системы.
По истечении заданного времени стабилизации десантник-парашютист выдергивает кольцо звена ручного раскрытия, при этом петля его троса, закрепленная на конусе затвора, поворачивает затвор на оси и открывает двухконусный замок. Пряжки силовых лент звена стабилизирующей системы освобождаются и сбрасываются с конусов двухконусного замка. Если по какой-либо причине сам десантник-парашютист не выдернет кольцо звена ручного раскрытия, то двухконусный замок в заданное время будет открыт парашютным прибором АД-ЗУ-Д-165 (ППК-У-165А-Д).
После раскрытия двухконусного замка силовые ленты выходят через окна ранца и освобождают кольца клапанов ранца.
Стабилизирующая система (2) вытягивает из раскрытого ранца (5) камеру (3) с уложенным в нее куполом основного парашюта и удаляет ее вместе со свободными концами подвесной системы от десантника-парашютиста. При этом из сот камеры последовательно выходят стропы, уложенные в продольные соты, затем из резиновых сот, чекующих фартук камеры, вытягиваются пучки строп и далее освобождается нижняя кромка купола основного парашюта (4). Стабилизирующая система стаскивает камеру с купола основного парашюта.
Под действием потока воздуха купол основного парашюта раскрывается и резко замедляет скорость падения. Начинается снижение десантника на основном парашюте со скоростью не более 5 м/с. Стабилизирующая система со своим звеном и камерой основного парашюта остаются на вершине раскрытого купола основного парашюта, не мешая его нормальной работе.
Управление парашютной системой осуществляется: разворот — натяжением строп управления, горизонтальное перемещение вперед и назад — перетягиванием свободных концов подвесной системы.
Перемещение купола назад
Разворот купола вправо
Укладка парашюта Д-10
Условия укладки парашютной системы Д-10 те же, что и парашютной системы Д-6. Непосредственно перед укладкой необходимо проверить комплектность десантной системы и принадлежности для укладки, указанные в техническом описании.
Осмотр и укладку десантной системы выполняют два человека — укладывающий (ответственный за укладку) и помогающий.
Обнаруженные при осмотре непригодные части заменить запасными или отремонтировать их по Руководству по среднему ремонту 24872-91 PC. После устранения дефектов десантная система может быть допущена к эксплуатации только после проверки ее офицером воздушно-десантной службы, ответственным за укладку.
Ответственный за укладку обязан изучить техническое описание и инструкцию по эксплуатации. По окончании укладки ответственный за укладку расписывается в паспорте или карточке, заменяющей паспорт, о выполнении работы.
Этапы и правильность укладки десантной системы контролирует командир подразделения и офицер воздушно-десантной службы.
По окончании укладки командир подразделения, контролирующий укладку, своей подписью подтверждает готовность десантной системы к применению. Обрезать в процессе укладки на всех ее этапах концы контровочной нити после затягивания узлов, оставляя длину 0,015-0,025 м. Укладка парашютной системы производится в шесть этапов.
- Первый этап: проверка наличия, исправности частей основного парашюта и подготовка их к укладке
- Второй этап: укладка купола основного парашюта и надевание камеры на него
- Третий этап: укладка купола основного парашюта со стропами в камеру и соты
- Четвертый этап: укладка стабилизирующего парашюта в камеру, контровка колец перьев стабилизатора с кольцами камеры, укладка камеры с уложенным основным парашютом в ранец
- Пятый этап
- Шестой этап: подгонка и надевание подвесной системы, присоединение запасного парашюта
http://aviatus.ru/parachuting/parachutes/d10/ — link
Условия укладки парашютной системы Д-10 те же, что и парашютной системы Д-6.