Госдеп заявил о попытках «российских наемников» атаковать позиции США в Сирии. Об этом говорится в письменных показаниях помощника госсекретаря США Уэсса Митчелла международному комитету Палаты представителей Конгресса США.
«Российское безрассудное вмешательство в Сирии и поддержка режима президента Сирии Башара Асада увеличили риск конфронтации с Западом. Недавняя неудачная атака российских наемников на силы США в Сирии была одним из отрезвляющих примеров такого поведения», — заявил Митчелл.
Когда конкретно была осуществлена предполагаемая попытка атаки, представитель Госдепа не уточнил. Зато добавил, что США не стремятся к конфронтации с Россией в Сирии, но в случае необходимости готовы применить силу.
Ранее претендующий на пост госсекретаря США действующий глава ЦРУ Майк Помпео заявил, что несколько недель назад в Сирии «русские повстречались с достойным противником, и пара сотен погибло». По всей видимости, он имели в виду погибших в феврале в результате американских авиаударов под Дейр-эз-Зором российских наемников из так называемой ЧВК Вагнера.
Данные о погибших разнятся: сообщалось, что жертвами могли стать 11 российских граждан. Bloomberg передавал, что убиты 100 россиян, но в МИД РФ такую оценку твердо называли «классической дезинформацией».
Казалось бы, инцидент в районе бывшего нефтеперерабатывающего завода «Эль-Исба» можно считать исчерпанным. Однако 19 апреля стало понято, что тема возможного столкновения в Сирии российских и американских сил получила новый импульс.
Как сообщили «Интерфакс», «РИА Новости» и ТАСС со ссылкой на военно-дипломатический источник, боевики в Сирии намерены провести масштабную военную операцию. Ее целью является создание на юге страны автономии под патронажем США со столицей в Дераа.
«Еще в начале апреля совместный оперативный штаб «Ан-Нусры"* в Дераа направил командованию других группировок, действующих в провинциях Эс-Сувейда, Деръа и Эль-Кунейтра призыв о координации действий для проведения одновременного наступления на сирийские правительственные войска», — сообщил источник.
По его словам, «Джебхат Ан-Нусра» и взаимодействующие с ней формирования «Свободной сирийской армии» (СДС) сейчас насчитывают более 12 тысяч боевиков, а также сотни единиц техники, десятки полевых орудий и систем залпового огня.
Он отметил, что за несколько последних недель обстановка на юге Сирии серьезно обострилась, и «боевики ведут активные действия по расширению подконтрольных территорий». По его словам, в рамках работы мониторингового центра в Аммане представителям США и Иордании постоянно приводятся факты нападений боевиков на подразделения правительственных войск в этих районах. Но меры для стабилизации обстановки не принимаются, уточнил источник.
Поводом для проведения атаки на правительственные силы собеседник агентств называет нарушения ими режима деэскалации. «Для усиления эффекта возможно и проведение очередных провокаций с „химией“ кустарного производства якобы против мирного населения», — не исключил он.
Понятно, что такие планы Вашингтона полностью идут вразрез с интересами Москвы. По сути, США хотят уже сейчас установить проамериканский режим над той частью сирийской территории, которая им наиболее интересна. Для этого они намерены сформировать квазигосударство взамен ИГИЛ**, и под его флагом прибрать к рукам не только сирийские нефтеносные районы Сирии и политическую власть в Дамаске, но и весь регион.
— План США состоит в том, чтобы создать анклавы на территории Сирии, которые будут защищены американскими ВС, в том числе авиацией, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Эти анклавы будут служить базами для формирования групп боевиков, которые будут бесконечно атаковать Сирию. В рамках этой логики ракетный удар, который США и их союзники нанесли 14 апреля, можно рассматривать как акцию запугивания. Если вдруг сирийская авиация, либо российская, решится атаковать эти анклавы — жди ответа «Томагавками».
Кроме того, чтобы сковать действия сирийских ВС и российских ВКС, американцы придумали схему провокаций с химатаками. Я, например, абсолютно уверен: как только начнется крупное наступление боевиков — в районе той же Дераа — сразу где-то поблизости произойдет выброс хлора. Вашингтон тут же заявит, что Асад снова применил химоружие — и по сирийским правительственным войскам будет снова нанесен ракетный удар. При таком раскладе Башар Асад просто не сможет эффективно проводить наступательные операции.
Именно поэтому я считаю, что президент РФ Владимир Путин не должен был оставлять без ответа удар США, Великобритании и Франции. Потому что, если такие удары по Асаду будут наноситься регулярно — мы в Сирии проиграем.
Волны атак боевиков в этом случае будут продолжаться бесконечно, и этих боевиков невозможно будет разгромить.
— Как бы мог выглядеть наш ответ?
— Нам, я считаю, надо было нанести ракетный удар по анклаву в Эт-Танфе, где американские инструкторы, по информации Генштаба РФ, готовят боевиков. В идеале, нам нужно было запустить крылатые ракеты с Каспийского моря, и только потом предупредить Вашингтон — мол, можете своих людей из Эт-Танфа убрать.
Возможно, боевики в этом случае тоже успели бы эвакуироваться. Но запасы вооружений и техники в Эт-Танфе были бы уничтожены, а базы разрушены.
Мы, понятно, предпочли не вмешиваться. Но если Россия и дальше будет держаться такой линии — это стратегия, которая ведет к поражению.
На мой взгляд, Путину придется принять какое-то принципиальное решение. Если он не готов к конфронтации с США — России нужно из Сирии уходить. Тогда просто нет смысла, я считаю, затягивать агонию и тратить ресурсы.
А если мы готовы сражаться — нужно жестко отвечать Вашингтону. И надо понимать: в Сирии мы сражаемся не столько за Асада, сколько за себя. Потому что, если мы проиграем в Сирии, следующая операция при поддержке США и их союзников будет уже в Донбассе.
Кремль, на мой взгляд, должен осознать: столкновение РФ с США неизбежно, и пусть лучше оно произойдет в Сирии, чем у нас под боком.
— Почему Вашингтон пытается создать автономию под своим патронажем именно на юге Сирии?
— Потому что там проходит граница с Израилем, и есть возможность стабильной логистической поддержки боевиков. Кроме того, Израиль заинтересован в таком анклаве, чтобы не укрепились позиции Ирана.
Но проблема как раз в том, что Штаты создают анклавы не только на юге. У американцев есть еще базы в Эт-Танфе, Ракке, Дейр-эз-Зоре, в курдских районах. Словом, речь идет о стратегической широкомасштабной операции.
Если бы США отовсюду ушли, и закрепились бы только на юге, можно было бы сказать: ладно, этот анклав защищает границу Израиля — нам там наступать необязательно, и Сирии в целом он не угрожает.
Но в том-то и дело, что США рассредоточили базы по всему периметру, и из этих анклавов постоянно будет исходить угрозы Дамаску. А это уже гораздо более широкая повестка — не просто желание защитить Израиль, но курс на свержение Асада и выдавливание России из страны.
В результате, мы рискуем потерять и контроль над Восточным Средиземноморьем, и нынешние геополитические позиции.
* Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
Министр обороны США, четырехзвездный генерал Джеймс «Бешеный пес» Мэттис прокомментировал в ряде СМИ разгром российских наемников ЧВК Вагнера американцами близ поселка Хшмам в Сирии 7-го февраля 2018-го. Собрал ключевые фразы в одну цитату.
«Это была самооборона. Очевидно, что мы не вовлечены в гражданскую войну в Сирии... Россияне нам в то время говорили, что их сил там нет... Факт заключается в том, что кто-то решил нас атаковать, а россияне говорили, что речь идет не о них... Нельзя просить Россию предотвратить конфликт в том случае, когда она что-то не контролирует».