Уже летом этого года тарифный коридор по ОСАГО будет расширен, а коэффициент по возрасту и стажу водителя получит 50 значений вместо нынешних пяти. Насколько при таком подходе вырастет цена полиса, рассказал заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин
Так, у тарифного коридора на 20 процентов вырастет максимальное значение и на 20 же процентов сократится минимальное. Если сейчас коридор базовой ставки для легкового автомобиля, принадлежащего физическому лицу, составляет от 3432 до 4118 рублей, то после принятия изменений он составит от 2746 до 4942. Таким образом страховщики смогут варьировать стоимость полиса по собственному усмотрению в пределах 60 процентов.
Серьезной реформе подвергнется и коэффициент по возрасту и стажу водителя. Это то, на что умножают базовый тариф при расчете стоимости страховки. Сейчас он имеет пять значений: для водителей до 21 года со стажем управления до 2 лет он составляет 1,8, для водителей с таким же стажем, но старше 22 лет — 1,7, для остальных — единицу. Есть еще коэффициент для полисов без ограничения количества допущенных лиц — он равен 1,8. Новые коэффициенты предусматривают гораздо больше градаций по возрасту и стажу.
По словам Владимира Чистюхина, практика показывает, что наиболее рискованно водят люди от 16 до 24 лет, независимо от стажа. Поэтому для них введены наиболее высокие коэффициенты. Так, для 16-21 года со стажем до 2 лет вводится коэффициент 1,87. Со стажем от 3 до 6 лет — 1,66. Для 22-24 летних водителей со стажем до 2 лет коэффициент будет равен 1,77. Со стажем от 3 и выше — 1,04.
Самый маленький коэффициент — 0,96 — появится у водителей 35-39 лет со стажем более 5 лет. Он же будет присваиваться водителям от 40 и старше со стажем от 3 лет.
Как пояснил Чистюхин, повышающих коэффициентов для 60- 70- 80-летних водителей со стажем более 2 лет не предусмотрено. Практика показывает, что они в аварии попадают не чаще 40-летних.
Также наведут порядок с коэффициентом бонус-малус, который присваивается в зависимости от наличия или отсутствия аварий. Во-первых, у человека он будет один единственный. Сейчас их может быть у водителя несколько. Например, он купил полис на свою машину сам, а в полисе машины жены он вписан. Но на машине жены он совершил ДТП. В итоге у него получается два коэффициента. В этом случае страховщик при заключении нового договора должен будет выбрать тот, который ниже.
Этот коэффициент будет присваиваться один раз в год. Таким образом, страховая история будет закреплена за водителем, а не за автомобилем.
Владимир Чистюхин: ЦБ наделят полномочиями по контролю за тарифами, установленными страховщиками. Фото: Аркадий Колыбалов/ РГ
В итоге получается, что если страховщик назначает максимальный тариф, то полис для среднего водителя будет стоить 7 тысяч рублей. Сейчас он обходится в 5,8 тысяч. Самый дорогой полис будет стоить 31 тысячу, против 24,9 тысяч рублей. Самый дешевый — 1,7 тысяч против 1,5 тысяч сейчас.
Практика показывает, что наиболее рискованно водят люди от 16 до 24 лет, независимо от стажа.
Если страховщик выбирает минимальный тариф, то полис среднему водителю обойдется в 3,9 тысяч рублей против сегодняшних 4,9 тысяч. Самый дорогой — 17,3 тысяч против 20,8 тысяч рублей. А самый дешевый — 950 рублей против 1,2 тысяч.
Конечно, все опасаются, что страховщики воспользуются такой возможностью и сразу установят тарифы по верхнему пределу. Как считает Владимир Чистюхин, чтобы такого не произошло, необходимо наделить ЦБ полномочиями по контролю за тарифами, которые устанавливают страховщики. Кроме того, по его словам, в регионах, там, где нет проблем с мошенниками, например в Москве, возникнет здоровая конкуренция, которая заставит страховщиков снижать цену.
И это только первый этап, который планируется запустить текущим летом.
Второй этап потребует уже внесения изменений в закон об ОСАГО. Он предусматривает для страховых компаний возможность установки индивидуальных тарифов на автогражданку и дальнейшее расширение тарифного коридора. Планируется, что этот этап будет запущен в следующем году. А третий этап, когда будут сняты все ограничения, запустят после успешной работы первых двух.
https://rg.ru/2018/05/15/naskolko-vyrastet-cena-polisa-posle-izmenenij-po-osago.html — link
Почему мотоциклистам отказывают в ОСАГО
Напомним, что проблема с покупкой полиса ОСАГО была до сих пор в так называемых «токсичных» регионах. То есть там, где развито страховое мошенничество, где автоюристы злоупотребляют правом. В этих регионах страховщики всеми законными и не совсем законными способами стараются сократить свое участие именно в этом виде страхования.
Не столь давно изгоями в страховых компаниях стали собственники автобусов и таксисты. Они тоже считаются убыточной категорией, а поэтому страховщики с ними также предпочитают не связываться.
И вот теперь очередь докатилась до мотоциклистов. Причем это не проблема тех же «токсичных» регионов. Отказывают в страховании ОСАГО даже в таком беспроблемном регионе, как Москва. И отказывают даже крупнейшие страховщики. Корреспонденту «РГ» были названы только две страховые компании, которые страхуют мотоциклы без лишних проблем.
Остальные страховщики предлагают приобрести дополнительные услуги, и только тогда оформить полис ОСАГО.
Примечательно, что таким образом страховщики наказывают не столько мотоциклистов, сколько всех остальных участников дорожного движения. Да, без полиса ОСАГО запрещено ездить. Штраф за это 800 рублей. Но, с другой стороны, получил постановление и поехал дальше.
Но если мотоциклист оказался виновным в аварии и при этом без страховки, то в неприятную ситуацию попадает пострадавший. За ремонт автомобиля автовладельцу придется заплатить из своего кармана. За лечение и лекарства пешеход также будет платить сам. И только потом в судебном порядке взыскивать с виновника деньги. А на это могут уйти месяцы.
Напомним также, что количество заключенных договоров ОСАГО практически не меняется. А количество транспорта из года в год растет. Как такое может быть? Им не пользуются. Или страховщики создают ситуацию, когда люди вынуждены ездить без ОСАГО?
Как сообщили корреспонденту «РГ» в Российском союзе автостраховщиков, согласно законодательству договор ОСАГО является публичным, и страховщик не вправе отказать в его заключении. Страхователь вправе обратиться с письменным заявлением о заключении договора ОСАГО, срок рассмотрения заявления — максимум месяц. Если письменное заявление подано, представлены все документы, то через месяц он сможет заключить договор.
Если владельцу неправомерно отказывают в заключении договора, то напоминаем, что при обращении к страховщику страхователь вправе осуществлять аудио- или видеозапись. После чего можно подать обращение в РСА.
Если происходит навязывание дополнительных страховок, то можно воспользоваться «периодом охлаждения», который позволяет отказаться от страховки в течение 10 рабочих дней. При заключении договора ОСАГО страховщик вправе потребовать предоставления транспортного средства на осмотр.
Кроме того, заключение договора ОСАГО возможно в электронном виде. Клиент регистрирует на сайте компании личный кабинет, заполняет заявление о заключении договора. После чего будет рассчитан размер страховой премии, и страхователь сможет оплатить заключение договора на сайте с помощью банковской карты. Проверка данных, указанных в заявлении, осуществляется через автоматизированную информационную систему РСА. Полис будет направлен страхователю по электронной почте, его следует распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством.
Кроме того, для обеспечения заключения электронных договоров ОСАГО была запущена система «Е-Гарант». В ней реализована возможность заключения договоров с использованием площадки РСА. Так, в случае невозможности заключения договора на сайте страховой компании потребителю предлагается перейти на сайт РСА. Туда же отправляется заполненное им на сайте страховщика заявление со всеми внесенными данными. На сайте союза по номеру паспорта транспортного средства определяется страховая компания, с которой предлагается заключить договор далее. Затем производится оплата страховой премии на счет страховщика, заключается договор, после чего страхователь получает полис на адрес своей электронной почты.
Продажи электронных полисов происходят за счет системы «Е-Гарант» практически бесперебойно.
В связи с тем, что в ряде субъектов России наблюдались проблемы, связанные с доступностью полисов ОСАГО, РСА разработал соглашение в рамках приоритетных направлений деятельности по обеспечению доступности ОСАГО. В соответствии с ним страховщики, имеющие филиалы в таких регионах, продают полисы автогражданки в качестве агентов от имени всех остальных страховщиков — членов РСА. То есть выступают «единым агентом РСА». Выбор страховщика, от имени которого заключается договор ОСАГО, осуществляется случайным образом, по номеру ПТС.
Продажи через систему «единого агента» предусматривают использование метода случайной выборки страховщика по номеру техпаспорта автомобиля. В настоящее время система работает в 16 регионах РФ: в Волгоградской, Мурманской, Ростовской, Челябинской, Ивановской, Архангельской, Ульяновской, Нижегородской, Кировской и Саратовской областях, Краснодарском крае, Башкирии, Татарстане, Ставропольском крае, Мордовии и Северной Осетии.
В общем, оформлять полис ОСАГО надо начинать за месяц до того, как вы соберетесь сесть за руль мотоцикла. Или соглашаться на покупку дополнительных услуг. А потом в течение 10 дней отказаться от них. Тогда страховщик вернет переплаченные деньги, а действующий полис ОСАГО останется на руках.
ЦБ увеличил лимит выплат ОСАГО по европротоколу в два раза
Банк России утвердил повышение максимальной суммы выплат по авариям, которые были оформлены без сотрудников ГИБДД, до 100 тыс. руб. Изменения коснутся всех регионов, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Московской и Ленинградской областей. Они вступят в силу 1 июня. Об этом сообщается на сайте ЦБ. Соответствующий закон был принят Госдумой в декабре 2017 года.
Сейчас по таким авариям максимальная сумма выплат составляет 50 тыс. руб. Кроме того, теперь европротоколом можно будет воспользоваться даже при наличии разногласий между участниками ДТП. «Для этого обстоятельства аварии необходимо будет зафиксировать техническими средствами контроля и иными устройствами. При этом появляется возможность фиксации данных о ДТП с помощью мобильного приложения»,— говорится в сообщении регулятора.
Сейчас около 30% ДТП оформляется в упрощенном порядке, отмечает ЦБ. В 2017 году по европротоколу страховщики выплатили 7,68 млрд руб.
Вчера Банк России раскрыл свои планы по реформе сектора ОСАГО. Регулятор собирается в два этапа перейти к индивидуальному тарифу для каждого автовладельца. Этим летом он расширит на 20% вверх и вниз тарифный коридор в ОСАГО. Возможность снятия тарифных ограничений регулятор готов рассматривать не раньше середины 2020 года.