Бои за нижнюю полку закончились: в РЖД разрешили не уступать место.
Вы привыкли обо всем заботиться заранее, купили билет на нижнюю полку в первый день продаж, устроились со всем комфортом… И тут в вашем купе появляется сухонькая старушка, дама на последнем месяце беременности или женщина с маленьким ребенком и слезно просит уступить ваше место. Или же ваши попутчики оказываются большими любителями чая, постоянно занимают столик и часть вашей законной полки. Знакомая ситуация, не правда ли?
Оказывается, что вы вовсе не обязаны идти навстречу тем, кто едет на верхних полках. Даже если речь идет о поезде до Владивостока. В РЖД пояснили, что места распределяются в соответствии с купленными билетами. Если вы не хотите уступать свою полку или терпеть общительных соседей, никто не сможет заставить вас подвинуться или поменяться.
Мы едем, едем, едем…
Правила Минтранса действительны для всех пассажиров. Регламенту подчиняются и те, кто едет в купе, и те, кто предпочитает плацкарт. Покупая билет, вы сразу видите, какое место займете. Если вы по каким-либо причинам не можете находиться на верхней полке, не стоит рассчитывать на доброту попутчиков. Никто не обязан меняться с вами местами, даже если вы будете путешествовать с загипсованной ногой.
Те же правила действуют и в отношении багажа. Места под нижними сиденьями предназначены для пассажиров, купивших на них билеты. Пассажиры со второй полки должны пользоваться верхним багажным ярусом. Если вы не можете поднять свои чемоданы самостоятельно, придется просить соседей о помощи либо сдавать кладь в специальный отсек. Исключение составляют вагоны, в которых не предусмотрена третья (багажная) полка. В такой ситуации пространство для багажа придется делить по-честному.
Обед по расписанию?
По поводу столика правила не так категоричны. Этот предмет интерьера — общий, им могут пользоваться все пассажиры. Вот только если попутчики с нижней полки не согласятся подвинуться, принимать пищу придется стоя. Но есть и другие варианты:
- Дойти до вагона-ресторана. Дороговато, зато комфортно.
- Попросить проводника найти вам нижнее место для временного размещения. Учтите, что эту полку придется освободить при посадке пассажиров.
- Доплатить за более удобное место. Это можно сделать по договоренности с проводником или начальником поезда. Способ работает только при наличии свободных мест.
С 10 декабря 2017 года продажа железнодорожных билетов по России начинается за 90 дней до даты поездки. Лучше не рисковать и выбирать места заранее, учитывая продолжительность вашего путешествия и личные предпочтения. Для этого даже не нужно идти на вокзал и выстаивать очередь в билетную кассу. Забронировать и оплатить места можно на сайте РЖД или в одноименном приложении для мобильных устройств.
А можно ли договориться?
Конечно, можно. Главное — не сотрясать воздух заявлениями о своих правах и не давить на жалость. Мало кто из попутчиков откажет в вежливой просьбе, когда вам нужно покормить ребенка, собрать постельное белье или просто посидеть на нижней полке. Если же с просьбой обращаются к вам, постарайтесь найти разумный компромисс.
https://la-advokat.ru/blog/boi-za-nizhnyuyu-polku-zakonchilis-v-rzhd-razreshili-ne-ustupat-mesto/ — link
10 лайфхаков, уловок и хитростей для путешествия на поезде
Несмотря на снижение цен на авиабилеты, железнодорожные поездки по-прежнему очень популярны у россиян. Сервис «Туту.ру» собрал для любителей романтики плацкарта или комфорта СВ-вагонов лайфхаки, уловки и хитрости, которые помогут сэкономить и сделать путешествие в поездах более приятным.
Выбираем лучшие места в вагоне
Во всех поездах нижние полки — это нечетные места, а верхние — четные. В старых поездах без кондиционера не берите 3-е и 6-е купе, так как открыть окно там не получится. В плацкарте лучше не брать места с 37-го по 54-е — это боковушки, а 37-е и 38-е — боковушки у туалета. Лучшие места — у купе проводника, там недалеко розетка.
Экономим на покупке ж/д билетов
Чем раньше вы купите билет, тем дешевле он обойдется. На поезда внутри страны билеты продаются за 45 дней до отправления, а на международные (и некоторые российские) — за 60 дней. Скидка может доходить до 50 процентов — так, например, можно купить билет в купе по цене плацкарта. Действуют сезонные коэффициенты — в праздники и летом билеты дороже примерно на 10-20 процентов.
Скидки на верхние полки в купе
Если обычно скидка на верхние полки в купе составляет 10-20 процентов, то по акции она может доходить до 40 процентов, приближаясь к стоимости плацкарта. Как правило, скидка действует на межрегиональные поезда, на петербургское и московское направление есть отдельные плавающие тарифы.
Как правильно заряжать телефон в поезде
Кажется, что в плацкарте есть только одна розетка у туалета и она всегда занята, но это не так. Дополнительные розетки располагаются возле кипятильника, во 2-м и 8-м купе (места 39-40 и 51-52). В купейном вагоне розетки находятся между 3-м и 4-м купе, а также между 7-м и 8-м купе в коридоре. В современных поездах розетки есть в каждом купе.
Берите с собой тройник, тогда в розетку можно будет подключить свой гаджет, избежав споров с соседями. Напряжение в вагоне бывает нестабильным, и есть риск спалить зарядку или даже сам телефон. Чтобы этого избежать, стоит приобрести сетевой фильтр с удлинителем (его еще называют «пилот»). В нем есть предохранитель, который защитит телефон от перегрузок.
Постельное белье обязан застилать проводник
В плацкарте проводник обязан застелить постельное белье для инвалидов, пожилых людей, беременных женщин и пассажиров с детьми. В купе постель уже застелена. Одеяло можно требовать в любое время года — оно входит в состав комплекта постельного белья. Также проводник может заменить старое белье на новый комплект за отдельную плату.
Сдавать белье не нужно
Да, многие проводники за полчаса до прибытия поезда на конечную станцию требуют, чтобы все пассажиры сдали белье. Однако пассажирам не стоит этого делать. Следить за сохранностью комплектов, а также собирать их и сдавать в прачечную — обязанность проводника.
Как перевозить велосипед в поезде
В поезде дальнего следования велосипед можно провозить как багаж — только в разобранном виде, и его размер по сумме трех измерений не должен превышать 180 сантиметров. В плацкарте удобнее воспользоваться третьей полкой, туда помещается сразу четыре велосипеда. Еще железного коня можно провезти в багажном вагоне, но тогда придется приехать заранее и сдать его в багаж.
Бесплатное в поезде
В купейном и плацкартном вагоне по просьбе пассажира проводник должен выдать бесплатно: стакан в подстаканнике и ложку, швейный набор (иголки с нитками и ножницы), медицинскую аптечку и настольные игры (шахматы, шашки, домино). Хотя в конкретном вагоне каких-то предметов из этого набора может не хватать. Кроме того, в фирменном поезде бесплатны набор путешественника (зубная щетка и паста, мыло, влажные салфетки), газеты и журналы.
Сделать перерыв в поездке
Пассажир имеет право сделать остановку в пути на срок не более 10 суток и продлить срок действия билета. Для этого нужно предъявить билет администрации станции не позднее 4-х часов с момента прибытия. Но при возобновлении движения на другом поезде придется заново платить за плацкарту (стоимость места в вагоне). Это примерно половина цены всего билета.
Что делать, если вы отстали от поезда
Если вдруг случилось, что вы вышли на станции и не успели на свой поезд, а вещи остались в вагоне, паниковать не нужно. Необходимо обратиться к начальнику станции, он уведомит коллег на ближайшей остановке по ходу следования состава. Там ваши вещи снимут с поезда. Вас обязаны бесплатно доставить до этой станции следующим поездом и безвозмездно продлить срок действия билета.
Не срывайте стоп-кран
Срывать стоп-кран разрешается только в исключительных случаях: для предотвращения крушения, аварии, схода подвижного состава, человеческих жертв. По действующим правилам отставание пассажира от поезда не является уважительной причиной для срыва стоп-крана. Сейчас за это полагается штраф от трех до пяти тысяч рублей.
В поезде — сухой закон
Употребление алкогольных напитков в поездах запрещено. Ранее в поездах разрешалось употребление пива, а в вагонах-ресторанах — крепких алкогольных напитков. Однако сейчас Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) полностью запрещает употребление алкоголя. Уличенные в распитии пассажиры штрафуются: любители пива заплатят от 100 до 300 рублей, а ценители напитков покрепче — от 500 до 700 рублей.
Продажа крепкого алкоголя в вагонах поездов запрещена. В вагоне-ресторане, согласно действующему законодательству, можно купить «алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта не более 16,5 процентов», то есть пиво и вино.
https://lenta.ru/ — link
Где находятся розетки в поездах
Разбираемся, есть ли в поезде розетки, где их искать и можно ли ими пользоваться.
Начнём с главного — розетки есть абсолютно во всех поездах! Но в поездах старого типа их обычно 1-2 на весь вагон. Если розетка не работает, уточните у проводника, включена ли она.
И не забудьте, что пользоваться розетками в вагонах можно бесплатно. Проводник не имеет права препятствовать пассажиру в пользовании электрическими розетками 220В для зарядки телефонов и брать за это плату.
У каждого вагона своя собственная система электроснабжения. Напряжение в сети может быть 54В, 110В или 220В.
220В. Показатель бытового напряжения, которое используется дома. Такой источник подключения к сети вполне пригоден для дозарядки устройства.
110В. Для многих зарядных устройств приемлем диапазон напряжения от 90В до 250В. Поэтому для подзарядки гаджета такого показателя напряжения может быть достаточно.
54В. При таком низком показателе скорее всего подзарядиться не получится.
Итак, где же искать розетки в поездах
Плацкартный вагон
В большинстве плацкартных вагонов зарядить гаджет можно у боковых мест. Имейте это в виду, когда будете покупать билет на поезд. Итак, чаще всего места с розетками в плацкарте это:
второе «купе» (нижние 5, 7 и верхние 6, 8)
восьмое «купе» (нижние 29, 31 и верхние 30, 32)
боковые нижнее 49 / верхнее 50 (в старых вагонах может найтись на нижнем 51 и верхнем 52)
боковые нижнее 41 / верхнее 42 (в старых вагонах – нижнее 39 и верхнее 40)
Купе
В купейных вагонах, как правило, розетки расположены в проходе:
— между третьим и четвертым купе
— между седьмым и восьмым купе
В купе фирменных поездов как минимум есть одна розетка в самом купе.
В двухэтажных вагонах поездов есть две розетки в каждом купе.
В вагонах СВ со спальными местами розетки так же есть у каждого пассажирского места.
Совет UFS.Travel: Рекомендуем взять с собой в поездку удлинитель — «тройник»: так вы сможете избежать очереди и пользоваться розеткой в любое время, а еще доступ к электричеству будет сразу у нескольких пассажиров, что существенно облегчит поездку. И, кстати, о провод вашего зарядного устройства никто не будет спотыкаться.
- В скоростных поездах Стриж, Сапсан, АллегроВ самых быстрых поездах есть как минимум одна розетка в каждом ряду, ищите их рядом с местами для багажа, если едите в эконом-классе. В вагонах бизнес и первого класса розетки встроены в каждое кресло.В поездах Ласточка
Поезда Ласточка бывают двух видов: пригородные (Ласточка) и междугородние (Ласточка-Премиум)
Розетки в таких поездах расположены в каждой четверти вагона. Как правило, у пассажиров не возникает трудностей с доступом к ним.
В пригородной «Ласточке»:
в головных вагонах – в трех местах.
в промежуточных вагонах – в четырех местах.
В междугородней «Ласточке-премиум» розетки находятся:
в головных вагонах – в четырех местах.
в промежуточных вагонах – в четырех местах.
https://blog.ufs-online.ru/recommendations/electricity — link
Есть ли в поезде розетки, зависит от степени модернизации оборудования:
- отремонтированные вагоны — две и больше;
- старые вагоны — одна, у проводника;
- новые поезда — индивидуальные, в каждом из отсеков.
Некоторые пассажиры замечали, что есть небольшие странные розетки, куда невозможно воткнуть вилку обычной зарядки. Возможно, они созданы для использования электробритвы (у нее был другой штепсель) или подключения радио. Подобные сохранились в вагонах старого, еще советского образца.
Показатели напряжения: характеристика, особенности, формы вилки
На каких местах в плацкарте есть индивидуальные розетки? Каждый вагон снабжается электричеством индивидуально. Работа генератора зависит от движения парных колес у вагона. Оттуда накопившееся электричество поступает внутрь, где генератор подает ток во все внутривагонные розетки и распределяет его для освещения и нагревания котла.
Типы сети:
- 54 Вольт;
- 110 Вольт;
- 220 Вольт.
Фирменные поезда оснащены лучше: источники питания имеются везде, особенно в СВ, ими оборудовано каждое место. Розетка располагается возле переключателя индивидуального ночника (лампочки для чтения), причем наверху также.
Плацкарт без верхних полок начал ходить из Москвы. Как он устроен
Теперь в необычном плацкартном вагоне без верхних поперечных полок можно прокатиться не только на юге России, но и из Москвы. Вагоны поезда «Сочи» курсируют в туристическом режиме по маршруту Москва – Великий Новгород – Углич – Москва.
Плацкартный вагон поезда «Сочи». Фото: Алексей Уланов
Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, и группа «Вконтакте», где есть и новости, и новые тексты, и много всего другого.
Неудачный маршрут
В прошлом августе необычный туристический поезд начал курсировать на юге России. Он ходил в Абхазию по маршруту Туапсе – Сочи – Гарга с прицепными вагонами Роза Хутор – Гагра. Поезд получил название «Сочи».
Туристический поезд «Сочи» в фирменной ретро-ливрее. Фото: Алексей Уланов
Вагонам вернули ливрею (окраску), которую имел фирменный поезд Москва – Адлер вплоть до начала 2010-х годов, а в интерьерах поезда и его меню появились советские мотивы.
Интерьер вагона-ресторана поезда «Сочи». Фото: Алексей Уланов
Например, на стенах купейных вагонов повесили плакаты, рекламирующие отдых на южных курортах СССР, сделали тематическое меню в вагонах-ресторанах, где можно было купить в качестве сувенира авоську с типичными советскими продуктами.
Вагон-ресторан поезда «Сочи». Фото: Алексей Уланов
Поезд ходил с электровозом ВЛ10, но в будущем его обещали заменить на ретро-электровоз ЧС-2 (Чебурашка). Последние рейсы поезд совершил на мартовские праздники в 2021 году, потом его отменили.
Думаю, это было связано с низкой загрузкой. Запущенный перед низким сезоном и не имевший почти никакой рекламы поезд, по сути, «возил воздух», а не пассажиров. Наверняка к лету все восстановят, а вот что будет дальше – вопрос.
Ретро-ливрея поезда «Сочи». Фото: Алексей Уланов
На Новгород и Углич!
Вагонам поезда, чтобы они не простаивали, нашли применение в Москве. В марте – апреле их запустили по маршруту Москва – Великий Новгород – Углич – Москва в составе туристического поезда. Поезд будет приходить на станцию назначения, стоять там весь день, а у людей будет возможность осмотреть город.
Поезд отправляется с Ленинградского вокзала Москвы в составе поезда №42 Москва – Великий Новгород в 21:24 по пятницам. Прибытие в Новгород в 6:24 утра, выезд в 21:30. В Углич поезд прибывает в воскресенье в 8:15, стоит там до 17:55. После этого через Савелово возвращается на Белорусский вокзал Москвы в этот же день в 23:29.
Маршрут поезда 924 Москва (Ленинградский вокзал) – Москва (Белорусский вокзал). Скриншот «Яндекс.Расписания»
Интересно, что в поезде «Сочи» вагоны были четырех классов – общие, плацкартные, купейные и СВ. На московский маршрут поставили только плацкартные и купейные вагоны. Цена на поездку в плацкарте начинается с 1100 рублей, в купе – от 5000 рублей, в зависимости от места.
Купейные вагоны мало чем отличаются от привычных нам. Только интерьером.
Плацкартные вагоны с картинами
А вот плацкарты весьма любопытны. Они сделаны на базе полюбившихся многим вагонов со шторками. Напомню, уже два года ФПК получает вагоны после реновации. На заводе «Вагонреммаш» берут старые плацкарты, вынимают из них всю «начинку», ремонтируют кузов и делают абсолютно новые «внутренности».
Эти плацкарты в народе прозвали «вагонами со шторками», потому что каждое место можно занавесить. Такие вагоны встречаются уже во многих поездах дальнего следования.
Плацкартный вагон со шторками. Фото предоставлено Дмитрием Назаровым
Для поезда «Сочи» эти вагоны несколько усовершенствовали и запустили без верхних поперечных полок. При этом верхние боковые полки остались. На место верхних поперечных полок повесили картины.
За счет такого изменения плацкартный вагон может перевезти 36 человек – столько же, сколько и купе. Это на 18 человек меньше, чем в классическом плацкарте на 54 места.
Кстати, несколько лет назад в СМИ «утекли» фото проекта плацкартного вагона без боковых полок, но с удлиненными поперечными.
Плацкартный вагон без боковых полок. Дизайн: Иппиарт, источник: РИА Новости
Когда я написал про него, многие читатели отметили, что с удовольствием ездили бы в таких вагонах вместо купе. Однако в серию этот проект не пошел.
Ну а в вагонах без верхних полок прокатиться теперь может каждый, кто живет в Москве.