Когда против России применяли химическое оружие

0
2549

 

Скандальное дело о применении якобы Россией нервно-паралитического вещества типа «Новичок» в Великобритании подошло к своему апогею. Новые «факты и аргументы» против России разбиваются в прах, заставляя руководство страны придумывать еще более абсурдные версии, которые все меньше и меньше выглядят highly likely.
Широко известно высказывание Уинстона Черчилля относительно применения химического оружия Великобританией в Первой мировой войне: «Я не могу быть во главе одновременно и священников, и солдат». Эта фраза очень хорошо характеризует всю внешнюю политику Великобритании. В зависимости от ситуации и выгоды, Великобритания то миротворец и моралист, то агрессор и варвар. 

Это касается в первую очередь и фактов использования химического оружия.

В 2013 году британское издание The Economist опубликовало обзорную статью «The shadow of Ypres», в которой привела краткую историю применения химического оружия в мире. Закономерно, что в этой истории абсолютно не упоминается о применении ОВ самой Великобританией, а факты применения их против России и СССР напрочь отсутствуют. Однако во время Великой Отечественной войны известны факты применения Германией химического оружия против СССР. В частности химическое оружие применялось в Аджимушкайских каменоломнях, Одесских катакомбах и против партизан в западной части Белоруссии и Украины, а также по некоторым сведениям во время штурма 10-й и 30-й береговых батарей в Севастополе. А во время Первой мировой войны отмечены случаи массового применения германскими войсками отравляющих газов против России. Достаточно вспомнить легендарную осаду в 2015 году крепости Осовец и «Атаку мертвецов». Россия, как жертва применения химического оружия, в западной истории практически не упоминается, хотя в реальности это происходило многократно, и в основном Великобританией.

Вы будете удивлены, но первое применение отравляющих газов против России было зафиксировано в середине 19 века во время Крымской войны. По мирному городу Одесса, который не имел ни военного порта и гарнизона, ни береговых батарей, были применены химические снаряды. В дневнике контр-адмирала Михаила Францевича Рейнеке, друга Павла Степановича Нахимова 13 мая 1854 года написано:

«…сегодня (в Севастополь – прим. автора) привезены из Одессы две вонючие бомбы, брошенные в город 11 апр(еля) с анг(лийских) и фр(анцузских) пароходов. Одну из них стали вскрывать во дворе у Меншикова в присутствии Корнилова, и прежде совершенного вскрытия втулки нестерпимая вонь так сильно обдала всех, что Корнилову сделалось дурно; поэтому перестали отвинчивать втулку и отдали обе бомбы в аптеки для разложения их состава. Такая же бомба была вскрыта в Одессе, и канонир, вскрывавший ее, лишился чувств, получив сильную рвоту; два дня он был болен, и не знаю – выздоровел ли».

В том же 1854 году британский химик и промышленник Макинтош предложил взять Севастополь путем подвода к береговым укреплениям города специальных судов, которые извергли бы при помощи придуманных им приспособлений большое количество химических веществ, воспламеняющихся от соприкосновения с кислородом. Как писал Макинтош:

«…следствием чего будет образование густого черного, удушливого тумана или чада, который покрывает форт или батарею, проникая в амбразуры и казематы и прогоняя артиллеристов и всех находящихся внутри

Стреляя моими бомбами и ракетами, в особенности теми, которые начинены мгновенно возгорающимся составом, легко произвести общий пожар и истребление людей и материалов, обратив весь лагерь в обширное море огня».

После окончания Крымской войны британский журнал Mechanic’s Magazine писал: «Можно называть употребление таких снарядов бесчеловечным и противным практикам просвещенной войны, но… если, однако ж, люди хотят воевать, то чем смертельней и истребительней будут способы войны, тем лучше».

Во время Гражданской войны в России отравляющие вещества применялись обеими сторонами конфликта. Правда, большевики применяли ОВ, оставшиеся на складах и заводе в Поволжье российского производства, а «белые» — в основном британского и французского производства, которые им поставляли страны Антанты, в основном англичане. Это объясняется тем, что Российская Империя произвела на порядки меньше химических боеприпасов, чем страны Запада. В России в действующую армию на ноябрь 1916 года было поставлено 95 тыс. ядовитых и 945 тыс. удушающих снарядов. Во Франции за период войны было изготовлено около 17 млн. химических снарядов, в том числе 13 млн. 75-мм и 4 млн. калибром от 105 до 155 мм. Эджвудский арсенал в США в последний год войны изготовлял до 200 тыс. химических снарядов в день. В Германии количество химических снарядов в боекомплекте артиллерии было доведено до 50%, а в июле 1918 года при наступлении на Марну немцы имели в боекомплекте до 80% химических снарядов. В ночь на 1 августа 1917 года на фронте в 10 км между Невильи и левым берегом реки Маас было выпущено 3,4 млн. снарядов с ипритом. В Великобритании было произведено не меньше химических боеприпасов.

Кроме того, «красные» применяли ОВ также против мирного населения и повстанцев, как в случае с Тамбовским восстанием, в чем «белые» замечены не были.

Белой армией химические снаряды применялись в единичных случаях, хотя намерения к применению химического оружия были, и не малые. Они ограничивались планами и желанием получения его от англичан, что происходило не всегда. Известны случаи применения Красной армией химического оружия:

— применение химических снарядов артиллерией во время наступления Белой армии на г. Вольск

Еленевский А. «Лето на Волге (1918 год)// 1918 год на Востоке России». М., 2003. С.149.

— применение удушливых газов в снарядах во время наступления на село Покровское, Ишимский фронт, 28 июня 1918 года

Дмитрий Симонов, Ишимский полк: из истории белогвардейских вооружённых сил в Сибири (1918 год).

— применение химических снарядов при подавлении мятежа в ауле Гимры 1919—1920 гг.

Тодорский А. Красная Армия в горах. Действия в Дагестане. С предисл. С.С.Каменева. М., 1924. С.125

— приказ командиру артиллерийского дивизиона 25 дивизии тов. Кравцуку о применении при штурме Уфы химических снарядов.

Копия документа в музее г. Красный Яр под Уфой.

— обстрел возле станций Пологино и Чаплино бронепоезда «Генерал Дроздовский» химическими снарядами.

Власов А.А. О бронепоездах Добровольческой армии.//Вооруженные силы на Юге России: январь – июнь 1919 года./Сост. С.В. Волков. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2003. – с. 413.

Существуют также факты применения и намерений применения ОВ войсками Белой армии:

— широко известно воззвание атамана Краснова к населению в июне 1918 года: «Встречайте своих братьев-казаков колокольным звоном… Если вы окажете сопротивление – горе вам, вот я пришел, а вместе со мной 200 000 отборного войска и много сотен орудий; я привез 3000 баллонов удушливых газов, задушу весь край, и тогда погибнет в нем все живое». В реальности у Краснова было всего 257 баллонов с ОВ, которые применены не были.

— 18 апреля 1919 года на Шиткинском фронте белые части, в основном белочехи, у села Бирюсинское обстреляли химическими снарядами красных партизан.

«Борьба за власть Советов в Иркутской губернии (1918—1920 гг.). (Партизанское движение в Приангарье)». Сб. документов. Иркутск. 1959. С. 234.

Чешская батарея и броневик обстреляли деревню Бирюсу и Конторку снарядами с удушливыми газами.

П.Д. Криволуцкий, «Шиткинские партизаны», Иркутск, 1934 г.

— применение против Красной армии химических снарядов поляками в ходе польской кампании на реке Стырь, р-н Броды, июль 1920-го

С.М.Будённый, «Пройденный путь» ч. II.

— применение в августе 1920 года против частей 16-й армии в районе Барановичей белополяками химических снарядов с фосгеном, присланных англичанами.

«Химическая служба времен гражданской войны 1918 -1921 гг.»

— 5 октября 1920 года Кавказская армия Врангеля, пытавшаяся прорваться к Астрахани, использовала химические снаряды против советского 304-го полка в районе Соленого Займища.

— полковником Михеевым при осаде Кожеозерского монастыря в июле 1919 года. В просьбе англичанам поставить 300-400 баллонов с отравляющими газами было отказано.

ЦГАВМФ, ф. 164, д. 125. Л. 108. Приведено в: В. В. Тарасов. Борьба с интервентами на Мурмане в 1918—1920 гг. Л.: Лениздат, 1948. Стр. 217.

— при наступлении большевиков после осады Царицына британский советник Уильямстон предложил барону Врангелю применить против наступающих газ. На станциях было разгружено множество снарядов с ОВ, однако из-за резко негативного отношения к ОВ белых солдат и офицеров это оружие применено не было.

Х.Уильямстон, «Прощание с Доном. Гражданская война в России в дневниках британского офицера 1919—1920», Москва, Центрполиграф, 2007 г., стр. 155.

— угроза применения ОВ атаманом по рудникам Таганрогского округа

«Рабочее дело», Екатеринослав, № 29, 18 декабря 1918.
Британцы не просто поставляли в Россию химическое оружие, но и сами очень интенсивно его применяли, в основном на Северном фронте. 7 февраля 1919 года в своем циркуляре военный министр Уинстон Черчилль приказал «использовать химические снаряды в полной мере, как нашими войсками, так и русскими войсками, которые мы снабжаем».

Из донесения Перевалова:

— «25 мая 1919 г. День прошел спокойно. Около 17 часов английский миноносец № 77 обстрелял дер. Аджимушкай гранатами. В 22 часа обстрелял площадь у церкви 15 удушливыми снарядами. Перевалов».

 

Источник: Борьба за Советскую власть в Крыму: Документы и материалы./Партархив Крымского обкома КП Украины, Гос. Архив Крымской обл. Т. II. – Симферополь: Крымиздат, 1961.

— английские самолеты Short сбросили на позиции Красной армии под Архангельском множество бомб с ипритом, поставленных Великобританией в Архангельск накануне революции.

М.Хайрулин, В.Кондратьев, «Военлеты погибшей империи. Авиация в гражданской войне», Москва, Яуза, 2008, стр. 139

— 4 апреля 1919 года командующий королевской артиллерией британского экспедиционного корпуса на Севере России майор Делаге распределил поступившие боеприпасы, в том числе и химснаряды, по орудиям. На легкую 18-фунтовую пушку – 200 штук, на 60-фунтовую пушку – от 100 до 500, на 4,5-дюймовую гаубицу – 300, на две 6-дюймовые гаубицы в Пинежском районе было отпущено 700 химснарядов.

— 1–2 июня 1919 года англичане произвели обстрел деревни Усть-Пога из 6-дюймовых и 18-фунтовых орудий. За три дня было выпущено: 6-дм – 916 гранат и 157 газовых снарядов; 18-фн – 994 осколочные гранаты, 256 шрапнелей и 100 газовых снарядов. 3 сентября британцы обстреляли левобережную заставу артогнем, выпустив по 200 химических снарядов.

Эффективность применения химического оружия англичанами была крайне низкая, среди русских были в основном единичные жертвы. Официально британское командование объясняло это дождливой туманной погодой, что снижало эффективность применения газов. Однако в реальности причина заключалась в устаревшем оружии и боеприпасах. В основном для химических снарядов, баллонов и гранат применялся миномет Livens Projector M1.
Это был простейший газовый миномет с электрическим детонатором, стреляющий на 1500 метров и отличающийся крайне низкой точностью. Английские офицеры предлагали использовать на Севере России более современные 4-дюймовые (102-мм) химические минометы системы Стокса. Однако Черчилль запретил это делать из соображений секретности и тем самым на 10 лет затормозил развитие минометного дела в СССР. Черчилль опасался, что минометы Стокса в виде трофеев окажутся в руках Красной армии и промышленность СССР сможет скопировать этот самый совершенный на тот момент миномет. И он оказался прав. Только в 1929 году в Москву привезли трофейные минометы Стокса, отбитые у китайцев в ходе конфликта на КВЖД. Первые же советские аналоги поступили в войска только в 1936 году.

Но самое страшное оружие для России британцы разработали особо. Как писала издание The Guardian в 2013 году в статье «Winston Churchill's shocking use of chemical weapons», в последние месяцы первой мировой войны в той самой лаборатории Портон Дауна, в окрестностях которой был отравлен Скрипаль, было произведено гораздо более разрушительное оружие — сверхсекретное устройство «M Device». Устройство содержало высокотоксичный газ, называемый дифениламинохлорасрин (diphenylaminechloroarsine). Создавший «M Device» генерал-майор Чарльз Фолкс назвал его «самым эффективным химическим оружием, когда-либо созданным».

Руководитель военной химической программы Великобритании сэр Кейт Прайс был убежден, что его использование приведет к быстрому краху большевистского режима, а территория от побережья Белого моря до Вологды станет безлюдной. Кабинет министров Великобритании отнесся отрицательно к использованию «M Device», к большому раздражению Черчилля, который планировал в дальнейшем использовать устройство против мятежников в северной Индии. В своем секретном меморандуме, обосновывающем применение «M Device» против России и русских, Уинстон Черчилль заявил:

«Я решительно выступаю за использование отравляющего газа против нецивилизованных племен».

В результате в Портон Дауне было произведено 50 000 устройств «M Device», которые в дальнейшем были отправлены в Россию. Британские воздушные атаки с их использованием начались 27 августа 1919 года с бомбардировки села Емецк в 170 км. к югу от Архангельска. Солдаты Красной армии подверглись панике при виде облака зеленого газа. Те же, кто попал в облако, рвали кровью и падали без сознания.

Химические атаки продолжались в течение всего сентября. Химическим бомбардировкам подверглись населенные пункты Чуново, Вихтово, Поча, Чорга, Тавоигор и Заполки. Результаты химических бомбардировок не устроили Черчилля и к сентябрю атаки были прекращены. Две недели спустя оставшееся химическое оружие было затоплено в Белом море на глубине 40 морских саженей, где и находится до сих пор.

Фактологическая картина применения Великобританией химического оружия против России весьма обширна и долговременна. Руководство Британии никогда не колебалось в вопросах уничтожения русских, или как выразился Черчилль «нецивилизованных племен». Англичане гордятся своей традиционностью, и эти взгляды на русских претерпели мало изменений к сегодняшнему дню. Исходя из обширной практики применения британцами химического оружия против россиян, можно смело утверждать, что и Сергея Скрипаля, и его дочь Юлию highly likely отравили не российские, а именно британские спецслужбы. А если перед правительством Великобритании встанет вопрос о тотальном уничтожении России и ее населения, то highly likely английская рука не дрогнет и совесть не проснется. К сожалению, в британском правящем классе, элите и истеблишменте к настоящему времени ничего человеческого не осталось. Highly likely.

 

Сейчас все страны, которые когда-то имели газы и прочую химию на вооружении, уже либо уничтожили их полностью, либо все еще продолжают это делать. Но «химия» не всегда вызывала такое заслуженно пренебрежительное отношение.

Великая война (название Первой мировой до начала 1940-х годов) не просто так получила свое первоначальное наименование. Еще незадолго до нее по полям боев перемещались лошади и телеги, а полководцы сетовали на то, что противник воюет не по правилам, используя крестьян в боевых действиях. И вот, практически в одночасье, огневая мощь всех армий резко возрастает. Впервые в боевых действиях используются танки, огнеметы, относительно массово появляется авиация, зенитная и противотанковая артиллерия и, конечно, химическое оружие.

Тогда оно применялось всеми сторонами и использовать его было далеко не зазорно. Хлор, бром, фосген — эти знакомые многим по учебнику химии слова стали вселять настоящий ужас в солдат того конфликта. Казалось, что Первая мировая — это и есть тот второй всадник апокалипсиса на рыжем коне, именуемый Войной. Газ тогда использовали как только могли, его выпускали из газометов, заправляли в гранаты, снаряды с ним заряжали в минометы, пушки, гаубицы и так далее.

В России наиболее известным случаем использования химического оружия остается применение германскими войсками хлора против защищавших расположенную в современной Польше крепость Осовец русских солдат. Из-за отсутствия какой-либо защиты против этого вида газа, практически весь гарнизон погиб. Те немногие, кому удалось выжить, не стали ждать, пока в крепость зайдут немецкие войска и предприняли удивительную, при сложившихся обстоятельствах, попытку контратаки.

Каким же было удивление немцев, когда оттуда, где не должно быть никого живого, их атаковали уже слабо похожие на людей солдаты русской армии. Касаемо дальнейших событий у историков нет единого мнения, но фактом остается то, что немцы отступили и Осовец был удержан.

Перед началом Второй мировой войны у различных стран были накоплены существенные арсеналы химического оружия. Многие предрекали еще большее, чем в ходе прошлой войны, использование этого смертельного средства. Но этого не произошло. И весьма наивно думать, что за это надо благодарить так называемый Женевский протокол, которым в 1925 года использование «химии» было запрещено.

Ведь аналогичный документ существовал с 1899 года, когда Гаагской конвенцией было запрещено «применение боеприпасов, единственный предназначением которых является отравление живой силы противника». И он не никому не помешал использовать газы в Первой мировой войне. Стоит отметить еще и то, что ни Гитлер, ни Сталин не считались даже с основополагающими принципами международного права, не говоря уже об отдельных договорах. И вряд ли от залпов снарядами с хлором и ипритом их удерживала какая-то «бумажка». В ходе боевых действий за всю войну химическое оружие применялось считанное количество раз. Зато против гражданского населения его пускали в ход регулярно. Именно газ (Циклон Б) нацисты использовали для геноцида еврейского населения.

В следующий раз активно химоружие использовалось только во Вьетнаме, причем страдали от него также в основном гражданские люди. Американские самолеты распыляли вредные для человека вещества над вьетнамскими джунглями, пытаясь таким образом погубить сельскохозяйственные культуры населения. Отмечаются случаи использования химического оружия и вьетконговцами, но подробно в открытых источниках они не раскрываются. 

В дальнейшем данный вид вооружения использовался только странами третьего мира (преимущественно ближневосточными) и террористами. Наиболее часто применение «химии» связывали с именем бывшего иракского лидера Саддама Хусейна. Он довольно обильно «подмочил» свою репутацию использованием этого неконвенционального средства ведения войны. И об этом, в ходе американского вторжения в Ирак в начале 2000-х годов, не забывали напоминать западные СМИ. Всего за несколько лет Хусейн успел потравить газом как иранских военнослужащих, так и граждан своей же страны — иракских курдов. 

Кроме того, газы применялись чеченскими террористами во время первой войны в этой республике и японскими сектантами, в 1995 году распылившими газ зарин в токийском метро. Тогда им удалось убить, по разным данным, от 12 до 27 человек. Количество же пострадавших насчитывает до шести тысяч человек. 

С 2011 года словосочетание «химическое оружие» тесно связано с войной в Сирийской Арабской Республике и отдельно от названия этой страны упоминается крайне редко.

В 1993 году разными странами (в том числе Россией) было подписано международное соглашение о запрете химического оружия. В 1997 году РФ ратифицировала данную конвенцию и начала продолжающийся до настоящего времени процесс по уничтожению всего арсенала химоружия. На декабрь 2014 года нашей страной было ликвидировано 85% арсенала. Последние остатки отравляющих веществ должны быть уничтожены к 31 декабря 2020 года.

 
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here