Прорыва на переговорах достичь не удалось

0
2452

В среду завершился первый визит в Москву нового госсекретаря США Рекса Тиллерсона. Мероприятие, которое должно было стать прологом к встрече лидеров двух стран, прошло в достаточно нервной атмосфере. Накануне Белый дом и Кремль обменялись жесткими выпадами в духе прежней конфронтации, а в среду до последнего не объявлялось, примет ли американского гостя президент РФ Владимир Путин.

Переговоры в Кремле в итоге состоялись: судя по итоговым заявлениям двух делегаций, сближения позиций на них достичь не удалось, но стороны договорились хотя бы начать движение в этом направлении.

Изначально предполагалось, что ключевой темой визита Рекса Тиллерсона в Москву станет проработка повестки встречи президентов России и США — она должна состояться в июле на полях саммита G20 в Гамбурге, если не будет достигнута договоренность о более раннем сроке. Однако химическая атака в Сирии и силовой ответ на нее со стороны США внесли существенные коррективы в эти планы.

Накануне приезда Рекса Тиллерсона в Москву стороны обменялись взаимными претензиями в духе худших времен прежней администрации. Президент Трамп назвал сирийского лидера Башара Асада, поддерживаемого Россией, «животным», а Белый дом обнародовал доклад, из которого следовало, что российские власти намеренно распространяли противоречивые данные о химатаке в сирийской провинции Идлиб. Владимир Путин, в свою очередь, назвал атаку США на сирийскую авиабазу Шайрат нарушением международного права и раскритиковал союзников Вашингтона за то, что те «кивают, как болванчики» вместо того, чтобы дать критическую оценку ситуации. А замглавы МИД РФ Сергей Рябков сказал журналистам, что нынешней риторике США по Сирии свойственны «примитив и хамство».

В итоге из-за вновь возникшей атмосферы конфронтации визит прошел в достаточно нервной обстановке. По данным “Ъ”, на вечер вторника у Рекса Тиллерсона был запланирован ужин с несколькими российскими экспертами и представителями общественности. Их пригласили на встречу, но накануне прилета госсекретаря мероприятие отменили. Рассматривалась возможность интервью гостя российским журналистам, но и оно не состоялось. А главное — до последнего момента не объявлялось, примет ли Рекса Тиллерсона Владимир Путин.

Американские СМИ уже было готовились сообщить, что бывший глава энергетического гиганта ExxonMobil, в 2013 году получивший из рук российского президента орден Дружбы, станет едва ли не первым со времен Корделла Хэлла госсекретарем (а он занимал этот пост с 1933 по 1944 год), которого во время его инаугурационного визита в Москву не приняли в Кремле. Интрига разрешилась только в шесть часов вечера, когда стало известно: Владимир Путин все же встретился с американским гостем.

Их переговоры продлились почти два часа, еще несколько часов Рекс Тиллерсон общался с российским коллегой Сергеем Лавровым. По данным источников “Ъ”, знакомых с ходом переговоров, основное внимание было посвящено именно сирийскому вопросу. При этом, судя по заявлениям глав внешнеполитических ведомств на итоговой пресс-конференции, существенно сблизить позиции по этой теме не удалось.

Сергей Лавров заявил, что международная коалиция во главе с США, «по сути дела, не занималась той целью, ради которой она была провозглашена: не боролась эффективно, активно, настойчиво с ИГИЛ и “Джебхат ан-Нусрой” (запрещены в РФ.— “Ъ”), пока в Сирии не появились ВКС России».

«Даже после этого американская коалиция при президенте Обаме наносила удары только по некоторым позициям ИГИЛ. “Джебхат ан-Нусру” всегда щадили. У нас устойчивое подозрение, что “Нусру” до сих пор берегут для того, чтобы в какой-то момент задействовать “план Б” и попытаться свергнуть режим Башара Асада силой»,— отметил глава МИД РФ. Он уточнил, что Россия «не делает ставку на какие-либо персоналии», но добавил, что, свергнув Башара Асада, можно проиграть борьбу с террористами из ИГИЛ.

Рекс Тиллерсон, в свою очередь, заявил, что «время режима Асада подходит к концу», отметив, что сирийский лидер «сам в этом виноват». «Россия является наиболее близким союзником и должна помочь Асаду осознать этот факт»,— сказал он. В то же время госсекретарь подчеркнул, что уход сирийского президента должен происходить «организованным образом», и признал, что это займет определенное время. При этом он не исключил, что в будущем Башара Асада обвинят в военных преступлениях и попытаются привлечь к трибуналу.

Разошлись стороны и в оценке событий 4 апреля в сирийской провинции Идлиб. Сергей Лавров призвал уважать принцип презумпции невиновности применительно к Дамаску и не делать каких-либо выводов о причастности сирийского режима к организации химатаки до заключения специалистов Организации о запрещении химического оружия. Рекс Тиллерсон же несколько раз повторил: США убеждены в том, что сирийские власти «спланировали и осуществили эту атаку».

Сергей Лавров сообщил, что Владимир Путин подтвердил готовность России вернуться к меморандуму о предотвращении инцидентов в Сирии, если США подтвердят, что их цель — именно борьба с терроризмом. Напомним, действие этого меморандума было приостановлено Москвой после того, как США нанесли удар по сирийской авиабазе.

Прорыва на переговорах достичь не удалось, но стороны договорились хотя бы начать движение в этом направлении

Помимо сирийского вопроса стороны обсудили ситуацию вокруг Северной Кореи (и РФ, и США выступают за безъядерный статус полуострова и урегулирование корейской проблемы мирным путем) и Украины (дипломаты высказались за выполнение минских договоренностей). Также обсуждалось якобы имевшее место вмешательство российских властей в президентские выборы в США. Сергей Лавров, отвечая на просьбу “Ъ” прокомментировать эту тему, сказал: Вашингтон не представил Москве никаких доказательств того, что такое вмешательство при помощи компьютерных технологий имело место, и добавил, что Россия готова к сотрудничеству с США в киберпространстве.

Кроме того, было объявлено, что Россия и США договорились содействовать прямым контактам деловых кругов — «для преодоления негативных тенденций в экономических отношениях». А главное, они условились создать рабочую группу для урегулирования как недавно возникших, так и доставшихся в наследство от прежней администрации проблемных вопросов. На уточняющий вопрос “Ъ” Сергей Лавров ответил, что о возобновлении работы созданной при Бараке Обаме и Дмитрии Медведеве двусторонней президентской комиссии речь не идет, однако представители двух стран будут совместно искать выход из тупика, в котором находятся отношения двух стран.

В завершение Рекс Тиллерсон сказал, что вопрос о снятии с России американских санкций не обсуждался. При этом Сергей Лавров добавил, что и новыми санкциями его визави не грозил.

http://www.kommersant.ru/doc/3269408 — link

В своих вступительных речах ни господин Лавров, ни господин Тиллерсон не стали акцентировать внимание на разногласиях по Сирии. Вместо этого они подтвердили, что главная цель обеих сверхдержав на этом театре военных действий — уничтожение «Исламского государства» и искоренение международного терроризма. Иными словами, Вашингтон не ставит перед собой задачу свергнуть президента Башара Асада силовым путем.

И хотя Рекс Тиллерсон заявил, что в будущем господину Асаду необходимо уйти, он тут же оговорился: уход этот должен произойти «структурным образом», постепенно, с учетом интересов «всех общин, которые Асад представляет». По нынешним временам эту констатацию из уст американского госсекретаря можно признать успехом Москвы.

Другим успехом стало то обстоятельство, что так и не прозвучало слово «санкции», которых еще накануне настойчиво требовали в отношении Москвы некоторые партнеры США по G7 — в первую очередь Великобритания и Канада.

Рекс Тиллерсон, хорошо изучивший психологию Владимира Путина в своей «прошлой жизни» бизнесмена, не стал выстраивать диалог с Кремлем при помощи угроз и ультиматумов.

Благодаря этому, видимо, и стала возможной его встреча с президентом РФ, которая до последнего момента была под вопросом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here