Термин «высшее образование», на протяжении нескольких последних десятков лет, носит довольно сложную смысловую нагрузку.
С самого детства всем нам настойчиво пытаются доказать безальтернативную необходимость учиться — сначала в школе, потом в университете.
И все мы также не раз слышали, что ни деньги, ни связи, ни папа в министерстве, а именно хорошее образование является единственным ключом к успеху для миллионов таких же как мы — простых россиян.
Однако ожидания о высшем образовании редко когда оправдывают себя, а «состоятельными» и «влиятельными» почему-то становятся вовсе не отличники.
В свете этого, экономическое состояние России представляется вполне логическим продолжением государственной политики в сфере профессионального образования.
И, судя по всему, подобное положение дел устраивает нынешнюю российскую власть – не так давно, вице-премьер Ольга Голодец заявила о том, что доля кадров рынка труда, имеющая высшее образование, по меньшей мере, неоправданна существующей в экономике ситуации.
По ее словам, у правительства есть довольно четкий просчитанный баланс, где доля работников с высшим образованием должна составлять лишь треть от общего числа экономически активного населения.
Это довольно смелое заявление заинтересовало аналитиков Карьерист.ру — и мы решили разобраться в сложившейся ситуации.
Что мы имеем
По мнению Голодец, доля профессиональных кадров, которым нужно будет высшее образование, постепенно будет сокращаться на рынке труда. Со слов вице-премьера, работодатели сегодня уже понимают ценность рабочих профессий и готовы хорошо платить за действительно хорошую квалификацию.
В связи с этим правительством был просчитан баланс, по которому высшее образование нужно будет лишь 35% трудящихся, а остальные 65% — это люди, которым «вышка» никогда не потребуется.
Исходя из этого, будет меняться и пропорция в экономических сферах, где необходимость в образовании будут иметь лишь 35% профессий и должностей.
Подобного рода заявления от чиновников разного ранга и мастей мы можем слышать на протяжении последних лет, и хотелось бы верить в то, что они действительно направлены на благополучие россиян.
Пока же мы лишь можем констатировать переориентацию российских властей на сугубо утилитарный подход к профессиональному образованию.
Получается, что будущее высшего образования направлено не на перспективу развития, а исключительно на практическую и прикладную составляющую, когда его будут получать не все, кто хотят, а только лишь то количество людей, в котором нуждается экономика.
Включая логику, можно догадаться, кто войдет в число таких «нужных» людей. А кроме прочего, это все ведет к нарушению конституционного принципа, который предоставляет право на высшее образование каждому россиянину.
Между тем, по данным Международной организации экономического сотрудничества и развития, высшее и среднее специальное развитие есть у 54% взрослого населения, и как ни странно, наиболее серьезный рост количества дипломированных специалистов пришелся на кризисные 90-е годы.
Что интересно, это один из лучших показателей в мире, и он вполне соответствует международным трендам – процент людей, получивших «вышку», растет по всему миру. Примечательно то, что в числе лидеров именно страны с развивающейся экономикой.
Вполне логично было бы думать о реформировании системы высшего образования, повышении его качественных характеристик, проблемах трудоустройства будущих выпускников, но не снижать сам охват получивших «вышку» людей.
В то время, когда весь мир стремится повысить количества образованных, мы выбираем самые беспрецедентные и совсем недальновидные стратегии.
С нашим мнением согласен заместитель первого проректора Высшей школы экономики Игорь Чижиков. По его мнению, важен не только охват определенных частей населения, но и востребованность, а также качество образования.
Качество знаний
По данным, предоставленным Всероссийским центром изучения общественного мнения, 56% россиян оценивают качество предоставляемого российскими вузами образования не выше, чем среднее.
С ними согласно аналогичное количество работодателей и около 36% выпускников. При этом, треть работодателей и 22% россиян в целом, оценивают уровень предоставляемых знаний, как низкий.
Между тем, 58% выпускников считают, что они получили хорошее образование — очевидно, что будущее за плохо образованными оптимистами.
Что касается уровня практических навыков, этот показатель находится на самом низком уровне – с его тотальной нехваткой согласились 91% работодателей и 56% вчерашних выпускников.
В целом это говорит о довольно низком качестве высшего образования, и в качестве решения этой проблемы 65% опрошенных поддерживают идею лишения вузов государственной аккредитации, если будет доказана неэффективность их работы.
Причинами того можно называть рост числа коммерческих вузов, начиная с 90-х. Это явление наблюдалось неспроста – у населения был спрос на образование, и вузы играли роль своего рода «фабрики» дипломов.
Теперь же, когда существенное понижение уровня предоставляемых знаний стало очевидным даже для рядовых граждан, это поле нуждается в «чистке». Но она должна проходить в рамках рыночных механизмов, а не путем варварско-административного «закручивания гаек».
Специалисты говорят про то, что сегодня как никогда нужна диверсификация учебных заведений, а не их систематизация и унификация по формальным признакам.
И, что интересно, подобного рода рыночные механизмы существуют. Так, независимо от полученных знаний и их уровня, сам факт наличия диплома выполняет функцию пропуска для выпускника на рынок труда.
Более того, по некоторым расчетам российских ученых, наличие диплома даже влияет на уровень оплаты труда – в среднем, специалисты с высшим образованием имеют уровень заработных плат на 14% выше.
В то же время, на уровень получаемых после трудоустройства доходов совсем не влияет успеваемость вчерашнего студента, что могло бы стать отличным стимулом для хорошего обучения.
Всем известно, что при принятии на работу в дипломный вкладыш никто не заглядывает – вес имеет лишь наличие образования. Вероятнее всего это связано с разностью требований, предъявляемых к студенту в университете, и уже потом, а рабочем месте.
Развитие высшего образования
О развитии, к нашему общему сожалению, говорить сегодня не приходится. Мы можем наблюдать лишь неблагоприятные тенденции снижения государственных расходов на высшее и послевузовское образование.
Если в 2014 году было выделено 537 млрд рублей, то в 2015 году они понизились до 501 млрд рублей, а в 2016 году не превышают даже 480 млрд рублей., что находится на уровне около 0,7% ВВП.
В это же время, страны-конкуренты России тратят на государственное высшее образование от 1,2 до 1,5% своего ВВП, постепенно наращивая их.
Очевидно, что с таким подходом довольно сложно будет реализовывать планы властей на улучшение экономической ситуации – силовые структуры, на которые из года в год увеличиваются расходы, не способны будут подтолкнуть экономику и обеспечить подготовку кадров для большинства отраслей народного хозяйства. По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, снижение доступности высшего образования путем тотального сокращения бюджетных мест и их замена среднеспециальным образованием, по меньшей мере, опасна.
Тут властям придется столкнуться с неприятием таких стратегий со стороны более чем 80, а то и 90% всего населения, ведь более 60% всех выпускников школ поступают в вузы.
А это, в условиях кризиса и в преддверии парламентских выборов, способно добавить масла в уже потихоньку раздуваемый огонь электорального негодования.
Куда проще разработать стратегию развития вузовского образования, рассчитанную на его капитализацию и снижение расходов – это позволило бы хоть как-то оправдать действия властей по уменьшению бюджетного финансирования.
Одним из таких действенных ресурсов развития образования можно считать перекладывание расходов на него с бюджета на работодателей и самих студентов, что мы можем наблюдать опять же с начала 90-х.
Такое перераспределение расходов – уже давно сложившаяся традиция в большинстве развитых стран, например, в США. В этом смысле, уменьшение количества бюджетных точек за счет увеличения платных – вполне отвечающая мировой практике программа снижения нагрузки на бюджет.
Но при всем этом, важным аспектом остается и тот факт, что необходимость получения высшего образования не ограничивается исключительно возможностью трудоустройства.
С самого момента появления в России «вышки», она стала важным инструментом развития молодого человека и интеграции его в социум.
Играя роль одного из важнейших аспектов социального лифта, образование позволяет сделать из россиян не только настоящих профессионалов, но и самостоятельно думающих людей, способных здраво мыслить.
Логично, что именно они чаще всего стараются критиковать беспрецедентные и нелепые действия властей, и исходя из этого, утилитарные стратегии вице-премьер министра вполне оправданы.