Чтобы правильно подобрать шины к дискам надо знать определенные параметры, не соблюдение которых серьезно ухудшит поведение автомобиля на дороге. Поскольку шина одевается на обод диска, то ширина профиля должна быть соразмерна с ним.
Маркировка колес
При маркировке колес сезонность обозначается следующим образом:
- Winter — зимние шины.
- Rain, Aqua, Water или изображения зонтика — означают высокую эффективность шины на мокром дорожном покрытии
- AS (All Season) — всесезонные шины
- M+S (Mud+Snow) – всесезонные шины, эффективные при езде по слякоти (по грязево-снеговой каше)
- Studless – зимние нешипованные шины, или шины-липучки
- Stud, Studded – шипованные или шипуемые зимние шины
Другие обозначения, с которыми можно столькнуться при расшифровке маркировки автомобильных шин:
- Left/Right – обозначения для обязательной установки на правую или левую сторону автомобиля
- Inside/Outside – маркировка обозначает внутреннюю/внешнюю сторону шины с ассиметричным рисунком протектора
- TL, Tubeless– бескамерная шина
- С — резина для легкогрузового транспорта
- DOT – маркировка шины, обозначающая соответстие гос.стандартам США
- Performance, High Performance – высокопроизводительные, скоростные шины
- Runflat, RunOnFlat, RFT, SSR, ZP – маркировка, обозначающая, что шина изготовлена по особой технологии, позволяющей в случае прокола проехать на спущенной шине до 150 км
- SL (Standart Load) — шина для обычных нагрузок
- XL (Extra Load) — шина для больших нагрузок
- RF — (Reinforced) — укреплённые шины
- TWI — (Tire Wear Index) — индекс изнашивания шины — инфоучасток, указывающий степень износа протектора
- Разноцветные линии на шинах не несут никакой информации при расшифровке маркировки колес. Эти линии наносят на заводе-изготовителе или на складе для облегчения поиска резины.
Таблица соответствия ширины диска с шириной шины
195/65 R15 91 T
195 — Обозначение подсказывает ширину автошины, измеряемую в миллиметрах (мм).
65 — Процентное соотношение высоты профиля к ширине резины. Рассматривая одинаковую ширину, можно заметить, что чем больше будет пропорциональность, тем выше автошина и наоборот. Как правило, этот показатель имеют ввиду, когда говорят про профиль.
R — означает, что автошина имеет радиальный корд.
15 — диаметр колеса/диска. Значение указывается в дюймах.
T — обозначение индекса скорости. По нему можно ориентироваться, какую допустимую скорость можно развить на данной автошине.
91 — обозначение индекса нагрузки. Это значение подсказывает, какая максимально допустимая нагрузка на колесо.
Для каждого диска нужно найти персональный вариант резины, которая к нему подходит. Сделав ошибочный выбор можно дорого заплатить за это безрассудство. С диаметром трудно прогадать, потому что установить неверный размер проблематично. Но с шириной ошибиться вероятность есть. Если взять чересчур узкие или широкие диски, то неизменно пострадает проектный профиль автошины и испортятся ее характеристики: быстрая реакция на поворотах и при маневрах, жесткость боковины снизится, ухудшится сопротивление уводу.
Аксиома при подборе диска гласит: ширина обода диска обязана быть на 25% меньшей, чем ширина профиля резины.
Для представленного типоразмера 195/65 R15 91 T ширину диска можно посчитать так: сначала высчитываем ширину профиля в дюймах. 195 разделить на цифру 25,4 (она означает количество в 1 дюйме мм.) Получается 7,68 дюймов. От этого значения необходимо отнять 25%, а затем результат округлить. Формула выглядит следующим образом: 195/25,4-25%=5,76. Округляем, и получается, что для заданного типоразмера нужен диск шириной 6 дюймов.
Допустимо брать диски с отклонением в ширине обода не более 1 дюйма, если это диск диаметром до 14 дюймов. Для дисков с монтажным диаметром от 15 и выше дюймов максимальное отклонение составляет 1,5 дюйма.
https://shiny-diski.com.ua/info/stati/kak-podobrat-shiny-k-disku.html — link
Маркировка колёсных дисков или как правильно подобрать литые диски
Все диски имеют стандартную маркировку параметров, независимо от того, какой это диск легкосплавный (литой) или стальной (штампованный).
Например: 6,5JxR16 PCD 5×114,3 ET48 d67,1
R16 — Диаметр диска в дюймах.
6.5J — Ширина диска в дюймах.
PCD 5×114,3 — Количество болтов (или гаек) в нашем случае 5. Диаметр, на котором они расположены, называется PCD (Pitch Circle Diameter) и в нашем случае он равен 114,3 мм.
ET48 — Вылет (или вынос). Это расстояние между привалочной плоскостью колёсного диска (плоскость которой прижимается диск к ступице) и серединой ширины диска. Вылет (ЕТ) измеряется в мм. и в нашем случае он равен 48 мм.
d67,1 — Диаметр центрального отверстия, которое измеряется со стороны привалочной плоскости. Диаметр (DIA) измеряется в мм. и в нашем случае равен 67,1 мм.
hump — это небольшие выступы на поверхности диска, сделанные для бескамерной шины. В поворотах они улучшают фиксацию борта покрышки на диске, тем самым не допуская разгерметизацию колеса.
Диск R16 для Chery Tiggo 4 (2020 г.в., двигатель 1.5, 113 л.с.)
- Ширина — 6-7дюймов
- Разболтовка (PCD) — 5×114,3 (5 болтов х диаметр между болтами)
- Вылет (ET) — 33-45 мм
- Диаметр ступицы (DIA) — 60.1
- Крепеж (болт) — 12/1,5
Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные кольца.
Итак, а теперь подробнее о маркировки колёсных дисков:
Ширина обода
Есть золотое правило: она должна быть на 25-30% меньше ширины профиля шины. Допустим, Вы ищете под шину 195/70 R15. Ширина ее профиля 195 мм. В дюймах это будет 7,68 (надо 195 разделить на 25,4).
Отнимите от этой величины 25% или 30% и полученное число округлите до ближайшего значения из стандартного ряда. Получите 5,5 дюйма — обод именно такой ширины нужен для шины 195/70 R15.
Предупреждение! Использование как слишком широких, так и слишком узких дисков (относительно ширины профиля шины) нежелательно: нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики — реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость.
Допустимое отклонение ширины обода от нормы составляет 0,5 — 1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1,0 — 1,5 дюйма — для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Но лучше, конечно, брать диск точно под шину.
Диаметр диска
Полный ряд монтажных диаметров легковых и внедорожных дисков: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 и 22 дюймов. Подавляющее большинство современных автомобилей бегает на 13- , 14- , 15- и 16-дюймовых дисках. В последнее время наблюдается стойкая тенденция к увеличению монтажного диаметра; машины для которых штатными являются, например, 13-дюймовые диски, переводят на 14 дюймовые, 15 на 16 и т.д. Это объясняется стремлением использовать шины низких и сверхнизких серий, поскольку их ездовые качества лучше, чем шин высокого профиля.
А чем ниже серия шины, тем меньше в колесе резины и, соответственно, больше металла — ведь наружный диаметр колеса остался неизменным. При использовании стальных дисков монтажный диаметр особо не увеличишь — это приведет к возрастанию массы колеса, что нежелательно. А применение легкосплавных дисков позволяет увеличивать монтажный диаметр диска, не утяжеляя колесо в целом.
Предупреждение! На спортивных версиях автомобилей тормозные механизмы больше, чем на неспортивных, — следовательно, и диски должны быть больше его монтажного диаметра, иначе тормоз упрется в обод. Например, 15-или 16-дюймовый хотя на тюнинговых, спортивных и внедорожных автомобилях могут использоватся и более широкие диски — до 13,5 дюйма.
Диаметр расположения отверстий крепления (обозначается PCD — Pitch Circle Diameter) и количество этих отверстий. Например, PCD100/4 — 4 отверстия на диаметре 100 мм.
Предупреждение! Поскольку отверстия крепления делают с солидным допуском в плюс по диаметру, можно ошибиться в выборе PCD, если он отличается от штатного на пару миллиметров.
Например, на ступицу с PCD100/4 часто надевают колесо PCD98/4 (98 мм от 100 на глаз не отличишь). Это недопустимо.
В этом случае из всех гаек (или болтов) только одна будет затянута полностью; остальные же отверстия 'уведет' и крепеж останется недотянутым или затянутым с перекосом — посадка колеса на ступицу будет неполной.
На ходу такое колесо будет 'бить', кроме того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой.
Диаметр центрального отверстия диска (обозначается DIA).
У штатных колес автомобиля центральное отверстие, как правило, точно подогнано к ступице оси; на заводах принято центрировать колесо именно по нему — его диаметр является посадочным. Но если Вы покупаете диск в магазине, не удивляйтесь тому, что центральное отверстие может оказаться больше положенного. Производители дисков часто делают отверстие заведомо увеличенного диаметра и снабжают диск набором переходных колец, что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Колесо в этом случае центрируют по PCD.
Вылет колеса
Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса. Вылет может быть нулевым, положительным (ступица диска выпячена наружу относительно середины обода) и отрицательным (ступица утоплена). Для каждой модели автомобиля вылет рассчитывается так, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость машины, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц. Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET30 (мм), если его величина положительная, или ET-30, если отрицательная), французы — DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.
Предупреждение! Не ставьте на автомобиль колеса с нештатным вылетом. Уменьшение вылета делает колею колес шире; хотя это немного и повышает устойчивость автомобиля и придает ему стильный гоночный вид, но вместе с тем резко перегружает подшипники ступиц и подвеску. Увеличить же вылет, т.е. сузить колею, как правило, невозможно — диск упрется в тормоз.
И не забудьте:
Если Вы меняете стальной штампованный диск на легкосплавный, возможно, придется использовать болты (или шпильки) большей длины, чем штатные, — легкосплавный диск толще стального. Кроме того, старый крепеж не подойдет, если на новом диске предусмотрены отверстия, допустим под затяжку на сферу, а имеющиеся у Вас болты (штатные) затягиваются на конус.
Соответствие шин и дисков
Чтобы правильно подобрать шины к дискам надо знать определенные параметры, не соблюдение которых серьезно ухудшит поведение автомобиля на дороге. Поскольку шина одевается на обод диска, то ширина профиля должна быть соразмерна с ним. Сразу отметим, что, несмотря на распространенный в последние годы тюнинг, автопроизводители это категорически не рекомендуют. Ведь если размеры дисков и шин будут сильно разниться, то пятно контакта будет не ровным, а значит, управление может выйти из под контроля.
Вообще вопрос о соответствие шин и дисков можно рассматривать с двух сторон. Первое – это подбор шин и дисков исходя из рекомендаций производителя, а второе – этот фитмент. Фитмент – это изучение посадки шины на диске и положение колес относительно колесных арок, что включает в себя отрицательный развал, низкую посадку и другие изыски, о которых мы говорить не будем, поскольку считаем более важным рассказать, как правильно с точки зрения безопасности и комфортности подобрать шины к дискам.
Чтобы правильно подобрать шины к дискам, необходимо знать маркировку дисков.
|
Маркировка колесного диска R13 4×98 ET35 J5 D58.6
1. ЕТ35 — вылет. Расстояние от привалочной плоскости до центра диска (в мм.). 2. R13 — диаметр обода колеса в дюймах. 3. D58.6 — диаметр центрального отверстия под ступицу (в мм.). 4. 4×98 — количество крепежных отверстий и диаметр центров отверстий под болты (в мм.). 5. J5 — ширина обода в дюймах (дюйм равен 25,4мм.) |
В идеале, то есть, чтобы быть уверенным в безопасности, PCD диска (диаметр окружности центров крепёжных отверстий) изменять нельзя. В крайнем случае размеры дисков и шин могут совсем немного не соответствовать друг другу, но тогда для крепления используются болты с эксцентриками, которые позволяют установить диски с PCD 100 мм на автомобили с PCD 98мм. Однако, стоит отметить, что максимальная разница в смещении не должна превышать 2 мм., а в идеале все же соответствие шин и дисков должно быть стопроцентным.
Размеры дисков и шин должны совпадать также и своим центральным отверстием, но, если по определенным причинам это не возможно, на помощь придет кольцо установочное (оно же кольцо проставочное). Кольцо установочное имеет внешний диаметр равный диаметру отверстия в диске, а внутренний диаметр соответствует диаметру ступицы автомобиля. Если кольцо установочное поставить верно, то ходовые характеристики не изменяться. При этом стоит отметить, что диски штампованные установочные кольца не имеют. Устанавливают их только на литые диски.
В маркировке дисков не указывается максимальная нагрузка (MAX LOAD), узнать это параметр можно либо в паспорте, который прилагают некоторые производители отечественных колес на свою продукцию, либо искать эту информацию на сайте производителя дисков. Эта информация не является очень важной, поскольку производители обычно изготавливают диски с запасом прочности. Но, если вы по каким-то причинам решили поставить, скажем, на джип диски для легкового автомобиля, то максимальная нагрузка диска будет важным параметром. И если его не учитывать, колесо может не выдержать нагрузки и деформироваться, попав даже в небольшую яму.
Кроме того, даже если размеры шин и дисков будут совпадать по всем параметрам, все равно есть риск, что диск не встанет на автомобиль. Причина этому так называемый Х-фактор, когда диск упирается в детали подвески или суппорт, что связано с формой выштамповки или литья. Поэтому мы рекомендуем перед бортировкой шины на колесо сначала примерить его.
Таблица соответствия по ширине шин и дисков
Высота шины |
Типоразмер шины |
Ширина диска (в дюймах) Рекоменд./Мин./Макс. |
||
R12 |
||||
82 |
125R12 |
3,5 |
3.0 |
4.0 |
70 |
145/70R12 |
4,5 |
4.0 |
5.0 |
R13 |
||||
82 |
145R13 |
4.0 |
3,5 |
5.0 |
80 |
135/80R13 |
3,5 |
3,5 |
4,5 |
70 |
135/70R13 |
4.0 |
3,5 |
4,5 |
65 |
155/65R13 |
4,5 |
4,0 |
5,5 |
60
|
175/60R13 |
5.0 |
5.0 |
6.0 |
55 |
195/55R13 |
6,0 |
5,5 |
7,0 |
R14 |
||||
82 |
145R14 |
4,0 |
3,5 |
5,0 |
80 |
175/80R14 |
5,0 |
4,5 |
5,5 |
70 |
165/70R14 |
5,0 |
4,5 |
6,0 |
65 |
155/65R14 |
4,5 |
4,0 |
5,5 |
60 |
165/60R14 |
5,0 |
4,5 |
6,0 |
55 |
185/55R14 |
6,0 |
5,0 |
6,5 |
R15 |
||||
82 |
125R15 |
3,5 |
3,0 |
4,0 |
80 |
185/80R15 |
5,5 |
4,5 |
6,0 |
70 |
175/70R15 |
5,0 |
5,0 |
6,0 |
65 |
185/65R15 |
5,5 |
5.0 |
6,5 |
60 |
195/60R15 |
6,0 |
5,5 |
7,0 |
55 |
185/55R15 |
6,0 |
5,0 |
6,5 |
50 |
195/50R15 |
6,0 |
5,5 |
7,0 |
45 |
195/45R15 |
6,5 |
6,0 |
7,5 |
R16 |
||||
65 |
215/65R16 |
6,5 |
5,5 |
7,5 |
60 |
225/60R16 |
6,5 |
6,0 |
8,0 |
55 |
205/55R16 |
6,5 |
5,5 |
7,5 |
50 |
205/50R16 |
6,5 |
5,5 |
7,5 |
45 |
195/45R16 |
6,5 |
6,0 |
7,5 |
40 |
215/40R16 |
7,5 |
7,0 |
8,5 |
R17 |
||||
55 |
225/55R17 |
7,0 |
6,0 |
8,0 |
50 |
205/50R17 |
6,5 |
5,5 |
7,5 |
45 |
215/45R17 |
7,0 |
7,0 |
8,5 |
40 |
215/40R17 |
7,5 |
7,0 |
8,5 |
35 |
245/35R17 |
8,5 |
8,0 |
9,5 |
R18 |
||||
50 |
235/50R18 |
7,5 |
6,5 |
8,5 |
45 |
255/45R18 |
8,5 |
8,0 |
9,5 |
40 |
225/40R18 |
8,0 |
7,5 |
9,0 |
35 |
285/35R18 |
10,0 |
9,5 |
11,0 |
30 |
325/30R18 |
12,0 |
11,0 |
13,0 |
R20 |
||||
40 |
245/40R20 |
9,0 |
8,0 |
9,5 |
35 |
275/35R20 |
10,0 |
9,0 |
11,0 |
4×4 (таблица соответствия размеров шин и дисков)
Диаметр | Размер | Ширина обода | ||
---|---|---|---|---|
Мин. | Реко- менд. |
Макс. | ||
15 | 185/65 R15 | 5 | 5.5 | 6.5 |
195/80 R15 | 5 | 5.5 | 6.5 | |
195/70 R15 | 5 | 6 | 6.5 | |
205/70 R15 | 5 | 6 | 7 | |
215/80 R15 | 5.5 | 6 | 7 | |
225/75 R15 | 6 | 6 | 7.5 | |
235/75 R15 | 6 | 6.5 | 8 | |
255/75 R15 | 6.5 | 7 | 8.5 | |
265/70 R15 | 7 | 8 | 9 | |
16 | 205/80 R16 | 5 | 5.5 | 7 |
215/70 R16 | 5.5 | 6.5 | 7 | |
215/65 R16 | 6 | 6.5 | 7.5 | |
215/60 R16 | 6 | 6.5 | 7.5 | |
225/75 R16 | 6 | 6 | 7.5 | |
225/70 R16 | 6 | 6.5 | 7.5 | |
235/85 R16 | 6 | 6.5 | 7.5 | |
235/70 R16 | 6 | 7 | 8 | |
235/60 R16 | 6.5 | 7 | 8.5 | |
245/70 R16 | 6.5 | 7 | 8 | |
255/70 R16 | 6.5 | 7.5 | 8.5 | |
255/65 R16 | 7 | 7.5 | 9 | |
265/70 R16 | 7 | 8 | 9 | |
275/70 R16 | 7 | 8 | 9 | |
17 | 225/65 R17 | 6 | 6.5 | 8 |
225/55 R17 | 6 | 7 | 8 | |
235/65 R17 | 6.5 | 7 | 8.5 | |
235/55 R17 | 6.5 | 7.5 | 8.5 | |
245/65 R17 | 7 | 7 | 8.5 | |
255/60 R17 | 7 | 7.5 | 9 | |
255/50 R17 | 7 | 8 | 9 | |
265/65 R17 | 7.5 | 8 | 9.5 | |
265/70 R17 | 7 | 8 | 9 | |
275/65 R17 | 7.5 | 8 | 9.5 | |
275/55 R17 | 7.5 | 8.5 | 9.5 | |
18 | 225/55 R18 | 6 | 7 | 8 |
235/60 R18 | 6.5 | 7 | 8.5 | |
235/50 R18 | 6.5 | 7.5 | 8.5 | |
255/60 R18 | 7 | 7.5 | 9 | |
255/55 R18 | 7 | 8 | 9 | |
255/45 R18 | 8 | 8.5 | 9.5 | |
265/60 R18 | 7.5 | 8 | 9.5 | |
285/50 R18 | 8 | 9 | 10 | |
19 | 255/55 R19 | 7 | 8 | 9 |
255/50 R19 | 7 | 8 | 9 | |
275/45 R19 | 8.5 | 9 | 10.5 | |
285/45 R19 | 9 | 9.5 | 10.5 | |
20 | 255/50 R20 | 7 | 8 | 9 |
275/50 R20 | 7.5 | 8.5 | 9.5 | |
275/40 R20 | 9 | 9.5 | 11 | |
295/40 R20 | 10 | 10.5 | 11.5 | |
315/35 R20 | 10.5 | 11 | 12.5 | |
21 | 295/35 R21 | 10 | 10.5 | 11.5 |
22 | 285/35 R22 | 9.5 | 10 | 11 |
295/30 R22 | 10 | 10.5 | 11 | |
23 | 315/25 R23 | 11 | 11.5 | 12 |
Коммерческие авто (таблица соответствия размеров шин и дисков)
Диаметр | Размер | Ширина обода | ||
---|---|---|---|---|
Мин. | Реко- менд. |
Макс. | ||
13 | 155/80 R13 | 4 | 4.5 | 5 |
165/70 R13 | 4.5 | 5 | 5 | |
14 | 165/70 R14 | 4.5 | 5 | 5 |
165/75 R14 | 4 | 4.5 | 5 | |
175/65 R14 | 5 | 5 | 5.5 | |
175/75 R14 | 4.5 | 5 | 5.5 | |
185/75 R14 | 4.5 | 5 | 6 | |
185/80 R14 | 4.5 | 5 | 6 | |
195/75 R14 | 5 | 5.5 | 6 | |
195/80 R14 | 5 | 5.5 | 6 | |
205/75 R14 | 5 | 5.5 | 6.5 | |
15 | 185/80 R15 | 4.5 | 5 | 6 |
195/70 R15 | 5.5 | 6 | 6 | |
205/65 R15 | 5.5 | 6 | 6.5 | |
205/70 R15 | 5.5 | 6 | 6.5 | |
215/65 R15 | 6 | 6.5 | 7 | |
215/70 R15 | 6 | 6.5 | 7 | |
225/70 R15 | 6 | 6.5 | 7 | |
16 | 6.5/100 R16 | 4.5 | 4.5 | 6 |
175/75 R16 | 4.5 | 5 | 5.5 | |
175/80 R16 | 4.5 | 5 | 5.5 | |
185/75 R16 | 4.5 | 5 | 6 | |
195/60 R16 | 5.5 | 6 | 6.5 | |
195/65 R16 | 5.5 | 6 | 6 | |
195/75 R16 | 5 | 5.5 | 6 | |
205/65 R16 | 5.5 | 6 | 6.5 | |
205/75 R16 | 5 | 5.5 | 6.5 | |
215/60 R16 | 6 | 6.5 | 7 | |
215/65 R16 | 6 | 6.5 | 7 | |
215/75 R16 | 5.5 | 6 | 7 | |
225/60 R16 | 6.5 | 6.5 | 7.5 | |
225/65 R16 | 6 | 6.5 | 7 | |
225/75 R16 | 6 | 6 | 7 | |
235/65 R16 | 6.5 | 7 | 7.5 |
https://sa.ru/info/useful_articles/7092098/ — link