Осушить небольшой резервуар с водой на дачном участке или откачать воду из подвала после половодья, соорудить скважину – эта работа для дренажника.
Дренажный насос – аппарат для выкачивания жидкости различной фракции с полным или частичным погружением инструмента в рабочую среду.
Не всегда насосу приходится работать в чистой воде. В незащищенную крыльчатку может попасть мусор, мелкие камни или грунт. Как следствие, поломка и ремонт дренажных насосов.
Устройство дренажника
В корпусе аппарата установлены:
- Защитная сетка на днище прибора. Предотвращает попадание мусора и крупных деталей на крыльчатку.
- Рабочее колесо (крыльчатка). Вращаясь, создает разряженную среду вокруг себя, за счет чего поглощается жидкость.
- Подшипниковый щит. Защищает электродвигатель, ротор и вал от попадания влаги.
- Ротор задает энергию вращения для крыльчатки.
- Вал считается элементом двигателя, проходя через всю полость агрегата, присоединяется к ротору.
- Конденсатор служит включателем.
- Поплавок. Расположен снаружи прибора, в опущенном состоянии не дает двигателю запуститься, предотвращая перегрев от сухого хода.
- Кабель. Предназначен для подачи электроэнергии.
Конструкция агрегата герметична. В каждом отсеке, в том числе и в двигателе, между перегородками стоят уплотнительные резиновые прокладки.
Распространенные неполадки
Характер поломки и причина ее возникновения:
- Не гудит и не работает. Дренажник опущен в воду, поплавок всплыл и находится на поверхности, кабель подключен к цепи, но двигатель не работает, нет вибрации. Причиной поломки является несоответствие заявленной мощности мотора и электрической сети, к которой подключен прибор. Внимательно прочитайте характеристики помпы, его мощность и КПД. Насос опущен в воду недостаточно глубоко, и поплавок не срабатывает. Выньте прибор и, подняв подушку наверх, снова включите его в сеть.
- Работает, но не качает. Двигатель включен, но вода не поступает на поверхность. Причин тому несколько. Забилась защитная сетка, блокирующая мусор и камни на дне корпуса. Поднимаем аппарат и вычищаем фильтр. Густая фракция попала в сбросной шланг, и произошел засор. При такой поломке его может выбить из основания насоса, если этого не произошло, нужно отсоединить его самостоятельно и промыть. Сломана крыльчатка. У нее могут сломаться шнеки или разрушиться подшипник, выяснить это можно, разобрав помпу.
- Вибрирует и перегревается.Нарушилась оплетка электродвигателя, вода попала в моторный отсек, разрушился подшипник вала. Агрегат вибрирует и греется, при этом вода поступает рывками или вовсе прекратилась. Срочно обесточиваем оборудование и вытаскиваем его на поверхность. Причина поломки скрывается внутри. Для диагностики придется в обязательном порядке разбирать корпус. Сломаны несколько лопастей рабочего колеса. Вращение происходит эксцентриком и бьет по корпусу с одной стороны.
- Слабый напор при исправно работающем двигателе – следствие поломки механической части помпы. Крыльчатка или подшипник, закупоривание сбросного шланга или всасывающего фильтра. Устраняется простым промыванием в чистой воде либо заменой механических деталей.
- При подключении агрегата к сети срабатывает автомат. Предохранитель отключает сеть, если происходит замыкание. Проверить все электронные детали насоса. Кабель пройти тестером и выяснить, где произошло короткое замыкание – заменить его. Медная оплетка двигателя также подвержена опасности, если агрегат работал в сухую. Заменить оплетку или установить новый двигатель можно только в ремонтной мастерской.
- Прибор работает, но сам отключается. Подключен к сети и работает, исправно качая воду. Вдруг самостоятельно отключается. Причина в несоответствии мощности мотора и электросети. Скачки напряжения также могут влиять на бесперебойную работу агрегата. Решение простое – детально изучить инструкцию и характеристики помпы, установить стабилизатор напряжения.
Совет: чтобы откачать всю жидкость полностью, поплавок привязывают к кабелю в вертикальном положении и опускают в воду. Регулируют включение и отключение прибора, вытаскивая вилку из розетки.
Как правильно разобрать агрегат
Ремонт устройства с поплавком своими руками
Первый этап. Переворачиваем прибор крыльчаткой наверх и снимаем защитную сетку. Практически у всех моделей она есть. Откручиваем две гайки по краям кожуха, освобождая рабочее колесо. У некоторых агрегатов защитная коробочка прикреплена клипсами или закручена резьбой.
Второй этап. Снимаем крыльчатку. На штоке крепления расположена прижимная гайка. У нее левая резьба, поэтому откручивать ее нужно по часовой стрелке. В штоке есть углубление под отвертку. Предварительно смазываем резьбу маслом или аэрозолем. Открутив контргайку, сталкиваемся с проблемой – прикипела или заржавела крыльчатка. Иногда оно крепится на специальных зубцах или шестиграннике на штоке. Несколько раз аккуратно постучите по штоку, освободите диск.
Третий этап. Поломка не выявлена, продолжаем разбирать. В верхней части корпуса есть прижимные болты, открутив которые, мы разделим прибор на две части. Крышка и конденсатор с поплавком останутся на одной стороне, а двигатель и шток с валом – на другой. При этом между частями останется мост из проводов, соединенных вместе. Кабели отличаются по цвету. Их расположение лучше записать на бумаге, чтобы облегчить обратную сборку. Закрытым остается моторный отсек. Просто так отделить двигатель от корпуса не получится. В некоторых случаях придется даже молотком выбить его, ударив по штоку с обратной стороны.
Четвертый этап. Полностью разобрав агрегат, станет видно, какая именно деталь неисправна. Чаще всего это двигатель или подшипники.
Как разобрать поплавок
Пятый этап. Разобрав основные части, неисправность не устранена. Пора посмотреть поплавок и конденсатор. Первый отвечает за бесперебойное включение и выключение насоса в нужный момент, а также предотвращает сухую работу. Разобрать его можно, открутив отверткой четыре болта на корпусе и поддев отверткой край. Внутри расположен шарик, перекат которого и включает мотор. Клапан может западать или залипать.
Ремонт поплавкового выключателя
Заменив сломанную деталь, сборка происходит в обратной последовательности. Перед тем как разобрать аппарат, убедитесь в его неисправности еще раз.
Важно: все уплотнительные кольца в корпусе при сборке промазывают моторным маслом.
Причины возникновения поломок
- Неправильная эксплуатация прибора. Следует различать дренажник от фекальника, хотя на первый взгляд они похожи. Использование первого для выкачивания канализационных стоков недопустимо. Прибор служит только для откачки условно чистой воды. Неправильное использование часто приводит к поломке агрегата. Постоянное включение и отключение с интервалом меньше одной минуты – пагубно влияет на мотор и подшипники.
- Повреждение кабеля. Питающий кабель – один из основных элементов помпы. Без него ничего работать не будет. Обрыв или преломление шнура приведет к обесточиванию агрегата. Кабель можно заменить самому, главное – выбрать верное сечение и количество жил. Нельзя проводить ремонт шнура только в месте КЗ. Лучше заменить его полностью, от вилки до насоса.
- Редкий осмотр и неправильное обслуживание. Любой прибор нуждается в техническом контроле. Дренажник осматривают на предмет дефектов раз в полгода. Если агрегат находится в воде постоянно, то доставать его следует раз в квартал. Во время осмотра проводятся процедуры по смазке подшипников, протяжке фиксирующих болтов и гаек. Игнорирование данных действий приведет к поломке основных узлов прибора – потребуется ремонт дренажного насоса.
- Работа агрегата всухую. Насос не должен работать без воды. Только в погруженном состоянии его можно включать в сеть. Хозяева оставляют агрегаты без присмотра, откачав всю воду, помпа не перестает работать, двигатель перегревается, и оплетка моторного отсека слипается между собой. Происходит короткое замыкание – устройство полностью сгорает, что приводит к значительным денежным затратам на дорогостоящий ремонт.
- Неверно выбрана среда работы устройства. Существует мнение, что дренажник пригоден к откачке даже жидкости с высоким содержанием ила и глины. Конечно, это не так. На первых парах мотор справится с натуженным плотным слоем ила, но впоследствии движение густой фракции по шлангу будет создавать дополнительное сопротивление двигателю. В конце концов агрегат перестанет работать. Мелкая галька губительна для крыльчатки. Мощности прибора хватит, чтобы затянуть гальку в рабочее колесо, но вращение прекратится после попадания камней в шнеки миксера.
- Неправильная установка агрегата. Нужно помещать в емкость или водоем, опуская корпус с поплавком на глубину. Необходимо помнить, что погружать прибор и ставить его на дно недопустимо.
- Заводской брак. С этим явлением ничего сделать нельзя. Совет только один – не выбрасывать документы и чек на купленный товар.
- Нарушение герметичности корпуса. Опуская прибор на глубину или в емкость для выкачивания жидкости, недопустимо бросать его или резко топить. Удар о камень или стенку резервуара приведет к образованию трещин в стыках или стенке насоса. Внутрь попадет вода, и двигатель сгорит или придет в негодность.
Советы по обслуживанию
После каждого использования вытаскивайте устройство из воды, если прибор не эксплуатируется постоянно.
Перед погружением в жидкость на поверхности включайте агрегат в розетку и несколько раз поднимите и опустите поплавок. Так можно проверить работоспособность помпы.
Вытаскивая из воды прибор, не тяните его за кабель или шланг. Для этих целей к ручке привязывают канат или трос.
Откачивайте только условно чистую жидкость (речная вода, грунтовая, дождевая талая), без примеси глины и ила.
Постоянно прочищайте каналы защитного короба крыльчатки.
Примерная стоимость деталей
Крыльчатка – не самая дорогая деталь помпы. Средний ценник начинается от 300 рублей, доходя до 1500 р. Замена несложная, может производиться дома своими руками. Куда дороже замена двигателя – самого дорогого узла в насосе. Цена достигает половины стоимости всего агрегата, так что многие склоняются к покупке нового прибора. Расходниками считаются подшипники и питающий кабель. Их замена достаточно легка и финансово выгодна.
Вскрытие поплавка Джилекс:
https://wodakachka.com/snabzhenie/polomki-i-remont-drenazhnyh-nasosov.html — link
Как работает поплавок на дренажном насосе
Поплавковый выключатель обеспечивает автоматическую работу насоса без постоянного контроля со стороны пользователя: отслеживает уровень воды и, при необходимости, приостанавливает работу агрегата (при критически низком уровне жидкости) или запускает его (при подъеме воды). Этот прибор, как правило, устанавливается на насосах погружного типа.
Дренажные насосы со встроенными поплавковыми выключателями бывают облегченного и тяжелого типа. Первые имеют помпу с поплавком и используются для перекачки чистой и слабозагрязненной воды. Тяжелые насосы предназначены для жидкостей с большим количеством примесей и используются в сложных условиях: в канализации, при осушении затопленных помещений, выкачивании сточных и дождевых вод.
Поплавковый выключатель состоит из нескольких элементов:
- пластиковый корпус, наполненный воздухом,
- переключатель с рычагом (размыкатель),
- шарик из стали,
- провода (подключаются к открытому и закрытому контакту).
При опускании или поднятии поплавка стальной шарик меняет свое положение и переключает рычаг, который воздействует на контакты переключателя. От последнего тянутся провода непосредственно к насосу. Переключатели бывают 2- и 3-хпроводные. С их помощью происходит разрыв электроцепи (выключение насоса) и соединение (включение), в зависимости от уровня воды. 2-хпроводные отслеживают только критическое снижение массы жидкости, 3-хпроводные более функциональны, так как защищают не только от сухого хода, но и от избытка воды и перелива. В этой системе 3-й провод является общим.
Кабель, идущий от поплавка к насосу, должен быть влагостойким, а сам корпус поплавка быть полностью герметичным. Полость ввода кабеля заполнена полимерной смолой, которая препятствует попаданию воды к проводам. Сам кабель и корпус поплавка устойчивы к воздействию агрессивных веществ: фекальных масс, технических жидкостей, спирта, кислот и др. Поверхность корпуса непористая, поэтому не цепляет грязь, песок и другие твердые частицы.
Как работает поплавок на дренажном насосе
Процесс работы поплавкового выключателя: при погружении насоса в резервуар с достаточным количеством воды поплавок всплывает на поверхность и включает насос. При снижении уровня жидкости поплавок начнет опускаться, и когда опустится ниже минимального уровня, устройство активизируется и остановит работу насоса.
При желании можно подключить один поплавок к двум насосам, но такая конструкция имеет низкую эффективность.
Обслуживание поплавкового выключателя
Правильная эксплуатация поплавкового выключателя обеспечит долговечность устройства. При использовании насоса для перекачивания чистой и слабозагрязненной воды можно не беспокоиться об обслуживании поплавка. Если же прибор используется в канализации вместе с фекальным насосом, его следует очищать не реже 1 раза в месяц под сильной струей воды. Данные манипуляции позволят избежать опускания поплавка под тяжестью грязи, а также его прилипания к насосу или к трубе. Поплавковый выключатель, не справляющийся со своими функциями, подлежит обязательной замене, желательно специалистом.
При обнаружении мелких неисправностей можно выполнить ремонт насоса самостоятельно:
1. застревание прибора – освободить его своими руками;
2. слабое крепление амортизатора – открыть поплавок дренажного насоса и плотнее закрутить гайки;
3. не работает амортизатор – заменить его;
4. заклинивание крыльчатки – очистить ее от налипшего мусора;
5. обрыв или неисправность кабеля – отключить от сети насос и путем прощупывания найти поврежденный участок под изоляционным слоем. Замотать его изолентой.
Не следует самостоятельно пытаться исправить следующие неисправности:
- Поломка клапана,
- Обрыв штока,
- Сгоревшая обмотка после короткого замыкания.
Это серьезные поломки, которые требуют вмешательства специалиста. Кроме того, ремонт и запчасти могут обойтись в ту же сумму, сколько стоит новый агрегат, поэтому в данном случае рациональнее будет приобрести новый насос.
https://www.bigam.ru/stati/kak-rabotaet-poplavok-na-drenazhnom-nasose/ — link