В Голландии заканчивается газ, что дальше...

0
4896

Голландцы «проели» сотни миллиардов долларов, полученные от продажи газа, и сейчас вынуждены покупать газ у России.

Какое бы правительство ни пришло к власти в королевстве Нидерланды после выборов в марте, оно унаследует энергетику, в основе которой газ. На нем работают и живут 98% домов и зданий в Голландии.

Кажется, только вчера месторождение газа в Гронингене считалось громадным и вечным, но на сегодняшний день его запасы уменьшились почти на 80%. Неоднократные землетрясения, спровоцированные добычей газа, вызвали образование многочисленных трещин в стенах сооружений, нанесли повреждения десяткам тысяч домов и заставили правительство королевства раньше времени снижать темпы добычи газа, который не одно десятилетие обеспечивал голландцам высокий уровень жизни. 

Голландцы привыкли жить за счет доходов от продажи гронингенского газа и Royal Dutch Shell. По иронии судьбы, большая часть страны, включая провинцию Гронинген, лежит ниже уровня моря и особенно уязвима перед его наступлением, вызванным в числе прочих и изменениями климата.

Сейчас, конечно, голландцы лихорадочно ищут альтернативные источники топлива. Дорабатывающее последние недели правительство обещало увеличить долю возобновляемых источников энергии в суммарном энергопотреблении королевства к 2020 году до 14% с 5,5% в 2005 г., одного из самых низких уровней во всем Евросоюзе. Планируется построить десятки ветряных ферм (электростанций), но переходный период займет определенное время.

Прежние кабинеты министров тоже строили грандиозные планы в области энергетики и тоже не успевали претворить их в жизнь. Сейчас в опросах лидирует ультраправая Партия свободы (PVV), возглавляемая Гертом Вилдерсом. Вопросы энергетики «народники» не считают приоритетными. В программных документах энергетика упоминается лишь однажды – Вилдерс намерен в случае прихода к власти не тратить общественные деньги на ветряные мельницы. Сами голландцы соглашаются, что запланировано много, но сколько из этого удастся сделать, большой вопрос.

Газ приносит голландцам не только деньги, но и убытки. Речь идет о вызванных его добычей землетрясениях, которые причиняет ущерб домам и зданиям. Особенно наглядно это заметно в провинции Гронинген, где стены домов испещрены трещинами.

По данным исследования, заказанного властями провинции, около 152 тыс. домов и зданий Гронингена нуждаются в усилении. Работа предстоит очень трудоемкая и дорогая. На нее потребуются годы напряженной работы и не один десяток миллиардов евро. Между тем, население Гронингена за последние пару десятков лет уменьшилось за счет отъездов жителей, которые по горло сыты землетрясениями и прочими «прелестями» газодобычи. 

Группа гронингенских фермеров сейчас судится с NAM, совместным предприятием Royal Dutch Shell и ExxonMobil, которое добывает газ. Истцы не согласны с размером компенсации. На данный момент, суммарный размер требований составляет 1,2 млрд евро. Причем, почти две трети (64%) гронингенцы требуют от государства.

За полвека (1960—2013) доходы королевства от продажи газа составили примерно 265 млрд евро. Жителям Нидерландов сейчас остается лишь с завистью смотреть через Северное море на Норвегию, имеющую почти триллионный суверенный фонд (874 млрд долларов). Если бы голландские газовые миллиарды вкладывали так же дальновидно, как норвежские, то голландский суверенный фонд в 2014 году имел бы на своем счету порядка 350 млрд евро.

Вместо этого, как следует из исследования Аудиторского суда Нидерландов, газовые миллиарды в основном шли на покрытие текущих расходов правительства. После того, как добыча газа была существенно сокращена в 2015 году, правительственные финансы быстро почувствовали изменения.

Главный исполнительный директор Royal Dutch Shell plc Бен ван Берден и председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер

Голландия живет на газе, которого осталось мало. Россия готова поставлять газ в королевство. Несмотря на то, что в конце прошлого года отношения Москвы с Западом еще больше обострились из-за обвинений первой в хакерских атаках, на поставках газа это не отразилось. По словам президента «Газпрома» Алексея Миллера, в 2016 г. поставки российского газа в Европу достигли 614,5 м³ в день, рекордных высот не только для России, но и для Советского Союза.

С учетом того, что запасы газа истощаются не только в Голландии, но и в Великобритании с Норвегией и что сжиженный газ проигрывает природному в конкурентоспособности, проблема будет еще больше обостряться.

К «газовой проблеме» отношение в Европе неоднозначное. Предупреждение Миллера о том, что поставки газа в Европу могут пострадать из-за конфликта на Украине, рассматривается странами Восточной Европы как настоящая угроза. Страны же Центральной и Западной Европы относятся к покупкам российского газа как к простому бизнесу и ничему более.

«Мы импортировали газ и другие товары из России и в годы холодной войны, — объясняет Вос. — Это чувствительный вопрос для восточно-европейских стран типа Украины и Румынии, но не для Нидерландов».

http://expert.ru/2017/01/17/novaya-gollandskaya-bolezn/ — link

Газ нашли в Голландии в 1959 году

Открытое там Гронингенское месторождение оказалось крупнейшим в Европе и десятым по размеру в мире. Вскоре практически вся Западная Европа вплоть до Железного Занавеса жила на голландском газе. В стране, кстати, в результате такого неожиданного богатства возник экономический парадокс, вошедший в историю под названием «голландская болезнь». Это когда из-за большой экспортной выручки национальная валюта слишком укрепляется, и произведенные в такой стране товары становятся дорогими и неконкурентными.

В конце 70-х на европейском рынке, ставшем уже намного больше, в помощь голландскому появился норвежский газ. После скачка цен на нефть и газ ввиду арабо-израильской войны 1973 года в Северном море также начали добывать горючие ресурсы.

Однако с того времени – в одном случае с 1959 года, в другом с 1973 года – прошло уже очень много лет. Любой природный ресурс, даже очень крупный, если его постоянно качать, имеет тенденцию заканчиваться. Одному месторождению уже почти 60 лет, другому больше 40 лет.

Первой начала истощаться Голландия, что и понятно, ведь это её газ качали дольше всех. Если еще несколько лет назад страна поставляла на западноевропейский рынок почти 100 миллиардов кубов природного газа, то уже в прошлом, 2015 году, она поставила лишь немногим более 50. Правда, немаловажным фактором в деле сокращения добычи стала сложная сейсмическая обстановка в районе месторождений, связанная как раз с многолетними работами в этом районе.

Начались землетрясения — некрупные, но опасные. Правительство вынуждено было ограничить добычу во избежание более серьезных сейсмических проблем. Но все же главной причиной было то, что гребли уже с самого дна месторождений.

После того, как месторождения будут окончательно исчерпаны, встанет вопрос об их консервации, чего мировая нефтегазодобывающая промышленность еще ни разу не делала, а главное, с трудом представляет, как она делать это будет.

В случае с голландским газом имеется еще одна особенность. После того, как месторождения будут окончательно исчерпаны, встанет вопрос об их консервации, чего мировая нефтегазодобывающая промышленность еще ни разу не делала, а главное, с трудом представляет, как она делать это будет.

С научной точки зрения проблема еще окончательно не решена. Ясно только одно – стоимость таких работ будет невероятно высокой, и кто именно будет их финансировать, также непонятно. У консорциума Royal Dutch и British Petroleum, которые добывали все эти годы природный газ в этом районе, таких средств может просто не быть. Ведь после того как цены на сырье катастрофически рухнули, положение дел в нефтедобывающей отрасли последние несколько лет просто плачевное.

Если бы все эти месторождения находились где-нибудь в Африке, подальше от глаз европейской общественности, у которой имеется звонкий голос в деле защиты природы, то вопрос имел бы финансовое разрешение. Но дело происходит в Голландии, речь идет о сотнях тысячах нидерландских граждан, привычный ход жизни которых может оказаться под угрозой.

Поставки природного газа в Западную Европу могут в ближайшее время стать новым полем геополитических сражений. Дело в том, что именно западноевропейский рынок является самым богатым, ёмким и компактным в мире. К примеру, Германия потребляет 80 миллиардов кубов в год, в то время как соседняя Польша только 18. Интересным будет сравнение потребления очень похожих друг на друга Франции и Великобритании. Если Франции в год требуется только 40 миллиардов кубов, то Великобритании целых 73 миллиарда, что в пересчете на душу населения будет даже больше, чем в Германии.

Всему виной ядерная энергетика, которая во Франции самая развитая в Европе и которая намного более развита в Германии по сравнению с Великобританией.

 

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here