Если сегодня спросить у наших сограждан, где такой город Перемышль, и что за сражение произошло за него в июне 1941 года, вряд ли много человек в нашей стране сразу найдутся вам ответить. Действительно бои за Перемышль в 1941 году как-то не вошли в нашу широкую общественную память. Мало мы знаем и о самом городе, поскольку сегодня это — польский Пшемысль; он находится недалеко от границы с Украиной.
Но дело в том, что в конце июня 1941 года, сразу после нападения Германии на Советский Союз, там шли действительно очень тяжелые бои. Более того, не в пример другим участкам советско-германского фронта, эти бои были успешными для нас. Это был первый город, который освободила Красная Армия, всего на второй день после начала великих сражений.
Как же на самом деле происходили события? Наш Перемышль был восточной частью города. Жилые кварталы делились тогда рекой Сан на две части: вражескую — входившую в Генерал-губернаторство (бывшие польские территории, оккупированные немцами), и территорию, принадлежавшую Советскому Союзу.
Когда немцы планировали свою операцию «Барбаросса» и, в частности, захват Украины, они, прежде всего, предполагали, что 17-я армия вермахта быстро захватит мосты через Сан, оккупирует Перемышль и дальше безостановочно будет продвигаться ко Львову и Киеву, по пути окружая и уничтожая советские войска. Наша оборона упиралась в этом районе на Перемышльский укрепленный район, позиции 99-й стрелковой дивизии и заставы пограничников.
Первыми в бой с врагом вступили бойцы 92-го погранотряда. Далее в тылу располагались 6-й полк НКВД и гарнизоны 99-й стрелковой дивизии. Живой силы у нас было не так много, но это были крепкие закаленные бойцы, которые получили достаточно хорошую выучку еще в предвоенное время.
В 4 часа 10 минут 22 июня германские войска разорвали границу с Советским Союзом в районе Перемышля. После артиллерийской подготовки началось форсирование реки Сан на плотах и резиновых лодках. Но как только немцы вступили на мост через реку, дошли до его середины, пограничники открыли дружный огонь. Немцы, по свидетельству очевидцев, умывались в собственной крови. Германские передовые подразделения попытались обойти мост сверху и снизу по течению, но пограничники не позволяли им этого сделать.
Советские бойцы и командиры сражались до последнего. Можно вспомнить подвиг 9-й погранзаставы лейтенанта Слюсарева, который удерживал занимаемые позиции несколько дней, не сдавая их противнику. В легенду вошел подвиг заместителя начальника погранзаставы лейтенанта Нечаева: оставшись на заставе один, он отбивался до последнего, а потом взорвал и себя, и приближающихся немцев гранатой, тем самым оставив свое имя бессмертным.
Тем не менее, немцам удалось к 14-ти часам дня 22 июня захватить практически все кварталы Перемышля. Но наши воины не думали сдаваться и отступать. В этот же день был принят план контрудара частей 99-й стрелковой дивизии, полка НКВД и пограничников с применением артиллерии. Уже на следующие сутки, используя данные разведки, сведения, полученные от вражеских «языков», советские войска нанесли свой разящий удар. Атака была настолько стремительной, что немцы были быстро выбиты из основной части Перемышля. Граница по реке Сан восстановлена. Некоторые наши отряды даже оказались на вражеской территории, весьма перепугав немецкие тыловые службы.
Нашим кадровым частям помогали и мирные жители. Уже в первый день войны некоторые из них вступили в народное ополчение Перемышля, вооружившись винтовками и гранатами, взятыми с армейского склада. Хотя и небольшое по количеству (всего около 200 человек) это было первое народное ополчение в СССР за годы войны.
Тем временем, сражения в Перемышле и вокруг него продолжались. Отбивая натиск противника, Перемышльский укрепрайон уничтожил всего за эти несколько дней боев до 4000 немецких солдат и офицеров, а сам при этом потерял всего 4 человека! Вот цена войны на этом небольшом участке фронта! А как бы развивались события на всем советско-германском фронте, если бы Красная Армия была полностью готова к отражению агрессии и сражалась так, как в Перемышле?
Город был оставлен только 27 июня 1941 года по приказу свыше, после того как немцы, обходя Перемышль, развернули свое наступление на львовском направлении.
Перемышль — особая страница в летописи приграничных сражений Красной Армии с перешедшим в наступление вермахтом. Память о ней не должна стираться в нашей памяти. Перемышль 1941 года был хотя и маленькой, не столь значительной, но нашей первой оборонительной победой.
На 22 июня 1941 г. в советской части города практически не было войск. Гарнизон составляли 1 рота 66 полка 10 дивизии войск НКВД, охранявшая мосты через реку Сан, взводы 150 отдельного пульбата 8 укрепрайона, комендатура, штаб 99 стрелковой дивизии РККА и заставы Перемышльского 92-го погранотряда.
Ранним утром 22 июня немецкие орудия открыли огонь по правобережной части Перемышля. В городе размещались штабы 92 погранотряда и 1-го батальона полка войск НКВД, управление 4-й погранкомендатуры и подразделения 99-й стр. дивизии. Загорелись склады, госпиталь, здание ж.д вокзала, жилые дома. После артподготовки началось наступление. Стратегической целью в Перемышле для немцев были мосты, захватить их в неповрежденном состоянии, они попытались еще ночью. Где оборонялся гарнизон «243 километр» 66-го полка под командованием младшего лейтенанта С. Моторина и пограничники 14 заставы А.Н. Патарикина. Позже к ним присоединилась группа бойцов 1-й роты 66 полка под командованием младшего лейтенанта Я. Бережного.
Вид с немецкой части города на нашу
Оперативная сводка штаба 66-го полка командованию дивизии от 22 июня, 22:00 : «в 04:10 со стороны немецкой территории был открыт огонь по г. Перемышль, здание батальона повреждено, гарнизоны перешли к обороне обьектов. в 9:00 пехота противника начала наступление на нашу территорию. Гарнизон 243 км совместно с пограничниками сдерживал противника до 10:30 после чего под напором превосходящих сил противника, поддерживаемого артиллерийским огнем, отошел к гарнизону 247 км»/
Атаки немцев продолжались несколько раз, в том числе и при поддержке танков. О яростном сопротивлении советских пограничников свидетельствует бывший фельдфебель, который участвовал в атаках на 9-ю заставу: « …Огонь был ужасен! Мы оставили на мосту много трупов, но так и не овладели им сразу. Тогда командир моего батальона приказал переходить Сан вброд справа и слева, чтобы окружить мост и захватить его целым. Но как только мы бросились в реку, русские пограничники и здесь стали поливать нас огнем. Потери были страшными… Видя, что его замысел срывается, командир батальона приказал открыть огонь из 80 мм минометов. Лишь под его прикрытием мы стали просачиваться на советский берег… Мы не могли продвинуться дальше так быстро, как того хотелось нашему командованию. У советских пограничников по линии берега были огневые точки. Они засели в них и стреляли буквально до последнего патрона… Нигде, никогда мы не видели такой стойкости, такого воинского упорства… Они предпочитали смерть возможности плена или отхода…»
Под прикрытием артиллерийского и минометного огня на захват моста фашисты бросили более двух рот. Чекистам удалось отбить восемь атак. Тогда немцы переправили основные силы через реку на резиновых лодках ниже по течению. Положение стало критическим. На одном из участков обороны из группы во главе с помощником начальника заставы лейтенантом П.С. Нечаевым в живых остался только командир. Когда гитлеровцы, окружив его со всех сторон, попытались захватить в плен, Нечаев подорвал себя и пятерых немцев гранатой.
Надо сказать, что партийная организация города смогла за эти короткие часы войны выставить отряд народного ополчения. Этот отряд, в количестве 190 человек, под командованием первого секретаря горкома П.В. Орленко пришли на помощь пограничникам и подразделениям 66-го полка НКВД. С ходу вступив в бой.
Героические действия защитников дали возможность выиграть время для подхода частей 99-й стрелковой дивизии полковника Н.И. Дементьева. Но 22 июня в 14:00 наши части оставили город. Кроме гарнизонов ДОТов 8-го Перемышльского УР.
Схема центра города Перемышль с размещением ДОТов Перемышльского УР.
Захваченный немцами ДОТ
Он же в настоящее время
В тот же день был разработан план контрудара по немцам. Для наступления на город с юга был сформирован сводный батальон из пограничников и солдат полка НКВД, командовал им ст. лейтенант Г.С. Поливода. Ночью командир батальона направил в Перемышль четыре группы разведчиков. Пользуясь знанием города, им удалось незаметно проникнуть в Перемышль и получить сведения о расположении войск противника, его огневых точках на площадях и перекрестках улиц. Были захвачены несколько «языков», от них узнали о готовящемся наступлении немцев и времени его начала. Было принято решение: упредить врага и начать атаку на город на полчаса раньше.
При поддержке 71-го гаубично-артиллерийского полка 99 ст. дивизии, в атаку пошел сводный батальон Поливоды, погранзаставы 4-й комендатуры и подразделения 99 дивизии (пулемётная рота и противотанковая батарея). Завязались уличные бои.
Специальный корреспондент «Правды» Д. Новоплянский так описывал это: «Сильнее всего укрепились захватчики на площади Пяти Углов. Из окон четырехэтажного дома, как из амбразур били пулеметы. Пограничники все же пробрались в это здание. Комсомолец Щербицкий выкинул вражеского пулеметчика из окна второго этажа. Старшина Мальков забросал гранатами фашистов, засевших в подвале. Проводник Андреев с двумя пограничниками шли за собакой, безошибочно находившей замаскированных автоматчиков. В 14-00 на площади появились два вражеских танка, их расстреляли подоспевшие наши артиллеристы…»
К середине дня 23 июня советская часть города была полностью очищена от немцев, а батальон Поливоды ворвался в немецкую часть Перемышля — в город Прёмзель за реку Сан, то есть на территорию собственно рейха. Освободив как своих пленных, так и узников гестапо. Таким образом, город Перемышль стал первым советским городом, отбитым у немцев уже 23 июня 1941 г. А Прёмзель стал первым городом на территории рейха взятый войсками союзников во время Второй Мировой Войны. Однако к вечеру 23 июня советские войска получили приказ вернуться в советскую часть города. Что и было выполнено 24 июня. В день когда в сводке Совинформбюро страна услышала : «Стремительным контрударом наши войска вновь овладели ПЕРЕМЫШЛЕМ». Это было первое сообщение о отбитом у врага крупном стратегически важном городе, о первом удачном контрударе Красной Армии.
Старший лейтенант Г.С. Поливода.
Пять дней наши части удерживали город,нанося противнику чувствительные потери. И только 27 июня, из-за общего ухудшения ситуации на фронте (прорыв немцев ко Львову), по приказу командования Перемышль был организовано оставлен.
В 6.15 27 июня отошел из Перемышля батальон Поливоды. Но в городе еще оставались группы прикрытия, которые продолжали сопротивляться до рассвета 28 июня 1941 года. Одними из последних в то утро со станковым пулеметом покинули город лейтенант А. Н. Патарикин и сержант А. М. Калякин. Лишь тогда фашистские войска вошли в город. Но и это они делали с опаской. Только в 8—9 часов утра на улицах появились группы гитлеровских разведчиков. Но на своих местах оставались гарнизоны дотов 8 укрепрайона.
Гарнизон ДОТа на берегу Сана под Замковой горою под командованием младшего лейтенанта Чаплина держался до 30 июня и был полностью уничтожен. В этом ДОТе известном как kaponiera 8813, открыт частный музей, рассказывающий об истории героической обороне города в 1941 году.
Однако поставленный лейтенанту Нечаеву памятник, на месте его гибели был снесен в начале 90-х годов прошлого века.
В 1944 году Перемышль был окончательно освобождён советскими войсками. А в 1945 году южная часть города была полностью передана Польше.
В сообщениях несколько раз мелькала информация о танках. И тут надо разобраться что это могло быть. Это были либо трофейные танки, захваченные немцами во Франции в 1940 году. И имевшиеся в составе немецких пехотных дивизий. Либо эрзац-самоходки, сделанные из трофейных бронированных танкеток, вооружённых пулемётами и установленными на них 37-мм пушками ПТО. Эдакий PAK'носец, которых в вермахте было более тысячи.
PAK'носец в бою.
Или это могли быть PzKpfw В2 102-й батальона огнеметных танков. В его состав вошли две роты, в каждой, кроме 12 огнеметных машин, имелось по три танка поддержки (линейные В2, вооруженные 75-мм пушкой). Всего 30 тяжёлых танков.
102-й батальон подчинен штабу 17-й армии, дивизии которой штурмовали Перемышльский укрепленный район. 29 июня при участии огнеметных танков начался штурм советских дотов. Донесение командира 2-го батальона 520-го пехотного полка позволяет восстановить картину боя.
«Вечером 28 июня 102-й батальон огнеметных танков вышел на указанные исходные позиции. На звук танковых двигателей противник открыл огонь из пушек и пулеметов, но потерь не было. С задержкой, вызванной густым туманом, в 5.55 29 июня 8,8 cm Flak открыли огонь прямой наводкой по амбразурам дотов. Зенитчики вели огонь до 7.04, когда большинство амбразур было поражено и замолчало. По зеленой ракете 102-й батальон огнеметных танков перешел в атаку в 7.05. Инженерные подразделения сопровождали танки. Их задачей было установить фугасные заряды под оборонительные укрепления противника. Когда некоторые доты открыли огонь, саперы были вынуждены укрыться в противотанковом рву. 88-мм зенитки и другие виды тяжелого вооружения открыли ответный огонь. Саперы смогли достичь назначенных целей, заложить и подорвать фугасные заряды. Доты были сильно повреждены огнем 88-мм орудий и могли вести огонь только периодически. Огнеметные танки смогли приблизиться к дотам почти вплотную. Защитники дотов оказывали отчаянное сопротивление. Два огнеметных танка были подбиты 76-мм пушкой из дота. Оба танка сгорели, но экипажи успели покинуть подбитые машины. Огнеметным танкам так и не удалось поразить доты. Горючая смесь не могла проникнуть сквозь шаровые установки внутрь дота. Защитники укреплений продолжали вести огонь».
Трофейные танки на службе вермахта
Kreuzer Panzerkampfwagen Mk.IV 744 (e) — трофейный британский крейсерский танк А-13 Мк II, уничтоженный в 1941 году. Правда под Брестом.
https://fishki.net/1243237-peremyshl-pervyj-osvobozhdyonnyj-gorod.html — link