Индская (или ещё её называют Хараппская) цивилизация поражает воображение своим техническим прогрессом, опередившим своё время.
Тем что её изобретениями люди пользуются до сих пор (а кое где её остатки эксплуатируются и сейчас, являясь передовыми в регионах).
Тем что это цивилизация сделала уклон на торговлю, а не на милитаризацию.
Тем что в государстве не было правителей (в том понимании слова, что применяется к фараонам Египта и царям Месопотамии) и все люди были примерно равны!
Тем что по некоторым данным, является даже древнее шумерской (что весьма и весьма спорно на мой взгляд, но уж точно третьей).
И тем, что она очень загадочна, ведь о ней мало что известно, так как её письменность до сих пор не расшифровали. Но, давайте обо всём по порядку.
Индской её назвали не потому, что там жили древние индусы (их предки пришли позже), а потому, что она находилась в долине реки Инд. Хараппской же её назвали благодаря небольшому селению, расположенному поблизости, так как самоназвание нам пока неизвестно.
Датировка чрезвычайно осложнена так же тем, что ранняя история тесно сплелась с другой культурой Мерхгарха (в которой обнаружены следы развитого земледелия, которое либо было перенесено с Ближнего Востока, либо сформировалось параллельно), это один из наиболее важных археологических памятников Пакистана эпохи неолита (7000 — 2500 годы до нашей эры, что делало, будь сведений побольше, эту культуру древнее шумерской). Находится около Боланского прохода, на равнине Качи в пакистанском Белуджистане. К западу от реки Инд. Существовала до Индской и, органично переплетаясь с ней, во время её расцвета.
Ранние жители Мехргарха жили в домах из кирпича-сырца, хранили зерно в зернохранилищах, делали инструменты из медной руды, а также покрывали плетёные корзины битумом. Они культивировали ячмень, пшеницу-однозернянку и полбу, ююбу и финик, разводили овец, коз и крупный рогатый скот. В поздний период (5500 — 2600 годы до н. э.) развиваются ремёсла, в том числе дробление кремня, дубление, производство бус и металлообработка. 7 тысяч лет назад освоили секрет формовочного литья для изготовления медных колёсообразных амулетов-бляшек. Мехргарх был населён непрерывно до 2600 года до нашей эры (т.е. 4 тысячи лет подряд!)
Самое раннее поселение в Мехргархе было в северо восточном углу нынешнего места раскопок. Площадь поселения — 2 квадратных километра. Это была большая, фермерская деревня, основанная около 6500 лет до нашей эры. Сельское хозяйство и скотоводство здесь было одним из самых древних в Южной Азии.
Учитывая уникальность Мехрарха, можно предположить что он имел более ранний этап развития и не являлся продолжением ещё более ранней неолитической культуры Ближнего Востока.
Так же рядом находилась культура Амри. Находки в Амри позволяют предположить, что хараппская цивилизация не являлась прямым потомком культуры Амри, и что вытеснение культуры Амри хараппской по крайней мере в этом месте происходило постепенно, в течение длительного периода сосуществования.
Севернее было ещё одно древнее довольно развитое поселение культуры Хакра (впоследствии Хакра-Варе), где были обнаружены предметы столь схожие с индской, что многие историки думают, что индские мастера обучались непосредственно у мастеров из этого поселения.
И это только те что мы знаем сейчас (не считая Кот-Диджи, Рехман-Дхери и пр., которые менее интересны), наверняка были и другие селения, которые либо не открыты сейчас, либо стёрты с лица земли. И, как мы видим, ни Мерхгарх, ни Амри не были уничтожены, они были ассимилированы и от них было взято лучшее.
С этнической точки зрения создали Индскую цивилизацию прото-дравидийские народы.
Это карта современного расселения дравидиских народов. Как видно лишь малая часть сейчас осталась на своих исконных местах. Подавляющая часть в итоге была вытеснена арийскими народами на юг.
Ранний период цивилизации имеет рамки между 3300—2800 годами до нашей эры.
Характеризуется активной торговлей с региональными культурами и получением сырья из удалённых от своей территории источников. Так, торговлей, доставлялся лазурит для производства бисера. К этому времени жители одомашнили горох, кунжут, хлопок, буйвола. Ранние общины Хараппы превратились в крупные городские центры к 2600 годам до нашей эры и дали начало периоду Зрелой Хараппской цивилизации. Процессы миграции населения внутри государства в долине Инда, напоминали современные — люди переезжали из сёл и деревень в города.
Постепенное развитие культуры Ранней Хараппы, привело к строительству крупных поселений, защищаемых стенами (предположительно, в первую очередь от паводков и дождей, а не от внешних врагов), расширением торговых сетей и усилению интеграции разных регионов в относительно одинаковую материальную культуру, схожую по керамике, орнаментам и печатям. При этом печати были признаком всё более развивающейся торговли и для своего времени имели высокий уровень изготовления.
Есть версия, что урбанизация была обусловлена тем, что в то время были очень обильные дожди, которые затопляли многие места. Чтобы выжить люди собирались и строили огромные по тем временам города, в которых и переживали эти времена, после чего расходились и вновь принимались за земледелие. А когда началась великая засуха 2200 г.г. до н.э. им приходилось собираться точно так же для решения проблем с пропитанием. Именно в этот период начала складываться сложная система водоснабжения городов.
Зрелая Хараппская цивилизация (2600—1900 лет до нашей эры)
В это время являлась самой большой по площади в мире, даже если объединить площади остальных существующих цивилизаций на тот момент.
По данным исследований от 2012 года, медленное перемещение муссонов в Азии на Юг, позволило развивать деревни в долине Инда, дополняя наводнения на реке и её притоках. Фермы, расположенные вдоль рек, благодаря периодическим наводнениям и дождям, смогли выйти на уровень перепроизводства сельскохозяйственной продукции, к избытку еды. Такое положение способствовало росту городов, однако городские власти и фермеры не заботились о развитии систем ирригации, полностью полагаясь на естественные муссонные осадки, которые орошали землю в летний период, что скверно отразилось на цивилизации в дальнейшем.
В процессе развития культуры, происходит рост городов, который увязывается с сокращением осадков. Люди вынуждены были увеличивать свою численность, чтобы иметь больше людских и материальных ресурсов, для дальнейшего выживания и развития. К 2600-м годам до нашей эры, общины ранней Хараппы превратились в крупные города.
Общее число археологических объектов (тех что нашли!) в виде поселений и городов — 1052, все в районе реки Инда и его притоков. Причём часть находится в пустыне Тар, а часть вообще под водой.
Поздний период Индской — Хараппской цивилизации
Около 1900 г. до н. э. начали появляться признаки постепенного спада и примерно к 1700 г. до н. э. большинство городов Индской культуры было заброшено. Исследования человеческих скелетов этого периода, в Хараппе, показало, что на закате цивилизации наблюдалось увеличение насилия и инфекционных болезней, таких как проказа и туберкулёз. Города стали пустеть и в отличие от предыдущего периода, рост начался в сельских поселениях. Однако на начальном этапе упадка, население наоборот пыталось найти спасение в городах. Это видимо связано с нарастающей засухой и начавшимися перебоями в урожаях. Взамен пшеницы и ячменя, стала нарастать важность риса и проса, происходило перепрофилирование сельского хозяйства, его относительная интенсификация. Начался распад цивилизации на множество региональных культур. Что забавно, города этих новых культур ни в какое сравнение не шли с городами угасшей индской цивилизации, которые стремительно приходили в упадок, сложные системы водоснабжения не использовались, новые здания были хуже построены по качеству. На каменных скульптурах отмечены следы вандализма. Ценные вещи стали обнаруживаться, спрятанными в кладах, что предполагает беспорядки и попытку таким образом сохранить ценности. Трупы животных, а порой и людей, находили не погребёнными, лежащими на улицах и в зданиях. О торговле с дальними странами тоже уже речи не шло.
Между 1700—1000 годами до нашей эры большинство поселений поздней Хараппской — Индской культуры, даже сельские, были полностью заброшены. Дальнейшие культуры определяются как временные, приходившие на обжитые в прошлом участки и ведшие кочевой образ жизни, связанный со скотоводством. Эти кочевые культуры использовали керамику грубой, ручной лепки. Однако сохранялась некоторая преемственность и совпадения в артефактах между Поздней Хараппской культурой и последующими культурами.
Таким образом, с большей долей вероятности можно предположить, что Хараппская цивилизация канула в небытие из-за столетней засухи и последующим иссушением земель, на которых она находилась. Вода была основой Хараппы и она же стала причиной её упадка, но благодаря хорошо продуманным системам водоснабжения угасание шло сотни лет, а не как в остальной части мира. Отдельные очаги этой культуры тихо и мирно существовали с 1900 г.г. до н.э. вплоть до вторжения Александра Македонского!
А теперь разберем то, чем Индская цивилизация славилась.
1. Города Индской культуры
первые в Южной Азии, достигшие столь высокого уровня развития. Планировка городов и её уровень, говорят о том, что индцы по сути имели муниципалитеты современного типа, которые позволяли строить и обслуживать столь крупные города. В первую очередь индская культура уделяла внимание доступности религиозных объектов и гигиене.
Как видно из объектов Мохенджо Даро, Хараппы и Рахигархи, городская планировка уделяла особое внимание гидротехническим сооружениям, включавшим в себя канализационную и дренажную системы.
Дренажный канал, Лотхала. Ему тысячи и тысячи лет.
Остатки колодца и "городской бани“, Хараппа. видны характерные, воодоотводные протоки.
Кирпич изготовленный 5 тысячелетий назад.
Внутри городов отдельные дома и группы домов, получали воду из колодцев. В домах были комнаты для купания и вода из них поступала в крытые стоки, которые тянулись вдоль улиц. Система отвода сточных вод достигла такого уровня, что ей не было равных по инженерной проработке на Ближнем Востоке в тот же период. Даже в современный период Индии и Пакистана, система гидротехники Индской культуры, порой превосходит по качеству многие районы этих стран.
Архитектура Хараппов выделяется продуманными зернохранилищами, верфями, складами, площадками для производства кирпичей, защитными стенами. Стены при этом использовались как для оборонных целей, так и для защиты от наводнений. Однако вызывает споры подход Хараппов к военному делу и в целом к монументальному строительству. В отличие от современников этой цивилизации — Месопотамии и Древнего Египта, Хараппская цивилизация не строила излишне большие здания. Не найдено дворцов, больших храмов. Большая часть больших зданий, относится к зернохранилищам. Также в Мохенджо-Даро найдены остатки так называемой Большой Ванной — предполагается, что это была общественная баня.
Стены вокруг городов, не всегда однозначно интерпретируются, как защитные сооружения. Археологи предполагают, что многие из них защищали именно от паводковых вод, а не от нападений противника. Большинство жителей города по видимому были торговцами и ремесленниками. Люди жили сообразно своему роду деятельности, город делился строго на районы, где жили те или иные профессионалы.
Общий уровень жизни населения в культуре был относительно равным. Исследователи отмечают её направленность на примерно равные условия жизни для большинства людей. Все дома имели доступ к водопроводу и канализации, включая систему дренажа. Подобный подход был немыслим даже в Поздние средние века в большинстве городов Европы.
В городах Хараппа и Мохенджо Даро в каждом доме был туалет, с подведённой к нему системой канализации.
2. Археологические раскопки не дают точных ответов в плане формы правления в Индской цивилизации. Сложно определить, какие именно слои населения обладали наибольшей политической властью. Однако единый центр управления, с соответствующими органами власти, наделёнными большими полномочиями, явно был. Об этом говорят города с единой планировкой, сложная система водоснабжения, очень сходная по дизайну посуда и прочие изделия, имевшие явно некий общий стандарт изготовления — кирпичи, печати, керамика-посуда, меры веса, общественные сооружения. Всё было изготовлено по единым стандартам и почти как под копирку. Древнейшие ГОСТы!
Это говорит и указывает на следующие тезисы:
— Было единое государство, с планированием городов и поселений, расположением тех или иных мест добычи сырья, со стандартами в размерах и весе, в плане строительных материалов, касаемо кирпичей, как происходит и в наши дни.
— Единого правителя над всем государством не было. Но явно были отдельные управленцы, как минимум над крупными городами цивилизации — Мохенджо-Даро, Хараппа и так далее. Подобное, с некоторыми особенностями и различиями, в истории Древнего мира и Античном периоде встречалось. Наиболее известный пример — полисы Древней Греции.
— В обществе Индской цивилизации не было резкого расслоения в правах и достатке. Большинство обладало примерно равным социальным статусом.
3. Линейки и весы.
Был достигнут значительный прогресс в точности измерения длины, массы и времени. Это одна из первых культур, пришедшая к надобности в единой системе мер и весов. Масштабные строительные проекты на территории Индской культуры были бы невозможны без этой реформы. Наименьшая мера длины, которую использовали Хараппцы — 1.704 мм — обнаружено в виде шкалы, на слоновой кости — Лотхала в Гуджарате. Эта шкала является наиболее точной из всех, найденных в Бронзовом веке. Измерения у инженеров Хараппы шли по десятичной системе, включая единицы массы.
Система масс в виде кремневых образцов, находилась в соотношении 5 к 2 с весами 0,05, 0,1, 0,2, 0,5, 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 единиц. Каждый блок весил около 28 граммов, это напоминает английскую имперскую унцию или греческую унцию. Однако колебания в точности образцов имеют место. Данная система мер зафиксирована в трактате Артхашастра, написанном брахманом Чанакья.
4. В металлургии Хараппцы достигли серьёзных успехов — они умели изготавливать медь, бронзу, свинец, олово и строили печи весьма высокого качества.
Умели обрабатывать сердолик, золото, слоновую кость, морские раковины. На раскопках найдены различные скульптуры, печати, бронзовые сосуды, керамика, золотые украшения, анатомически детализированные фигурки и терракота, бронзы и стеатита. Ряд золотых, терракотовых и каменных фигурок девушек в танцевальных позах указывает на наличие неких ритуальных танцев.
Кстати, эти фигурки шокировали археологов, которые сперва думали об ошибке, что невозможно найти нечто подобное за ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ до греческой или египетской подобной работы.
Терракотовые фигурки также изображают коров, медведей, обезьян, собак. Существует пример, когда изображение не поддалось точной идентификации — это животное изображалось как отчасти бык, отчасти зебра, с одним рогом. Есть предположение, что данное животное имело сакральный или религиозный смысл и не было привязано к реально существовавшему виду. Однако образ животного довольно распространён у Хараппов. Среди разных видов животных, в том числе и копытных, есть интересные примеры — такие как квагга. Квагга обладает рядом двойных черт — от лошади и зебры и возможно Хараппы сталкивались в подобным, необычным видом, впоследствии быстро вымершим, как и квагга.
Хм... так вот откуда все легенды о единорогах!
5. Стоматология!
В 2001 году археологи обнаружили останки двух человек из Мехргарха. Было обнаружено, что люди Индской цивилизации, начиная с раннего периода, пользовались услугами стоматологов. Затем в 2006 году было доказано, что наиболее ранние находки, со следами сверления зубов у живых людей, для лечения, обнаружены именно в Мехргархе. Найдены останки 9 людей с 11 просверленными отверстиями в зубах, древность 7 500 — 9000 лет назад.
Одиннадцать просверленных молярных коронок от девяти взрослых были обнаружены на кладбище неолита в Мехрагархе, которое датируется 7500—9000 лет назад. По мнению авторов, их открытия указывают на традицию прото-стоматологии в ранних сельскохозяйственных культурах этого региона.
6. Пробы золота.
Так же найден камень, со следами золота в виде полос, для проверки золота на качество. Этот способ заключается в использовании пористого, небольшого камня — при проведении им по золоту и другим металлам, частички металла попадают в поры и имеют при этом строго определённый цвет. Имея в руках другой такой же камень, с точно известным металлом, можно определять подлинность золота. До сих пор данный способ имеет хождение в некоторых частях Индии.
7. Торговля
Экономика цивилизации Инд — Хараппы, по видимому была торговой направленности, без упора на милитаризацию (так как воевать в регионе было особо не с кем, так что могли себе позволить). Хараппы достигли значительного прогресса в транспортных технологиях. Возможно именно Индская культура первой, стала массово использовать колёсный транспорт. Первое из подобных достижений — телеги, запряжённые быками, причём подобный принцип упряжи встречается по всей Южной Азии и сегодня.
Так же Хараппцы использовали лодки — большинство из них было небольшими, с плоским дном, управляемыми парусами, по принципу идентичные современным, применяемым в тех же местах и сегодня. При этом есть свидетельства морского судоходства и кораблестроения. Археологи обнаружили широкий, выкопанный канал и то, что идентифицируется как шлюз, в прибрежном городе Лотхале. Так же обнаружена обширная сеть каналов для орошения.
Судя по найденным артефактам, относимым к Индской культуры, торговая сеть объединяла огромную территорию, включавшую часть Афганистана, прибрежные районы Ирана, Северную и Западную Индию и Месопотамию. Исследования зубной эмали у людей, погребённый в Хараппе, указывают на их миграцию из долины реки Инд. Так же есть свидетельства торговых контактов с Древним Египтом и островом Крит.
В 80-е годы двадцатого века, в Рас-эль-Хадд, Оман — были сделаны археологические открытия, свидетельствующие о торговле и постоянных маршрутах, соединявших Индскую цивилизацию и Аравийский полуостров.
Между портами Хараппы и Месопотамии была развита сеть морских перевозок, которая началась в Среднем Хараппе.
Так же в шумерских и аккадских текстах очень часто упоминается Мелухха — отдалённая страна, с которой шумеры вели морскую торговлю. Точное местоположение является предметом дискуссий. Но самая распространенная версия как раз гласит о том, что этот торговый партнёр никто иной как Индская цивилизация.
8. Земледелие
Население Индской культуры было самым ранним обществом, которое пришло к использованию сложной стратегии по выживанию:
— Многокультурность в плане выращивания растений.
— Выращивание растений в течение двух сезонов за год. Летом выращивались рис, просо, бобовые, Зимой — пшеница, ячмень, бобовые. Это связано с различными нуждами растений в плане полива.
Так же был выведен оригинальный, независимый сорт риса — Oryza sativa или Рис посевной, который мы и едим в наши дни. Сейчас выращивается в качестве культурного растения в тропиках, субтропиках и тёплых районах умеренного пояса. Временные рамки этого одомашнивания оцениваются в 9000—7000 лет назад, уже тогда его возделывали как продовольственную культуру. И лишь 4000 лет назад в Южную Азию пришёл сорт риса Oryza sativa japonica, выведенный в Китае.
Письменность же не могут расшифровать потому, что самая длинная запись состоит всего лишь из 26 символов — слишком мало для расшифровки, а общее найденное количество символов примерно 400-600. Раньше предполагали, что расшифровать письменность не удаётся, потому, что её и НЕТ, что это лишь символы отдельных городов, селений и семей, используемых для торговли и сакральных действий, но последние исследования гласят, что это действительно отдельный вид письменности, аналогов которому не найдено, потому и расшифровка обычными методами даёт сбой.
Таким образом Индская цивилизация, будучи наследницей более ранних культур смогла объединить их, впитать лучшее и развить, став самым обширным и могущественным, передовым государством своего времени, изобретения которой мы используем и по сей день.
И, напоследок игрушки которыми игрались дети много тысячелетий назад в городах и селах Индской цивилизации:
Прямых доказательств тому нет. Подавляющая часть была опровергнута (к примеру, в городах хараппов не нашли многочисленных трупов времен нашествия ариев, что неизбежно случилось бы, если б город взяли с боем. Мохеджо-Даро вообще был предположительно покинут и совершенно точно не был захвачен. А тела найденные в других городах принадлежали людям жившим уже после (возможно мародеры последующих эпох) или времен упадка. К тому же города брать было бессмысленно, они и так умирали и неспособны были содержать население. Жить там было глупо.
Вообще это был долгий и сложный процесс: Индская цивилизация умирала долго и мучительно. Арийцы были одним из последних факторов угасания её как таковой, но далеко не основополагающей. Частично дравидийцы были вытеснены на юг, частично ассимилированы, а частично существовали параллельно многие тысячелетия и после прихода арийских племен.
https://www.youtube.com/watch?v=djdouLOpSl8