Политика Лукашенко по отдалению от России уже ни для кого не секрет. Белоруссия формально соблюдала нейтралитет, а на деле поддерживала Украину после воссоединения Крыма с Россией и начала конфликта на Донбассе.
Позиции Белоруссии в отношении проекта резолюции по «восстановлению суверенитета и целостности Украины» в ПАСЕ не является новой, уверены опрошенные 7 июля эксперты.
Напомним, на заседании оргкомитета сессии ПА ОБСЕ глава российской делегации заместитель спикера Государственной думы Петр Толстой высказался против проекта резолюции, в котором говорится, что «определенные районы Донецкой и Луганской областей» находятся под контролем «русских гибридных сил», а Россию, «как оккупирующую державу на Крымском полуострове», призывают обеспечить беспрепятственное передвижение СММ ОБСЕ на территории Крыма. Белоруссия, как сообщил Толстой, российской позиции не разделила. При этом четверо из шести участвовавших в заседании ПА ОБСЕ белорусских депутатов поддержали итоговую декларацию, в текст которой, помимо прочего, вошло осуждение «агрессии России против Украины».
По мнению ведущего научного сотрудника Российского института стратегических исследований Олега Неменского, в такой позиции Белоруссии нет ничего неожиданного.
«Белоруссия признает территориальную целостность Украины, признает Крым украинским. Лукашенко только говорил о том, что Крым де-факто является частью России, и что с этим надо считаться. Но де-юре Белоруссия довольно принципиально держится позиции, согласно которой Крым является частью Украины. И в российско-украинском конфликте 2014 года Белоруссия заняла позицию нейтралитета, смогла стать переговорной площадкой, но если мы на деле посмотрим на заявления, которые делались во время встреч Порошенко и Лукашенко, а также на некоторые аспекты взаимодействия двух государств, то мы вполне сможем говорить о том, что Белоруссия поддержала Украину. В споре о том, чей Крым, принципиальная позиция Белоруссии заключается в том, что Крым является украинским. Так что-то, что Белоруссия не поддержала в ПАСЕ Россию, вполне закономерно. Несомненно, при союзнических отношениях в военной сфере и при очень тесном экономическом сотрудничестве, в политической сфере мы являемся союзниками с Белоруссией лишь частично», — констатировал Неменский. Он отметил, что Белоруссия ориентирована на достижение нейтралитета и проведение многовекторной политики, которая, по мнению Минска, ни в коей мере не должна преобразоваться в однозначный приоритет на выстраивание отношения с Россией.
Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО (у) МИД России, доктор политических наук Михаил Александров также назвал закономерной позицию Белоруссии и отметил, что Россия должна иметь в виду, что на Минск не всегда можно полагаться во внешней политике.
«Ничего нового здесь нет. Лукашенко изначально не признал присоединения Крыма к России. Его позиция понятна — он боится, что Россия поглотит Белоруссию, хотя Белоруссия всегда была исторической частью России. Это разделение большевиками Белоруссии с основным телом России было вредительским актом, но сейчас в Белоруссии возникла своя элита, которая хочет быть самостийной, хочет наслаждаться всеми привилегиями суверенного государства. В то время, как народ хочет объединиться, они этого не хотят, всячески пытаются народ обмануть своей демагогией об интеграции. Интеграция идет, но в основном на словах, а не в реальности. Надо сказать, что Лукашенко и дальше будет проводить курс на то, чтобы не допустить слияния Белоруссии и России. Эпизод с Крымом и Донбассом, конечно, его напугал, и, хоть он и не станет в открытую критиковать Россию, но может исподтишка вредить и помогать киевскому режиму. И ничего удивительного в том, что Белоруссия сейчас заняла такую позицию, нет», — отметил политолог.
России, на его взгляд, следует понимать истинную суть Лукашенко как человека, стремящегося удержать власть, сохранить независимость от России и для этого затормозить процесс российско-белорусской интеграции. «Как на недавней встрече с Путиным, где он делал громкие заявления, что мы союзники и должны координировать внешнюю политику, оборонку, а как дошло до дела и надо было скоординироваться и выступить с общей позицией по украинскому кризису, так тут-то его и не оказалось. Нам надо понимать суть его политики и вести себя соответственно», — резюмировал Александров.
Политолог Павел Святенков отметил, что проведение Александром Лукашенко политики отдаления от России давно уже ни для кого не является секретом. «В этом случае Белоруссия следует тому стандартному курсу, который она проводит на протяжении нескольких последних лет. Ничего удивительного в этом нет, поскольку Россия согласна терпеть подобные поступки, прощать, не задавать лишних вопросов и просто давать деньги», — сказал Святенков.
То, что Минск является переговорной площадкой в вопросах урегулирования конфликта на Донбассе и должен в связи с этим стараться соблюдать нейтралитет, по мнению политолога, не может служить оправданием такой позиции. «Может быть, тогда Минску следует соблюдать нейтралитет в отношении российских дотаций, и в отношении льгот, которые он получает в рамках членства в Союзном государстве. Такая позиция в русской поговорке называется „дружба дружбой, а табачок врозь“. Всегда можно найти тысячу отговорок, по какой причине вы не поддерживаете вашего союзника, но в нормальной ситуации союзник имеет право задать вопрос, почему по отношению к нему вы ведете себя именно так», — сказал эксперт.
Напомним, в Минске с 5 по 9 июля прошла летняя сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Сессия прошла под лозунгом «Укрепление взаимного доверия и сотрудничества во имя мира и процветания в регионе ОБСЕ». В ней приняло участие около 700 делегатов из почти 60 государств.
https://eadaily.com/ru/news/2017/07/10/politika-lukashenko-po-otdaleniyu-ot-rossii-uzhe-ni-dlya-kogo-ne-sekret — link
Так как Россия и Белоруссия находятся в Союзном государстве, как минимум, можно было бы ожидать единой позиции в главных вопросах врешней политики.
Даже страны ЕС, у которых нет Союзного государства, имеют то, что называется «Общая внешная политика и политика безопасности». Конечно, невозможно ожидать полного согласия всех членов европейского сообщества по всем вопросам повестки дня, но по поводу самых важных проблем среди них существует консенсус.
Считаю возникновение разногласий среди белорусских делегатов негативным явлением. Но еще более опасно то, что две трети белорусской делегации проголосовало против России. Пока тут нет ничего трагичного, но это в любом случае нехорошая тенденция.