40 лет назад, 26 сентября 1976 года, произошла авиационная катастрофа в городе Новосибирске в результате преднамеренного столкновения самолёта Ан-2 с пятиэтажным жилым домом. Один из пилотов Западно-Сибирского управления гражданской авиации совершил несанкционированный взлет на самолете Ан-2 и направил свой самолёт в пятиэтажный жилой дом. Лётчик погиб, также при столкновении и в результате пожара погибли и были ранены несколько человек.
Таран
Воскресным утром летчик Серков произвёл самовольный взлёт на самолёте Ан-2 (регистрационный номер СССР-79868) с одной из рулёжных дорожек аэропорта «Новосибирск-Северный». В самолете он был один, пассажиров не было. Через несколько минут Ан-2 появился на другом конце города в районе площади Станиславского. Некоторое время самолет кружил над городом на малых высотах. Он даже сбил несколько телевизионных антенн на некоторых зданиях. В 8 часов 20 минут летчик направил легкий самолет в жилой дом, расположенный по адресу улица Степная, 43/1. В результате тарана Ан-2 протаранил фасад дома между третьим и четвёртым этажами в районе лестничной клетки, проломив в стене дыру около 2 м в диаметре. Самолетный двигатель залетел в одно из окон прямо в спальню к жителям. Остатки хвоста и фюзеляжа остались лежать у подъездной двери, где она была. Авиационный бензин из разбитых топливных баков выплеснулся и вызвал сильный пожар. Всего было повреждено около 30 квартир. Серков погиб в момент удара самолета о дом, ему оторвало голову. Погибло и четверо жильцов дома, кто-то под обломками, другие разбились, прыгая с верхних этажей, спасаясь от пожара или от ожогов. Погибли Галина Дегтярева, Александр Тяпкин, Олег Тяпкин и Егор Пушенко. Получили ранение 11 человек: 4 человека — тяжелые, 5 — средней тяжести, 2 — легкие.
Первоначально началась паника, перепуганные жильцы выскочили из своих квартир и метались по двору. Однако довольно быстро люди из соседних домов организовались и стали пытаться спасти людей из объятого огнём подъезда. Вскоре к ним подключились прибывшие на место катастрофы пожарные. Так, когда с пятого этажа сбросили младенца, его смогли поймать стоявшие внизу люди. Через 57 минут пожар потушили.
Как показало следствие, таран был умышленным. Причиной атаки стали личные мотивы пилота. После семейной ссоры жена ушла от Серкова, забрав с собой их ребёнка. Татьяна поселилась в квартире своих родителей. Молодой летчик (1953 года рождения) пытался помириться, но родители жены так настроили супругу против своего мужа, что она даже отказывалась поговорить с ним, дать увидеться со своим 2-летним сыном Ромой. Когда он приходил, отец Татьяны прогонял своего зятя. Окончательный разрыв произошел, когда жена сказала о готовности подать на развод. Владимиру и Татьяне вручили повестки в суд на 30 сентября. Развод означал не только конец семьи, но и карьеры — молодой пилот ожидал повышение по службе: он должен был пилотировать большой пассажирский лайнер.
После этого Серков улетел в командировку в Барабинск. 25 сентября Серков дополнительным рейсом прибыл на базу, принимал все меры, чтобы вылететь в Барабинск, но из-за отсутствия плана на вылет сделал заявку на 06:00 26 сентября. После этого он уехал из аэропорта в город. Вечером Серков увидел на улице жену, разговаривающую с незнакомым мужчиной. Подождав, когда они расстанутся, Серков подошел к жене и ударил её. Затем конфликт продолжился в квартире ее родителей, где Серков продолжил рукоприкладство, пока его не остановила её мать. После этого Серков пришел на квартиру своей матери (в другом доме на той же улице) в возбужденном состоянии, рассказал о случившемся, сходил с братом в баню и лёг спать.
26 сентября в 03:15 он прибыл в аэропорт, оставив предсмертную записку матери, в которой указывал на намерение уйти из жизни, «забрав с собой» жену и сына. Причиной своего решения он назвал то, что «с настоящими нервами я не смог бы уже начать с начала», а вчерашний конфликт с женой стал «последней каплей, переполнившей чашу».
Владимир Серков отличался прекрасными навыками пилотирования и ценился начальством. Он был человеком образованным, спортсменом, хорошо играл в футбол, имел звание кандидата в мастера спорта по спортивной гимнастике. Несмотря на хорошие личностные характеристики и технические навыки, Владимир Серков, видимо, был морально слабым человеком, который не смог выдержать тяжелой семейной драмы. К тому же расследование выявило заболевания нервной системы. У него в 1971 году случился эпилептический припадок, дважды он получал бытовые травмы головы. После этого он, по словам жены, часто жаловался на головную боль и постоянно носил с собой лекарство. Но Серков тщательно скрывал свои проблемы, опасаясь снятия с летной работы. По словам жены, за период совместной жизни муж неоднократно симулировал самоубийство путем нанесения острыми предметами порезов на руках. Эти отклонения в состоянии здоровья Серков тщательно скрывал, поэтому целенаправленному медицинскому обследованию не подвергался.
В последний день перед тараном жильцы дома видели, как Серков отмеряет шагами расстояние от окон дома до большого дерева, которое росло прямо напротив. Летчик хотел направить самолет на квартиру родителей жены, но ему пришлось уклониться от большого тополя, и самолет попал в подъезд, что спасло многих жителей от смерти. Надо отметить, что родственников Серкова в этот момент не было дома. Тесть с тещей ночевали в другом месте. По мнению соседей, они опасались мести Владимира Серкова, который неоднократно угрожал им и якобы даже назвал точное время, когда отомстит.
Комиссия, расследовавшая причины авиационного происшествия, сделала вывод, что непосредственной причиной ЧП было нервно-психическая неуравновешенность Серкова. Происшествию способствовали: 1) ошибки командно-руководящего состава Новосибирского авиапредприятия, которое недостаточно внимания уделяло изучению морально-волевых качеств подчиненных, их интересов и наклонностей, ситуации в семье; 2) недостаточная работа среди личного состава по повышению бдительности, ответственности, по соблюдению имеющихся правил режима; 3) нарушения в сфере предполетного медицинского контроля, слабое изучение психофизических особенностей пилотов; 4) нарушения в вопросах предполетной подготовки, приема-передачи воздушного судна и т. д.
Интересно, что за 22 года до тарана Серкова точно такую же попытку атаковать жилой дом и также из-за семейной драмы совершил ещё один человек. В том же самом Новосибирске из-за измены жены бортмеханик Поляков угнал самолет Ил-12. Бортмеханик планировал протаранить ту квартиру, где, как он предполагал, ему изменяет жена с любовником. Поляков сделал несколько заходов на дом. Но он не смог нанести удар. Стояла глубокая ночь, и светящиеся пятна окон его дезориентировали, он не смог определить нужное. Власти начали с ним переговоры по рации, и ревнивец согласился посадить самолет и сдался. Приговор был довольно мягким, он отделался тремя годами заключения.
Автор: Самсонов Александр
Источник
Вообще летчик вел самолет на окно кухни, где должна была завтракать его семья — но высокое дерево вынудило его взять немного в сторону, и удар пришелся на лестничную клетку. Причиной этого тарана стало заявление жены Татьяны — что она подает на развод.
О том что он совершит таран он заявил открыто.
Разборы завалов проходили целый день, в течении дня все жильцы дома были расселены по другим адресам, на следующий день дом был обнесен забором и в течении двух недель были заменены стеновые панели и произведен капитальный ремонт дома.
Эта история ни как не освящалась в СМИ, ни в газетах, ни по радио не было слова. до сих пор некоторые материалы по этому делу засекречены.
Сейчас этот дом до сих стоит, но свидетелей катастрофы из жильцов дома в нем нет. Многие переехали, кто умер. О той катастрофе напоминают лишь панели немного другого цвета.
Вот так задолго до 11 сентября 2001 года новосибирцы узнали что самолет может стать страшным оружием который приносит в дома горе, разрушение и боль…
КВС 116 летного отряда Серков, 1952 г.р., в 04:06 мск (08:06 местного времени) произвел самовольный взлет с а/д Новосибирск (Северный) и в 04:16 совершил таран пятиэтажного панельного жилого дома в г. Новосибирск по адресу ул. Степная 43/1. Самолет ударился в стену дома в районе лестничной клетки между третьим и четвертым этажами первого подъезда. Стена была пробита. Двигатель отделился от самолета и упал на лестничную площадку 3 этажа. Самолет был заправлен 800 л бензина. Топливо вытекло на лестничную клетку, воспламенилось и стекало вниз до первого этажа. Самолет упал на землю возле входа в подъезд, разрушился и сгорел. В доме начался сильный пожар. Пожарные расчеты прибыли на место происшествия через 5 минут. Пожар был ликвидирован через 57 минут. Спасение жильцов дома, в связи с невозможностью эвакуации по лестничной клетке, производилось через оконные проемы с использованием лестниц и натянутых мягких трапов. В результате происшествия погибли КВС Серков и трое жителей дома, в том числе двое детей 1970 и 1972 г.р. Еще один ребенок 1972 г.р., получивший ожоги, скончался в больнице 04.10.76. 11 жильцов получили ранения и ожоги (4 человека тяжелые, 5 средней тяжести, 2 легкие).
Разрушена целостность несущих конструкций дома в районе лестничной клетки первого подъезда с распространением этих разрушений на конструкции 4-5 этажа второго подъезда (всего повреждено около 30 квартир).
В анализах крови и мочи Серкова алкоголя не обнаружено.
Серков В.Ф. окончил Бугурусланское летное училище в 1972 г. Работал в Томском ОАО вторым пилотом Ан-2. С октября 1973 г. перевелся в 116 летный отряд Новосибирского ОАО вторым пилотом Ан-2. С 10.10.75 – КВС Ан-2. Налет 2 605 часов, из них КВС – 731 час.
В 1972 г. он женился на Котовой Татьяне Самуиловне. Имеет сына 2,5 года.
Не пройдя предполетной подготовки в штурманской комнате, за 2 часа 34 минуты до заявленного времени вылета он в ПДО получил судовые документы на самолет и за 2 часа 10 минут до времени вылета прибыл на самолет. Дежурный по стоянке лишь на основании личного знания пилота и плана полетов выдал ему ключи.
После окончания опробывания двигателя Серков запросил разрешение на переруливание на стоянку 116 летного отряда. Диспетчер круга разрешил. Подрулив к стоянкам самолетов, Серков развернулся в сторону летного поля и произвел самовольный взлет поперек старта с МК=270°. Диспетчеры круга и старта, обнаружив взлет самолета без разрешения и связи, проявили замешательство и только через 2 минуты начали вызывать борт на связь. В 04:08 на запрос СДП: «Где вы находитесь» Серков ответил: «Над затоном нахожусь». На последовавший вопрос: «А вы куда пошли?» и последующие вызовы Серков не отвечал до 04:11, когда он передал: «Ищите меня по улице Степная дом сорок три дробь один, прощайте, моя фамилия Серков». Затем на просьбу диспетчера повторить, он повторил это сообщение и на последующие запросы больше не отвечал. Никаких указаний, рекомендаций о прекращении самовольного полета на борт не передавалось.
Выполнив два круга в районе ул. Степной, пилот направил самолет в часть дома, где в квартире своих родителей находились его жена с ребенком. Самолет столкнулся с домом, разрушился и сгорел. Никто из родственников Серкова не пострадал.
В 1971 г у Серкова случился эпилептический припадок. Ему была вызвана «Скорая помощь». Дважды, в 1974 и 1975 гг, он получал бытовые травмы головы (со слов Серкова, первый раз он упал с кедра, когда ходил в лес, а второй раз его вытолкнули из автобуса). После этих случаев он, по показаниям жены, часто жаловался на головные боли и постоянно носил с собой таблетки от головной боли. За медицинской помощью он обращаться отказывался, опасаясь снятия с летной работы. По словам жены, за период совместной жизни муж неоднократно симулировал самоубийство путем нанесения бритвой и другими острыми предметами порезов на кожу рук. Отмеченные отклонения в состоянии здоровья Серков тщательно скрывал, поэтому целенаправленному медицинскому обследованию не подвергался.
Источник