Согласно имеющимся данным, иранская ракета сбила украинский пассажирский самолет, потерпевший крушение под Тегераном, возможно, по ошибке, заявил премьер-министр Канады Джастин Трюдо.
Г-н Трюдо призвал провести полное и тщательное расследование аварии, в результате которой погибли все 176 человек на борту.
Иран исключил ракетный удар своей ПВО.
Катастрофа произошла спустя несколько часов после того, как Иран нанес ракетные удары по двум авиабазам, в которых размещались американские войска в Ираке.
CBS News цитирует источники в американской разведке, которые говорят, что спутник обнаружил инфракрасные «вспышки» двух пусков ракет, после чего последовал еще один взрыв взрыва.
Тем временем Newsweek процитировал слова Пентагона и высокопоставленных представителей американской разведки, а также представителя иракской разведки, которые утверждают, что считают, что рейс PS752 авиакомпании «Международные Авиалинии Украины» был сбит ракетой Tor российского производства.
Президент США Дональд Трамп заявил в четверг, что у него есть «подозрения» о том, что случилось с самолетом.
На фоне напряженности, вызванной убийством США высшего иранского генерала Касема Солеймани 3 января, Иран заявил, что не будет передавать восстановленные бортовые самописцы «Боингу», производителю самолета, или США.
По мировым авиационным правилам Иран имеет право руководить расследованием, но производители обычно участвуют.
Что сообщают американские СМИ?
В отдельных сообщениях CBS News и Newsweek говорится, что представители разведки США и Ирака были уверены, что украинский самолет был сбит ракетой, выпущенной Ираном.
CBS опубликовал краткий отчет в Twitter. В нем говорится, что эта информация основана на данных разведки США, которые, по словам источников, улавливают сигналы включения радара.
По сообщениям, американские спутники также обнаружили два пуска ракет незадолго до взрыва украинского самолета.
Между тем, Newsweek процитировал официальных лиц США и Ирака, заявивших, что, по их мнению, самолет был поражен созданной в России ракетно-наземной системой Tor M-1.
Newsweek добавил, что два чиновника Пентагона оценили, что инцидент был случайным.
Он цитирует источники, которые утверждают, что зенитные системы Ирана, вероятно, были активны после его атак на авиабазы США.
До сих пор Пентагон не делал публичных комментариев по этому вопросу.
Между тем, когда его спросили, что, по его мнению, произошло с самолетом, президент Трамп ответил: «У меня есть подозрения. Это трагическая вещь, когда я вижу это, это трагическая вещь. Но кто-то мог совершить ошибку на другой стороне».
«Некоторые люди говорят, что это было механически. Я лично, я не думаю, что это даже вопрос, лично. Поэтому мы посмотрим, что произойдет.
«Произошло что-то очень ужасное. Очень разрушительное», — сказал Трамп.
Ранее в четверг Алексей Данилов, секретарь Совета безопасности и обороны Украины, заявил в своем посте на Facebook (на украинском языке), что рассматриваются три четыре возможных причины аварии:
- удар зенитной ракеты, в частности ракеты Tor, с учетом сообщений об обнаружении ракеты вблизи места катастрофы
- столкновение в воздухе с дроном или другим летающим объектом
- разрушение / взрыв двигателя по техническим причинам
- взрыв внутри самолета в результате террористической атаки
Г-н Данилов сказал, что украинские следователи, которые уже находятся в Иране, хотели найти возможные обломки от ракеты на месте крушения. У Ирана, как известно, есть российские системы противоракетной обороны.
По словам г-на Данилова, в расследование войдут эксперты, которые занимались расследованием крушения самолета MH17 авиакомпании Malaysia Airlines в 2014 году на востоке Украины .
Правительство Великобритании заявило, что оно срочно изучает сообщения о том, что украинский самолет, возможно, был сбит.
Пресс-секретарь премьер-министра Бориса Джонсона заявил, что сообщения в СМИ были «очень тревожными», а правительство хотело провести «полное, прозрачное расследование».
Что говорит Иран?
Руководитель Организации гражданской авиации Ирана (CAOI) Али Абедзаде сказал: «Самолет, который первоначально направлялся на запад, чтобы покинуть зону аэропорта, после проблемы повернул направо и вернулся в аэропорт в момент крушения».
Г-н Абедзаде добавил, что свидетели видели самолет «в огне» до катастрофы, и что пилоты не делали никаких сигналов бедствия, прежде чем пытаться вернуться в аэропорт имама Хомейни.
«Несколько ирландских и иностранных рейсов летали в иранском космосе на одной высоте 8000 футов (2400 м). Вопрос о воздействии ракеты на самолет не может быть правдой», — сказал он.
Г-н Абедзаде сказал, что первоначальные результаты были отправлены в Украину и США, где находится Боинг.
Ранее он цитировал, что «терроризм» не сыграл никакой роли в катастрофе.
Швеции и Канаде также были направлены результаты, поскольку их граждане находились на борту, добавил он.
«Это было бы необычайной ошибкой»
Появляется ряд тревожных признаков, свидетельствующих о том, что рейс PS752 вполне мог быть сбит по ошибке собственной противовоздушной обороной Ирана.
Хотя для систем ПВО в зонах конфликта не беспрецедентно сбивать авиалайнеры, это было бы чрезвычайной ошибкой.
Самолет только что вылетел из международного аэропорта; это был регулярный рейс; и это должно быть легко узнаваемо.
Однако неясно, что именно увидели бы операторы поставляемой в России системы Tor — или SA-15 / Gauntlet советской эпохи, как это известно НАТО.
Все это чрезвычайно неловко для иранских властей и только усложнит политику, связанную с тем, чтобы разобраться в этой трагедии.
Украина и Иран должны сотрудничать в расследовании.
Третья страна может понадобиться для анализа регистраторов данных, которые несет обреченный самолет. У производителя самолета — Boeing — будет интерес, хотя иранцы публично заявляют, что никакого участия США не будет.
Кто расследует аварию?
Как правило, Национальный совет по безопасности на транспорте США будет играть роль в любых международных расследованиях, касающихся американских Боингов. Но совет должен действовать с разрешения и в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства.
В комментариях, опубликованных иранским информационным агентством Mehr, г-н Абедзаде сказал: «Мы не дадим черный ящик производителю и американцам.
«Эта авария будет расследована иранской авиационной организацией, но могут присутствовать и украинцы», — добавил он.
Г-н Абедзаде сказал, что еще не ясно, какая страна будет анализировать черные ящики — диктофон кабины и регистратор полетных данных.
Президент Украины Владимир Зеленский ранее заявил, что «будет проведено тщательное и независимое расследование в соответствии с международным правом», и что он будет говорить с иранскими лидерами, чтобы активизировать сотрудничество в расследовании катастрофы.
Украина соблюдает день национального траура в четверг.
Боинг заявил, что он «готов оказать любую необходимую помощь», в то время как канадский премьер-министр Джастин Трюдо заявил, что его страна рассчитывает принять участие в расследовании, и предложил техническую помощь.
Что мы знаем?
Авиакомпания «Международные Авиалинии Украины», выполнявшая рейс PS752 в Киев, имела на борту 167 пассажиров и девять украинских экипажей
Большинство пассажиров были из Ирана и Канады.
Украинское Тегеранское посольство первоначально обвинило отказ двигателя, но позже удалило заявление, говоря, что любой комментарий относительно причины несчастного случая до запроса комиссии не был официальным.
По данным авиационного сайта Flightradar24, когда самолет упал рядом со столицей Ирана, была хорошая видимость. Чиновники из авиакомпании сказали, что экипаж был опытным.
Кто был на борту?
Среди жертв были 82 иранца, 63 канадца, 11 украинцев, включая все девять членов экипажа, 10 шведов, четыре афганца, три британца и три немца, сказал министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко. Пятнадцать из мертвых были детьми.
Но правительство Германии позже заявило, что «в настоящее время мы не знаем, что граждане Германии являются жертвами авиакатастрофы в Иране».
Глава чрезвычайных операций Ирана сказал, что 147 жертв были иранцами. Это говорит о том, что 65 иностранных граждан имеют двойное гражданство. Украинская авиакомпания предоставила номер телефона доверия для получения дополнительной информации о пассажирах: + 38-044-581-50-19.
Г-н Трюдо сказал, что 138 пассажиров на пути следовали в Канаду через Киев.
«Все люди, которые не будут приходить домой к своим родителям, своим друзьям, коллегам или своей семье», — сказал он. «У всех был такой большой потенциал, такая большая жизнь впереди».
Перевод статьи: https://www.bbc.com/news/world-middle-east-51055219 — link
Снимок изТвитера
https://www.youtube.com/watch?v=S5sh-h0Wry8