22 мая 1968 года в Тихом океане погибла американская АПЛ “Скорпион”. Причина гибели “Скорпиона” до сих пор остается тайной для семей и друзей членов его команды.
Спущенный на воду в 1959 году, “Скорпион” был предназначен в первую очередь для противолодочной борьбы с советскими подводными ракетными крейсерами. На нем также располагалась специальная группа русскоязычных лингвистов, занимавшихся прослушиванием радиопередач советских кораблей и других военных единиц.
Последнее задание началось 17 мая 1968 года. Под командованием командора Фрэнсиса Слаттери, “Скорпион” только что завершил трехмесячное плавание в Средиземном море в составе американского 6-го флота и возвращался в Норфолк, когда поступил шифрованный приказ. Вице-адмирал Арнольд Шад, командующий Атлантическими подводными Силами в Норфолке, передал новое задание для “Скорпион”.
Субмарине следовало полным ходом идти к Канарским островам, расположенных на расстоянии 1500 миль от восточного побережья Африки, для наблюдения за соединением советских кораблей, маневрирующих в восточной Атлантике юго-западней цепочки островов.
Субмарина затонула через пять дней. Спустя более чем пять месяцев, остатки потерпевшего крушение “Скорпион” были обнаружены на океанском дне в Атлантике, на глубине около двух миль. Все 99 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.
Пресс-секретарь коммандор Фрэнк Торп ( Cmdr. Frank Thorp ) во вторник обнародовал позицию ВМС США : АПЛ “Скорпион” затонула в результате аварии при возвращении в порт приписки – Норфолк. ” В то время как точная причина гибели субмарины остается невыясненой, не имеется никаких оснований для выдвижения версии о том, что субмарина затонула после атаки или столкновения с советским кораблем или подводной лодкой “, заявил Торп.
Но фактически, “Скорпион” во время гибели был в центре сети высоко – технологического наблюдения, шла “холодная война”, и не исключалось военное столкновение, которое, предположительно, закончилось соглашением между Соединенными Штатами и Советским Союзом, имевшим целью скрыть истинную картину происшедшего. Изучение сотен документов и интервью со множеством очевидцев событий и военнослужащих позволяет предположить сценарий, который драматично отличается от официальной версии ВМС:
- “Скорпион” не совершал обычный рутинный выход в Атлантику, а был направлен для выполнения сверхсекретного задания, заключавшегося в слежении за соединением советских кораблей, включавшее атомную подводную лодку.
- хотя в официальном заключении ВМС говорилось о технической аварии, известно,что существовало более раннее заключение комиссии из старших должностных лиц флота о том, что “Скорпион” был потоплен торпедой. Комиссия заключила, что это была одна из собственных неисправных торпед “Скорпион”. Эксперты все еще не пришли к соглашению относительно того, могла ли это быть советская торпеда.
- Предполагалось, что операция “Скорпион” содержится в секрете, однако Джон Уолкер, наиболее известный агент советской разведки в ВМС США, передал советской стороне коды, необходимые для того, чтобы проследить действия американской субмарины до самого момента гибели. Советские моряки имели возможность контролировать радиообмен со “Скорпион”, включая шифрованные сообщения, посылаемые в ходе выполнения разведывательного задания
Немногие посвященные в истину советские адмиралы вступили в контакт с высшими должностными лицами ВМС США, после чего Соединенные Штаты и Советский Союз пришли к договоренности никогда не раскрывать детали гибели “Скорпион” и советской ракетной подводной лодки K-129, затонувшей в Tихом океане двумя месяцами ранее. Обнародование всех фактов, как они посчитали, могло бы серьезно осложнить американо-советские отношения. Адмирал, бывший старшим адмиралом в Пентагоне во время гибели “Скорпион”, заявил в недавнем интервью, что ЦРУ выражало опасения, что субмарина, возможно, подвергалась опасности, что основывалось на перехвате радиообмена Советскоких военно-морских кораблей в Атлантике. ” Имелся некоторый анализ связи ….свидетельствующий, что “Скорпион” был обнаружен советским соединением, они искали субмарину, и очевидно они напали на ее след… ” заявил отставной вице-адмирал Филипп Бешани ( Vice Adm. Philip Beshany ). ” Имелись некоторые предположения, что они не только проследили за субмариной, но и атаковали ее. “
Бешани в то время был штабным офицером, отвечавшим за программы подводной войны и имел доступ к наиболее секретным разведывательным данным. Однако, в своих воспоминания Бешани отметил, что разведка так никогда и не получила данных, подтверждающих нападение. Имеется свидетельство, которое косвенно поддерживает утверждение Бешани, что американское разведывательное сообщество рассматривало возможность конфронтации между “Скорпион” и Советскими военными кораблями. Командование ВМС организовало тайные поиски субмарины уже через 24 часа после ее гибели, заявили корреспонденту “Пост- Интеллидженсер” некоторые из вышедших в отставку адмиралов. Поиск был настолько засекречен, что остальные подразделения ВМС, и даже Морская Следственная комиссия, которая исследовала аварию позже, в 1968 году, не были извещены относительно этого. Друзья и родственники команды “Скорпион” вообще ни о чем не знали; они все еще предполагали, что субмарина возвращается в базу…
Самый большой секрет, однако, принадлежал Советской стороне.
Никто в ВМС США – включая высших офицеров, пославших “Скорпион” на разведывательное задание – не знал в то время, насколько глубоко советская разведка проникла в секреты США. Коды подводной связи, благодаря варрэнт-офицеру флота Уолкеру ( Warrant Officer Walker ), с которым связан самый громкий шпионский скандал в истории ВМССША, возможно сыграли свою роль в трагедии “Скорпион”. Торп отказался комментировать возможную связь между Уолкером и аварией “Скорпион”.
Комиссия описала советское присутствие как неопределенные гидроакустические исследования, выполняемые двумя научно-исследовательскими судами и судном-спасателем подводных лодок в составе группы других кораблей. Выводы подразумевали, что советское соединение скорее проводило изучение звуковых эффектов в океанской среде, чем выполняло военное задание. Однако Бешани, руководивший в то время подводной войной, заявил в своем недавнем интервью, что должностные лица Пентагона были осведомлены о том, что Советы отрабатывали способы поддержания высокой автономности военных кораблей и субмарин в условиях осутствия доступа к иностранным морским портам.
Представители ВМС заявили еще в 1968 году, что вице-адмирал Шад 20 мая передал сообщение командиру “Скорпион”, которое указывало курс и скорость хода для возвращения субмарины на базу сразу же после окончания выполнения задания.Также в 1968 году должностные лица ВМС сообщили, что только после 03.00 утра 22 мая – в день гибели “Скорпион” – командор Слаттери передал Шаду ответное сообщение о том, что “Скорпион” прибудет в Норфолк 27 мая в 01.00 пополудни. Позже, в том же 1968 году, после того, как стало известно, что субмарина находилась на выполнении ” задания высшей классификации ” прежде, чем погибла, должностные лица ВМС сообщили, что Слаттери доложил об окончании задания и возвращении домой. Текстам обоих сообщений был присвоен гриф “совершенно секретно”. Но было ли задание “Скорпион” закончено в действительности ?
Один из офицеров ВМС занимает ключевое положение в противоречии официальному заявлению ВМС, сделанному в 1968 году о том, что субмарина не находилась в непосредственном контакте с советскими кораблями в момент гибели. Лейтенант Джон Роджерс ( Lt. John Rogers ), офицер связи из штаб-квартиры подводных сил в Атлантике, служивший в Норфолке в 1968, был дежурным офицером в ту ночь, когда было получено сообщение Слаттери.
Роджерс в 1986 году дал интервью журналисту Питу Эрли, в котором заявил, что сообщение Слаттери фактически содержало скорее рапорт о том, что за “Скорпион” начинают слежение советские корабли, чем сообщение о завершении задания.
Роджерс умер в 1995 году, но его вдова, Бернис Роджерс, подтвердила в недавнем интервью, что ее муж сообщил ей о том, что “Скорпион” исчез при фактическом выполнении задания по слежению за советским соединением.” Мой муж был дежурным офицером в Центре связи подводных сил в ту ночь, когда пришло сообщение от Слаттери ” – рассказала Бернис Роджерс – ” Он знал то, что происходило. Мы говорили относительно этого с тех пор. “
Известно только то, что через пятнадцать часов после отправки заключительного сообщения, “Скорпион” взорвался в 06:44 пополудни и затонул на глубине свыше 2 миль приблизительно в 400 милях к юго-западу от Азорских островов. Что произошло со “Скорпион”? В течении почти трех десятилетий командование ВМС продолжало заявлять, что не представляется возможным идентифицировать “некоторые причины” потери “Скорпион” и отказывалось опубликовать заключение Следственной комиссии, ссылаясь на напряженность “холодной войны”. Комиссия в составе семи высокопоставленных военно-морских чиновников проводила слушания в течение лета и до конца осени 1968 года и в январе 1969 года завершило отчет, который сохранялся секретным в течение 24 лет.
В начале 1993 года ВМС рассекретили большинство заключений комиссии. Возглавлявший комиссию вице-адмирал Бернард Остин ( Vice Adm. Bernard Austin ) заключил, что наиболее убедительными и вероятными являются доказательства, указывающие на неисправность торпеды “Скорпион”, которая совершила циркуляцию и взорвалась рядом с корпусом субмарины. Заключение комиссии основано частично на показаниях, указывающих на схожий случай, имевший место со “Скорпион” в 1967 году с невооруженной учебной торпедой, которая внезапно запустилась и была должна быть выброшена за борт.
В качестве доказательств были рассмотрены фотографии места крушения, аудиозаписи катастрофы, а также детально изученные бумажные документы, включая документы и отчеты, отправленные с борта “Скорпион” почтой в течение первоначальной части операции в Средиземном море. В заключительном отчете из 1354 страниц, Следственная комиссия отклонила две альтернативных версии гибели “Скорпион” – утверждение вице-адмирала Шада и его сотрудников о том, что неустановленная техническая авария вызвала цепочку событий, приведших к массовому поступлению воды внутрь субмарины, и версию о том, что гибель “Скорпион” вызвана взрывом на борту субмарины. Комиссия также сделала заключение, что исключается возможность гибели “Скорпион” в результате действий противника.
В 1970 году другая комиссия ВМС завершила другой секретный отчет, который отрицал заключение Следственной комиссии. Вместо версии о случайном взрыве торпеды, новая группа предположила, что механическая авария вызвала неустранимое поступление воды. Этот отчет приводил большую часть доказательств и предположение о внутреннем взрыве аккумуляторной батареи, приведшем к поступлению воды внутрь прочного корпуса и затоплению субмарины. Однако, два старших офицера ВМС, принимавших участие в первоначальном расследовании катастрофы “Скорпион” летом 1968 года, сообщили “Пост-Интеллидженсер”, что заключение Следственной комиссии о случайном ударе торпеды остается наиболее реалистичной реконструкцией, что подтверждается имеющимися акустическими записями момента аварии.
Записи , полученные на трех расположенных в Атлантике гидроакустических станциях – одна на Канарских островах и две поблизости от Ньюфауленда – зафиксировали одиночный резкий звук ( шум ), затем после 91 секунды тишины, последовал ряд быстро чередующихся звуков, соответствующих звуку разрушения отсеков корпуса и цистерн субмарины от давления воды. Джон Крейвен ( John Craven ), бывший в то время в ВМФ главным гражданским специалистом и экспертом по подводным технологиям, который руководил командой, обнаружившей обломки “Скорпион”, сказал, что данные акустики практически подтверждают, что взрыв ( одной из ) торпед (а не разрушение корпуса из-за проникновения воды) потопил “Скорпион”, убив в нем 99 человек. “Как только корпус начинает сдавливаться, остальные отсеки также сразу следуют за ним, резко сжимаясь,” – сказал Крейвен. “Никоим образом нельзя добиться того, чтобы корпус смялся, а затем наступила 91 секунда тишины, в ходе которой остальные части корпуса решают, а не попробовать им удержаться вместе.”
Отставной адмирал Бернард Клэри ( Adm. Bernard Clarey ), бывший в 1968 командующим подводными силами ВМС, также отклонил версию взрыва аккумуляторной батареи. Такая авария не могла бы сгенерировать выделяющуюся и акустическую энергию, зафиксированную на записях гидроакустических станций, заявил он корреспонденту “Пост – Интеллидженсер”. И Крейвен и Клэри сказали в интервью, что доказательство поддерживает теорию о том, что одна из собственных торпед “Скорпион” взорвалась внутри корпуса.
В то время как среди американских подводников все эти годы ходили слухи о том, что “Скорпион” был подкараулен и потоплен советской подлодкой, никаких доказательств преднамеренного нападения не появилось. В заключении ВМС, сделанном после исследований в 1968 году говорится о том, что не имеется никаких доказательств каких-либо приготовлений СССР к военным действиям или кризисной ситуации, как могло ожидаться в случае предумышленного нападения на “Скорпион”. Отчет Следственной комиссии умалчивал о том, могла ли субмарина затонуть после случайного столкновения. В то же время Торп, пресс-секретарь ВМС, заявил, что комиссией установлено, что “Скорпион” был на удалении 200 миль от советских кораблей в то время, когда произошла катастрофа.
Гибель “Скорпион” до сих пор остается тайной для семей и друзей членов его команды.
Последние секунды “Скорпион” ( основано на гидроаккустической записи катастрофы “Скорпион”, сделанной станцией СОСУС на Канарских Островах. Источник: Дополнительная запись слушаний Следственной комиссии главнокомандующего Атлантическим флотом ВМС США )
18:59:35 – 1. Взрыв боеголовки торпеды с левого борта в середине субмарины вызывает стремительное затопление центрального поста и других отсеков в средней части подводной лодки. 2. Вода через переходной туннель поступает в реакторный и машинный отсеки.
19:01:06 – 3. Разрушилась переборка торпедного отсека, вызвав стремительное затопление.
19:01:10 – 4. Кормовая переборка машинного отсека разрушается , 85-футовая кормовая секция субмарины последовательно разрушается в направлении отсека дополнительных механизмов и реакторного отсека.
АМЕРИКАНСКИЙ ЖУРНАЛИСТ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО СУБМАРИНА ВМС США БЫЛА УНИЧТОЖЕНА СОВЕТСКОЙ ПОДЛОДКОЙ.
(Статья в газете “Взгляд” 2012 года)
25-летнее расследование американского военного журналиста Эда Оффли, в ходе которого он пришел к выводу, что атомная субмарина ВМС США «Скорпион» была уничтожена советской подлодкой, вызвало скандал в США. Как утверждает публицист, это была «месть» советских подводников за гибель дизель-электрической подлодки К-129. После чего правительства СССР и США договорились сохранить тайну гибели обоих лодок, списав это на аварии.
В США прошла громкая презентация книги-расследования Scorpion Down военного журналиста Эда Оффли, который 25 лет исследовал катастрофу американской атомной субмарины USS Scorpion (SSN-589).
«Гибель «Скорпиона» была актом возмездия со стороны Советов, так как они считали, что ВМС США несли ответственность за потерю К-129 в марте 1968 года», – пишет Оффли. По его мнению, СССР (а теперь – Россия) и США уже более 40 лет скрывают этот факт, опасаясь осложнения двусторонних отношений.
История гибели «Скорпиона» в официальном изложении звучит так. В мае 1968 года команда субмарины, возвращаясь с боевого дежурства в Средиземном море на базу в Норфолке (штат Виргиния), получила новое задание – следовать на Канарские острова, где «в поле зрения разведки ВМС попало загадочное соединение советских кораблей».
Субмарина затонула через пять дней. Спустя более чем пять месяцев остатки потерпевшего крушение «Скорпиона» были обнаружены на глубине 3047 метров в Атлантике с помощью глубоководного аппарата Triest II. Все 99 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.
Была создана авторитетная комиссия по расследованию причин трагедии подлодки, которая в 1968 году закончила работу и констатировала, что лодка превысила предельную глубину погружения и затонула «по неизвестной причине». Однако такой вердикт не устроил ни родственников погибших моряков, ни общественность.
Были выдвинуты десятки версий, вот наиболее популярные из них: корабль мог столкнуться с советской субмариной или же погиб от взрыва собственной торпеды. По неустановленным причинам одна из находящихся в торпедном аппарате торпед пришла в боевое состояние. Командир приказал выстрелить ее за борт, но торпеда легла в циркуляцию вокруг субмарины и самонавелась на нее. В результате произошел взрыв, разрушивший прочный корпус лодки.
Пресс-секретарь ВМФ США командор Фрэнк Торп тогда заявил, что АПЛ Scorpion затонула в результате аварии при возвращении в порт приписки Норфолк. «В то время как точная причина гибели субмарины остается невыясненной, не имеется никаких оснований для выдвижения версии о том, что субмарина затонула после атаки или столкновения с советским кораблем или подводной лодкой», – заявил Торп.
С тех пор советские и американские высшие военные чины версию столкновения с советскими кораблями категорически отрицают и дружно утверждают, что в радиусе 400 км в районе гибели «Скорпиона» советских атомоходов не было.
Версия о взрыве торпеды позже подтвердилась, когда было проведено повторное обследование остатков АПЛ. Видеокамера «Триеста» запечатлела люки торпедных аппаратов, вырванных наружу мощным взрывом. То есть получилось так, что торпеда сработала внутри АПЛ (как в случае с гибелью российской АПЛ К-149 «Курск»).
Тем не менее в среду на представлении своей книги в пригороде Вашингтона Фэйрфаксе журналист Эд Оффли заявил: «22 мая 1968 года имела место очень короткая и очень тайная схватка между нашими и советскими подводными силами».
«Возможно, что конфронтация между «Скорпионом» и советской подводной лодкой класса «Эхо-2» могла вспыхнуть как изолированная стычка местного значения, которая вышла из-под контроля», – пишет Оффли. Он подчеркивает, что «в любом случае, после того как «Скорпион» оказался на дне Атлантического океана, обе стороны достигли беспрецедентного соглашения похоронить правду и о К-129, и о «Скорпионе».
Кстати, сам журналист считает, что США не были причастны к гибели К-129 (за которую, якобы, советские подводники и «отомстили» американцам), но «многие аспекты инцидента с К-129 остаются спорными из-за сохраняющейся секретности с обеих сторон».
Согласно одной из версий, ракетная дизельная подлодка К-129, поднятая позднее на поверхность американцами в результате секретной операции, затонула после столкновения с американской субмариной USS Swordfish (SSN-579) 8 марта 1968 года во время боевого дежурства в Тихом океане (то есть за три месяца до того, как затонула субмарина «Скорпион»).
Тогда погибли 97 советских моряков, тела которых с воинскими почестями были похоронены американцами. Документы и личные вещи погибших вместе с видеозаписью церемонии погребения власти США октябре 1992 года передали Борису Ельцину.
Отвечая на вопросы на презентации своей книги, Оффли рассказал, что никто из представителей Пентагона или ВМС США пока официально не отреагировал на выход новой книги, но, как сообщает РИА «Новости», он уже получил «десяток посланий» от американских ветеранов-подводников, которые сообщили ему, что для них настоящие причины гибели «Скорпиона» не были тайной.
Между тем несколько ветеранов российского подводного флота, которых опросил журналист газеты ВЗГЛЯД, дали практически одинаковые комментарии к «версии Оффли», сводящиеся к двум пунктам: «Автор – конспиролог, желающий «срубить капусты» на давних трагедиях. О причинах гибели советской и американской субмарин можно говорить лишь предположительно».
http://ship.bsu.by/ship/100964#100964 — link