28 мая в Москве приземлился самолет Матиаса Руста

0
2858

28   мая 1987 года гражданин ФРГ Руст приземлился на Красной площади. Случилось это на «День пограничника». Его спортивный самолет американского производства «Сессна» был не тронут советскими ПВО и совершил посадку в Москве на Большом Москворецком мосту и уже накатом доехал до Собора Василия Блаженного.

Гамбург-Хельсинки-Москва
 
 

Матиас Руст покинул хельсинский аэродром «Мальами» днем 28 мая.

Конечной целью полета спортивного самолета американского производства «Цесна» был обозначен Стокгольм.

Финский обслуживающий персонал посмеивался: «Мальчонка-то, видать, до Америки лететь собрался».

Еще бы! До Швеции не больше полутора часов, а баки заправлены под завязку, да еще и дополнительные установлены в салоне.

Матиас действительно не собирался в шведскую столицу.

Его целью была «златоглавая», но в тот момент об этом никто не догадывался.

Первую 20-ти минутку летчик шел по обозначенному маршруту, затем он связался с диспетчером, сообщив, что у него все в порядке и попрощался. В этот день на связь он больше не вышел.

Масло точно разлила не Аннушка 
 

После того, как Матиас отключил все средства связи, в скором времени его самолет пропал с экранов радиолокаторов. На место последних координат самолета в срочном порядке была направлена спасательная группа, которая обнаружила на поверхности моря масляное пятно внушительных размеров. Решили, что самолет потерпел крушение.

Спасатели даже вызвали на помощь водолазов, чтобы те прочесали дно в поисках Матиаса. Позже «кремлевский летчик» получит от финских властей счет за «спасение» в размере 100 тысяч долларов. Откуда появилось пятно, до сих пор остается загадкой.

Номер 8255 
 

Пока финские спасатели искали Руста в море, он пересек границу Страны Советов в районе Кохтла-Ярве (Эстония) над Финским заливом. Говорить о том, что самолет остался незамеченным, неверно.

В Эстонии его некоторое время вели два истребителя, которые были подняты по тревоге. Однако, они не получили инструкций на какие-либо действия, и вернулись на базу.

Засекли летчика и советские ПВО – в 14.29 «объекту», не отвечавшему на позывные «свой-чужой», был присвоен номер 8255.

Три ракетных дивизиона привели в боевую готовность, но команды на поражение цели не последовало.

Впрочем, это не удивительно: после истории с корейским «Боингом», который наши военные сбили над Тихим океаном в 1984 году, был издан приказ, который запрещал открывать огонь по спортивным и гражданским самолетам.

«Это я удачно залетел!» 

 

Вряд ли Руст мог знать, что в районе трех часов, когда он будет уже в районе Пскова, там будут проходить учебные полеты местного авиаполка. Одни самолеты взлетали, другие заходили на посадку.

Ровно в 15.00 произошла замена кода системы госпознавания, при этом все летчики должны были одновременно сменить этот код.

Но часть молодых «орлов» не совершила этой простой операции: забывчивость или подвело отсутствие опыта? В любом случае, система сделала их «чужими».

В этой «каше из самолетов» один из командиров, не разобравшись в ситуации, автоматически присвоил всем истребителям признак «я-свой».

Кто ж знал, что среди машин окажется и самолет Руста?! Свой дальнейший полет Руст совершил с советской воздушной пропиской.

Вторичную легализацию Руст получил вблизи Торжка, где велись спасательные работы после столкновения двух наших самолетов – немецкую тихоходную «Цесну» приняли за поисковый советский вертолет. 

Версии 
 

Позже на суде летчик заявит, что своим полетом он хотел призвать к миру. Мировые СМИ выдвигали свои, более «романтичные» версии – Руст пытался произвести впечатление на девушку или выиграть пари.

Советские газеты выходили под заголовками «Страна в шоке!» Конечно! Пилот-любитель, немецкий (!), «с ходу обесславил громадный оборонный арсенал СССР и еще в такой праздник – День пограничника».

Говорили и о том, что полет Руста – маркетинговый ход. Его отец являлся дилером «Цесна» в Западной Европе. Объемы продаж самолетов к этому времени сократились. Понятно, что после такой «рекламы» — «единственный самолет, который смог «победить» систему советских ПВО» — дела фирмы пошли на поправку. Советские военные были убеждены – акция не что иное, как происки иностранных спецслужб. 

Преступление и наказание

В 19.10 Матиас Руст посадил машину на Большом Москворецком мосту, прокатился до Храма Василия Блаженного, вылез из самолета и принялся раздавать автографы и позировать перед фотокамерами.

Фото- и автограф-сессия, правда, продолжались недолго: Матиас Руст был арестован.

Свой день рождения, 1 июня, он провел в тюрьме. Самый гуманный суд в мире назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года.

3 августа следующего года Матиас Руст был помилован и выдворен за пределы СССР. В общей сложности «нахальный аэрокуренок» провел в Москве 433 дня.

После своего возвращения в Германию, он был лишен права на вождение самолета как человек «неуравновешенный психически». Данное определение Руст подтвердил: во время прохождения службы в госпитале он набросился с ножом на медсестру за то, что она, якобы, отказалась пойти с ним на свидание.

Затем он был пойман на краже свитера в супермаркете. В общем-то, если Советам достались шок и потрясение, то немецкий народ вместо национального героя обрел обычного хулигана.

Анекдоты

Шутка о том, что трасса Москва-Ленинград – самая мягкая, так как устелена папахами полковников и генералов, отразила невеселую действительность – было «пометено» много народу.

После того как шоковое состояние прошло, русский народ со свойственным ему энтузиазмом начал веселиться. Красную площадь стали именовать не иначе как «Шереметьево-3».

Родился анекдот о двух летчиках на Красной площади, один из которых просит закурить, на что получает ответ: «Ты что?! На аэродроме курить нельзя!» Или еще: на Красной площади собралась толпа народа с вещами. На вопрос: «Что это вы здесь делаете?», следует ответ: «Ждем самолет из Гамбурга!»

Другая байка рассказывала о том, что возле фонтана Большого театра выставили милицейский пост. «Зачем?» «А вдруг американская подводная лодка всплывает?»

http://russian7.ru/post/7-faktov-o-polete-matiasa-rusta/ — link

Посадка на Красной площади стала поводом для отставки министра обороны Сергея Соколова и главкома ПВО Александра Колдунова, являвшихся противниками политики Михаила Горбачёва, а также для масштабной «чистки» в рядах советских военных, которая, по мнению иностранных экспертов, была сопоставима лишь с «чисткой» времён «большого террора» конца 1930-х.

После уничтожения в 1983‑м южнокорейского «Боинга» действовала жёст­кая инструкция, запрещавшая атаковать гражданские самолёты. Ни один военачальник не рискнул отдать приказ на уничтожение нарушителя. В течение нескольких часов советская ПВО следила за Рустом, а потом переключилась на обычный режим работы.

Когда генерал Лушев признался, что командование 6-й армии ПВО даже не проинформировало его о нарушении границы, Горбачёв с горькой иронией поинтересовался: «От ГАИ узнали?»

Воспользовавшись прекрасным поводом, Горбачев резко сократил расходы военно-промышленного комплекса, которые поставили страну на грань банкротства, «свернул» войну в Афганистане... 

Сейчас этот самолет, как музейный экспонат демонстрируется в берлинском научно-техническом музее.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here