Подвиг летчика, который забыли на 12 лет

0
3401

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза Михаила Девятаева, сбежавшего на немецком самолете из концлагеря. Какую память о нем удалось сохранить и как он поначалу оказался среди забытых героев.

После присвоения звания Героя Советского Союза Девятаев много общался с молодежью, ездил на встречи с другими участниками побега.

8 июля 2017 года исполняется 100 лет со дня рождения легендарного военного лётчика Михаила Девятаева, сбежавшего из плена с германского острова Узедом на угнанном немецком самолёте. В Национальном музее Татарстана к этой дате приурочили выставку о жизни и подвиге Героя Советского Союза. Личные вещи, которые передал музею человек-легенда с позывным «Мордвин», и связанные с ними истории — в материале/

Дерзкий побег

Свой подвиг пленный лётчик-истребитель Михаил Девятаев совершил 8 февраля 1945 года.


Фото: Национальный музей РТ

В плен командир звена 104-го гвардейского истребительного авиаполка попал летом 1944 года, успев до этого уничтожить 9 фашистских самолётов. В одном из боёв в его самолёт попал вражеский снаряд. Лётчика нашли без сознания. Так он попал в лагерь Заксенхаузен.

За попытку побега из лагеря его приговорили к смерти, но Девятаев чудом сумел избежать ее. Сохранившиеся лагерные документы зафиксировали: 5 декабря 1944 года Девятаев сожжён в печи. Летчика спас парикмахер, заменивший его бирку на бирку умершего артиллериста Никитенко. Под этой фамилией Михаил Петрович и попал на сверхсекретный объект Пенемюнде на острове Узедом. Это была база, где немцы проводили испытания ракет ФАУ-1 и ФАУ-2 и с которой ежедневно обстреливали ракетами Лондон. 

Девятаев и другие советские заключенные решают бежать, ведь на Узедоме был свой аэродром. Не привлекая внимания, они изучают немецкую технику, чтобы понять, как ею управлять. Спустя шесть дней они захватывают самолет и вместе с девятью пленными поднимают его в небо. Правда, сделать это удалось не с первой попытки. Вот как Девятаев описывал этот момент в своей книге «Побег из ада»:

«Машина с ревом несется к морю. Володя Соколов занял место «штурмана» в передней части кабины, Кривоногов и Кутергин — со мной рядом.

«Давите на руль!» — призываю на помощь товарищей. Кривоногов и Кутергин усердно нажали. Чувствую, что хвост самолета начинает отрываться от земли, фюзеляж приобретает горизонтальное положение. Скорость начала заметно возрастать, от чего земля покрылась сплошными линиями. Четыре удара колес о цементную дорожку. Наконец, более плавный, последний толчок — отрыв от земли. Самолет в воздухе! Какие радость и волнения охватили наши сердца! Я был на седьмом небе. Земля уходила вниз. Мелькнул обрывистый берег и остался позади. Плавно работали моторы, унося нас из ужаснейшего ада, с вражеской земли, пропитанной кровью и слезами миллионов людей».

В погоню за ним отправляется немецкий самолет, но Девятаеву удается оторваться (в 2002 году он встретится с летчиком, пытавшимся сбить его). Он направляет Heinkel к солнцу, чтобы их не смогли достать немецкие зенитки. К счастью, им удается достичь границы с СССР.

Лётчик не просто спас свою жизнь, а доставил на родину координаты ракет ФАУ, которые вскоре уничтожили советские войска.

По мнению же заведующего Музеем-мемориалом ВОВ Михаила Черепанова,  «Мордвин» стал важнейшим звеном в скрупулезно проведенной стратегической операции советской разведки по ликвидации оружия массового поражения – «грязной урановой бомбы», создаваемой фашистами.

В экспозиции Нацмузея РТ представлены вещи, фотографии и документы, отражающие вехи судьбы Михаила Девятаева.

Фотографии из личного архива Девятаева. Фото: АиФ/Александра Дорфман

Сам он в 1960 году, уже будучи признанным Героем, умудрился уместить этапы своей жизни в несколько страниц. Написанную от руки автобиографию на время выставки доставили из Музея истории казанского речпорта. В ней кратко о каждой ступени — учёбе в казанском речном техникуме, где он до войны освоил профессию судоводителя, курсах в казанском аэроклубе, поступлении в Оренбургское лётное училище, мобилизации на военную службу.

Уже будучи лётчиком, в первые годы войны Михаил Девятаев несколько раз приезжал в Казань. Один раз его отпустили после ранения, а потом он прилетал сюда за новыми самолётами.

Фото: Национальный музей РТ

Много позднее он сам передал в Нацмузей РТ свой лётный шлем и ремень с портупеей, которые носил в начале войны, а также свои унты, какие лётчики имели и после 1945 года.

О том, что он пережил в плену, рассказывает книга Девятаева «Побег из ада», прижизненное издание которой можно увидеть в экспозиции музея. В качестве иллюстраций представлены открытки с фотографиями, сделанными в лагере Заксенхаузен в том самом роковом 1944 году, когда лётчик попал туда.

Рядом в витрине — оригинал снимка угнанного с Узедома самолёта с героями побега на борту. Видно, что самолёт приземлился на брюхо и повреждён. Есть и копия снимка ракеты ФАУ-2, разработке которой помешали участники дерзкого побега.

Участники дерзкого побега на угнаном Heinkel. Фото: из архива Национального музея РТ

Вечное признание

В коллекции Нацмузея и первые послевоенные фото из семейного альбома. На одном из них, датированном 1948 годом, он с женой и маленьким сыном, на другом, сделанном позднее, — семья уже в полном составе — два сына и дочь. Они разделили с ним невзгоды, безработицу и гонения, которые продолжались до 1957 года. 

А сначала Михаил Петрович, как бывший военнопленный, не мог устроиться на работу. Поскольку в его роду у всех мужчин были «золотые» руки, он стал класть печи. Его супруга рассказывала, что лишь однажды увидела слёзы мужа – когда ему дали работу. В речном порту у дежурного по вокзалу обнаружили туберкулез лёгких в открытой форме. Все отказались работать с ним в паре. И тут вспомнили о безработном помощнике капитана — он пошёл работать, не раздумывая.

Михаил Девятаев с женой и старшим сыном.

Михаил Девятаев с женой и старшим сыном. Фото: Национальный музей РТ

Звание Героя Советского Союза Михаилу Девятаеву присвоили только через 12 лет после войны. В 1957 году генсек Никита Хрущёв поручил найти незаслуженно забытых героев Великой Отечественной войны. Журналист «Красной Татарии» Ян Виннецкий, сам бывший летчик, узнал в военкомате о Девятаеве. Однако очерк в республике печатать побоялись, и тогда журналист отправил его в «Литературную газету». На следующий день Девятаев проснулся знаменитым.

В эскпозиции Национального музея можно увидеть свидетельства подвига Девятаева — письмо очевидца побега, открытки от незнакомых людей, которые восхищались им. Сохранились фотографии со встреч участников побега — в Москве и на Узедоме.

Шлем Девятаева. Фото: АиФ/Александра Дорфман

В мордовском селе Торбеево открыли музей, рассказывающий о детских годах и семье Героя. Пока были силы, Михаил Петрович ездил с выступлениями по музеям, домам культуры, вёл экскурсии в речпорту для школьников. Рассказывал увлечённо и эмоционально – это также видно по выставочным фото.

Из личных вещей на выставке также можно увидеть наручные часы и две фуражки Михаила Девятаева. «В музейной коллекции — более 200 предметов, связанных с личностью легендарного лётчика, — рассказала «АиФ-Казань» старший научный сотрудник Нацмузея РТ Вера Иванова. — Это и книги с дарственными надписями, и подарки, и письма, и фотографии, и памятные медали, и почётные грамоты. В экспозиции музея-мемориала Великой Отечественной войны выставлен планшет лётчика. А к выставке его дети подарили музею кожаную куртку отца. Она очень похожа на те, что носили лётчики, но сам Михаил Петрович, судя по фотографиям, ходил в ней уже после войны. Также сын и дочь Девятаева передали в дар музею несколько книг, среди которых и переизданный том «Побег из ада», дополненный воспоминаниями современников».

Прогулочное судно носит имя Героя. Фото: АиФ/Артем Дергунов

Как Девятаев обрёл вторые крылья

В казанском речпорту Девятаев работал до 1974 года. Накануне юбилея ветераны флота поделились воспоминаниями о капитане. Благодаря упорству и труду в 1948 году Девятаев стал помощником капитана на баркасе, а в 1952 году капитаном. И это при регулярных вызовах в органы госбезопасности, проверках, недоверии.

Лётчик стал первым капитаном скоростных судов «Ракета» и «Метеор».

«Я был молодым судоводителем, когда познакомился с Михаилом Девятаевым, — рассказал председатель совета ветеранов «Татфлота» Александр Власенко. — В конце 1960-х — начале 1970-х он был капитаном скоростного судна «Ракета-118». А затем стал капитаном-наставником и воспитал целый отряд капитанов. Его «Ракета» ходила до Васильсурска (Нижегородская обл.). Жители прибрежных сёл, где она останавливалась, знали, что управляет ею Герой Советского Союза. В знак уважения к капитану, на судне у которого всегда сияла чистота, они снимали обувь при входе».

Сын Девятаева Александр — второй слева. Фото: АиФ/Артем Дергунов

Капитан Девятаев был скромным и очень ответственным. Председатель совета ветеранов РТ Хабир Иштиряков вспоминает, как однажды пошёл ливень, а Михаилу Петровичу нужно было идти на встречу со школьниками. Достаточно было переждать 10 минут, и дождь бы утих. Но Девятаев не мог опоздать, он нашёл большой мешок, разрезал, накинул на голову и побежал в школу. В этом был весь Петрович, как называли его коллеги в речпорту.

«Отцу много раз невероятно везло в жизни, — говорит сын легендарного лётчика Александр Девятаев. — В то, что он совершил, до сих пор не верится. А всё ради мечты – летать. Волей судьбы он попрощался с самолётами, но всё-таки нашёл вторые крылья, а точнее, суда на подводных крыльях».Теперь сын Героя мечтает, чтобы в речпорту, откуда начинается ул. Девятаева, появился памятник знаменитому лётчику. Правда, денег на осуществление этой мечты пока нет.

Председатель общественной организации «Герои Татарстана» Ильдус Мостюков рассказал, что он ходатайствовал в миндортранс РФ о присвоении имени Михаила Девятаева одному из воздушных, а также водных судов Казани. Пока же имя Героя носит прогулочное судно.

http://www.kazan.aif.ru/society/persona/pozyvnoy_mordvin_pochemu_passazhiry_snimali_obuv_na_sudne_devyataeva — link

Как боец выстоял против колонны врага и угнал немецкий танк

Танкист Семен Коновалов несколько раз был на волосок от смерти. На одном танке он сумел подбить 19 машин противника, угнать немецкий танк и вернуться к своим. Историю удивительного подвига в день рождения Героя.

История Семена Коновалова достойна экранизации.
 
 

О подвиге танкиста Семёна Коновалова не ходит легенд, а ведь его история напоминает остросюжетную военную драму. Один советский танк целый день отбивается от вражеской колонны. Неделю экипаж считают погибшим, но три танкиста возвращаются на передовую, не просто выжив — еще и угнав немецкий танк. Разве в такое можно поверить?

15 февраля 2017 года Герою Советского Союза Семёну Коновалову исполнилось бы 96 лет. О его подвиге «АиФ-Казань» рассказала дочь танкиста Ирина Бродская.

Одиночная крепость

В наградном листе танкиста до сих пор можно прочесть скорбную фразу: «достоин посмертного присвоения звания «Герой Советского Союза». Но «Золотую Звезду» Семёну Коновалову все-таки вручили еще при жизни, несмотря на то, что командир батальона в июле 1942 года отправил экипаж тяжёлого танка «КВ» на верную смерть.

Семён Коновалов до войны

Семён Коновалов до войны. Фото: Фото из семейного архива

Тот бой 13 июля 1942 года вошел в историю. 21-летнему командиру Коновалову и его экипажу предстояло отвлечь на себя внимание подходившей вражеской колонны, чтобы наши танки могли продвинуться дальше от села Нижнее-Митятинское в Ростовской области. Жертва была вынужденной – у «КВ» сломалась система подачи топлива, и он встал на ремонт. С командиром оставалось еще шестеро членов экипажа.

Положение выбрали выгодное – машину укрыли в лощине, так, что её не было видно. Но просто переждать, подпустив врага к деревне, было нельзя. Чтобы завлечь противника, танкисты выпустили в воздух красную ракету – сигнал, которого враг ждал от своих разведчиков.

Когда колонна подошла ближе, «КВ» ударил по ней прямой наводкой. Горящий головной танк заставил колонну ретироваться, но вскоре к лощине один за другим вышли еще 75 (!) машин. Фашисты были уверены, что в овраге прячутся несколько советских танков, но там был лишь один «КВ» Коновалова, который починили аккурат к началу боя.

Семён Коновалов в годы Великой Отечественной войны

Семён Коновалов в годы Великой Отечественной войны. Фото: Фото из семейного архива

Это было танго над пропастью. Командир подпускал вражескую колонну на 500 метров, метко стрелял и менял позицию, «танцуя» из одного укрытия в другое. Так он подбил ещё четыре вражеских танка. Три раза один «КВ» заставлял отступать целую колонну. Вторая, третья атака – и каждый раз враг терял технику. На руку экипажу Коновалова сыграло то, что к нему было не подобраться – кругом топи да овраги. Танкисты отбивались до последнего снаряда – от рассвета до сумерек, подбив 19 танков, две бронемашины и шесть мотоциклов с автоматчиками. Только после этого фашисты с 75 метров взорвали эту одиночную крепость.

«На утро командир танкового батальона прислал на место боя разведгруппу, которая обнаружила груды искорёженного металла, — рассказывает Ирина Бродская. – О подвиге доложили в штаб, уточнив, что экипаж танка погиб, и отцу присвоили звание Героя посмертно...».

Три танкиста

Один Бог знает, как Семёну удалось выжить. Но встречать трудности лицом к лицу ему было не впервой. Деревенский паренёк из села Ямбулатово (ныне Верхнеуслонский район Татарстана) ещё в младенчестве потерял отца. Уже в восьмом классе Сеня помогал матери содержать семью – устроился на почту, развозил письма и газеты по деревням. После школы, чтобы поступить в Саратовское бронетанковое училище, приписал себе год. До сих пор во многих источниках указано, что Коновалов родился в 1920 году вместо 1921-го. Войну он встретил на литовской погранзаставе. Даже не успел испугаться — немецкий снаряд пробил стену казармы прямо над койкой Семёна.

Семён Коновалов (в центре) после войны в окружении близких родственников из деревни Ямбулатово

Семён Коновалов (в центре) после войны в окружении близких родственников из деревни Ямбулатово. Фото: Фото из семейного архива

Его учили воевать, но был ли он готов к бою? Сам танкист писал: «…до начала Великой Отечественной войны мы свою армию перевооружить новыми современными танками не сумели… Во-вторых, не сумели вооружить нашу армию автоматическим оружием. В-третьих, со старой границы снялись, а новые границы укрепить не успели. Оборонительные работы были выполнены лишь на 10-15%. В превосходстве над нашей авиацией действовала немецкая».

Семён Коновалов в послевоенные годы.

Семён Коновалов в послевоенные годы. Фото: Фото из семейного архива

С первых дней войны он привык идти в атаку, несмотря на очевидное превосходство противника. «На нашем участке против наших 17 танков немцы бросали по 50 танков с поддержкой артиллерии… Несмотря на то что мы в составе танковой роты уничтожали до 26 танков противника, но и свои потери – по 6, по 9 танков — мы несли», — писал он.

В Эстонии командира Коновалова настиг первое за войну ранение — осколок. Пока доставляли в госпиталь по воде, судно с ранеными атаковала вражеская подлодка. Коновалов чудом спасся на случайном сторожевом катере. За войну он трижды лежал в госпиталях с осколочными ранениями. Один из осколков попал в голову, оставив шрам на переносице. И всё же каждый раз Семён выживал.

Выжил он и в том неравном бою в ростовских оврагах. Помимо Коновалова из горящего танка через нижний люк спаслись лишь двое – техник-лейтенант Серебряков и наводчик орудия Дементьев. Ещё неделю они пробирались к линии фронта через немецкий тыл.

 

Семён Коновалов (стоит слева) с женой Надеждой (сидит слева), у которой на руках маленькая дочь Ирина. Житомир, 1954 год

Семён Коновалов (стоит слева) с женой Надеждой (сидит слева), у которой на руках маленькая дочь Ирина. Житомир, 1954 год. Фото: Фото из семейного архива

«Слышали где-то канонаду, так и ориентировались, — говорит Ирина Бродская. – Папа рассказывал, что шли ночами, перебиваясь подножным кормом, пока не заметили у реки одинокий немецкий танк. Когда часовые отвлеклись, танкисты атаковали, захватили машину, а для конспирации надели вражескую форму поверх своей.

Одна из последних фотографий Семёна Коновалова в военной форме.

Одна из последних фотографий Семёна Коновалова в военной форме. Фото: Фото из семейного архива

На угнанной немецкой машине (вероятно, это был PzKpfw III или IV) ночью три танкиста незаметно пристроились в хвост вражеской автоколонне и вскоре открыли огонь, давили машины и так вырвались на передовую. Смельчаки попали под двусторонний обстрел – снаряды летели и с нашего, и с вражеского фланга. Досталось им, конечно, изрядно. Попробуй, докажи, что ты свой, когда сам на немецком танке, да ещё и в фашистской форме!»

Есть сведения, что на угнанном немецком танке Коновалов воевал еще некоторое время. Награду Герой получил в марте 1943 года и поспешил взять отпуск, чтобы поделиться радостью с матерью.

Но дома его не ждали.

Когда ночью танкист постучал в окно родительского дома, мать залилась слезами: «Уходите! Мой Семён погиб, вот похоронка…» Пару дней радости и снова проводы на фронт.

Коновалов прошёл Сталинград, Курскую дугу, окончил войну в Германии командиром танкового батальона.

Семён Коновалов с единственным внуком Юрой. Конец 1980-х.

Семён Коновалов с единственным внуком Юрой. Конец 1980-х. Фото: Фото из семейного архива

Последний поклон

Семён Васильевич нечасто вспоминал о войне, хотя продолжил службу и после Победы. В Казань майор запаса переехал с семьёй в конце 1950-х. Преподавал в танковом училище, работал на железной дороге, в ГАИ, инженером на заводе ЭВМ.

Трудоголик и аккуратист, он не давал супруге Надежде Яковлевне с дочкой даже грядки в саду разбивать. Натягивал верёвку и по ней вымерял, чтобы делянки шли ровно. Дисциплину домашним тоже устроил военную. Поблажек не признавал. Как персональный пенсионер всесоюзного значения мог бы по талонам получить хорошую мебель, претендовать на расширение жилплощади, но на все уговоры домашних жёстко отвечал: «Я не для этого воевал!»

А для чего же? Ирина Семёновна раскладывает газетные вырезки со статьями о подвиге отца, достаёт семейный фотоальбом. На фото молодой подтянутый военный. На обороте снимка надпись: «Наде от Сени К. Когда тебе будет тяжело, вспоминайте меня! Я никогда не падал духом, защищал я Родину свою за тех, кто так искренно любит мать-Отчизну».

Герои Советского Союза у памятника Мусе Джалилю.

Герои Советского Союза у памятника Мусе Джалилю. Фото: Фото из семейного архива

А чем отплатили ему за героизм? Для него даже не нашлось места на Аллее героев на Арском кладбище. Можно было, говорит Ирина Семёновна, конечно, найти за взятку, но гроб пришлось бы внести ночью через щель в заборе. А как же почётный караул, прощальные выстрелы?

Похоронили Героя в казанском поселке Дербышки. Именем Коновалова назвали одну из улиц в родной деревне и лишь недавно — в казанском посёлке Царицыно. В память о его подвиге рядом с местом боя установили танк на постаменте, на месте родной избы в Ямбулатово — раскидистая черёмуха да несколько берёз у дома №15 на улице Кирпичникова в Казани, где раньше жила семья. Эти берёзки Семён Васильевич высадил ещё в 1960-х. Когда он умер, они гнулись к самому балкону, будто отдавали танкисту последний поклон.

Кстати

Осенью 2014 года в мировой прокат вышла американская военная драма «Ярость», сюжет которой схож с историей Семёна Коновалова.

В фильме экипаж танка Sherman также попадает в засаду и вынужденно встает на ремонт машины, когда навстречу им движется немецкая колонна. Экипаж вступает в неравный бой и наносит значительный урон колонне противника, но в итоге в живых остается только один солдат.

Главные роли в фильме исполнили Брэд Питт и Шайа Лабаф. К слову, один из операторов ленты — россиянин Роман Васьянов.

После выхода картины специализированные издания начали публиковать историю Семёна Коновалова. Знали ли о ней создатели американской драмы, неизвестно.
 


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here