1 мая 1960 года в небе над Свердловском был сбит американский самолет-шпион Lockheed U-2, осуществляющий разведывательный полет над территорией СССР.
Летчик Френсис Гэри Пауэрс был взят в плен.
Летчик Френсис Гэри Пауэрс на суде
США начали проводить разведывательные полеты над территорией СССР с 1956 года. Для этого использовались самолеты U-2 с мощной фототехникой для съемки секретных объектов.
Полеты осуществлялись на высоте 19–21 км. По версии американских военных, на тот момент U-2 были недостижимы для советских истребителей и ракет. До полета Пауэрса самолеты U-2 вторгались в воздушное пространство СССР не менее 20 раз.
22 ноября 1960 года, Фрэнсис Гарри Пауэрс в специальной экипировке для длительных полетов в стратосфере. Фото: РИА Новости.
Ф.Г. Пауэрс был самым опытным лётчиком в отряде. До прихода в ЦРУ он пилотировал F-84G Thunderjets. На U-2 Пауэрс имел самый большой налёт и 27 раз вторгался в воздушное пространство других стран, в том числе 6 раз Советского Союза. В рамках программы «Перелёт» маршрут самолёта-шпиона пролегал над ракетным полигоном Тюратам (Байконур), над Челябинском, южнее Свердловска (г. Кыштым, завод «Маяк»), северо-западнее Кирова, на север через Плесецк, Северодвинск, северо-западнее Кандалакши, на север к Мурманску с посадкой в Будё (Норвегия).
В Лэнгли не знали точных боевых характеристик ЗРК С-75 и Пауэрса убедили, что на высоте 20 км он может себя чувствовать в полной безопасности. Маршрут был проложен в обход известных американской разведке позиций зрдн С-75. Lockheed U-2С нёс аппаратуру для регистрации радио- и радиолокационного излучения, а также выдвижную фотокамеру. В хвостовой части находился комплекс постановки помех радиолокационным прицелам советских истребителей и ракетам «воздух-воздух». Благодаря особой конструкции и специальному покрытию самолёт-шпион обладал определённой радиолокационной невидимостью.
Надо сказать, что ещё до начала полёта у Пауэрса возникли трудности. Ему достался борт, который за частые поломки прозвали «королева ангара». Из-за плохой погоды над северными районами СССР вылет высотного стратегического разведчика переносили несколько раз – с 28 апреля на 1 мая 1960 г.
Ранним утром 1 мая 1960 года Пауэрс вылетел из пакистанской авиабазы в Пешаваре. Планировалось, что он пролетит над советской территорией и приземлится на авиабазе в Норвегии.
ЦРУ интересовали позиции ПВО, полигон в Семипалатинске, космодром Байконур, атомные центры на Урале. При пересечении границы с Таджикистаном самолет-шпион сразу был запеленгован системами советских ПВО.
Южнее Челябинска у самолёта вышел из строя автопилот, машина потеряла устойчивость по тангажу и провалилась. Пауэрс пролетел почти половину пути и решил не возвращаться на базу. Он перешёл на ручное управление и продолжил полёт, ориентируясь по радиокомпасу.
На тот момент в советскую армию поступили на вооружение зенитные ракетные комплексы (ЗРК) С-75 («Двина»), но на южных границах страны еще не использовались. Ближайшая часть, которая могла уничтожить самолет-шпион, находилась в Челябинске.
Поставленная задача не была выполнена из-за одного человека: боец-дизелист, который отвечал за электропитание комплекса, не успел сменить перегоревший предохранитель, и цель была упущена.
U-2 был сбит около Свердловска близ села Косулино с первого выстрела ЗРК С-75 («Двина») 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады расчетом под командованием майора Михаила Воронова.
Самолет рухнул близ деревни Поварня. Пауэрс выпрыгнул с парашютом и был задержан местными жителями. По неофициальной информации, сначала его приняли за космонавта и пытались ему помочь.
Однако вскоре выяснилось, что он не знает русского языка, а среди его вещей были обнаружены оружие, большие суммы денег, золотые монеты, несколько пар часов и шелковое полотенце, на котором на русском и английском языках было написано, что это гражданин США и за оказание ему помощи обещалось вознаграждение. По оной из версий, сотрудники госбезопасности и военные забрали американского летчика из деревни «в несколько помятом виде».
Маршрут полета летчика Френсиса Пауэрса. Фото: Книга «Свердловск-Екатеринбург»
Однако в результате несовершенства системы опознавания другие подразделения ПВО, получившие задачу на уничтожение нарушителя воздушных рубежей СССР, произвели пуски ракет по своим истребителям-перехватчикам.
Последнее задание
1 мая 1960 года Сергей Сафронов нёс боевое дежурство на аэродроме вместе с заместителем командира эскадрильи капитаном Борисом Айвазяном, который в этой паре МиГ-19 был ведущим.
По сигналу боевой тревоги они взлетели в 7:03 мск и через 32 минуты были на военном аэродроме «Кольцово» — в Свердловске, где самолёты срочно начали заправлять горючим.
Однако взлёт был задержан на 1 час 8 минут — сначала на перехват американского самолёта-разведчика U-2 поднялся более высотный советский перехватчик Т-3 (Су-9), пилотируемый капитаном И.А. Ментюковым, поднятый по личному указанию генерал-полковника (будущего маршала авиации) Е.Я. Савицкого для тарана самолёта-шпиона (самолёт на тот момент был без вооружения), но таран не состоялся из-за ошибок оператора наведения на командном пункте (КП).
Самолёт-перехватчик Су-9. Рис. Андрея Жирнова.
В 8:43, после команды лётчику Су-9 идти на посадку, в воздух была поднята пара МиГ-19. В 8:53 U-2 был сбит ракетчиками, но более 30 минут после уничтожения самолёта и на КП полка, и на КП армии ПВО считали, что он продолжает полёт
В результате несогласованности действий различных служб самолёт Сафронова, шедший на высоте 11 000 м был принят за U-2 и в 9:23 поражён ракетой зенитного ракетного комплекса С-75.
Сафронов Сергей Иванович (лётчик-истребитель)
Трагедия разыгралась в небе над Дегтярском (30—40 км к юго-западу от Свердловска) во время первомайской демонстрации. Борис Айвазян сманеврировал, совершив резкое пикирование до высоты 2000 м, и с большой перегрузкой вывел самолёт на высоту около 300 м (по другим источникам, около 500 м), уйдя таким образом из зоны действия ракеты.
Айвазян Борис Грайрович — советский лётчик-истребитель ВВС СССР
Последующее расследование установило, что ответчик системы распознавания «свой-чужой» на самолёте Сафронова был включён, но сама система не была задействована наземными службами ПВО (по другим сведениям, у лётчиков в спешке не были изменены коды «свой-чужой»).
Причиной гибели лётчика послужила плохая работа боевого расчёта главного командного пункта армии ПВО. Начальники родов и служб не сообщали о принятых решениях на главный командный пункт, который, в свою очередь, не информировал об обстановке командиров частей и соединений.
В 57-й зенитно-ракетной бригаде не знали о нахождении истребителей в воздухе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1960 года № 237/12 старший лейтенант С. И. Сафронов награждён орденом Красного Знамени (в указе о награждении слово «посмертно» было опущено). Сведения об обстоятельствах гибели оставались засекреченными вплоть до наступления перестройки в СССР.
Памятник на месте гибели С. И. Сафронова
Похоронен Сергей Сафронов на Егошихинском кладбище в Перми.
Жена — Анна Васильевна Сафронова (урождённая Панфилова), училась с Сергеем Сафроновым в Гусь-Хрустальном в одной школе. Через 8 лет после смерти мужа приняла предложение Бориса Айвазяна и переехала в Москву, у них родилась дочь.
Сын — Александр Сергеевич Сафронов, окончил училище гражданской авиации.
Памятник летчику Сергею Сафронову, сбитому по ошибке 1 мая 1960 года около Дегтярска, когда он преследовал американский самолет-разведчик U-2, который пилотировал Фрэнсис Пауэрс.
Пауэрс сотрудничал со следствием. Военная коллегия Верховного суда СССР 19 августа 1960 года приговорила его за шпионаж на десять лет лишения свободы. 10 февраля 1962 года в Берлине он был обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля.
Официально США утверждали, что самолет производил исследование погоды, брал пробы воздуха в верхних слоях атмосферы в районе советско-турецкой границы и из-за неисправности кислородного питания пилота сбился с курса.
Из приговора летчику Пауэрсу:
В ночь на 1 мая 1960 года полковник Шелтон дал Пауэрсу задание пролететь над территорией Советского Союза на высоте 20 000 метров по маршруту: Пешавар, Аральское море, Свердловск, Киров, Архангельск, Мурманск и приземлиться в Норвегии на аэродроме Буде, с которым Пауэрс был ознакомлен еще в 1958 году.
Пролетая над советской землей, Пауэрс, по заданию Шелтона, должен был в определенных пунктах включать специальную аппаратуру для аэрофотосъемки и фиксации работы радиолокационных станций противовоздушной обороны Союза ССР. Особое внимание Пауэрс должен был обратить на два пункта, в одном из которых американская разведка предполагала наличие стартовых площадок для запуска ракет, а в другом — место размещения особо важного оборонного объекта.
Приобщенными к делу вещественными доказательствами и показаниями подсудимого установлено, что Пауэрс выполнил порученные ему преступные задания.
Сбитый самолет Френсиса Пауэрса
В результате проявления сохранившейся аэрофотопленки установлено, что подсудимый Пауэрс с самолета «У-2» сфотографировал промышленные и военные объекты Союза ССР — заводы, склады, нефтехранилища, пути сообщения, железнодорожные мосты и станции, линии электропередачи, аэродромы, места расквартирования войск и военную технику.
Пауэрс показал в судебном заседании, что самолет «У-2» был оборудован взрывными установками, предназначенными для уничтожения самолета в случае вынужденной посадки на советской территории, и что перед полетом 1 мая I960 года полковник Шелтон внушал ему мысль о необходимости покончить жизнь самоубийством если он окажется в руках советских властей и будет подвергнут пыткам. Именно с этой целью полковник Шелтон вручил ему специальную булавку с ядом.
Кроме булавки с ядом у Пауэрса при задержании изъяты: бесшумный пистолет с патронами, финский нож, рыболовные снасти, надувная резиновая лодка, топографические карты Советского Союза, средства для разжигания костров, сигнализационные шашки, электрический фонарь, компасы, пила, пищевые концентраты, медикаменты, советские деньги в сумме 7500 рублей и ценности — золотые монеты, кольца, наручные часы, которые, как показал Пауэрс, предназначались для подкупа советских людей в случае вынужденной посадки самолета «У-2» на территории Союза ССР.
https://www.kommersant.ru/doc/4800294 — link
https://ru.wikipedia.org/ — link
Стрельба, о которой запретили говорить
После суда за шпионаж и полутора лет заключения Ф.Г. Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля (Вильяма Фишера). В марте 1962 г. Пауэрс дал показания в сенатском комитете по вооружённым силам. В процессе слушаний он использовал две деревянные модели Lockheed U-2. На одной из них крылья и хвост были съёмные, чтобы продемонстрировать, как самолёт разрушался после подрыва ракеты.
Сенаторы Пауэрса оправдали, хотя большинство американцев негативно отнеслись к его объяснениям. Лётчика посчитали предателем, так как он не включил механизм самоуничтожения U-2 и не покончил с собой с помощью иглы с ядом, которая была спрятана внутри серебряного доллара.
Начиная с 1998 г. ЦРУ рассекретило ряд документов о полёте U-2. В 2006 г. Россия передала в США копии протоколов допросов Ф.Г. Пауэрса и другие материалы. В Лэнгли выяснили, что Пауэрс сумел скрыть от КГБ систему связи со своей базой, имена руководителей и другую важную информацию, раскрыв лишь несекретные с точки зрения американской разведки детали.
С чем же связан ажиотаж, поднятый за последнее десятилетие в Соединенных Штатах вокруг полёта Пауэрса? Глубоко модернизированный высотный стратегический разведчик U-2S до сих пор находится на вооружении ВВС США (по американским данным насчитывается 32 самолёта).
Однако в 2012 г. Пентагон планировал отказаться от дальнейшего использования этих машин. На замену им компания Northrop Grumman разработала беспилотный стратегический разведчик RQ-4 Global Hawk в модификации Block 30. Списание U-2 грозило корпорации Lockheed Martin многомиллионными убытками.
Чтобы сохранить свое детище в строю хотя бы ещё лет на 10-20 нужны были веские аргументы. Но какие? В свое время U-2 регулярно летали над Кубой и Китаем. Один такой самолёт был сбит 27 октября 1962 г. в кубинском небе советскими ракетчиками под командованием подполковника И.М. Герченова.
По американским данным над территорией КНР с 1962 г. по 1970 г. китайский аналог ЗРК С-75 сбил не менее восьми U-2. Всего же с 1959 г. по 1972 г. над Поднебесной из 15 U-2 по различным причинам было потеряно 11 машин. Похвастаться нечем.