Конец нефтепроводу «Дружба»

0
3212

13 октября 2016 года Российская сторона официально известила Украину, что она отказывается от эксплуатации украинских магистральных нефтепроводов.  АК «Транснефтепродукт» более не собирается продолжать соглашение от 1995 года, согласно которому она обеспечивала стабильную работу магистральных нефтепроводов и обеспечивала тем самым транзит российских нефтепродуктов и нефти по территории Украины. 

Россия много лет готовила это заявление и теперь готова полностью отказаться от украинского нефтяного транзита, а для Украины это станет началом конца как транзитной державы и надо честно признаться, что она сделала для этого все возможное и даже немного больше.

Завидное наследство

После распада СССР Украине досталось богатое наследство. Отличный производственный потенциал, черноземы, инфраструктура. А значит и масса возможностей. Одни транзитные мощности чего стоили. Юго-Западное и Западное направление экспорта СССР во многом шло через Украину. Нефть, газ, ЖД-перевозки, морские перевозки (Одесский портовый узел). Одно это каждый год могло приносить миллиарды долларов дохода, не считая отличных возможностей по развитию собственного производственного потенциала. В те годы именно Украина во многом была воротами России на Запад (наряду с Прибалтикой).

Что и сыграло с ними злую шутку.

Год за годом, каждое правительство в Киеве делало все, чтобы Россия отказалась от транзитных мощностей Украины и надо сказать, в конечном итоге они добились своего. Со следующего года Москва практически полностью откажется от украинских транзитных мощностей по перевалке нефти.

А к 2020 году от транзитных мощностей по газу.

Таким образом, 20-летние усилия Киева увенчаются успехом, и он, наконец, останется у своего транзитного разбитого корыта, чего так усиленно добивался все эти годы.

Но, обо всем по порядку.

Эпопея с реверсом: Одесса-Броды

Когда сегодня на Украине вспоминают слово «реверс» в первую очередь вспоминают о газе. Вот уже четвертый год Киев пытается таким образом разорвать свою газовую пуповину с Россией. Но вначале «реверсной» на Украине была нефть.

Нефтепровод «Одесса-Броды» строился с 1996 по 2001 год. Главной целью проекта было включение Украины в транзитные потоки каспийской нефти. Нефтепровод построили, а контрактов на транзит в Киеве так и не получили. И пришлось Украине запускать нефтепровод в реверсном режиме, то есть прокачивать российскую нефть в порт Южный.

А что делать, трубу как-то окупать надо?

Но надо признать, что пришедший к власти по итогу первого Майдана Виктор Ющенко сделал попытку вновь изменить направление прокачки. Но и при нем и при Януковиче любые попытки запустить его в аверсном режиме (будь-то в Белоруссию, будь-то в Словакию) неизменно заканчивались неудачей. В конце концов в декабре 2013 года было принято решение готовить нефтепровод к работе в реверсном режиму и увязать это все с большим соглашением между Россией и Украиной, но падение режима Януковича перечеркнуло все эти планы. А потом на Украине стало не до нефти.

Нефтегазовая независимость России

В 2000-х годах, и особенно после первого Майдана, российское руководство приняло окончательное решение исключить территории бывших советских республик и в первую очередь Украину и Прибалтику из российского нефте-газового транзита. Было очевидно, что зависимость российской экономики от транзитных мощностей Украины пока она существует, будет использована США для ослабления Москвы и как следствие превратит конфликты с Украиной в перманентные.

Как мы уже убедились, так и произошло.

Газовый транзит ушел в «Северный поток» (2 очереди) и в недавно окончательно утвержденный к постройке «Турецкий поток», а нефть потекла в новопостроенные терминалы на Балтике (российское побережье) и в черноморские порты России.

В 2006 году была полностью введена в эксплуатацию Балтийская трубопроводная система (БТС-1), позволяющая прокачивать ежегодно до 74 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в направлении балтийских портов России. Портам прибалтийских государств был нанесен мощный удар. Вторая очередь БТС-2 должна полностью исключить потребность России в портах «прибалтийских тигров» и сделать ненужным использование в реверсном режиме нефтепровода «Одесса-Броды».  

Строили БТС-2 очень быстро. Первый стык сварили в середине 2009 года, а уже в начале 2012 года, даже на полгода раньше намеченного плана, трубу открыл тогда премьер-министр России Владимир Путин. В российских СМИ долго шла полемика. Приводилась масса аргументов, что экономической целесообразности в постройке второй очереди Балтийской системы нет. И только украинский кризис в 2013 году показал, насколько правильным и своевременным было это решение. 

В 2015 году через Прибалтику было отправлено всего 9 млн. тонн нефти, в 2016 году будет только 5 млн. тонн, а уже к 2018 году прибалтийский маршрут будет закрыт.

Одновременно начала реализовываться программа Каспийского трубопроводного консорциума. Примечательно, что окончание программы расширения Каспийской транспортной системы до 67 млн. тонн (на 68%) полностью совпало с заявлением России об отказе от использования магистральных нефтепроводов России.

Еще в 2008 году первый заместитель главы Секретариата президента Украины Александр Шлапак заявил:

«Украина постепенно теряет статус транзитного государства, потому что ежегодно лишается 5-10% объёма транзита в результате реализации различных международных проектов в сфере трубопроводного транспорта. После реализации первых этапов строительства Каспийского трубопроводного консорциума и Балтийской трубопроводной системы, Россия получила возможность транспортировать до 60 млн. тонн нефти в обход территории Украины, Белоруссии и Польши. А когда данные проекты заработают на полную мощность, Россия сможет полностью отказаться от транзита нефти через территорию Украины, Беларуси и Прибалтики».

Александр Шлапак

Самым важным результатом проделанной работы стало то, что Киев даже не пытался шантажировать Россию в 2014-15 годах по поводу транзита нефти, а вот Россия теперь полностью готова отказаться от транзита нефти через Украину.

Уничтожение системы нефтепроводов (второй майдан)

Второй майдан стоял, как мы уже поняли, за уничтожения остатков прагматичности в российско-украинских отношениях и окончательный разрыв экономических связей между двумя странами. И если это на публику вначале не озвучивалось, то уже к середине 2014 года стало очевидным. Но еще большей проблемой для государства стало окончательное отбрасывание олигархатом самоограничений на разграбление остатков государственной собственности.

Как только наступило время хаоса, один из самых видных «патриотов» Украины Игорь Коломойскийрешил провести диверсию, на которой одновременно можно было неплохо заработать. Смысл идеи в следующем. На балансе государства в нефтепроводах находилось около 1,5 млн. тонн нефти. Ее балансовая стоимость на тот момент была сущие копейки (20-30 долларов за баррель).

Более 600 тысяч тонн этой нефти летом 2014 года отправили на Кременчужский нефтеперерабатывающий завод (принадлежащий Коломойскому), где ее и переработали. Топливо продали украинской армии, после чего разгорелся жуткий скандал. И дело было даже не в том, что топливо было продано дороже рыночной розничной цены на тот момент, а в том, что после этой операции опустошенные ветви нефтепровода можно было смело вычеркивать из балансов. А тот же Лисичанский нефтеперерабатывающий завод после этой диверсии полностью был лишен возможности получать нефть для переработки. Даже после того, как он опять попал под контроль Киева.

Хотя зачем это нужно новой Украине? Переработка «москальской» нефти это так непатриотично. Гораздо патриотичнее покупать у России уже готовое топливо. Звучит глупо, но по логике нынешних правителей в Киеве вполне здраво. Нефтепереработка, которая и так падала, после 2014 года, сегодня на Украине просто исчезла. Если в 2014 году переработка нефти на Украине составляла около 2,5 млн. тонн, то в 2015 году Украина переработала всего 472 тысячи тонн. В первой половине 2016 года 247 тысяч тонн. Практически все топливо Украина сегодня закупает из-за рубежа и значительную его долю из России.

Итак, Россия свой ход сделала. Пришло время Украине задуматься, а что она будет делать весной 2017 года, когда россияне практически наверняка откажутся от их  услуг по транзиты нефти? 

Аппендикс Европы

В 2016 году украинские «патриоты» и экономисты бодро рапортовали о росте грузооборота на Украине. Первые месяцы рост составил более 10% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Это позволило сначала Арсению Яценюку, а затем и Владимиру Гройсману заявить, что промышленность вернулась к росту, который будет устойчивым и долгим. Рост закончился уже летом, а секрет роста грузоперевозок был очень простым. Внутренние перевозки падали, а статистику роста дала усиленная перекачка на запад российских углеводородов.

Трубопроводы нарастили перекачку на 30%, что и было отражено в статистике.

2017 год принесет Украине некоторые неприятные сюрпризы. Транзит нефти резко упадет и уже окончательно. Транзит газа будет зависеть от зимних холодов и скорости достройки новых обходных маршрутов вокруг нее. Когда они будут окончены (к концу 2019 года), Украина, наконец, сможет обрести такую вожделенную для себя энергетическую независимость. Полную, правда только транзитную.

В ней, как в транзитере энергоносителей, перестанут нуждаться и Россия, и Европа. Страна превратится в аппендикс Европы, напичканный оружием и оболваненным населением.

И тогда придет время похмелья.

Похмелья, после 30 лет борьбы со здравым смыслом.

Но это уже будет совсем другая история.

Источник

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here