Российские власти как будто специально затягивают решение проблемы с молочным фальсификатом. Даже такая простая мера, как маркировка пальмовых суррогатов, так до сих пор и не реализована. Формальная причина для продолжения обмана покупателей – сложности согласования маркировки в рамках всего Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Но за этим стоят экономические интересы конкретных лоббистов, которые получают сверхприбыли от продажи россиянам под видом молока разнообразных технических растворов. В Россельхознадзоре подтвердили: Роспотребнадзор далеко не всегда реагирует на просьбы ограничить уже выявленный продовольственный фальсификат.
Минсельхоз предлагает обязать производителей молочной продукции на уровне ЕАЭС указывать на упаковке долю немолочных жиров в продукте. Об этом, как передает ТАСС, сообщил в четверг первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов.
Минсельхоз рассчитывал ввести маркировку для якобы молочных продуктов из пальмового масла уже с 2017 года. Также предполагалось запретить использование молочных терминов в названиях таких продуктов. Однако эта мера предлагалась не для отдельно взятой России и не для одних только отечественных производителей, а для всего ЕАЭС. И вполне логично, что процесс затянулся.
Сейчас вопрос маркировки находится на стадии обсуждения Евразийской экономической комиссии. Причем замглавы Минсельхоза Евгений Непоклонов в марте этого года уже жаловался на Казахстан, с которым оказалось непросто договориться о реализации такой меры. «С Белоруссией больше понимания и активности в этом вопросе», – уточнял он.
Впрочем, как пояснили вчера в пресс-службе Минсельхоза, «публичное обсуждение проекта документа уже завершилось, никто из участников стран – членов ЕАЭС замечаний по нему не представил». «В случае достижения согласованной позиции всех стран ЕАЭС по проекту изменений возможно вступление его в силу в следующем году. Российская Федерация не может в одностороннем порядке ввести требования по ужесточению маркировки молокосодержащей продукции, так как это будет нарушением положений договора о ЕАЭС», – добавили в ведомстве Александра Ткачева.
Российские чиновники рассуждают о молочном фальсификате уже почти два года. Но проблема не решена. И вместо настоящих молока и сыра россияне покупают некий продукт из растительных жиров. Еще летом 2015 года вице-премьер Аркадий Дворкович заявлял, что правительство задумалось об ограничениях для использования пальмового масла в России.
Стоит уточнить, что Минсельхоз вовсе не случайно переносит вопрос марикровки на уровень ЕАЭС. Ведомство действует в соответствии с пожеланиями президента Владимира Путина.
Напомним, в 2016 году во время «Прямой линии», отвечая на жалобы российских фермеров, Путин назвал надувательством такую ситуацию, когда продукты из пальмового масла продаются под видом натурального сыра, сливочного масла и т.п. И он признал, что такие продукты следовало бы маркировать. Однако Путин уточнил: «Решение вопросов подобного рода сегодня отнесено к компетенции нашей комиссии Евразийского экономического союза. И здесь мы должны согласовывать это решение с нашими партнерами, в том числе с Казахстаном, с Белоруссией». В итоге россияне продолжают покупать молочный фальсификат, сами того не зная. Стремление подключить к маркировке другие страны выглядит как попытка лишь затянуть процесс. Ведь когда российские надзорные органы в одностороннем порядке ограничивают поставки в РФ молочных продуктов с конкретных белорусских предприятий и заводов, о едином таможенном пространстве никто не вспоминает. Зато о нем неожиданно начинают беспокоиться, когда поднимается вопрос об использовании пальмового масла.
Казалось бы, в России есть национальная система защиты прав потребителей, которая время от времени выстраивает барьеры на пути импорта, но при этом как будто не замечает фальсификат, произведенный внутри страны.
Оценки доли фальсификата на молочном рынке сильно различаются. Например, в феврале этого года глава Роспотребнадзора Анна Попова заявляла, что доля фальсифицированной продукции на молочном рынке РФ составляет от 6 до 8%.
Однако Россельхознадзор говорит, что по отдельным категориям молочной продукции в некоторых регионах доля фальсификата достигает и 50% и даже 80%.
«Проведенный лабораторный анализ показал, что из 91 образца молочной продукции, 23 образца явились положительными по показателю фальсификации растительными жирами. При этом из указанных 23 образцов 78,3% приходится на долю сыров (18 образцов)», – поясняли в конце 2015 года представители ведомства.
«Если взять общий срез фальсифицированной продукции, на этом фоне у нас за 2015 год 11% нарушений. А если взять уже по категории более серьезной, то доходит до 50%. Там, где больше жиров, там больше фальсификации», – пояснял весной 2016-го глава Россельхознадзора Сергей Данкверт.
Россельхознадзор ранее предупреждал, что в молоко могут подмешивать не только воду, но и крахмал, мел, соду, известь, борную или салициловую кислоты, гипс. Все это может привести к пищевым отравлениям. Если же говорить в целом про молочные продукты, то самый распространенный способ фальсификации – замена молочного жира растительным. «Наиболее часто для фальсификации продуктов из коровьего молока используют добавки дешевых растительных жиров: пальмового, пальмоядрового, кокосового и соевого. Эти жиры используют по отдельности и в различных сочетаниях, – пояснялось в материалах ведомства. – Целью фальсификации является получение незаконной прибыли за счет снижения себестоимости продукции в результате несанкционированной замены качественного биологически ценного сырья менее ценным».
Как пояснила вчера «НГ» официальный представитель Россельхознадзора Юлия Мелано, вопрос фальсификата не относится к компетенции Россельхознадзора, этот вид контроля полностью закреплен за Роспотребнадзором. «Тем не менее Россельхознадзор неоднократно обращал внимание общественности на существующие проблемы в части фальсификации продукции. В случае выявления фальсификата мы направляем соответствующие письма нашим коллегам из Роспотребнадзора с просьбой принять меры и уберечь население от обмана и употребления некачественной продукции. Но далеко не всегда таковые меры Роспотребнадзором принимаются. У Россельхознадзора таковых полномочий нет», – сообщает Мелано. «Решение проблемы Россельхознадзор видит в том, чтобы закрепить контроль над качеством продукции на уровне субъектов страны, где работают местные ветеринарные органы», – добавляет она.
С одной стороны, госорганы могут «задавить» фальсификат за несколько месяцев, если будут на то воля и желание, считает независимый эксперт молочного рынка Татьяна Рыбалова. С другой стороны, по словам Рыбаловой, «у нас нет даже необходимого числа утвержденных методик для определения наличия в продуктах немолочных компонентов, которые выдаются за полноценные молочные». А раз нет методик – значит, нельзя привлечь к ответственности.
«Другая большая проблема – высокая доходность от использования фальсификатов. Присутствует и лоббирование интересов, и внутриотраслевой сговор», – продолжает Рыбалова. При этом эксперт обращает внимание, что введение маркировки и уточнение терминов – это «попытка показать активность», которая кардинально ситуацию не изменит. По оценкам эксперта, маркировка может снизить объем фальсификата лишь на 2–3%.
http://www.ng.ru/economics/2017-05-19/4_6991_milk.html — link
P.S: Российскому правительству и депутатам наплевать на здоровье родного народа, они пьют настоящее молоко и едят натуральное молочные продукты по спецпоставкам из спецсельхозяйств и спецпредприятий.
Чиновники не хотят защитить граждан от молочных суррогатов. Лоббистам выгодно наполнять отечественный рынок продуктовым фальсификатом
А с другой стороны в сельском секторе закрывают медпункты и больницы... Заботливое правительство!
Почему производители любят «пальму»
Плоды маслиничных пальм. Фото: flickr.com, oneVillage Initiative
Пальмовое масло получают из мясистой части плодов маслиничных пальм, которые растут в Малайзии, Индонезии и Таиланде. Это одно из видов растительных масел, которые используются в пищевой промышленности, и самое дешевое из всех, что выгодно производителям.
По количеству насыщенных жирных кислот пальмовое масло близко к сливочному, но в нем чуть больше мононенасыщенных жирных кислот и в два раза больше, чем в сливочном масле, полиненасыщенных жирных кислот
Особое свойство этого масла заключается в том, что при температуре 45 градусов оно сохраняет кремообразное состояние, таким образом, его можно использовать в производстве молока, творога, сливочного масла и маргарина, сыра, сгущенки, а также кондитерских изделий – тортов, пирожных, печенья.
В числе других видов продуктов с использованием пальмового масла эксперты называют чипсы, сухарики, картофель-фри и другие виды фаст-фуда, которые готовятся во фритюре, и даже детское питание. Кроме того, пальмовое масло применяют в производстве косметических средств, бытовой химии. Самое ужасное, что оно же используется в промышленности, например, для смазывания прокатного металлургического оборудования.
Для производителя выгодна, в первую очередь, цена масла, и большой срок хранения продуктов с его содержанием, а о здоровье потребителей никто не думает. Эти свойства пальмового масла позволяют существенно снизить затраты на производство, транспортировку и хранение продукции.
Поскольку в России существует дефицит сырья (сырого молока) для «молочки», производители натуральных продуктов вынуждены поднимать цены, а те, кто использует дешевое растительное сырье, получают значительное ценовое преимущество.
На фоне экономического кризиса и снижения реальных доходов покупатели выбирают продукты по принципу «чем дешевле, тем лучше», поясняет эксперт молочного рынка, генеральный директор «Petrova 5 Consulting» Марина Петрова.