13 июля 1993 года 12-я погранзастава Московского погранотряда приняла бой на таджикско-афганской границе. Начало 1990-х запомнилось россиянам гиперинфляцией, «ножками Буша», ваучерами и «МММ», борьбой Бориса Ельцина с парламентом...
Неизвестная война
На то, что происходило на дальних рубежах некогда единой страны, мало кто обращал внимание. А на таджикско-афганской границе шла война, в которой погибали российские пограничники.
Граница с Афганистаном, находившаяся в зоне ответственности Краснознамённого Среднеазиатского пограничного округа КГБ СССР, была «горячим» районом еще в период Афганской войны. После распада СССР этот район стала охранять вновь сформированная Группа Пограничных войск России в Республике Таджикистан.
В Афганистане после падения режима Наджибуллы началась резня всех со всеми. «Джихадисты» вышли на рубеж бывшей советской границы и стремились пойти дальше. Тем более, что в самом Таджикистане кипела ожесточенная гражданская война. Единомышленники афганских радикалов пытались взять власть, и боевики стремились оказать им помощь, посылая через границу караваны с оружием и боеприпасами.
Боевикам требовались деньги, и они не брезговали торговлей наркотиками. Свободному проходу караванов с «дурью», как и поставкам оружия, мешали российские пограничники.
«Зеленые фуражки» мзду не берут
Афганских моджахедов злило упрямство «зеленых фуражек». Боевики прекрасно знали, что у пограничников проблемы с продовольствием, топливом, обмундированием. Москве было не до своих воинов в Средней Азии. Взявшие власть в 1991 году реформаторы грязли в разграблении народной собственности, и не обращали внимания на предупреждения военных экспертов.
В этой ситуации моджахеды не раз предлагали командирам застав сделку — за хорошие деньги перестать замечать движение караванов через границу. Выгодно, просто и безопасно.
Но охранявшие границу ребята были воспитаны в советские годы, и, несмотря на все потрясения вокруг, на сделку не шли.
Начиная с весны 1993 года боевики стали осуществлять регулярные атаки на заставы российских пограничников.
Разведка сообщала — на афганском берегу концентрируется до нескольких тысяч боевиков, стягивается бронетехника, готовятся плавсредства. Было понятно, что замышляется нечто масштабное.
В ночь на 8 марта 1993 года 50 боевиков напали на 9-ю заставу Московского пограничного отряда. 11 бандитов были уничтожены, остальные рассеяны. 16 марта последовала новая атака — после двухчасового боя, потеряв 17 человек, боевики отступили. В самом конце марта последовала атака на участке 15-й заставы — ее опять успешно отбили.
В апреле около полутора сотен боевиков под покровом ночи переправлялись через реку Пяндж и были обнаружены пограннарядом 16-й заставы. Поднятая по тревоге застава при поддержке резервов отбросила атакующих обратно в Афганистан.
29 мая 1993 года боевики пошли штурм 11-й заставы Московского погранотряда. Бой растянулся почти на сутки. Остановить натиск террористов удалось лишь после авиаударов.
Войсковая операция
Неудачи разъярили душманов. Самую масштабную акцию подготовили против 12-й заставы.
В июле 1993 года на этой горной заставе несли службу 45 пограничников и трое мотострелков — экипаж БМП 201-й мотострелковой бригады, который были прислан на усиление.
Около 4 утра 13 июля пограничный наряд на юго-восточной окраине опорного пункта заставы обнаружил бандитов, которые карабкались по склонам.
Застава была поднята по команде «В ружье!», и почти сразу на нее обрушился шквал огня.
Гораздо позднее станет известно, что против 12-й заставы будут действовать не менее 250 боевиков в составе 14 боевых групп, вооружённых 2 минометами, 4 безоткатными орудиями, 5–6 переносными реактивными установками, 30 ручными гранатометами, 10–12 пулемётами. Готовил операцию и осуществлял общее руководство командир 55-й пехотной дивизии Исламской Республики Афганистан Кази Кабир. На месте атакой руководил полевой командир Кари Хамидулло.
Целью боевиков было полное уничтожение пограничной заставы вместе с ее личным составом. Это должно было обеспечить моджахедам плацдарм для наступления вглубь Таджикистана. Кроме того, по замыслу авторов плана, массовая гибель российских пограничников должна была спровоцировать протесты в России, которые заставят Москву вывести свои силы из Таджикистана.
Подкрепление попало в засаду
Атака была тщательно продуманной — практически сразу боевики повредили БМП, а также вывели из строя станковый гранатомет. Кроме того, огнем атакующие отсекли пограничников от склада арттехвооружения, где были сосредоточены основные запасы боеприпасов.
Но взять заставу сходу террористам не удалось. 12-я застава вступила в бой. В первые минуты был тяжело ранен начальник заставы Михаил Майборода, были убиты и ранены несколько пограничников. Несмотря на этого, «зеленые фуражки» отразили первый натиск врага.
Как и положено в таких случаях, на помощь заставе был выслан резерв отряда: танк, 3 БМП и 105 человек личного состава. Но в нескольких километрах от 12-й заставы резерв попал под огонь моджахедов. Единственная дорога, ведущая к заставе, была заминирована фугасами, а попытки саперов ее разминировать пресекались плотным огнем из засады.
201-я дивизия тоже выслала отряд поддержки — танк, 2 БМП, 1 БТР и установку «Шилка».
Подавить огневые точки, мешавшие дальнейшему продвижению подкрепления, удалось лишь к 14:30. 12-я застава к этому моменту дралась с боевиками более 10 часов.
Шаг в вечность
Практически все постройки, включая казарму, горели. Патроны и гранаты практически кончились. Заместитель начальника заставы лейтенант Андрей Мерзликин, принявший командование после того, как от второго ранения погиб начальник заставы Михаил Майборода, на всякий случай держал в своем доме цинк с патронами. Прорваться в почти сгоревший дом под огнем снайперов рискнул рядовой Мирбако Додиколонов. Он донес боеприпасы до своих, но при этом был ранен.
19-летний пулеметчик заставы Сергей Борин сдерживал атаки душманов, расстреливая их в упор с расстояния нескольких десятков метров. Получив три ранения, он продолжал бой, пока подошедшие с тыла боевики не застрелили отважного парня.
20-летний рядовой Игорь Филькин был несколько раз ранен, но так и не оставил позицию, пока не был убит осколком гранаты.
20-летний сержант Сергей Елизаров вел бой в отдалении от основной группы пограничников. После того, как погибли два его товарища, он в одиночку прорывался к питомнику службы собак. Сергей уничтожил нескольких боевиков, пока его не забросали гранатами. Моджахеды захватили его тяжело раненым. Нелюди отрезали пограничнику голову и бросили ее в собачий вольер.
«Идем на прорыв!»
В строю оставалась около 20 раненых и контуженых пограничников. Лейтенант Мерзликин, раздав бойцам оставшиеся патроны, отдал приказ: «Идем на прорыв!».
Прикрывать отход группы оставались добровольцы. Одним из них был 20-летний сержант Сергей Сущенко. Он отстреливался до тех пор, пока пуля душмана не сразила его. Ценой своей жизни он позволил товарищам оторваться от боевиков.
Лейтенант Мерзликин вывел свою группу к месту, где находился резерв погранотряда. Всего 18 человек из тех, кто принял бой.
Позже окажется, что выжили еще пятеро — четверо пограничников, сумевшие прорваться отдельно от группы Мерзликина, и еще один тяжело раненный солдат, прятавшийся среди руин заставы в тот момент, когда там хозяйничали боевики.
Резерв погранотряда и бронегруппа 201-й дивизии, разминировав дорогу и уничтожив обстреливавших их боевиков, к 18:30 вышли к кишлаку Саригору. Авиации был дан приказ нанести удары по скоплению моджахедов в районе 12-й заставы. В 20:15 пограничники подошли к пылающей заставе. Боевики, забирая трупы, отступили на территорию Афганистана.
25 погибших героев
Всего в ходе многочасового боя на 12-й заставе погибли 22 пограничника и 3 мотострелка: старший лейтенант Михаил Майборода, старший сержант Сергей Сыч, сержант Владимир Елизаров, сержант Юрий Кологреев, сержант Сергей Сущенко, рядовой Андрей Чащин, рядовой Сергей Колотыгин, рядовой Андрей Веревкин, рядовой Дмитрий Никонов, рядовой Михаил Куликов, рядовой Александр Петроченко, рядовой Игорь Филькин, рядовой Сергей Борин, рядовой Леонид Улыбин, рядовой Назир Умаров, рядовой Рабадам Магомаев, рядовой Алексей Мухин, рядовой Махмадулло Джумаев, рядовой Аслетдин Хайрутдинов, рядовой Тимур Сайдуллоев, рядовой Азаматжои Каримов, рядовой Саибжон Ураимов, сержант Айрат Кусюнбаев, рядовой Николай Николашкин, рядовой Разиф Халитов.
В районе заставы были обнаружены трупы 35 убитых боевиков. По данным разведки, еще столько же тел убитых моджахеды унесли с собой.
Шести пограничникам было присвоено звание Героев России (из них четырем — посмертно), 29 были удостоены ордена «За личное мужество» (из них 18 — посмертно). Остальные участники боя были награждены медалями «За отвагу».
Приказом министра безопасности Российской Федерации 12-я пограничная застава получила наименование «имени 25 героев».
Времена меняются, память остается
Разрушенная застава была восстановлена на новом месте, более выгодном с точки зрения обороны. С 2005 года этот участок таджикско-афганской границы перешел под контроль пограничников Таджикистана.
Ежегодно на месте, где приняла бой 12-я застава, проводятся памятные мероприятия с участием представителей Таджикистана и России.
Времена бывают разными, но подвиг в любую эпоху остается подвигом. Даже если сегодня из «лихих 90-х» мы чаще вспоминаем имена негодяев, нежели тех, кто сражался и умирал за Родину.
http://www.aif.ru/ — link