История всех пенсионных изменений в России

0
2863

Все изменения, которые коснулись пенсионной системы в нашей стране. Начиная с отказа от бюджетных дотаций в 1990 и заканчивая стартом повышения пенсионного возраста в 2017 году.

Календарь пенсионных реформ, которые произошли за последние 27 лет. Именно тогда, в 1990 году, началась история современного отечественного пенсионного рынка.

1990 г. Финансирование пенсий переложили на работающих граждан

В 1990 г. был принят закон «О государственных пенсиях в РСФСР» № 340–1.

Были 3 категории трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а особые условия пенсионного обеспечения для определённых групп занятых были объединены в четвёртую категорию — за выслугу лет. Всё это было перенесено из советского прошлого.

Что нового? Отказались от бюджетных дотаций: источником финансирования текущих пенсий стали страховые взносы работодателей и работников. Российская пенсионная система впервые стала страховой.

Для управления средствами государственного пенсионного обеспечения в декабре 1990 г. был создан Пенсионный фонд России (ПФР).

Принципы расчёта пенсий остались прежними, а формула изменилась:

— В трудовой стаж включили так называемые «нестраховые» периоды, когда человек вынужденно не работал, и за него не уплачивались страховые взносы: служба в армии, учёба, декретный отпуск и отпуск по уходу за ребёнком, уход за инвалидами 1 группы и т. п.

— Изменили зависимость размера пенсии от уровня оплаты труда. Период учёта заработков для исчисления пенсий увеличили с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию, дали возможность рассчитывать пенсию из заработка за любые 5 лет непрерывного стажа.

— Ввели нижнюю границу минимальной пенсии, — прожиточный минимум пенсионера — для поддержания которой пенсии предполагалось индексировать в соответствии с ростом цен.

— Увеличили предельно допустимую дифференциацию пенсий: максимальная могла превышать минимальную в 3 раза, а не в 2,5, как в советское время.

1992 г. Коммерческим организациям разрешили работать с пенсионными накоплениями

Появились негосударственные пенсионные фонды. Вышел указ президента РФ от 16.09.1992 N 1077 «О негосударственных пенсионных фондах».

Негосударственная пенсия стала рассматриваться как дополнительная по отношению к выплачиваемой государством и была возможна как в форме профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, так и в форме личного пенсионного накопления граждан.

Федеральный же закон «О негосударственных пенсионных фондах» (ныне действующий 75-ФЗ) вступил в силу только 7 мая 1998 года.

1995 г. Усложнили систему начисления пенсий, стали сообщать о статусе счёта

Правительство одобрило «Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в РФ». В ней предусматривалось создание трёхуровневой системы пенсионного обеспечения.

1. Базовая (социальная) пенсия, которая должна предоставляться всем гражданам, независимо от основания назначения пенсии и трудового стажа, назначаться в твёрдых размерах с учётом прожиточного минимума пенсионера и выплачиваться только неработающим пенсионерам.

2. Трудовая (страховая) пенсия. Предстояло привести в соответствие условия предоставления и размер пенсии с объёмом участия каждого конкретного лица, выражаемым в продолжительности пенсионного страхования и величине уплаченных им взносов.

3. Негосударственная пенсия, которая рассматривалась как дополнительная по отношению к первым двум.

В этот же период Пенсионный фонд начал фиксировать личные данные граждан для установления им будущей пенсии. Появился индивидуальный страховой счёт, который стал включать в себя информацию обо всех страховых взносах человека.

С этого же года ПФР начал ежегодно рассылать извещения, которые в народе прозвали «письмами счастья». Благодаря им каждый гражданин мог следить за состоянием своего пенсионного счёта. Сначала проект действовал только в 5 регионах. Позже — по всей стране.

1995 г. Усложнили систему начисления пенсий, стали сообщать о статусе счёта

Правительство одобрило «Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в РФ». В ней предусматривалось создание трёхуровневой системы пенсионного обеспечения.

1. Базовая (социальная) пенсия, которая должна предоставляться всем гражданам, независимо от основания назначения пенсии и трудового стажа, назначаться в твёрдых размерах с учётом прожиточного минимума пенсионера и выплачиваться только неработающим пенсионерам.

2. Трудовая (страховая) пенсия. Предстояло привести в соответствие условия предоставления и размер пенсии с объёмом участия каждого конкретного лица, выражаемым в продолжительности пенсионного страхования и величине уплаченных им взносов.

3. Негосударственная пенсия, которая рассматривалась как дополнительная по отношению к первым двум.

В этот же период Пенсионный фонд начал фиксировать личные данные граждан для установления им будущей пенсии. Появился индивидуальный страховой счёт, который стал включать в себя информацию обо всех страховых взносах человека.

С этого же года ПФР начал ежегодно рассылать извещения, которые в народе прозвали «письмами счастья». Благодаря им каждый гражданин мог следить за состоянием своего пенсионного счёта. Сначала проект действовал только в 5 регионах. Позже — по всей стране.

1998 г. Отрегулировали работу негосударственных фондов

Вступил в силу Федеральный закон N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», определивший права НПФ и их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Он также закрепил новые понятия в пенсионной системе РФ, обязательства фонда перед его вкладчиками и участниками.

2001 г. Доработка нормативных актов

Вступил в силу Федеральный закон № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», устанавливающий организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования (ОПС) в РФ.

2002—2003 г. Пенсия перестала определяться только по стажу

Началась пенсионная реформа: переход от солидарной пенсии к распределительно-накопительной. До этого выплаты пенсий в России осуществлялись согласно распределительной системе по «принципу солидарности поколений». Все взносы, поступающие от работников в Пенсионный фонд, распределялись между пенсионерами. Минимальные выплаты одному пенсионеру складывались из выплат двух работающих граждан. Однако при ухудшающейся демографической ситуации эффективная работа данной системы была невозможна. По статистике за последние 15 лет соотношение работающих граждан к количеству пенсионеров уменьшилось в 1,5 раза. А на 2020 г., по оценкам экспертов, на одного работника и вовсе будет приходиться один пенсионер.

Трудовая пенсия формируется в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Она состоит из страховой пенсии (включая её фиксированный базовый размер) и накопительной. Размер считается по установленной федеральным законодательством формуле.

Страховая пенсия зависит от суммы взносов и стажа сотрудника. Она также включает в себя фиксированный базовый размер страховой пенсии: этот минимальный размер выплат гарантируется каждому застрахованному лицу. Накопительная часть формируется у граждан не старше 1967 года рождения (и некоторое время формировалась у мужчин 1953—1966 годов рождения и женщин 1957—1966 годов рождения) и складывается из взносов и инвестиционного дохода.

2008 г. Старт программы софинансирования пенсий

Суть программы состоит в том, что государство удваивает добровольные взносы гражданина (не менее 2000 рублей и не более 12000 рублей в год) в накопительную пенсию в течение 10 лет с момента уплаты участником первых взносов по программе.

Условия участия:

Минимальный взнос участника — 2000 рублей в год

Максимальный взнос участника — не ограничен

Максимальный размер софинансирования со стороны государства — 12000 рублей. Это означает, что участник может вносить более 12000 рублей, но государство добавит только 12000 рублей.

Например, человек перечисляет в свою накопительную пенсию 12000 рублей в течение года, а государство по итогам года добавляет к этим взносам ещё 12000 рублей. В итоге пенсионный счёт пополняется на 24000 рублей.

Вступить в программу можно было до 31 декабря 2014 г., внести первый взнос — до 31 января 2015 г. За это время участниками этой программы стали 16 млн россиян.

2013—2015 гг. Новая глобальная реформа

2013 г.

В конце года был принят ФЗ N 400 «О страховых пенсиях», который дал старт новой реформе.

1. Продлено время на раздумье граждан о том, какой тариф на накопительную часть пенсии выбрать.

В соответствии с принятыми федеральными законами, возможность выбора тарифа на накопительную часть пенсии продлили до 31 декабря 2015 г.: можно было либо оставить 6%, либо отказаться от формирования накопительного компонента.

2. ПФР перестал рассылать «письма счастья».

Ещё одним знаковым событием пенсионной реформы того периода стало то, что Пенсионный фонд прекратил ежегодную рассылку гражданам писем с информацией о состоянии их индивидуальных счетов в системе обязательного пенсионного страхования. Состояние своего лицевого счёта с того момента стало возможным узнать на едином портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru), а полную выписку с лицевого счёта — получить в Пенсионном фонде по месту жительства.

3. Изменились тарифы страховых взносов для самозанятого населения.

Увеличился размер страховых взносов в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей. Теперь вместо 14386 рублей индивидуальные предприниматели стали обязаны выплачивать страховые взносы в размере 32479 рублей в год.

4. Создана новая пенсионная формула, которую одобрило правительство.

2014 г.

1. Снижена ставка страховых взносов для самозанятого населения: теперь размер взносов рассчитывается исходя из одного МРОТ, а не двух, если величина годового дохода не превышает 300 тыс. рублей.

2. Пенсионные накопления «заморозили». Мораторий продлевался каждый год и действует по сей день. Это значит, что, даже если человек выбрал накопительную пенсию, все его 22% взносов идут в ПФР на страховую пенсию по старости.

Замораживание накопительных взносов, по расчётам Минфина, в 2016 г. дало бюджету 344 млрд руб. (в 2017 году — 412 млрд, в 2018 году — 471 млрд) за счёт сокращения трансферта ПФР.

2015 г.

1 января 2015 г. заработали основные статьи ФЗ N 400 «О страховых пенсиях», который ввёл балльную систему. С тех пор мы живём именно по этому закону.

Пенсия формируется не в рублях, а в баллах. Работодатель перечисляет в Пенсионный фонд России 22% от фонда заработной платы. Поступившие деньги сразу переводятся в баллы. Когда человек выходит на пенсию, их вновь конвертируют в рубли. Стоимость балла каждый год устанавливает правительство.

Закон ввёл несколько условий получения страховых пенсий по старости.

1. Достижение возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин. Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно.

2. Наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2025 года).

3. Наличие минимальной суммы пенсионных баллов — не менее 30 (с 2025 года).

Если баллов или стажа не хватит, человеку придётся выходить на пенсию на пять лет позже (женщины — в 60 лет, мужчины — в 65) и рассчитывать на так называемую социальную пенсию, которая меньше страховой.

Если человек осознанно откладывает выход на заслуженный отдых в срок (женщины — в 55 лет, мужчины — в 60), его баллы умножаются на премиальные коэффициенты. Например, если гражданин обращается за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то его фиксированная выплата вырастет на 36%, а сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов — на 45%. Если через 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раза, а сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов — в 2,32 раза.

В отличие от пенсионного законодательства 1990 г. теперь в стаж не включают учёбу в вузе или училище. Сейчас в стаж учтут только службу в армии, уход за ребёнком до 1,5 года, инвалидом 1 группы, ребёнком-инвалидом и пожилым человеком старше 80 лет. Недавно были приняты поправки, по которым в этот список вошёл период содержания под стражей и отбывания наказания. Но только в том случае, если человек был необоснованно привлечён к уголовной ответственности и впоследствии реабилитирован.

2017 г. Повышение пенсионного возраста

С 1 января 2017 г. повысился пенсионный возраст чиновников в РФ. Ежегодно он будет увеличиваться на 6 месяцев: до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин.

Новые нормы коснулись государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, а также лиц, занимающих государственные должности РФ, государственные должности регионов и муниципальные должности на постоянной основе.

http://www.aif.ru/money/mymoney/reformennoe_bezobrazie_istoriya_vseh_pensionnyh_izmeneniy_v_rossii — link

Какие пенсионные реформы нас ждут?

В последнее время что ни день — очередная новость о возможных изменениях пенсионной системы. Сокращение размера соцвзносов, отчисления из зарплаты в виде «добровольно-принудительных» накоплений, превращение страховой пенсии в возрастное пособие по бедности — вариантов реформ выдвигается масса. АиФ.ru попытался разобраться, какие идеи сейчас обсуждаются, и насколько они жизнеспособны. 

1. Сократить соцвзносы

Как известно, из нынешних 30% соцвзносов 22% идут в Пенсионный фонд (остальные — в фонд соцстраха и ОМС) и копятся на личном счету каждого человека в виде пенсионных баллов. Чем больше будет накоплено баллов за всю жизнь — тем выше будет пенсия. Если же сократят соцвзносы, россияне меньше смогут накопить на свою старость. Зависимость тут прямая и понятная. Неудивительно, что профсоюзы и соцблок правительства тут же выступили против идеи Минфина.

2. Отчислять из зарплаты 1-6%

ЦБ и Минфин придумали замену накопительной пенсии (накопления по которой уже несколько лет заморожены) — индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). Если раньше взносы в НПФ отчислялись работодателем, теперь предлагается копить на пенсию из зарплаты. И абсолютно всем россиянам. «Идея находится в высокой степени готовности, и думаю, её введут уже с 1 января 2019., — говорит Евгений Гонтмахер, д.э.н., главный научный сотрудник ИМЭМО РАН. — Но это псевдодобровольные накопления. Потому что сначала все россияне по умолчанию будут включены в систему. В первый год — 0-1%, затем — 2%, потом — 3% и так до 6%. Вычитаться они будут непосредственно из зарплаты работника по аналогии с подоходным налогом. Кто не захочет копить, и заметит, что его заработок стал меньше, должен будет написать заявление об отказе. Думаю, большинство откажется, потому что у людей маленькие зарплаты и нет возможности делать какие-то накопления на старость».

3. Не копишь на пенсию — вырастет налог

Предвидя тот факт, что люди массово откажутся делать отчисления из зарплаты, Минэкономразвития придумало стимул. Вносите в НПФ 10% от заработка — ставка подоходного налога для вас уменьшается до 10%. Откладываете на пенсию 4% — НДФЛ остаётся на уровне 13%. Отказываетесь делать накопления — отдавайте государству 15% с доходов.

«У нас уже был опыт стимулирования добровольных накоплений, — говорит Юрий Горлин, замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. — Была программа государственного софинансирования пенсий: если человек перечислял на накопительную пенсию от 2 тыс. руб. в год (но не более 12 тыс. руб. в год), государство удваивало эти деньги — на индивидуальный пенсионный счет перечислялась такая же сумма. Согласитесь — довольно выгодные условия. Сейчас вы можете самостоятельно копить деньги в НПФ и за это получите налоговый вычет (также как за покупку квартиры, платное образование, лечение). То есть стимулы уже существуют. Однако желающих делать накопления в НПФ совсем мало. Потому что, во-первых, многие россияне не имеют возможности откладывать часть зарплаты на пенсию. Во-вторых, люди не знают, что будет с их накоплениями в будущем — пока большинство НПФ показывали доходность ниже уровня инфляции».

4. Софинансирование накоплений

Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов предложил свой вариант стимулировать накопления — государственное софинансирование. То есть на 6% личных пенсионных взносов начислять сверху 2-3% из бюджета. Интерес НПФ в данном случае понятен, однако эксперты сильно сомневаются, что государство согласится пойти на такие условия.

5. Пенсия — пособие по бедности

На днях ректор РАНХиГС Владимир Мау высказал идею, которая давно обсуждается в профессиональных кругах. По его словам, пенсию можно сделать возрастным пособием по бедности и инвалидности, и получать её будет только тот, кому ни семья, ни сбережения не позволят выжить в старости. Чуть раньше на Гайдаровском форуме министр финансов Антон Силуанов также говорил том, что надо определять размер пенсии на основе критериев нуждаемости и сказал, что разрабатывается стратегия совершенствования пенсионной системы, которая предусматривает большие пенсии тем, кто в этих пенсиях нуждается, и меньшие тем, кто в них не нуждается... По мнению министра, такой подход позволит сэкономить деньги и направить их на здравоохранение и образование. Если примут данную программу, она в корне изменит существующую страховую пенсию.

«Через несколько лет наша пенсионная система действительно может превратиться в разновидность социальной помощи, — говорит Е.Гонтмахер. — Пенсионерам будут платить пособия на уровне прожиточного минимума. Или еще хуже — платить только тогда, когда в семье доход ниже минимума. Если же пенсионер будет жить с сыном или дочкой, которые неплохо зарабатывают, он получит совсем мало».

6. Повышение пенсионного возраста

Тема повышения пенсионного возраста в последнее время не поднималась, но всем экспертам очевидно — рано или поздно это будет сделано. С 1 января 2017 г. подняли пенсионный возраст для федеральных госслужащих, сейчас принимаются региональные и муниципальные законы, по которым местным чиновникам также увеличат возраст выхода на пенсию. А вот его повышение для остальных россиян, скорее всего, начнётся с 1 января 2019 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here