В последнее время в средствах массовой информации, в том числе и в украинских, стала появляться информация, косвенно подтверждающая нахождение в зоне так называемой АТО зенитно-ракетных комплексов БУК-М1 ПВО Украины.
Так, отмечается, что 19 марта в 1039-ом зенитном ракетном полку (ЗРП) ВСУ, который временно дислоцируется в районе поселка Опытное, Донецкой области, во время погрузочно-разгрузочных работ произошел самоподрыв боеприпасов, находившихся на одной из транспортных машин. В результате этого происшествия пострадали украинские военнослужащие и получили повреждения несколько машин, входящих в комплекс «Бук».
Не остался незамеченным и случай боевого применения «Бука» в небе над Макеевкой 31 марта. Тогда на жилой сектор города упала хвостовая часть ракеты, которой украинские ПВОшники пытались сбить беспилотный аппарат ОБСЕ, фиксировавший обстановку вдоль линии соприкосновения. На обломках ракеты сохранились фрагменты номера, полностью подтверждающего ее принадлежность к ВСУ.
В бурном потоке информации, поступающем из «незалежной», можно было бы и не заметить эти, на первый взгляд, в общем-то, рядовые события, если бы не одно но…
Сразу после трагедии с «Боингом-777» 17 июля 2014 года руководство Украины принялось активно убеждать мировое сообщество в том, что в районе гибели малазийского самолета украинских средств ПВО не было.
Об этом заявляли экс-заместитель командующего ВПО Владимир Дьяков в эфире телеканала «112 Украина», владелец пропагандистского сайта «Цензор. нет» Юрий Бутусов, руководитель группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук и многие другие украинские СМИ и официальные лица. Всех цитировать нет смысла.
Отсутствие необходимости размещения на Донбассе украинских средств ПВО они объясняли тем, что у ополченцев не было авиации.
Читайте также: Недостающее звено: как украинский «Бук» в Донбассе расставил точки над «i» в крушении MH17
С тех пор прошло почти 3 года. Ситуация не изменилась. Самолетов ни в ДНР, ни в ЛНР не прибавилось. Если следовать логике украинских политиков, необходимости в создании группировки ПВО так и не возникло. Но ведь эта группировка существует! Иначе, как объяснить нахождение в Опытном 1039 ЗРП? Действительно, непонятно, зачем ВСУ понадобилось держать рядом с линией соприкосновения зенитный ракетный полк, если у ополчения нет авиации?
Не для того ли, чтобы сбивать «беспилотники», которые для ведения разведки кустарным способом изготавливают ополченцы? Это дорогостоящее «развлечение» сопоставимо со стрельбой из пушки по воробьям. Очевидно, что Украина, хоть и «Европа», но не настолько богатая страна, которая может себе позволить подобную роскошь.
Между тем, ответ на этот «коварный» вопрос находится на поверхности. Украинские «Буки» не появились на Донбассе внезапно. Они находились там с самого начала развязанной Киевом на Юго-Востоке страны гражданской войны.
Дело в том, что при оперативном построении группировки сил «АТО» генеральный штаб ВСУ, помимо прочих элементов, не мог не создать группировку авиации и ПВО. Это аксиома, принятая во всех армиях мира. Те, кто утверждает обратное — стремятся скрыть правду.
Это утверждение становится очевидным, если вспомнить, что в июле 2014 года череда потерь самолетов ВВС Украины породила в украинском медиапространстве так называемую «МиГоистерию».
Чтобы оправдать гибель не имеющих боевого опыта украинских летчиков, летавших на давно выработавших летный ресурс самолетах, киевская пропаганда в происшедшем голословно и бездоказательно обвиняла ВВС России. Информация о российских МиГах, атакующих украинские самолеты, появлялась в подконтрольных Киеву СМИ и социальных сетях почти регулярно.
Апофеозом «МиГоистерии» стало заявление Совета национальной безопасности Украины (СНБО) о том, что «16 июля 2014 года в период с 18.48 по 19.49 (по киевскому времени) наземный пункт управления авиации ВС РФ (позывной „Рапира”) осуществлял наведение российского самолета МиГ-29 (позывной летчика „221”) для уничтожения воздушной цели на территории Украины». Правда, по данным СНБО, мастерство украинского «льотчика» и слабая выучка российского не позволили уничтожить Су-25, который, хоть и с повреждениями, но все же вернулся на свой аэродром.
Несмотря на очевидный фейковый характер подобных «сенсаций», российские истребители воспринимались украинскими военными как реальная угроза. Настолько реальная, и это общеизвестный факт, что на Су-25 стали подвешивать ракеты «воздух-воздух», предназначенные для борьбы с воздушным противником.
Именно «МиГобоязнь» объясняет, почему в район конфликта были стянуты батареи украинских «Буков». Если же сопоставить информацию о месте, где российский МиГ-29 с позывным «221» якобы произвел неудачный перехват украинского Су-25 («на территории России в Ростовской области в районе Матвеев Курган — Новошахтинск»), то становится понятным, что, по меньшей мере, одна из батарей «Буков» прикрывала этот район, причем еще до 16 июля 2014 года.
16 июля 2014 года. ПВО Украины контролирует воздушное пространство
Подтверждением этого служит и распространенная украинскими СМИ 16 июля 2014 года, накануне катастрофы «Боинга», информация о том, что вся местность, включая воздушное пространство, в районе конфликта находится под контролем ВСУ.
Читайте также: ВАЖНО: Западные пропагандисты подтвердили наличие «Бука» у Украины перед крушением Boeing MH17 (ФОТО, ВИДЕО)
О расположении позиции самоходной огневой установки (СОУ) ЗРК «Бук-М1» в районе Зарощенского написано много. Этот факт можно считать доказанным. Вместе с тем, как выяснилось, Зарощенское не единственное место, где в июле 2014 года находились украинские «Буки» на Донбассе.
Анализ информации, размещенной в открытом доступе, позволяет утверждать, что в районе кургана «Острая Могила» также находилась позиция другой СОУ войсковой части А-1428 (156 ЗРП). Предположительно её номер 121.
Эта установка была вывезена из Донецка, где дислоцировался в то время 156 ЗРП еще весной 2014 года. Именно тогда случайный прохожий записал кадры ее транспортировки в пригороде Донецка.
СОУ 9А310 № 121 увозят из Донецка
То, что СОУ № 121 принадлежит Украине, сомнения не вызывает. На видео отчетливо видны номера транспортных средств, форма и знаки различия украинских военнослужащих.
Кроме того, с этой установкой связана интрига, которую по ошибке разыграли украинские пропагандисты. Дело в том, что солдат-срочник, проходивший службу в 156 ЗРП ВСУ Сергей Пащенко, выложил 25 июня 2014 года на своей странице «ВКонтакте» фотографию, где он изображен на фоне той самой СОУ № 121, находящейся на боевой позиции.
Украинские СМИ по ошибке растиражировали эту «сенсацию», выдавая Пащенко за ополченца ДНР, якобы сбивавшего «Боинг». Впрочем, этот фейк долго не продержался и вскоре был опровергнут. Однако благодаря этой истории удалось неопровержимо доказать, что СОУ № 121 входила в состав 156 ЗРП ВСУ и находилась в зоне «АТО».
Рядовой ВСУ Пащенко на фоне СОУ № 121 — несостоявшаяся «сенсация» украинского интернет-издания «Еспрессо тв», до того, как ее удалили
Однако вернемся к позиции, на которой располагалась эта огневая установка.
Место расположения СОУ № 121 у кургана «Острая Могила»
Снимки, сделанные спутниками «Digital Globe» 16 июля 2014 года, позволяют рассмотреть позицию СОУ и определить точные координаты ее положения — 48°11'25.84»N,38°28'40.07»E. Это место в одном километре от кургана «Острая Могила», рядом с лесополосой.
Снимки позиции СОУ № 121 (рядом с лесополосой), сделанные спутниками «Digital Globe» 16 июля 2014 года
На следующих снимках видно, что украинская СОУ размещалась в специальном укрытии (земляном капонире). Вместе с тем, сама машина хорошо видна на фотографии. Рядом с установкой находился блок-пост. При въезде на позиции располагались окопы.
Позиция СОУ № 121 у кургана Острая Могила 16 июля 2014 года
Дополнительные доказательства того, что украинская СОУ ЗРК «Бук» действительно находилась вблизи кургана «Острая Могила», неожиданно нашлись в материалах телевизионной программы «Час Ч» № 129 (вечерний выпуск). Дата передачи — 16 июля 2014 года. В передаче рассказывается о ходе инспекции украинского генштаба частей ПВО в зоне «АТО».
На фото отчетливо видна самоходная огневая установка ЗРК «Бук». Сравнительный анализ местности, где согласно снимкам «Digital Globe» находилась украинская СОУ, и ландшафта, отображенного в телепередаче, позволяет говорить об их идентичности. Рельеф местности, наличие дороги, полей, а так же опушки леса совершенно одинаковы. Как и на видео, так и на спутниковых снимках место одно и то же.
Привязка скриншота фрагмента программы «Час Ч» № 129 украинского телевидения от 16 июля 2014 года и спутникового снимка
Примечательно, что эта позиция находилась на расстоянии не более 13 километров от места крушения малазийского «Боинга» и позволяла СОУ произвести тот роковой пуск ракеты, который привел к крушению самолета и гибели 298 человек.
До села Грабово, от места дислокации СОУ «Бук», всего 13 километров
После катастрофы Боинга объект и укрепления были оставлены, сама установка была вывезена. На спутниковых снимках от 21 июля 2014 года видно, что позиция демонтирована, а укрытие техники незамаскировано. Окончательно фортификационные сооружения на позиции были разрушены к 26 августа 2014 года.
Снимки огневой позиции, сделанные спутниками «Digital Globe» 21 июля 2014 года. СОУ в укрытии уже нет
Таким образом, изучение информации, имеющейся в свободном доступе, позволяет убедиться в том, что, несмотря на заявления украинских политиков, украинская армия в июле 2014 года на Донбассе имела значительные силы ПВО, в том числе комплексы «Бук».
При этом одна из СОУ ЗРК «Бук» 17 июля 2014 года располагалась возле кургана «Острая могила» на позиции с координатами 48°11'25.84»N,38°28'40.07»E. Местоположение этой огневой позиции позволяло произвести пуск ракеты по малазийскому «Боингу».
На эту позицию прибывала инспекция генерального штаба Украины, о чем есть документальное подтверждение. А значит, существует и официальный отчет, который может быть затребован международными следователями у украинской стороны.
Данные факты не могут быть проигнорированы Международной следственной группой, расследующей обстоятельства крушения малазийского «Боинга», правда, только в том случае, если действительно есть заинтересованность в объективности расследования.
Николай Степанов
http://rusvesna.su/news/1491573142 — link