Нередко бывает, что владельцы участков в дачном товариществе или кооперативе не имеют на руках никаких бумаг помимо садовой (членской) книжки. Однако этот документ подтверждает лишь их принятие в члены садоводческого объединения и никоим образом не удостоверяет права на земельный участок.
Между тем участки земли относятся к недвижимому имуществу, а следовательно, права на них должны быть надлежащим образом оформлены и зарегистрированы. Иначе при совершении сделок с участком или при переходе его по наследству могут появиться всевозможные проблемы.
С 1 марта 2015 года порядок приватизации участков в огороднических, садоводческих и дачных объединениях стал еще более простым и доступным. Однако нужно отметить, что такой порядок будет действовать лишь до конца 2020 года.
Приватизация дачного участка происходит на следующих условиях:
- Земельный надел передается в собственность члена дачного или садоводческого объединения бесплатно.
- Садоводы и дачники обладают правом на приватизацию земли независимо от даты принятия их в члены кооператива или товарищества.
- Приватизация участка возможна, если садоводческое объединение получило земельную территорию ранее 30 октября 2001 г.
Надо также отметить, что приватизации не подлежат участки, полностью изъятые из оборота или ограниченные в обороте.
Процедура приватизации садового участка: основные стадии и документы
Процесс оформления земельного надела в собственность включает несколько последовательных стадий. Первая и ключевая стадия приватизации — обращение в подразделение местной администрации, которое занимается имущественными и земельными вопросами. При этом понадобятся документы:
- заявление о предоставлении земли в собственность (форма этого документа обычно разрабатывается самим органом местного самоуправления);
- схема расположения участка относительно соседних участков (этот документ составляется самим владельцем участка и утверждается председателем кооператива);
- справка, решение, выписка из протокола собрания либо иной документ, выданный председателем дачного объединения и подтверждающий, что земельный надел принадлежит именно данному гражданину.
Орган местной администрации в срок не более 14 дней рассматривает поданные документы и принимает решение о предоставлении земли.
Следующая стадия — оформление кадастрового паспорта участка в Кадастровой палате. Для того чтоб заказать изготовление этого документа, понадобится решение о предоставлении в собственность земли, а также все те документы, которые представлялись в местный орган власти. Кроме того, понадобится справка за подписью председателя кооператива о размере участка. При этом важно отметить, что дачники и садоводы освобождены от обязанности проведения межевания и представления в Кадастровую палату межевого плана.
Итоговая стадия — регистрация права собственности в Росреестре. Для этого понадобятся кадастровый паспорт, решение о предоставлении участка и квитанция об уплате пошлины за регистрацию. В течение 10 дней на основании поданных документов будет оформлено свидетельство на право собственности.
Как приватизировать дачу в 2015—2016 годах? Какие документы необходимы для приватизации дачи?
Скачать форму декларации |
Действующий с 2006 года упрощенный порядок приватизации садовых и дачных домиков в 2015–2016 годах особых изменений не претерпел. Оформить право собственности на дачу, баню, иные постройки на садовом или дачном участке в упрощенном порядке можно будет до 1 марта 2020 года — именно до этой даты продлено действие закона о «дачной амнистии».
Рассматривая вопрос о том, как приватизировать дачу, надо отметить, что процедура оформления дачи в собственность еще более проста, чем процедура приватизации земельного надела. В частности, для регистрации права собственности на дачный дом не требуется ни составления кадастрового паспорта строения, ни обращения в муниципальный орган с заявлением о приватизации.
Для регистрации права на дачный или садовый дом его владельцу нужно лишь обратиться непосредственно в подразделение Росреестра. Там ему будет предложено заполнить 2 экземпляра декларации об объекте недвижимости (ее форма утверждена на федеральном уровне).
В декларации хозяин объекта отражает определенные сведения о нем:
- название строения (дачный дом, баня и т. д.);
- адрес местонахождения;
- площадь (замеры владелец дачи проводит самостоятельно);
- кадастровый номер земельного участка, на котором расположена дача;
- количество этажей;
- материал, из которого построены стены;
- наличие подключения к инженерно-техническим сетям.
Кроме того, при обращении в Росреестр необходимо представить:
- удостоверение личности хозяина дачи;
- квитанцию об уплате пошлины;
- правоустанавливающий документ на участок земли, на котором находится строение.
На основании данного пакета документов служба Росреестра регистрирует право собственности на дачу и выдает соответствующее свидетельство.
Источник
Документы, необходимые для получения услуги:
- Заявление физического лица о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с недвижимым имуществом
- Документ об уплате государственной пошлины
- Акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания
- Иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав
- Акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания
- Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя — физического лица действовать от его имени, если от имени заявителя — физического лица действует его представитель
- Документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя)
- Выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ
- Документы, устанавливающие или удостоверяющие право гражданина — любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок
- Свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности гражданина на здание (строение) или сооружение, расположенное на соответствующем земельном участке
Документы, предоставляемые по завершению оказания услуги:
- Государственная регистрация права собственности на земельный участок
- Прекращение государственной регистрации права собственности на земельный участок
- Отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок