Пользователи сети стали жаловаться на звонки аферистов, которые поступают с официальных номеров Сбербанка и неких «финансовых служб безопасности». Схема мошенничества проста, а попадаются на нее многие.
Мошенники регулярно пытаются облапошить наивных россиян, причем, достаточно часто прикрываются именем «Сбербанка». На этот раз они подошли к делу с максимальной изобретательностью. Во время звонка потенциальные жертвы видят номера телефонов, указанные на обратной стороне карт Сбербанка: и короткий 900, и длинный +7 (495) 500-55-50.
По телефону злоумышленники называют полное имя собеседника, знают и о состоянии его счета. На заднем фоне слышны традиционные шумы колл-центра и разговоров других операторов. Этого, как правило, бывает достаточно, чтобы им поверили.
Что дальше?
Дальше злоумышленники сообщают о подозрительном списании средств и предлагают его отменить. При этом оперируют следующими фразами: «Мы видим, что происходит списание средств по вашей карте», «прямо сейчас мы видим , что происходит перевод ваших средств».
Собеседнику сообщают сумму и регион, где якобы всё происходит. Дальше они просят сверить данные, но полные фамилию, имя и отчество «потерпевшего» называют сами. Кроме того, оперируют паспортными данными. Ну, кто на это не поведется?
Что им нужно?
Получить от собеседника кодовое слово, без которого они не могут оперировать имеющимися чужими данными, или код в смс, которая придет потерпевшему. Все это якобы требуется «для отмены ошибочной транзакции».
Как правило, эта фаза разговора происходит очень быстро, и владелец карты не успевает опомниться, как сообщает нужные сведения мошенникам.
Откуда у мошенников может быть личная информация?
Паспортные данные аферисты могут получить, скопировав их с внутренних баз сайтов, которые собирают информацию, но плохо защищают. К ним могут относиться и саайты знакомств, и сайты беспроигрышных лотерей или некоторых онлайн-игр. Эти данные также могут сдать даже турфирмы.
А некоторые пользователи столь беспечны, что могут делиться сканами своих паспортов, отвечая на каком-нибудь форуме (и такое бывает). Поэтому получить важную информацию для мошенников не так и сложно.
Среди пострадавших — София Иванова, которая описала, как ее обманули на своей странице в соцсети
1. Банк не звонит. Просто блокирует операцию/карту/онлайнбанк. Далее звоните вы.
2. Доверяйте себе. Если хоть что-то кажется подозрительным, просто бросайте трубку. Это нормально, никто не обидится, в конце концов это ваши деньги. Меня, например, напрягло, что у «сотрудников банка» были очень простые русские имена и фамилии типа Иванов, Орлов, Дмитриев при этом люди говорили с ошибками.
3. Не забывайте, что спасение утопающих-дело рук самих утопающих. Используйте все возможности, чтобы проверить и перепроверить звонки и смс из банка.
4. Обеспечивайте свою безопасность самостоятельно.
Как видим, Софья не единственная, кто подверглась атаке мошенников