28 мая 1987 года гражданин ФРГ Руст приземлился на Красной площади. Случилось это на «День пограничника». Его спортивный самолет американского производства «Сессна» был не тронут советскими ПВО и совершил посадку в Москве на Большом Москворецком мосту и уже накатом доехал до Собора Василия Блаженного.
Матиас Руст покинул хельсинский аэродром «Мальами» днем 28 мая.
Конечной целью полета спортивного самолета американского производства «Цесна» был обозначен Стокгольм.
Финский обслуживающий персонал посмеивался: «Мальчонка-то, видать, до Америки лететь собрался».
Еще бы! До Швеции не больше полутора часов, а баки заправлены под завязку, да еще и дополнительные установлены в салоне.
Матиас действительно не собирался в шведскую столицу.
Его целью была «златоглавая», но в тот момент об этом никто не догадывался.
Первую 20-ти минутку летчик шел по обозначенному маршруту, затем он связался с диспетчером, сообщив, что у него все в порядке и попрощался. В этот день на связь он больше не вышел.
После того, как Матиас отключил все средства связи, в скором времени его самолет пропал с экранов радиолокаторов. На место последних координат самолета в срочном порядке была направлена спасательная группа, которая обнаружила на поверхности моря масляное пятно внушительных размеров. Решили, что самолет потерпел крушение.
Спасатели даже вызвали на помощь водолазов, чтобы те прочесали дно в поисках Матиаса. Позже «кремлевский летчик» получит от финских властей счет за «спасение» в размере 100 тысяч долларов. Откуда появилось пятно, до сих пор остается загадкой.
Пока финские спасатели искали Руста в море, он пересек границу Страны Советов в районе Кохтла-Ярве (Эстония) над Финским заливом. Говорить о том, что самолет остался незамеченным, неверно.
В Эстонии его некоторое время вели два истребителя, которые были подняты по тревоге. Однако, они не получили инструкций на какие-либо действия, и вернулись на базу.
Засекли летчика и советские ПВО – в 14.29 «объекту», не отвечавшему на позывные «свой-чужой», был присвоен номер 8255.
Три ракетных дивизиона привели в боевую готовность, но команды на поражение цели не последовало.
Впрочем, это не удивительно: после истории с корейским «Боингом», который наши военные сбили над Тихим океаном в 1984 году, был издан приказ, который запрещал открывать огонь по спортивным и гражданским самолетам.
Вряд ли Руст мог знать, что в районе трех часов, когда он будет уже в районе Пскова, там будут проходить учебные полеты местного авиаполка. Одни самолеты взлетали, другие заходили на посадку.
Ровно в 15.00 произошла замена кода системы госпознавания, при этом все летчики должны были одновременно сменить этот код.
Но часть молодых «орлов» не совершила этой простой операции: забывчивость или подвело отсутствие опыта? В любом случае, система сделала их «чужими».
В этой «каше из самолетов» один из командиров, не разобравшись в ситуации, автоматически присвоил всем истребителям признак «я-свой».
Кто ж знал, что среди машин окажется и самолет Руста?! Свой дальнейший полет Руст совершил с советской воздушной пропиской.
Вторичную легализацию Руст получил вблизи Торжка, где велись спасательные работы после столкновения двух наших самолетов – немецкую тихоходную «Цесну» приняли за поисковый советский вертолет.
Позже на суде летчик заявит, что своим полетом он хотел призвать к миру. Мировые СМИ выдвигали свои, более «романтичные» версии – Руст пытался произвести впечатление на девушку или выиграть пари.
Советские газеты выходили под заголовками «Страна в шоке!» Конечно! Пилот-любитель, немецкий (!), «с ходу обесславил громадный оборонный арсенал СССР и еще в такой праздник – День пограничника».
Говорили и о том, что полет Руста – маркетинговый ход. Его отец являлся дилером «Цесна» в Западной Европе. Объемы продаж самолетов к этому времени сократились. Понятно, что после такой «рекламы» — «единственный самолет, который смог «победить» систему советских ПВО» — дела фирмы пошли на поправку. Советские военные были убеждены – акция не что иное, как происки иностранных спецслужб.
Преступление и наказание
В 19.10 Матиас Руст посадил машину на Большом Москворецком мосту, прокатился до Храма Василия Блаженного, вылез из самолета и принялся раздавать автографы и позировать перед фотокамерами.
Фото- и автограф-сессия, правда, продолжались недолго: Матиас Руст был арестован.
Свой день рождения, 1 июня, он провел в тюрьме. Самый гуманный суд в мире назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года.
3 августа следующего года Матиас Руст был помилован и выдворен за пределы СССР. В общей сложности «нахальный аэрокуренок» провел в Москве 433 дня.
После своего возвращения в Германию, он был лишен права на вождение самолета как человек «неуравновешенный психически». Данное определение Руст подтвердил: во время прохождения службы в госпитале он набросился с ножом на медсестру за то, что она, якобы, отказалась пойти с ним на свидание.
Затем он был пойман на краже свитера в супермаркете. В общем-то, если Советам достались шок и потрясение, то немецкий народ вместо национального героя обрел обычного хулигана.
Анекдоты
Шутка о том, что трасса Москва-Ленинград – самая мягкая, так как устелена папахами полковников и генералов, отразила невеселую действительность – было «пометено» много народу.
После того как шоковое состояние прошло, русский народ со свойственным ему энтузиазмом начал веселиться. Красную площадь стали именовать не иначе как «Шереметьево-3».
Родился анекдот о двух летчиках на Красной площади, один из которых просит закурить, на что получает ответ: «Ты что?! На аэродроме курить нельзя!» Или еще: на Красной площади собралась толпа народа с вещами. На вопрос: «Что это вы здесь делаете?», следует ответ: «Ждем самолет из Гамбурга!»
Другая байка рассказывала о том, что возле фонтана Большого театра выставили милицейский пост. «Зачем?» «А вдруг американская подводная лодка всплывает?»
http://russian7.ru/post/7-faktov-o-polete-matiasa-rusta/ — link
Посадка на Красной площади стала поводом для отставки министра обороны Сергея Соколова и главкома ПВО Александра Колдунова, являвшихся противниками политики Михаила Горбачёва, а также для масштабной «чистки» в рядах советских военных, которая, по мнению иностранных экспертов, была сопоставима лишь с «чисткой» времён «большого террора» конца 1930-х.
После уничтожения в 1983‑м южнокорейского «Боинга» действовала жёсткая инструкция, запрещавшая атаковать гражданские самолёты. Ни один военачальник не рискнул отдать приказ на уничтожение нарушителя. В течение нескольких часов советская ПВО следила за Рустом, а потом переключилась на обычный режим работы.
Когда генерал Лушев признался, что командование 6-й армии ПВО даже не проинформировало его о нарушении границы, Горбачёв с горькой иронией поинтересовался: «От ГАИ узнали?»
Воспользовавшись прекрасным поводом, Горбачев резко сократил расходы военно-промышленного комплекса, которые поставили страну на грань банкротства, «свернул» войну в Афганистане...
Сейчас этот самолет, как музейный экспонат демонстрируется в берлинском научно-техническом музее.