41 год назад над Украиной столкнулись два советских самолета Ту-134А. Погибли все, кто был на обоих бортах, в том числе — 17 членов футбольного клуба Узбекской ССР «Пахтакор». Вспоминаем о причинах трагедии.
11 августа 1979 года на Украине в небе над Днепродзержинском (ныне — Каменское) столкнулись два самолета Ту-134А. Один летел из Челябинска в Кишенев, второй — из Ташкента в Минск. Все 178 человек, находившихся на бортах обоих самолетов, погибли.
По числу жертв эта авиакатастрофа в истории Ту-134 занимает первое место в истории СССР и Украины среди столкновений в воздухе, в мире — второе, а среди столкновений самолетов вообще — третье.
Среди погибших оказались 17 членов узбекской футбольной команды «Пахтакор».
Футболисты «Пахтакора» летели в Минск, чтобы принять участие в матче чемпионата СССР с местным клубом «Динамо». Там их уже ждали вратарь команды и дублирующий состав.
Маршруты обоих самолетов пролегали над территорией Украины. Погода в том день была не слишком благоприятной — в зоне ответственности диспетчеров Харьковского центра управления находились кучевые облака, наблюдались грозовые очаги.
Однако контроль за самым сложным сектором достался неопытному Николаю Жуковскому, отработавшему всего несколько смен.
Следить за его действиями старший смены поручил более квалифицированному Владимиру Сумскому, что было против правил — этим должен был заниматься сам старший смены либо руководитель полетов.
Диспетчеры рассчитывали взаимное расхождение самолетов вручную, исходя из данных, которые сообщал экипаж. По расчетам Жуковского, лайнеры должны разойтись в небе, пройдя одну и ту же точку с разницей в три минуты. На самом же деле разница составила меньше 60 секунд. Оба самолета поднялись на высоту 8400 метров и на скорости под 800 км/ч неслись навстречу друг другу. Кроме того, поблизости находился Ил-62, тоже двигавшийся в их сторону.
Сумской заметил ошибку Жуковского вовремя. Перехватив управление, он срочно сообщил экипажам об угрозе и выдал указания относительно того, какие эшелоны они должны были занять. Летящий в Минск самолет должен был подняться на высоту 9000 метров. Двигавшийся ему навстречу Ил-62 — на 9600 метров.
Услышав в ответ неразборчивое «Понял... 8400...», Сумский было успокоился, решив, что ему ответили с белорусского борта. Однако на самом деле из-за помех в эфире следовавший в Минск самолет так и не получил сообщение и продолжал следовать прежним курсом. Ответ же прозвучал с борта Ил-62.
В 13:35 молдавский Ту-134А врезался в белорусский лайнер почти под прямым углом. Самолеты шли в облаках, пилоты не могли увидеть угрозу. Шансов выжить не было ни у кого.
Белорусский борт разрубил кабину молдавского, пилоты погибли мгновенно. Он почти сразу разрушился на несколько частей. Пилоты белорусского лайнера, потерявшего хвостовое оперение, один из двигателей и часть правого крыла, пытались совершить аварийную посадку. Но на высоте около 4 км самолет потерял управление и сорвался в пике.
Обломки самолетов упали рядом с селами Куриловка, Николаевка и Елизаветовка. Почти сразу сбежались мародеры, разыскивавшие уцелевшие вещи и детали самолетов.
Спортсменов хоронили в закрытых гробах 17 августа на Боткинском кладбище в Ташкенте. Советские СМИ не стали широко освещать произошедшее. Тем не менее, на церемонии прощания присутствовало все партийное руководство Узбекистана. Сначала траурный митинг провели в аэропорту Ташкента, после этого гробы несли по городским улицам. Жители выходили проводить футболистов в последний путь.
Новую команду собрали за несколько дней из футболистов советских клубов. Первый матч состоялся уже 23 августа.
В ходе расследования, которое продлилось 9 месяцев, выяснилось, что Жуковский допустил сразу несколько ошибок, самовольно меняя эшелоны самолетов и отказывая в их смене пилотам. По его вине едва не произошло еще одно столкновение, которого удалось избежать лишь потому, что один из самолетов отклонился от курса, обходя облачность. Сумский же, хотя и имел опыт работы, неоднократно получал выговоры за нарушение правил.
«Причиной катастрофы явились ошибки и нарушения требований НПП ГА-78, допущенные диспетчером Юго-Западного сектора и диспетчером-инструктором в части назначения эшелонов и обеспечения установленных интервалов между воздушными судами, соблюдения правил фразеологии радиообмена», — заключила в итоге комиссия.
По итогам суда Сумской и Жуковский получили по 15 лет колонии строгого режима.
Сумской вышел через 6,5 лет за хорошее поведение. Жуковский покончил с собой. Привлекался ли к суду начальник смены, назначивший новичка ответственным за столь сложный участок — неизвестно. По крайней мере, к тюремному сроку его не приговаривали.
В августе 2009 года к 30-летию катастрофы на месте падения белорусского Ту-134 был установлен памятник в виде черной вертикальной плиты с надписью: «Памяти футбольной команды «Пахтакор» и всем жертвам, погибшим в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. От футбольного братства бывшего СССР». Одновременно был открыт мемориал в Куриловке. Инициатором проекта стала Алла Шулепина-Тазетдинова, вдова одного из погибших тренеров.
https://www.gazeta.ru/ — link
«Самолет смерти» под Днепром забрал жизнь футбольной команды
О том, что самолет с футболистами потерпел крушение, долго не сообщалось: в Советском Союзе было не принято трубить о масштабных трагедиях.
В номер популярного в те времена спортивного журнала «Футбол — Хоккей», вышедшего через два дня после катастрофы, без каких-либо пояснений не был внесен результат матча «Динамо» (Минск) — «Пахтакор». Просто «не было матча — нет и результата». Лишь через неделю на самой последней полосе самым мелким шрифтом вышла крохотная заметка о похоронах четырнадцати игроков и трех руководителей главной футбольной команды Узбекистана.
«О трагедии я узнала 12 августа 1979 года, — говорила вдова второго тренера команды — Идгая Тазетдинова — Алла Сергеевна. — Меня разыскал Слава Кольцов из администрации «Пахтакора». Мы встретились с ним, он сказал, что ребята из «Пахтакора» разбились.
В Куриловку Алла Тазетдинова приехала немного раньше сорокового дня после трагедии. На поле все еще было страшное зрелище: разбросанные обломки, приборы и вещи.
«На деревьях висели какие-то обрывки. С одной из веток я сняла прядь седых волос. Я искала что-то, не понимая, что именно… И нашла обгоревший манжет от рубашки Идгая.
Фирменная пуговица была срезана… Я набрала в сумку какие-то осколки от иллюминатора, оплавленные куски металла, землю. Фактически мы похоронили камни, ведь почти ничего не привезли на родину: 186 человек — и разбери, где чье!
Все останки кремировали, и в каждый гроб положили горстку пепла и кучу камней. Спортсменов хоронили в закрытых гробах 17 августа. «, — вспоминала женщина.
В свидетельстве о смерти, по словам вдовы, было указано «происшествие вне производства», а ведь ребята летели на календарную игру. Эта обидная формулировка не была исправлена даже спустя 30 лет после катастрофы.
Подробности гибели «Пахтакора» до сих пор скрывает гриф «Секретно». Среди озвученных версий на протяжении нескольких десятилетий звучало и то, что самолет якобы сбила ракета, и то, что виноват чуть ли не сам Брежнев.
К бархатному сезону генсек перебирался на свою правительственную дачу в Крыму, где проводил застольно-рабочие встречи. К нему то и дело летали в гости разные высокие чины. Летали, естественно, самолетами, для которых была открыта «правительственная высота».
В то злополучное утро в районе, где столкнулись ТУ, был правительственный Ил-62 с членом ЦК КПСС на борту. «Высота» для других лайнеров была закрыта.
Диспетчеры получили срок по максимуму
Тогда во всем обвинили диспетчеров — Владимира Сумского и Николая Жуковского, координировавших движение авиалайнеров. Жуковский не увидел, что оба Ту-134 летят наперерез друг другу практически на одной высоте.
Заметивший опасность столкновения буквально за пару минут до того, как оно должно было произойти, Сумской незамедлительно передал приказ одному из бортов набрать высоту. Услышав в эфире ответ на свою радиограмму «Вас понял», диспетчер был уверен, что дело сделано.
Однако по какому-то трагическому стечению обстоятельств сообщение, предназначавшееся для одного из пассажирских самолетов, перехватил радиоприемник правительственного «Ила», летевшего в том же секторе на большей высоте.
Именно он и поднялся повыше, «Ту» же стремительно приближались друг к другу. Обоих диспетчеров через девять месяцев приговорили к 15 годам лишения свободы.
«Основная причина — это то, что закрыли верхние эшелоны для всех самолетов, поскольку должен был лететь правительственный экипаж из Крыма в Москву.
Получилось, что гражданские самолеты оказались ограниченными в передвижениях по высоте. Тот самолет, что летел из Воронежа в Кишинев, постоянно просил: «Дайте мне десять тысяч, дайте мне повыше», ему же отвечали: «Нет, только на 8400». Получилось, что Ту-134, летевший на Минск и находившийся на той же высоте, ударил крылом второй самолет по хвосту.
В минуты падения летчики говорили: «Виновата трасса», то есть все совпало так, что уйти на другую высоту было невозможно», — рассказал «КП» в Украине» летчик с 40-летним стажем, бывший командир эскадрильи Днепропетровского объединенного авиаотряда Константин Проскура.
В этот День в Куриловке была свадьба
Жители деревни Куриловки в тот день отмечали свадьбу. Прямо во время застолья с неба посыпался «чёрный град». Это уже позже люди разобрали, что буквально на них, а также на расстоянии сотен метров от них рассыпались обломки самолётов, падали останки людей, разорванные в клочья вещи.
Красная дорожка одного из лайнеров повисла на проводах. Спасать было уже некого.
По слухам, несколько очевидцев погибли от разрыва сердца.
Сейчас в Куриловке стоит обелиск в память о жертвах катастрофы.
Экипаж был в эйфории
Ошибку, по словам Константина Федоровича, допустил и командир экипажа, управляющий самолетом с футболистами на борту. «Проходя» Днепропетровск, он сообщил диспетчерам, что занял высоту 8400 метров, на самом деле из-за своей загруженности вертикальную скорость он набирал медленно и был на высоте 8100.
Ему сказали занимать девятитысячную высоту, но, добирая метры, на фатальную отметку в 8400 он вышел как раз над Днепродзержинском, не успев пересечь ее до столкновения.
О падающих обломках самолета сообщил пролетавший мимо Ан-2. В Днепропетровский аэропорт приехал начальник областной ГАИ. Взяв флаг-штурмана, они отправились вместе под Днепродзержинск.
«Гнали так, что закипел мотор в машине, — вспоминает летчик. — Когда приехали на место, увидели просто усеянное обломками поле. А тут пацаненок на велосипеде подъехал, говорит: «Дяди, там еще один самолет лежит!»
Картина катастрофы была чудовищная: повсюду валялись обломки самолетов и куски тел. Приехавшим спасателям поставили бочку спирта, и через каждые два часа им давали выпить по сто грамм, чтобы от увиденного не «поехала крыша».
По мнению Константина Проскуры, вина все-таки лежит на минском экипаже, и дело даже не в профессиональных особенностях, а в человеческих.
«Самолет с футболистами на борту летел из Ташкента, а что такое Ташкент в августе? — говорит Константин Федорович. — Это почти бесплатные роскошные дыни и персики, которыми летчики затарились под завязку. Летели через Гурьев, а это самая дешевая рыба и черная икра.
И этого добра было куплено немало. Уже после Донецка члены экипажа делили товар и слушали эфир вполуха, потому так невнимательно и отнеслись к сообщениям диспетчеров. Экипаж пребывал в некой эйфории от того, что везет футбольных звезд»…
Есть в трагедии «Пахтакора» и мистический след. Работавшая на Днепропетровском аэродроме метеоролог, которая к тому же была гадалкой, сказала, что самолеты должны были столкнуться, ведь их бортовые номера в сумме дают одинаковые числа. 65816 у Челябинск — Кишинев и 65735 — у Ташкент — Минск. Получается, в сумме «8» у каждого. Мол, не чем иным как судьбой это не назовешь.