Заблокированные порты – не приговор. Куда Украина перенаправляет экспортные потоки и что из этого получается. Способен ли речной, железнодорожный и автомобильный транспорт компенсировать Украине потери из-за заблокированных морских портов, могут ли с этим помочь страны ЕС, и как это влияет на торговлю страны.
До войны 75% внешнего украинского товарооборота приходилось именно на морские порты. С 24 февраля все они заблокированы. Однако это не стало приговором для экспортно ориентированных компаний.
За более чем два месяца украинская промышленность постепенно адаптируется к работе в военных условиях. Украина увеличивает возможности экспорта товаров по суше и задействует речные порты – словом, делает все, чтобы дальше торговать с международными партнерами, пока море заблокировано.
Например, первые суда с украинским зерном уже двинулись из румынской Констанцы, на подходе – экспорт с болгарской Варны и литовской Клайпеды.
Как результат, в апреле только экспорт агропродукции вырос в пять раз относительно кризисного марта.
И удастся ли речным, железнодорожным и автомобильным транспортом полностью заместить морские перевозки и как вообще война изменила украинскую торговлю?
Третий месяц внешняя торговля Украины происходит автотранспортом, железной дорогой и через три речных порта на Дунае. Эти три пути вместе обеспечивают экспорт и импорт до 35% необходимых стране грузов.
Порты
По воде Украина экспортирует товары через три речных порта на Дунае: Измаильский, Усть-Дунайский и Ренийский. Морские порты, которые находятся под украинским контролем работают лишь в части разгрузки судов для перевалки зерна на железнодорожный и автомобильный транспорт.
Именно на дунайские порты приходится 30% украинского экспорта в послевоенное время. Из них грузы направляются по реке в Румынию в порт Констанца, откуда их дальше везут морем в другие страны. Речной товарооборот постепенно растет. В апреле обработка грузов в Дунайских портах выросла вчетверо с начала войны – до 850 тыс тонн. Это всего 15% товарооборота в мирное время. Объемы можно увеличить до 1 млн тонн в месяц.
Через Измаильский порт до войны ежегодно отправляли на экспорт до 5 млн тонн грузов, хотя установленная мощность порта достигает 7 млн тонн. Ренийский порт свой потенциал использовал лишь на 10%, обрабатывав 1,4 млн тонн грузов. Мощность Усть-Дунайского порта составляет 4 млн тонн, хотя в 2021 году через него прошли всего 6 тыс тонн.
В целом речные порты способны обеспечить экспорт-импорт не более 10% товарооборота, который ранее отправлялся морем, то есть до 15 млн тонн в год. Поэтому разблокировки морских портов остается приоритетным вопросом для Украины и всего мира, который зависит от украинского зерна.
Вопрос разблокирования портов для гуманитарных целей, то есть избежания голода — приоритетный для всех: США, Еврокомиссии, Британии, стран Африки, Ближнего Востока. Это глобальная проблема, которая обсуждается везде. Практического решения пока еще нет.
Железная дорога
По железной дороге больше всего грузов направляется к границе Польши, Словакии и Венгрии. В марте через эти страны по железной дороге из Украины вывезли 3 млн тонн продукции. В апреле объемы выросли до 3,9 млн тонн.
Вагонами перевозят металлургию (руда, черный металл) и зерно – основу украинского экспорта.
В Укрзализныце убеждают-проблем с транспортом нет. До войны компания обеспечивала перевозку 800 тыс вагонов в сутки, а сейчас – 300 тыс, и может везти больше.
Препятствия возникают на западных границах. Поезда, которые в Украине движутся по «широкой» колее (1520 мм), встречаются с узкой, европейской колеей (1435 мм). Поэтому межграничные перевозки требуют определенных манипуляций.
Это может быть перегрузка товара из вагона в вагон на границе, или же перестановка контейнеров или колесных пар.
Дело в том, что европейская инфраструктура не готова к таким грузам. Она их не ждала и не ждет. Не хватает локомотивов, вагонов, пропускной способности, портовых терминалов – на такой объем никто не рассчитывал.
Как следствие по перевозке почти всех групп зерновых появилось накопление на 30 дней вперед.
По железной дороге Украина доставляет грузы в Гданьске и Гдыне, Свиноуйсьце (Польша) и Констанцы (Румыния), откуда те уже морем направляются на свои традиционные рынки. Недавно пошел первый контейнерный поезд на литовскую Клайпеду. Кроме того, УЗ работает над выходом на порты Адриатического моря – Триеста, Бари (Италия), хорватских портов.
Автомобильный транспорт
Благодаря тому, что автотранспорт и ранее активно использовался для доставки грузов к портам и так или иначе обслуживался на внутреннем рынке, недостатка грузовиков на Украине нет. Стоит максимально упростить и уменьшить таможенные пошлины на ввоз такого транспорта.
Наибольшие проблемы с грузовиками возникают на границах, ведь таможенная инфраструктура не может справиться с тем потоком, который теперь ездит в и из Украины. Очереди на польской и румынской границе достигают 10-17 км, несколько меньше – на словацкой. Ситуация может существенно ухудшиться, когда летом агроэкспортеры начнут активно вывозить свой урожай.
Пограничная инфраструктура пока не позволяет быстро осматривать транспортные средства: нет сервисных зон, системы автоматической фиксации очереди, недостаточно работников таможенных служб по обе стороны границы.
Чтобы решить эти проблемы, необходима оптимизация работы пограничных пунктов. В частности, на крупнейших из них нужно убрать легковой и пассажирский транспорт, оставив их только для грузового. Так планируют поступить, например, с Краковцем и Ягодином на границе с Польшей.
Ранее правительство дало «зеленый свет» для открытия еще двух пограничных пунктов на румынской границе: «Дьяковцы» и «Красноильск». Чтобы их запустить, нужно сделать подъездную дорогу, что обойдется недешево – но возможно.
Чего ждать от ЕС
150 млн тонн – такие объемы обработали все украинские порты за 2021 год. Понятно, что страны ЕС не имеют необходимой инфраструктуры для перевалки такого количества дополнительного груза.
На ЕС не было такой нагрузки, не было спроса – этот рынок только формируется. Чтобы удовлетворить спрос на зерновозы, нужно время, потому что никто не держал их в таком количестве. Динамика говорит о том что первые запросы имеют реакцию, предложение реагирует на спрос, и предложения для экспорта будут расти.
Крупных инвестиционных проектов под новые торговые потоки со стороны ЕС также не стоит ждать. По его словам, на строительство перегрузочного комплекса на железной дороге, нужно 5 лет. Еще 10 лет для того, чтобы инвестиции окупились.
В конце концов, все сводится к тому, что альтернативы портам не существует – ни в короткой, ни в долгой перспективе. И дело не только в пропускной способности, но и в деньгах. Сухопутная логистика с выходом на европейские порты удорожает тонну продукции в среднем на 100 евро.
Из Донбасса во Львов до сих пор действует ж/д сообщение
«Укрзализныця» назначила дополнительный эвакуационный поезд из Покровска Донецкой области через Днепр во Львов.
Поезд №243/233 будет отправляться из Покровска в 16:30.
А это значит, что до сих пор осуществляется подвоз боеприпасов, боевой техники и людских резервов по железной дороге на Донбасс. А мы удивляемся «стойкости» украинских защитников донецкой дуги и постоянным обстрелам мирных городов и поселков Донбасса!
Коротко по украине:
Вечерняя сводка Генштаба ВСУ, главное:
1. На Донецком направлении основные усилия армии России сосредоточены на получении полного контроля над г. Рубежное, проведении наступления в направлении г. Лиман и удержании позиций на правом берегу реки Северский Донец. Также ВС РФ продолжают подготовку к проведению наступления в направлениях населенных пунктов Курахово и Новопавловка.
3. На Артемовском (Бахмутском) направлении (ДНР), с целью подготовки наступления, ВС РФ продолжают артиллерийские обстрелы позиций ВСУ в районах Светлодарска и Троицкого. ВС РФ также ведёт штурмовые действия по направлениям на Орехово и Тошковка.
4. В Мариуполе основные усилия ВС РФ сосредотачивают на блокировке и попытках уничтожения подразделений на заводе «Азовсталь», продолжая наносить артиллерийские и авиационные удары.
5. На занятых территориях Харьковщины русские отключают сотовую связь, чтобы затруднить передачу данных о передвижениях российских войск.
*****
Мариуполь. Братская могила нацистов на «Азовстали» — торопиться не нужно, никуда они не денутся. Реальность удивительно банальна — российские войска окончательно переходят к сирийской тактике уничтожения террористов, медленно и планомерно перемалывая врага и не рискуя жизнями российских военных. Завод блокирован, ВКС ежедневно наносят по нему удары, процесс денацификации идёт. Даже Арестович заявляет, что «там всё плохо». Уничтожение «Азова» будет долгим и мучительным, но безопасным для российской армии и российской репутации, а на пропагандистские вскрики Украины, непонятные интервью с якобы «азовцами» и прочий информационный шум обращать внимания совершенно не стоит.
Обнаружили тоннель, по которому противник покидает Азовсталь — вдоль труб под ж/д полотном. Высота тоннеля составляет не менее трёх метров, ширина позволяет перемещаться без затруднений, далее выход к реке, из которой, судя по натоптанным тропам, противник набирает воду. Сегодня тоннель блокировали, со стороны противника один «двести» и один «триста». В целом воевать противник устал и просится на свободу, но отыгрывает последний акт: хочет домой и с флагами... Не имеем намерений ему в этом потворствовать.
Поскольку на Азовстали нет гражданских, не пора ли уже расконсервировать пифтонны бомбы ФАБ-5000? В идеале бы конечно ФАБ-9000.
Сегодня в ходе наступления наших войск на населенный пункт Долгенькое (Харьковская обл., Изюмский р-н), ВСУ предприняли очередную попытку инсценировки применения российскими военными химического оружия.Ночью, предшествующую наступлению, ВСУшники доставили на свои позиции автомобиль с цистерной, наполненной неизвестным веществом. Цистерна была покрашена под обычный топливозаправщик и опознана оператором российского БПЛА как цель.
В ходе артиллерийской подготовки он был уничтожен. Но вместо обычного взрыва на мониторах объективного контроля был виден огромный столб оранжевого дыма. Вероятно, скоро всеми украинскими СМИ будут распространены красивые кадры, снятые с земли в этом населенном пункте, с ранеными и комментариями про, якобы примененные российскими войсками химические боеприпасы.
Однако, любой эксперт в области химии определит, что исходя из цвета, скорости и высоте распространения дыма, ни на одно боевое отравляющее вещество данный состав не похож, но с легкостью может быть выдан украинской пропагандой зрителям именно за него.
Войска ЛНР и Росгвардия из Чечни прорвали оборону ВСУ и освободили населенные пункты Южный и Воеводовка, взяв также и пороховой завод «Заря». Также под полным контролем российско-луганский сил теперь находятся посёлки Факел, Радуга-2, Заря, Заря-1, Мичуринец и Электромонтажник.
Войска России и ДНР разрезали группировку ВСУ на 2 части, взяв Новосёловку. Вчера в Лиманском районе союзные войска заняли Шандриголово и вступили в бой за Новосёловку. Теперь её взятие рассекло группировку ВСУ на 2 части и оставило Лиман без тяжёлой поддержки (остаётся 1 подбитый мост на Славянск и простреливаемая трасса). Местные жители сообщают, что русские солдаты сегодня заняли Новосёловку и проверяют её.
Боевикам Зеленского под Гуляйполе доставили британские орудия.
Вооруженные Силы Российской Федерации продолжают специальную военную операцию на Украине.
Оперативно-тактической и армейской авиацией в течение ночи поражено 93 объекта, в том числе два пункта управления, 69 районов сосредоточения живой силы и военной техники, а также три склада боеприпасов ВСУ.
Ракетными войсками и подразделениями артиллерии поражены 407 районов сосредоточения живой силы и военной техники, уничтожено 13 пунктов управления, четыре позиции зенитных ракетных комплексов «Оса-АКМ» и 14 складов боеприпасов.
В результате ударов уничтожены более 280 националистов, выведено из строя 59 единиц военной техники.
Средствами противовоздушной обороны ночью уничтожены девять украинских беспилотных летательных аппаратов, в том числе четыре в районе населенного пункта Балаклея Харьковской области, три в районе Рубежного Луганской Народной Республики, один в районе острова Змеиный, а также один «Байрактар-ТБ2» в районе населенного пункта Архангельское Николаевской области.
Всего с начала проведения специальной военной операции уничтожены: 164 самолета, 125 вертолетов, 807 беспилотных летательных аппаратов, 302 зенитных ракетных комплекса, 2998 танков и других боевых бронированных машин, 360 установок реактивных систем залпового огня, 1455 орудий полевой артиллерии и минометов, а также 2808 единиц специальной военной автомобильной техники.
https://mil.ru/ — link
https://colonelcassad.livejournal.com/ — link
Коротко о разном:
11 мая исполняется 8 лет с момента проведения референдума в Донецкой и Луганской Народных Республиках
Тот референдум стал первым шагом на трудном пути борьбы за свободу и независимость, за право говорить на своем языке и чтить героев Великой Отечественной войны, растить детей вне нацистской идеологии, но с перспективами счастливого и мирного будущего. Восемь лет назад был сделал первый шаг на долгом пути домой. Домой в Россию.
Болгария договорилась о поставках сжиженного природного газа из США
Поставки будут осуществляться по цене ниже, чем у «Газпрома», сообщили в правительстве страны. Поставки начнутся в июне.
В конце апреля «Газпром» прекратил поставки газа в Болгарию из-за отказа страны перейти на оплату в рублях.
Интересно тут другое. Как американский газ, доставляемый за десятки тысяч километров, может быть дешевле российского?
Для детей военнослужащих, участвующих в спецоперации введены новые правила приема в ВУЗы
Президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому дети участников спецоперации на Украине смогут поступить на бюджет по специальным квотам, составляющим 10% от общего количества бюджетных мест в каждом конкретном ВУЗе. Дети раненных и погибших военнослужащих смогут поступить без вступительных испытаний (за исключением дополнительных испытаний творческой и профессиональной направленности).
Европейские стандарты пришли на Украину — цены на топливо на Украине достигли 80 гривен
Бензин в Киеве теперь продается по 80 гривен за литр — это примерно 2.5 евро.
«Хотіли в європу, а попали в ж...пу!», — комментируют происходящее украинские автовладельцы.
В Киеве еще с апреля наблюдается серьезный дефицит бензина из-за полной остановки всех НПЗ Украины. На заправках регулярно наблюдаются очереди.
Сравнимо с ударом атомной бомбы по экономике — глава МИД Венгрии назвал неприемлемым запрет нефти из России
Глава МИД Венгрии Сийярто признал, что у Евросоюза нет идей, что делать в случае запрета на российскую нефть. Его собеседники из Еврокомиссии не предложили никаких путных решений, но по-прежнему настаивают любыми путями перекрыть нефтяные поставки из России.
«Нет предложений решения, как можно было бы справиться с ударом, подобным атомной бомбе, по экономике Венгрии в случае возможного эмбарго на нефть, поступающую из России», — сказал Сийярто в опубликованном видео.
Он требует исключить из шестого пакета санкций против России запрет на нефть для Венгрии. Сийярто подчеркнул, что подобная мера приведет к удорожанию топлива примерно на 55-60%, что также отразится и на цене продовольствия. А все потому, что власти Венгрии думают о своих жителях прежде, чем стрелять себе в ногу, как США.
Ранее Будапешт уже заявлял, что никоим образом не пойдет на прекращение нефтяного сотрудничества с Россией.
Грузы из Китая в ЕС уже идут по ж/д в обход России
Транзит идет по Среднему коридору.
Европейские логистические компании переориентируют железнодорожные грузопотоки из КНР в ЕС с российского маршрута на Средний коридор. В частности, такое направление выбрали нидерландская Nunner и китайская Tiedada.
Новый маршрут преимущественно проходит по так называемому Среднему коридору: из Китая в Казахстан, через Каспийское море в Азербайджан, а затем через Грузию в Измит (Турция) и далее в Стамбул. В Стамбуле груз снова перегружают на судно и отправляют в Триест (Италия). Из адриатического портового города груз попадает в Дуйсбург (Германия).
Из Дуйсбурга совместный поезд Дуйсбург-Амстердам перевозит контейнеры с конечным пунктом назначения в Великобританию и других зарубежных направлениях.
Маршрут через Турцию получил широкое распространение после начала СВО на украине. Ведь самый популярный железнодорожный грузовой коридор между Китаем и Европой проходит через территорию РФ. Средний коридор сейчас кажется единственной жизнеспособной альтернативой для тех, кто не хочет иметь дело с РЖД. Южный коридор, проходящий через Иран и Турцию, является третьим вариантом, но поскольку Иран также подпадает под санкции США, сейчас этот маршрут не вызывает большого интереса.