Бронетехника НАТО и её уязвимые места

0
9648

 

Коллективный Запад решил, что настало время восполнить потери киевского режима в бронетехнике. По срокам поставки западной бронетехники на украину. БМП «Мардер» — до конца 1-го квартала 2023-го года. Колесные танки AMX-10RC — до середины марта 2023-го года. БМП «Брэдли» — от 3 до 7 недель.

Американцы и НАТО расширяют линейку поставок на украину боевых машин пехоты и бронетранспортеров. ВСУ, очевидно, вскоре получат штатовские БМП М2 Bradley и БТР Stryker. Stryker — это такая интересная колесная платформа, на которую при желании можно установить орудие калибра 105 мм. На украину также будут поставлены германские БМП Marder, французские легкие колесные танки AMX-10RC. Выбор именно такой широкой номенклатуры, назовем ее условно, легкой бронированной техники, вполне объясним.

Поставки в ВСУ танков скорее будут иметь более психологическую поддержку. Их будет немного и, наверняка, в горнило боевых действий их кидать не будут. Западный танк штука непростая. Во-первых, им потребуется большая номенклатура 120-мм снарядов. А такие снаряды на Западе уже становятся дефицитом.

Во-вторых, они очень капризны в обслуживании, требуют к себе повышенного внимания. Причем с танками мы бороться научились, выбиваем их регулярно. Западный танк — мишень более чем заметная. Он больше, выше и тяжелее, чем классические советские Т-72. Ремонт такой техники в полевых условиях вести невозможно, поэтому их придется отправлять на ремонт в Польшу или Германию. А это займет несколько месяцев.

А вот поставка бронетехники типа легких французских танков или БТР Stryker с установленными на них орудиями 105 мм решают несколько задач для натовских «стратегов», которые командуют сейчас на украине. В первую очередь, это, конечно, использование снарядов калибра 105 мм. Их на военных складах НАТО сейчас много. С другой стороны, они пытаются решить задачу активного использования мобильных ротных тактических групп на линии боевого соприкосновения.

ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК «LEOPARD 2»

Leopard 2 создан компанией «Краусс-Маффей» в начале 1970-х годов и является основным боевым танком, с 1979 года находящегося на вооружении.

ПОЛНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тактико-технические характеристики танка “Леопард 2 А6”

Экипаж, чел: 4
Количество выпущенных, шт: более 3000
Вес Леопард 2:
– 2 – 50,5 тонн; 2A4 -55,15 тонн; 2A5 -62 тонн; 2A6 – 63 тонн
Размеры Леопард 2
– Длина корпуса, мм: 7700
– Длина с пушкой вперёд, мм: 9670
– Ширина корпуса, мм: 3700
– Высота, мм: 2790
– Клиренс, мм: 490
Броня Леопард 2
– Тип брони: противоснарядная комбинированная, навесная (2A5, 2A6, 2A7)
– Лоб башни, мм/град: Габарит 700мм/0 для 2А4
Вооружение Леопард 2
– Калибр и марка пушки: 120-мм Rheinmetall Rh-120
– Тип пушки: гладкоствольная
– Длина ствола, калибров: 55
– Боекомплект пушки: 42
– Прицелы: лазерный прицел-дальномер EMES-15 со встроенным тепловизорным каналом, панорамный перископический PERI-R17, вспомогательный FERO-Z18
– Пулемёты: 2 × 7,62-мм MG3
Двигатель Леопард 2
– Тип двигателя: MB 873 Ka-501
– Мощность двигателя, л.с.: 1500
Скорость Леопард 2
– Скорость по шоссе, км/ч: 72
– Запас хода по шоссе, км: 550
– Удельная мощность, л. с./т: 24,2
– Тип подвески: индивидуальная торсионная
– Преодолеваемый подъём, град.: 30
– Преодолеваемая стенка, м: 1,1
– Преодолеваемый ров, м: 3,0
— Преодолеваемый брод, м: 4 с ОПВТ/ Без подготовки 2K, 2A4: 1,2; 2A5, 2A6: 1. С предварительной подготовкой 2K, 2A5, 2A6: 2,35; 2A4: 2,25

Защита

Корпус и башня немецкого танка сварные. На Леопарде 2 установлена комбинированная броня «Чобхэм» с высокопрочными хрупкими материалами. У версий 2A5 и A6 дополнительно используются броневые модули лобовой проекции башни, корпуса и боковых обтекателей. Оценочная защищенность бронемашины против кинетических угроз находится для танка Леопард 2A4 в диапазоне 590-690 мм гомогенной броневой стали при попадении по нормали в фронтальную поверхность башни, 600 мм скат башни и нижнюю лобовую деталь корпуса, а для Леопарда 2A6 — 920-940 мм лобовую поверхность башни, 620 мм скат башни и нижнюю лобовую деталь корпуса. На танках Леопард 2A4M и 2A6M дополнительно устанавливается броневая пластина на днище для защиты от мин и СВУ.

Бронирование танка Леопард 2A6

Все Леопарды после версии 2A6 включают бортовые экраны из армированной резины для защиты от кумулятивных угроз. У танка 2A6M также может быть повышена защищенность от гранат РПГ путем установки на корпус дополнительных блоков реактивной брони, детонация которых приводит к дефокусировке кумулятивной струи или ударного ядра.

На большинстве танков, за исключением датских машин (оборудуются национальными 6-тиствольными мортирами), с каждой стороны башни имеются установки с четырьмя 76-мм дымовыми гранатами “Вегманн”, которые могут вести огонь как одиночными выстрелами, так и залпом. Шведские танки используют французские дымовые установки “GALIX”, схожие с системами танка “Леклерк”. Экипаж имеет защиту от ядерного, биологического и химического оружия. Кроме того, в Леопарде 2 установлена компрессионная система, которая повышает давление в машине свыше 4 мбар (0,004 kp/см²). Система пожаротушения включает четыре 9 кг “Halon” огнетушителя, установленные справа позади сидения водителя. Огнетушители объединены в систему и активируются автоматически оборудованием пожаротушения, когда температура превышает 82,22 °C, либо с помощью панели управления водителя. Дополнительный 2,5 кг огнетушитель “Halon” установлен на полу под основным орудием.

Вооружение

Основным орудием танка “Леопард 2” является 120-мм гладкоствольная пушка “Рейнметалл”, либо варианта L44 (обнаруживается на всех танках вплоть до версии A5), либо L55 (на 2A6 и более поздних моделях). Пушка образца L55 отличается повышенной на 11 калибров (1320 мм) длиной ствола. Данное новшество привело к увеличению начальной скорости и энергии снаряда. 27 снарядов располагаются в специальной нише в передней секции корпуса, слева от сидения водителя, ещё 15 – находятся с левой стороны замана башни, и обособлены от боевого отделения специальной электрической дверью. В случае возгорания боеприпасов панели сверху отделяются, и давление сходит в сторону от экипажа. Орудие стабилизировано в двух плоскостях и способно вести огонь различными типами снарядов, включающими немецкие DM-33 БОПС с трассером, которые пробивают 560 мм стальной брони на дистанции 2000 м, немецкие многоцелевые снаряды DM12.

Для орудия L55 введены новые БОПС — DM-53, пробивающие 810 мм гомогенной стали на дистанции 2 км. Эжекционное устройство и терморукав регулирующие температуру в стволе, покрыты стеклопластиком, а сам ствол хромирован для продления срока службы. Вертикальное склонение пушки составляет +20° до -9°.

Компания “Рейнметалл” модернизировала Леопард 2, предоставляя возможность использовать ПТУР “LAHAT” с лазерной головкой полуактивного наведения, которые работают на дистанции 6000 м. Дополнительное вооружение включает два пулемета, один из которых спарен с основным орудием, а второй является зенитным. Германские модели танков вооружены двумя пулеметами 7,62 мм MG-3; датский вариант включает два пулемета 7,62 мм FN MAG, и, наконец, швейцарская – пулеметы MG 87 калибра 7,5 мм. На борту Леопарда 2 находится 4750 патронов к пулеметам.

Система управления огнем

Стандартной немецкой СУО является EMES 15 с независимой стабилизацией в двух плоскостях. Основной прицел наводчика интегрирован с твердотельным ND-YAG (Неодим-Иттрий- Алюминий-Германиевого) лазерным дальномером и 120 элементным CdHgTe (кадмий-ртуть-теллуриевым) тепловизором “Цейсс”, который связан с СУО. Восьмикратный вспомогательный телескоп FERO-Z18 установлен коаксиально для наводчика. Командир имеет независимый перископ, “Рейнметалл/Цейсс” PERI-R 17 A2. PERI-R 17 A2 представляет собой стабилизированный панорамный перископический прицел обеспечивает зону видимости на 3600 и предназначен для дневного/ночного наблюдения и обнаружения целей.

Тепловая картина от перископа командира поступает на монитор в танке. Изначально производство тепловизоров не было налажено и в качестве временной меры устанавливались телекамеры, работающие при низкой освещенности (LLLTV). Оборудование СУО обеспечивает поступление 3 значений о дальности до цели за 4 секунды. Данные передаются компьютеру системы управления огнем и используются для принятия решений. Так как прицел наводчика интегрирован с лазерным дальномером, поэтому он может непосредственно видеть результаты вычислений в цифровом виде. Максимальная дальность работы дальномера составляет 10000 метра при погрешности 20 метров на 10 км. СУО позволяет Леопарду 2 уничтожать движущуюся цель, находясь в движении по пересеченной местности.

Двигатель

В качестве силовой установки выступает – дизель MTU MB 873 мощностью 1100 кВт. Это четырехтактный, 12-цилиндровый двигатель с турбонагнетателем, жидкостным охлаждением, объемом 47,6 литров. Конструкция предусматривает многопливность установки с расходом 300 литров на 100 км шоссе и 500 литров при движении по пересеченной местности. Замена двигателя может быть произведена в поле за 15 минут. Используется гидромеханическая трансмиссия “Ренк” HSWL354, которая имеет 4 передних и 2 задних передачи согласованных с гидротрансформатором.

Коробка передач полностью автоматическая и представляет собой три планетарных ряда с дисковыми тормозами, которые позволяют задействовать 1,2 и 3 передачу, а также блокировать фрикцион при включении 4. При движении вперед со скоростью не более 8 км/ч имеется возможность немедленно переключиться на задний ход при помощи фрикционных элементов. Использование гидрообъемной передачи механизма поворота значительно снижает нагрузки на ходовую часть и трансмиссию и обеспечивает кинематическую регулировку радиуса поворота по аналогии с гражданской техникой.

Танк Леопард 2 несет 3 топливных бака общей вместимостью 1160 литров (500 л резервуар в МТО, и 700 л — 2 резервуара — на надгусеничных полках). Машина способна развивать скорость 68 км/ч по шоссе (ограничена до 50 км/ч в мирное время) и 31 км/ч задним ходом. Силовая установка и трансмиссия отделена от боевого отделения огнеупорной переборкой. Недавно на танке опробован новый двигатель EuroPowerPack MTU MT883, мощностью 1210 кВт. “EuroPowerPack” является комбинацией дизельного двигателя MTU MT883 с пятиступенчатой автоматической трансмиссией “Ренк” HSWL 295TM.

«Леопард 2 — инструкция по уничтожению»

Танкистам и противотанкистам — схемы бронирования немецкого кота. Верхняя цифра — эквивалент брони от кинетических снарядов, нижняя — от кумулятивных БЧ.

Уязвимые места:

  • В лоб: корпус, желательно в НЛД: в правой стороне сидит мехвод, слева — отсек с основным БК. Танки на практике могут не заполнять данный отсек снарядами — поражайте в центр.
  • Башню — вокруг маски тандемной боеголовкой.
  • В щёки не цельтесь, там композит на 1200 мм эквивалента.
  • В борта: передняя часть корпуса под лбом башни, под погон башни, в корпус под кормой башни — поражаются мехвод/бк, экипаж, двигатель.
  • Башню — под люки экипажа, в кормовой отсек — там БК.

Внимание! Танк оборудован вышибными панелями отсека БК — попадание не гарантирует уничтожение экипажа и полный вывод из строя.

В лоб пробивается ПТУР «Метис-М» и «Корнет», в борт — любыми кумулятивными БЧ (для РПГ-7 используйте выстрелы ПГ-7ВС и лучше).

У Польши имеется 247 «Лео», большинство — в версии 2А4, постепенно модернизируемых до модификации 2PL. Очень сомневаемся, что в поставку войдут модернизированные машины или версия А5 — скорее всего, хохлы получат старичка 2А4.

«Леопард 2А4» — самая распространённая модификация танка, выпускалась с 85 по 92 годы. Немецкий «кот» отличается отличной подвижностью (турбодизель мощностью аж 1500 л.с.), отличной манёвренностью (скорость заднего хода — 31 км/ч, для сравнения у Т-72 не более 5 — также немец умеет разворачиваться на месте), наличием неплохого тепловизора и стандартного орудия «Рейнметалл» калибра 120 мм, способного вести огонь всей номенклатурой натовских танковых снарядов. Броня неплоха в лобовой проекции, но у «Лео» отсутствует динамическая защита (даже в форме дополнительного пакета).

Однако А4 — ровесник советского Т-80БВ, которого в западных и украинских интернетах называют устаревшим хламом. У этих кошек нет ни улучшенной брони, пошедшей в серию лишь с А5, ни 55-калиберной версии орудия (устанавливается на А6 и А7). Да и поставить их поляки собираются всего роту — двенадцать танков. Скорее всего, и за штурвалом этой чёртовой дюжины будут сидеть не щирые козаки, а вельможне панове.

К слову, «Леопарды» уже встречались в бою с советским и российским вооружением: во время операции «Щит Евфрата» в 2016 году террористы ИГИЛ и курдские ополченцы вполне успешно применяли против турецких кошек советские ПТРК «Конкурс», «Метис», «Корнет» и даже древние «Фагот». Последний лобовую броню 2А4 не пробивает: всё-таки более 600 мм эквивалента стали, а старичок уверенно берёт лишь 400. «Конкурс» пробивает «Лео» только в уязвимые точки: а вот тандемные БЧ «Метиса» и «Корнета» шили немецко-турецкого кота в любую проекцию.

Большинство пораженных ПТУР турецких «Леопардов» получили ракету не в хорошо бронированный лоб, а в борта: против советских комплексов шансов у тонкой брони без ДЗ не было — даже специальные бортовые экраны не помогали. Известно о повреждениях 15 «Лео» — 9 из них получили «тяжёлый урон». Советский ПТУР, прилетающий в корму башни (там у Леопарда кранцы первых выстрелов боекомплект первой очереди), гарантированно выводит танк из строя.

То, что именно поляки первыми объявили о поставке ОБТ на Украину, сюрпризом не стало. Польша — один из лидеров снабжения киевского режима вооружением и военной техникой а также кадровыми военнослужащими, замаскированными под наёмников.

Бандеровцы стреляют по русским городам из польских гаубиц, носят польские автоматы и польские бронежилеты. Толпы в Кресах Всходних Львове аплодисментами приветствуют польского президента Анджея Дуду. Поляки, правда, иллюзий о своих боевых холопах соседях не испытывают: паны помнят и Кресы, и Волынь, и Речь Посполиту. За каждый танк, гаубицу и перевязочный пакет ясновельможно панство возьмёт с Украины сполна. Польша стремительно милитаризируется, вспоминая Оршу и Вену — найдётся ли у нас на нового Собесского свой Суворов?

А бойцам на фронте следует готовить для немецких кошек свои «Конкурсы».

Вместо послесловия: до редакции по слонячьему телеграфу братишки передали следующее: четыре дня назад под Кременной славные воины 76 дивизии ВДВ закорнетили нечто, очень похожее на «Леопард». Опять история как с ракетами HARM или перепутали со словацким Т-55? Забавно окажется, если «Лео» раньше «Брэдли» вынесут.

Схема, как убивать Leopard 2A4

M1 «ABRAMS», ОСНОВНОЙ ТАНК США

М1 Abrams – это основной американский танк, который выпускается серийно с 1981 года. Он относится к третьему послевоенному поколению танков.

ПОЛНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тактико-технические характеристики основного боевого танка М1А1/М1А2 “Абрамс”

Боевая масса, т – 57,15/62,5
Экипаж, чел – 4
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед – 9828
ширина – 3650
высота – 2438
клиренс – 432/482
Броня, мм – комбинированная с применением обедненного урана
Вооружение:
М1 – 105-мм нарезная пушка М68Е1; два 7,62-мм пулемета;12,7-мм зенитный пулемет
М1А1/М1А2 – 120-мм гладкоствольная пушка Rh-120, два 7,62-мм пулемета М240 и 12,7-мм пулемет “браунинг” 2НВ
Боекомплект:
М1 – 55 выстрелов, 1000 патронов калибра 12,7- мм, 11400 патронов калибра 7,62 мм
М1А1/М1А2 – 40 выстрелов, 1000 патронов калибра 12,7-мм, 12400 патронов калибра 7,62 мм
Двигатель – “Лайкоминг текстрон” АGТ-1500, газотурбинный, мощность 1500 л.с. при 3000 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см – 0,97/1,07
Скорость по шоссе, км/ч – 67
Запас хода по шоссе, км – 465/450
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м – 1,0
ширина рва, м – 2,70
глубина брода, м – 1,2

Танк М1 “Абрамс” оснащен системой защиты от оружия массового поражения, которая в случае необходимости обеспечивает подачу очищенного воздуха от фильтровентиляционной установки к маскам членов экипажа, а также создает избыточное давление в боевом отделении, чтобы предотвратить попадание в него радиоактивной пыли или отравляющих веществ. Имеются приборы радиационной и химической разведки.

Температура воздуха внутри танка может повышаться с помощью обогревателя. Для внешней связи служит радиостанция АМ/УРС-12, для внутренней – танковое переговорное устройство.Для кругового обзора по периметру командирской башенки установлены шесть смотровых перископов. Электронный (цифровой) баллистический вычислитель, выполненный на твердотельных элементах, с довольно высокой точностью рассчитывает угловые поправки для стрельбы. От лазерного дальномера в него автоматически вводятся значения дальности до цели, скорость бокового ветра, температура окружающего воздуха и угол наклона оси цапф пушки.

Кроме этого, вручную вводятся данные о типе снаряда, барометрическом давлении, температуре заряда, износе канала ствола, а также поправки на рассогласование направления оси канала ствола и линии прицеливания. После обнаружения и опознавания цели наводчик, удерживая на ней перекрестие прицела, нажимает на кнопку лазерного дальномера. Значение дальности отображается в прицелах наводчика и командира. Затем наводчик выбирает тип боеприпаса путем установки четырехпозиционного переключателя в соответствующее положение. Заряжающий тем временем заряжает пушку.

Световой сигнал в прицеле наводчика оповещает, что орудие готово к открытию огня. Угловые поправки от баллистического вычислителя вводятся автоматически. В качестве недостатков отмечаются наличие только одного окуляра в прицеле наводчика, что утомляет глаза, особенно во время движения танка, а также отсутствие прицела командира танка, независимого от прицела наводчика.

Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части машины. Газотурбинный двигатель АОТ-1500 выполнен в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Х-1100-ЗВ. В случае необходимости блок целиком может быть заменен менее чем за 1 час. Выбор газотурбинного двигателя объясняется рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности. Прежде всего это возможность получения большей мощности при меньшем объеме газотурбинного двигателя. Кроме того, последний имеет примерно вдвое меньшую массу, относительно простую конструкцию и в 2-3 раза больший ресурс работы. К тому же он лучше удовлетворяет требованиям многотопливности.

Вместе с тем отмечаются такие его недостатки, как повышенный расход топлива и сложность воздухоочистки. АОТ-1500 является трехвальным двигателем с двухрасходным осецентробежным компрессором, индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения, двухступенчатой силовой турбиной с регулируемой сопловым аппаратом первой ступени и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Максимальная температура газа в турбине составляет 1193°С. Скорость вращения выходного вала – 3000 об/мин. Двигатель имеет хорошую приемистость, что обеспечивает танку М1 “Абрамс” разгон до скорости 30 км/ч за 6 секунд. Автоматическая гидромеханическая трансмиссии Х-1100-ЗВ обеспечивает четыре передачи переднего хода и две заднего.

Ходовая часть танка включает по семь опорных катков на борт и две пары поддерживающих роликов, торсионную подвеску, а также гусеницы с резинометаллическими накладками. На базе танка М1 “Абрамс” созданы машины специального назначения: тяжелый танковый мостоукладчик, катковый минный трал и бронированная ремонтно-эвакуационная машина мостоукладчик НАВ.

Как уничтожить американский боевой танк «Абрамс»

Американская пропаганда активно работает над созданием мифа о неуязвимости танка М1А1 «Генерал Абрамс», однако, это является не чем большим, чем ложь и пропаганда, целью которой является вселить в сердца наших бойцов неуверенность в себе и своем оружии.

Действительно, основной боевой танк М1А1 «Генерал Абрамс», а также его модификации М1А1НА и М1А2 имеют высокую защищенность лобовой проекции, которая составляет порядка 550-770 мм (в зависимости от модификации) от оперенных бронебойных подкалиберных снарядов и порядка 800-1110 (в зависимости от модификации) от кумулятивных средств поражения. Однако, речь идет о бронировании самых защищенных участков, составляющих менее 50% лобовой проекции танка.

В остальных же участках поражение танка не составляет труда для умелого и осведомленного о слабых зонах бронирования бойца. Кроме того, данные по испытаниям танка М1А1НА с усиленной броней, использующей обедненный уран, показали, что приводимые в открытых источниках данные о его бронезащите сильно завышены и для указанной модификации составляют не более 550-600 мм на дистанции 1000 м от против оперенных бронебойно-подкалиберных снарядов и порядка 800 мм от кумулятивных средств поражения.

Бей «Абрамс»!

  • Бей стрелково-пулеметным огнем по приборам наведения.
  • Бей по пушке.
  • Бей по большему зазору между бронированием корпуса и башни. Зазор настолько велик, что попасть под башню «Абрамса» можно с большого расстояния.
  • Бей по бортам корпуса, их можно пробить даже при помощи старых моделей РПГ.
  • Бей по кормовым нишам башни.
  • Бей очередями из 30-мм пушки БМП-2 по бортам корпуса (участки обозначены на рисунке 1).

Дистанция уверенного поражения при использовании БП снаряда «Кернер» при угле от 38 до 90 градусов составит до 2000 метров (500 м для БТ снаряда).

Уязвима вся зона вокруг орудия и характерный треугольник под ним.

Верхняя лобовая деталь танка значительно слабее, поэтому танкистам и бронебойщикам рекомендуется бить именно туда.

Борт «Абрамса» в задней части представляет собой до 7 см стали экранов и 3 см броневой стали корпуса. Такая преграда поражается пушками 2А42/2А72.

Для успешной борьбы с этим грозным противником нужно знать уязвимые места этого танка – смотрите Рисунок 1

"Уязвимые места боковой проекции танка М1А1 «Абрамс» и Рисунок 2

Рисунок 1. Уязвимые места боковой проекции танка М1А1

Рисунок 1. «Уязвимые места боковой проекции танка М1А1 „Абрамс“.

Современное противотанковое вооружение русской армии способно уничтожить или вывести из строя любой тип вражеского танка. Однако, если их по какой-либо причине нет в наличии, с танком М1А1 „Абрамс“ можно бороться и устаревшими средствами, например при помощи моноблочных кумулятивных гранат для гранатомета РПГ-7 (Гранаты ПГ-7, ПГ-7В, ПГ-7 ВМ рекомендуется применять по участкам бортовой проекции указанной на Рисунке 1, а также по кормовой нише башни). Бей по танку только тогда, когда он подставит бок (38-90 градусов).

Рисунок 2. Уязвимые места лобовой проекции танка М1А1

Рисунок 2. Уязвимые места лобовой проекции танка М1А1 „Абрамс“.

Распределение бронирования танка М1А2 „Абрамс“ представлено на следующем рисунке:

Рисунок 3. Распределение бронирования танка М1А2

Рисунок 3. Распределение бронирования танка М1А2 „Абрамс“

  • Зеленый – бронирование от 20, до 70 мм.
  • Красный – бронирование от 600 до 770 мм.
  • Желтый – бронирование до 80 мм (при обстреле под прямым углом).

Рисунок 4. Размещение бортовых экранов на танке М1А1

Рисунок 4. Размещение бортовых экранов на танке М1А1 „Абрамс“

Гранаты ПГ-7ВЛ, и ПГ-7ВР (бронепробиваемость 500-750 мм) можно применять по любым участкам бортовой проекции и по уязвимым участкам лобовой проекции.

Исходя из опыта предыдущих конфликтов, для борьбы с танками противника рекомендуется:     

          1. Создавать специальные команды бронебойщиков, которые должны иметь в своем составе пулеметчика и снайпера для защиты от пехоты, прикрывающей танк противника.

     2. Места для засад должны выбираться в участках, ограничивающих передвижение танков.

        3. Расположение засады должно обеспечивать отрезание путей отхода и запирание машин в секторе уничтожения.

      4. При ведении боевых действий в городе, необходимо использовать несколько команд, размещая их на разных уровнях – в подвалах, на первых-третьих этажах зданий. Для надежного поражения танка, по нему рекомендуется одновременно производить до 5 – 6 выстрелов из РПГ с различных направлений.

          5. Обстреливать бронеобъекты рекомендуется сверху, с флангов и с тыла. Выстрелы по лобовой броне малоэффективны и способны лишь демаскировать гранатометчика.

Вторая Иракская война выявила слабые места американских танков М1А1 „Абрамс“ и окончательно развеяла миф о его неуязвимости, тщательно насаждавшийся в течение последнего десятилетия. Лобовая броня башни и корпуса „Абрамса“ все еще обеспечивают хорошую защиту от противотанковых средств находившихся на вооружении Иракской армии. Однако бортовая и кормовая проекции остаются уязвимыми даже для гранатометов, разработанных в 60-е годы прошлого века.

Также были зарегистрированы случаи вывода из строя танков огнем со стороны кормы как 25-мм пушек „своих“ БМП „Брэдли“, так и 30-мм пушек БМП-2. Не является секретом и то, что не укладываясь в отведенные весовые ограничения американские конструкторы вынуждены были пожертвовать бронированием бортов корпуса, который обеспечивает защиту от бронебойных снарядов 30-мм пушки только при курсовом угле +/ – 30 градусов, где установлены бортовые экраны толщиной 70 мм.

Остальные участки борта из себя 5 мм мягкой стали, за которой идет 30 мм броневой стали корпуса. Такая преграда поражается пушками 30 мм пушками БМП-2 с 2000 м (при использовании бронебойных подкалиберных снарядов), при использовании обычных бронебойных снарядов эта дистанция несколько ниже.

По данным зарубежных специалистов реактивные гранаты ПГ-7В с вероятностью 55% поражают „Абрамс“ в борт башни и борт корпуса над катками. С вероятность 70% – в крышу башни.

Выяснилось также, что „Абрамсы“ в полевых условиях „сжигают“ больше горючего, чем им положено по норме. Были трудности с доставкой запчастей для вышедших из строя машин, в результате чего многие поврежденные танки не удавалось отремонтировать и они были разобраны на запасные части для ремонта своих более удачливых собратьев.

По информации официальных источников на основе действий 3-й Механизированной дивизии США можно сделать следующие выводы о уязвимости танка „Абрамс“:

  • Ракет „Корнет“ в Ираке не обнаружено.
  • Верх, бока, и тыловая броня восприимчивы к поражению.
  • Зарегистрированные случаи, где 30 мм бронебойные снаряды пробивали танк с тыла.
  • Левая и правая сторона бортовых экранов, пробивается РПГ.
  • Косметические повреждения при поражении противопехотными выстрелами к РПГ.
  • Не отмечено случаев, поражения танков противотанковыми минами (в отличие от 1991 года).
  • Вышибные панели на башне работали штатно, зарегистрированные случаи попадания в боеукладку к гибели экипажа не приводили.
  • Двигатель продемонстрировал низкую надежность и крайне высокую пажароопасность.
  • Для полного поражения танка достаточно 1 термитной гранаты (внутрь), 2 ракет „Маверик“ или выстрела БПС (в область боеукладки).
  • Для вывода танка из строя достаточно от одного выстрела РПГ по боковым частям корпуса.
  • На многих уничтоженных „Абрамсах“, пораженных огнем ручных противотанковых гранатометов типа РПГ-7 в борт, противокумулятивные экраны пробивались даже гранатами ПГ-7В (это один из наиболее старых типов гранат для РПГ-7), и ее кумулятивной струи было достаточно, чтобы после экрана пробить и бортовую броню.
  • Имелись случаи безвозвратных потерь из-за воспламенения вспомогательных силовых установок (ВСУ) и/или воспламенения емкостей с запасами ГСМ, которые попадали в моторно-трансмиссионное отделение и тем самым воспламеняли двигатель. Так сгорел один „Абрамс“ („из-за вторичного эффекта“), который был обстрелян из 12,7-мм пулемета ДШК. Пуля попала в левую заднюю часть башни, где как раз и расположена ВСУ, пробила ящик, вывела из строя установку, а горящее топливо и масло из нее устремились вниз, в МТО. Произошло возгорание силовой установки, которая полностью выгорела, танк восстановлению не подлежит. Кстати, о ВСУ танка „Абрамс“.

ОСНОВНОЙ ТАНК FV4030 „CHALLENGER“, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

«Челленджер» («бросающий вызов») относится к третьему послевоенному поколению и состоит на вооружении только английской армии. Разработка танка началась научно-исследовательским центром MVEE совместно с фирмой «Виккерс» в 1972 году.

ПОЛНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса – 62 т
Экипаж – 4 чел.
Высота по крыше башни – 2500 мм
Пушка – 120-мм нарезная
Боекомплект – 64 выстрела
Типы боеприпасов – БПС, БФС, ДС
Дальномер – лазерный
Стабилизатор – электромеханический
Баллистический вычислитель – электронный, цифровой
Тепловизор – есть
Заряжание – раздельно-картузное, вручную
Дублированное управление огнем – от командира танка
Пулеметы – два 7,62-мм
Броневая защита – комбинированная типа «Чобхэм»
Дымовые гранатометы – два блока по 5 шт.
Максимальная скорость – 56 км/ч
Запас хода по шоссе – 400 км
Двигатель – четырехтактный двенадцатицилиндровый многотопливный дизель
Мощность двигателя – 882 кВт (1200 л.с.)
Трансмиссия – гидромеханическая
Подвеска – гидропневматическая
Гусеница – с ОМШ и съемными подушками
Глубина преодолеваемой водной преграды – 1,1 м

Основной танк “CHALLENGER”

«Челленджер» («бросающий вызов») относится к третьему послевоенному поколению и состоит на вооружении только английской армии. 

Танк «Челленджер» имеет конструктивно-компоновочную преемственность со своим предшественником – танком «Чифтен». Он создан по классической компоновочной схеме. Механик-водитель находится в отделении управления по продольной оси корпуса и в положении «по-боевому» располагается полулежа. Командир танка и наводчик размещаются в боевом отделении справа от пушки, а заряжающий – слева. Моторно-трансмиссионное отделение с продольно расположенным двигателем занимает кормовую часть корпуса.

Основным вооружением танка является 120-мм нарезная пушка L11A5. Ее конструктивные особенности приведены в разделе «Основной танк «Чифтен». Научно-исследовательским центром RARDE для танка «Челленджер» Mk2 разработана новая 120-мм нарезная пушка L30, рассчитанная на повышенное давление пороховых газов. Она взаимозаменяема с L11A5 и позволяет вести огонь всеми ранее созданными боеприпасами, а также новым бронебойным подкалиберным снарядом с сердечником из сплава на основе обедненного урана. Боекомплект пушки L11A5 состоит из 64 выстрелов раздельно-картузного заряжания, но, в отличие от танка «Чифтен», заряды размещены в контейнерах, которые кроме защитной рубашки с огнетушащей жидкостью имеют бронирование. Все пороховые заряды находятся в корпусе ниже опоры башни.

В системе управления огнем используется несколько модернизированная аппаратура танка «Чифтен» последней модификации. Командир танка может вести стрельбу из пушки, используя дневной перископический прицел и видеоконтрольное устройство тепловизионного прицела наводчика. Для стрельбы из пулемета по воздушным целям у командира установлен зенитный прицел. Основной перископический прицел наводчика совмещен с лазерным дальномером. Выверка прицела производится с помощью коллимационного устройства. При выходе из строя основного прицела наводчик имеет возможность вести стрельбу через вспомогательный. В качестве ночного прицела используется видеоконтрольное устройство тепловизора.

В танке установлены электромеханический стабилизатор вооружения и электронный баллистический вычислитель. Приводы наведения выполнены на базе полупроводниковых усилителей и высокоточных гироскопических приборов, поэтому характеристики стабилизатора улучшены по сравнению с его предшественником на танке «Чифтен». Управление вооружением как от наводчика, так и от командира производится с помощью кнюппеля, вмонтированного в неподвижную рукоятку, что уменьшает влияние колебаний корпуса на точность наведения пушки.

В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм зенитный пулемет L37A2 с дистанционным управлением от командира и 7,62-мм пулемет L8A2, спаренный с пушкой. Боекомплект пулеметов составляет 4000 патронов.

Броневая защита корпуса и башни в переднем секторе (180 градусов) представляет собой комбинированные преграды типа «Чобхэм». Корпус и башня сварные. В центральной части верхней лобовой детали корпуса толщина брони уменьшена для обеспечения необходимого угла обзора механику-водителю и уменьшения зоны непросматриваемого пространства перед машиной до семи метров. Защита бортов корпуса усилена стальными четырехсекционными противокумулятивными экранами.

В качестве маскировочных средств используется защитная или деформирующая окраска танка и два блока по пять дымовых гранатометов калибра 66 мм или 76 мм по бортам башни. Дымовые гранаты разрываются в воздухе на расстоянии 25 метров от танка, образуя дымовую завесу и «горячие пятна», создающие засветку на экранах тепловизионных приборов.

В танке установлена быстродействующая автоматическая система ППО с ИК-датчиками и огнетушащим составом «Галон 1301». Топливные баки изготовлены из синтетический резины и расположены в кормовой части корпуса слева и справа от двигателя. На танке установлен индикатор лазерного облучения с выдачей сигнала экипажу. В систему коллективной защиты от оружия массового поражения входит ФВУ комбинированного типа, которая расположена снаружи в изолированном отсеке кормовой части башни.

В МТО установлен многотопливный четырехтактный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения 12V1200A «Кондор» производства фирмы «Перкинс» (до 1984 года – фирмы «Роллс-Ройс»). Двигатель, трансмиссия и обеспечивающие их системы объединены в один силовой блок массой 5490 килограммов. Предусмотрено устройство для отключения силового блока от бортовых редукторов при буксировке танка. Пуск двигателя осуществляется с помощью двух совместно работающих электростартеров, а для облегчения пуска используется электрофакельный подогрев впускного воздуха.

В аварийных случаях можно механически включить передачу переднего или заднего хода. 

Снаружи танка к бортам корпуса крепятся двенадцать гидропневматических узлов подвесок с двенадцатью гидроупорами для ограничения хода балансиров. Изменение клиренса или дифферента танка с помощью гидропневматической подвески не предусмотрено. Гусеница с открытыми металлическими шарнирами имеет съемные резиновые подушки.

Пробег танка до капитального ремонта установлен 9600 километров. В качестве специального оборудования имеются вспомогательный агрегат электропитания с трехцилиндровым дизелем мощностью 27,2 кВт (37,5 л.с.) и навигационная аппаратура.

В танке установлена ультракоротковолновая симплексная телефонная радиостанция VK/VRC-353 с диапазоном рабочих частот 30-76 МГц. Для танка «Челленджер» Mk2 разработана УКВ радиостанция «Ягуар» с диапазоном частот 30-88 МГц. 

Танк «Челленджер» — инструкция по уничтожению

Вместе с тем уязвимым местом танка является нижний лобовой лист корпуса, выполненный из обычной, то есть некомбинированной брони толщиной около 100 мм. Однако в бою на типичных дистанциях НЛД труднопоражаема благодаря экрану местности; кроме того, предусмотрена установка противокумулятивной динамической защиты ROMOR, что во многом компенсирует её низкие броневые качества. Комментарий английского танкиста после случая с пробитием нижней лобовой детали, которая была защищена динамической защитой ROMOR.

Боевое применение

Танки Челленджер 2 использовались в миротворческих миссиях ещё до своего первого боевого применения во время вторжения в Ирак в марте 2003 года. На то время 7-я бронетанковая бригада, входящая в состав 1-й бронетанковой дивизии, имела на вооружении 120 танков Челленджер 2. Танки активно применялись во время Битвы за Басру, где они оказывали огневую поддержку британским силам.

Во время иракской войны зафиксировано два инцидента, во время которых поражались танки Челленджер 2:

  • Один танк был полностью уничтожен «дружественным огнём», когда один танк по ошибке поразил другой, двое членов экипажа погибли, поражение произошло бронебойно-фугасными боеприпасами (HESH) в корму и люк командира.
  • В 2007 году выстрелом из ручного противотанкового гранатомёта была пробита нижняя лобовая деталь корпуса челленджера, водителю-механику оторвало три пальца ноги, ранения получили также и два других члена экипажа танка.

Зафиксирован случай, когда в ходе боёв один из челленджеров получил 15 попаданий из противотанковых гранатомётов без пробития брони. При штурме Басры зафиксировано около 70 попаданий из РПГ по танкам «Челленджер» без пробития брони.

Плотный обстрел из ручных противотанковых гранатометов, который в районе иракского города Басра ощутили на себе экипажи британских танков, заставил инженеров задуматься над тем, как повысить защищенность машины на поле боя. Эксперты отмечают, что для работы в «жаркий» день «Челленджер-2» оснащался дополнительным бронированием бортов и специальными решетчатыми экранами, в довесок к фирменной увесистой британской броне «Дорчестер».

Эти манипуляции  повышали живучесть танка, однако масса машины возрастала многократно — с 62,5 до чудовищных 75 тонн. По этому показателю «Челленджер-2» оказался существенно хуже не только всех существующих зарубежных танков, но и сильно прибавил в весе относительно ближайшего «англоговорящего» родственника — американского «Абрамса» в версии M1A2SEP.

26 марта 2003 года челленджеры приняли участие в танковом бою, когда колонна иракских танков попыталась атаковать британские позиции. В ходе боя было уничтожено 15 иракских Т-55, британцы потерь не понесли.

По российским данным, уровень стойкости лба башни составляет 800 мм от БОПС и 1200 от КС. Для сравнения аналогичный показатель Леопард 2А5 равен 800 и 1300. При проектировании башни были приняты меры к понижению её заметности для РЛС.

У Челленджер-2 отсутствует автомат сопровождения цели. Именно этот автомат позволил реализовать на Т-90 систему „охотник-стрелок“. Командир танка выполняет роль наблюдателя-охотника и проводит передачу данных наводчику, который выполняет роль стрелка, наводчик занимается уничтожением, а не поиском целей.

«Челленджер-2» по-прежнему заряжается вручную, а его подвижность даже с учетом установки более мощного немецкого двигателя в 1500 лошадиных сил коренным образом не изменится.

Когда до британцев дошли новости про „Армату“, они в общем-то поняли, что положить на противоположную чашу весов им по большому счету нечего.

AMX-10RC, БОЕВАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ МАШИНА, ФРАНЦИЯ

БРМ AMX-10RC создавалась по требованиям французской армии для замены устаревшей машины «Панар» EBR. В войска БМР начала поступать в 1976 г.

ПОЛНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевые и технические характеристики

Масса в боевом снаряжении, т – 15,9
Габариты LxBxH, м – 9,15×2,95×2,68
Тип движителя (колесная формула) – 6×6
Экипаж, чел. – 4
Вооружение/боекомплект, мм/шт. – пушка 105-мм/38, спаренный пулемет 7,62-мм/4000
Дымовые гранатометы, количество – 2×2 (2×3)
Максимальная скорость, суша/вода, км/ч – 85/7,2
Запас хода по топливу, км – 1000
Мощность двигателя, кВт/л.с. – 191/260

БРМ AMX-10RC

БРМ AMX-10RC создавалась по требованиям французской армии для замены устаревшей машины «Панар» EBR. В войска БМР начала поступать в 1976 г. В конструкции AMX-10RC широко использованы составные части БМП АМХ-10Р.

В передней части корпуса размещено рабочее место водителя, командир машины, наводчик и заряжающий, выполняющий также обязанности радиста, находятся в башне (первые два справа от пушки, последний слева), моторно-трансмиссионное отделение расположено в корме.

Основным вооружением AMX-10RC является полуавтоматическая 105-мм пушка с теплозащитным кожухом. Двухкамерный дульный тормоз и большой откат (600 мм) уменьшают силу отдачи, примерно, до 13 т. Используются выстрелы с кумулятивными, осколочно-фугасными и бронебойными оперенными подкалиберными снарядами. Последние были приняты на вооружение лишь в конце 1980-х годов. 12 из 38 выстрелов размещены в башне. Спаренный 7,62-мм пулемет установлен слева от пушки.

Приводы наведения оружия от наводчика и командира электрогидравлические. Для кругового обзора командир пользуется 6 перископическими приборами, для наблюдения и стрельбы – панорамным прицелом М389 с 2-х и 8-кратным увеличениями и приводом противовращения, обеспечивающим возможность слежения за целью независимо от положения башни. Предусмотрено командирское целеуказание наводчику. Основной прибор наблюдения и стрельбы у последнего – телескопический прицел М504, скомплексированный с лазерным дальномером М550, электронным узлом автоматического ввода данных для корректирования стрельбы и устройством выверки. Этот прицел является важной составной частью системы управления огнем СОТАС, обеспечивающей очень малое время подготовки первого выстрела и высокую точность стрельбы.

В ночное время используется система низкоуровневого телевидения DIVT 13, в которой телекамера устанавливается на маске пушки, а экраны – у командира и наводчика. В СУО предусмотрена система встроенного контроля. Моторно-трансмиссионная установка имеет много общего с МТУ БМП АМХ-10Р. Двигатель HS-115 – многотопливный 8-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения, смонтирован в единый блок с гидромеханической трансмиссией, обеспечивающей по 4 передачи переднего и заднего хода и отбор мощности на водометный движитель.

Характерной особенностью является то, что поворот машины осуществляется «потанковому», то есть за счет создания разности скоростей вращения колес забегающего и отстающего бортов. После 1983 г. на машины AMX-10RC вместо HS-115 устанавливался более мощный и экономичный дизель «Бедуин» 6 F 11 SRX (221 кВт). Гидропневматическая подвеска машины обеспечивает возможность изменения клиренса. Имеется система централизованной подкачки шин. Штатным оборудованием машины являются кондиционер, подогреватель, система защиты от ОМП, приборы ночного видения в СУО, средства связи, навигационная аппаратура, водооткачивающие средства.

В ходе модернизации машины была разработана модификация AMX-10VOA, отличающаяся тем, что ее оборудование может сопрягаться с автоматизированной системой управления огнем полевой артиллерии «Атила». В комплект оборудования входят лазерный дальномер с бинокулярным визиром, перископ кругового обзора с переменным увеличением (2-х или 8-кратное), система управления огнем APX M401, пассивный прибор наблюдения DI-YT-13 (дальность видения 1000 м, поле зрения 5 градусов), автоматизированная аппаратура передачи данных, позволяющая передать всю информацию в АСУ «Атила» за 20 – 30 секунд. 

Как уничтожить бронеавтомобиль AMX-10RC

Бронеавтомобили AMX-10RC, которые Франция пообещала поставить Киеву, уязвимы перед танковыми снарядами и противотанковыми ракетами. AMX-10RC — это бронированная разведывательная машина, а не танк, который отличается гусеничным шасси, крупнокалиберным орудием и противоснарядным бронированием.

Бронирование AMX-10RC обеспечивает защиту экипажа от пуль и осколков.

Бронирование этого колёсного танка с трудом способно противостоять обстрелу даже из крупнокалиберного пулемёта: да, беглый огонь в лобовую проекцию с дистанции около 300-400 метров для этой машины не страшен, однако вблизи достаточно просто выцелить области около погона башни, которые без труда пробиваются крупнокалиберным пулемётом.

В бортовой проекции броня танка не защитит от всё того же крупнокалиберного пулемёта  даже с дистанции в 500 метров.

Крыша танка также уязвима: самолёты, вооруженные крупнокалиберными пулемётами, способны не прицеливаясь поражать AMX-10RC с больших дистанций, так как броня крыши не превышает 10 мм (в эквиваленте катанной гомогенной брони, так как сам танк изготовлен из алюминиевого сплава).

Стоит ли напоминать, что большинство самолётов расправляются с AMX-10RC одной короткой очередью. Впрочем, слабое бронирование крыши характерно для всех французских лёгких танков.

M2/M3 „BRADLEY“, БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ, США

 

 

ПОЛНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса, кг: 21300
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 66
Запас хода по шоссе, км: 490
Вооружение: 25-мм пушка М242 „Бушмастер“, 7,62-мм спаренный пулемет М240С, ПУ ПТРК BGM-71 „TOW“
Экипаж, чел.: 3+6

 

Схема компоновки БМП М2 “Bradley” выполнена с расположением МТО впереди справа. Слева от него – место механика-водителя с регулируемым сиденьем и люком в крыше. Откидывающаяся назад крышка люка на марше фиксируется в открытом положении, но может быстро закрываться с помощью продольной рукоятки. В средней части корпуса находится двухместная башня, несколько смещенная к правому борту. В ней слева от орудия располагается наводчик, справа – командир. Для обоих предусмотрены люки с откидывающимися назад крышками. Крышка люка командира крепится на особой рамке и может приподниматься вверх для обеспечения ему кругового обзора.

Башня имеет подвесной полик, а боевое отделение отгорожено от десантного перегородкой с проходом. Схема размещения десанта из шести человек необычна: два стрелка в средней части у левого борта (позади механика-водителя), двое – в задней части у правого борта и двое – у кормовой аппарели. Соответственно размещены и стрелковые установки в бортах и корме корпуса. Десантники располагаются на индивидуальных амортизированных регулируемых по высоте и положению сиденьях с откидными спинками. Быструю посадку и высадку пехотинцев обеспечивает откидная аппарель, при этом задние сиденья откидываются вверх к центральной стойке. В обычных условиях доступ в десантное отделение – через выполненную слева в аппарели дверь.

В крыше десантного отделения выполнен люк с откидывающейся назад крышкой пирамидальной формы. В единой маске с пушкой справа и чуть выше ее установлен 7,62-мм спаренный пулемет М240С (модернизированный вариант бельгийского единого пулемета MAG-58). Его боекомплект включает 2340 патронов, из них 800 снаряжены в ленты, уложенные в магазинной коробке башни. Во время стрельбы из пушки и пулемета стреляные гильзы удаляются за пределы машины. Орудийно-пулеметная установка снабжена системой стабилизации в двух плоскостях с электрогидравлическим механизмом поворота башни и электрическим приводом вертикального наведения. Приводы наведения позволяют переносить огонь со скоростью до 60 град/с.

Пусковая установка ПТУР “TOW” представляет собой бронекожух с верхней крышкой, в котором смонтированы две пусковые трубы. ПУ шарнирно укреплена на левом борту башни, в походном положении прижата к борту и прикрыта с переднего торца щитком, в боевом поднимается электроприводом в горизонтальное положение на уровень прицела. По азимуту ПУ вращается с башней, по вертикали поворачивается специальным механизмом от -20° до +30°. Поскольку во время полета ПТУР оператор должен удерживать прицельную марку на цели, пуск можно производить только с места. Перезаряжание ПУ осуществляется вручную через верхний люк десантного отделения. 

ПТУР BGM-71 “TOW” фирмы “Хьюз Эйркрафт” имеет нормальную аэродинамическую схему, пороховые стартовый и маршевый двигатели. Калибр кумулятивной БЧ – 127 мм, бронепробиваемость 500…600 мм, скорость полета – 200 м/с, время полета на 3000 м – около 20 с, минимальная дальность стрельбы – 65 м. Наведение – полуавтоматическое, с передачей команд по двужильному кабелю. ПТУР BGM-71С имеет выдвижной телескопический штырь, увеличенную до 300 м/с скорость и до 3750 м дальность полета.

СУО БМП включает комбинированный прицел наводчика типа “деньночь” с 4-и 12-кратным увеличением и оптической связью с аналогичным прибором командира. Наводчик и командир управляют вооружением с помощью рукояток типа “джойстик” с кнопками спускового механизма. При выходе из строя электропривода предусмотрено ручное управление вооружением командиром. Для стрельбы по воздушным целям (прежде всего – вертолетам) служит внешний кольцевой зенитный прицел. Его сетка нанесена на прозрачной пластине, за которой расположена стойка с мушкой.

Еще одна особенность М2 “Bradley” – стрелковые установки десанта. В то время как на большинстве БМП они предназначены для штатного оружия пехотинцев, на “Bradley” в шаровых установках укреплены несъемные 5,56-мм автоматы М231 FPW, созданные на основе штатной штурмовой винтовки М16А1. Боекомплект автоматов – 4200 патронов. Для прицеливания служат призменные смотровые блоки, установленные над местом каждого десантника. Тяжелый ствол М231 позволяет вести огонь длинными очередями с темпом до 1100…1200 выстр/мин, что повышает вероятность попадания по точечным целям на дальностях до 250 м. 

Бей „Бредли“!

Начинают выходить практические советы в свете скорого появления американских БМП „Бредли“ на украинском ТВД.

Боевая машина пехоты М2-М3 Bradley

Уязвимость:

1. Части корпуса БМП М2 и БРМ М3 «Бредли» не покрытые динамической защитой, уязвимыми для РПГ-7 и ПТРК. 
2. Даже оборудованные динамической защитой БМП остаются довольно уязвимыми огнем ПТУР и танков противника.
3. Сравнительно невысокая маневренность.
4. Пуск ПТУР можно производить только с места. Перезаряжание ПУ осуществляется вручную через верхний люк десантного отделения.
5. Обзор механика-водителя с правой стороны практически полностью перекрыт крышей МТО. 
6. Обеспечение коллективной защиты десанта от ОМП было признано нецелесообразным, поскольку при спешивании происходит разгерметизация десантного отделения.
 Бортовая броня защищает «Bradley» от пуль 14,5-мм советского пулемета КПВТ. 

БТР Stryker, США

Проект Stryker разрабатывался компанией General Dynamics Land Systems (GDLS) в конце девяностых годов. Его целью являлось создание унифицированной колесной бронированной платформы и ряда боевых и вспомогательных машин на ее базе. Новую платформу выполнили на основе существующей бронемашины LAV III, ранее разработанной для Канады на основе швейцарского БТР Piranha.

Все образцы семейства Stryker строятся на основе унифицированной колесной платформы, но получают разное оснащение и вооружение. Такая платформа имеет стальной сварной корпус среднемоторной компоновки и полноприводную четырехосную ходовую часть. В передней части машины находится водитель, в корме – десант или специальное оснащение.

Собственная броня корпуса в лобовой проекции дает защиту 4 уровня по стандарту STANAG 4569 (от 14,5-мм пуль). Остальные детали выдерживают 7,62-мм винтовочные пули (3 уровень). Предусматривается установка навесной брони Mexas, благодаря которой лоб выдерживает малокалиберные снаряды. Часть «Страйкеров» укомплектована активной защитой Iron Curtain.

Платформа укомплектована дизельным двигателем Caterpillar 3126 мощностью 350 л.с. При боевой массе не менее 17 т машины семейства способны развивать скорость до 95-97 км/ч на шоссе и двигаться по пересеченной местности. Из-за высокой массы машины не плавают; водные преграды преодолеваются по бродам глубиной до 1,2 м.

В модификации бронетранспортера «Страйкер» несет дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом нормального или крупного калибра либо с автоматическим гранатометом. Прочие модификации машины могут нести малокалиберную пушку, 105-мм нарезное орудие, 120-мм миномет, ракеты TOW и т.д. Эффективное применение вооружения обеспечивается «системой управления полем боя» FBCB2.

В техническом отношении и с точки зрения боевых характеристик Stryker в версии бронетранспортера не является чем-то уникальным или особенным. За счет колесного шасси такой БТР имеет высокую подвижность и мобильность, но только при наличии дорожной сети. Модульное построение брони позволяет защититься от различных ствольных систем, но не обеспечивает защиту от противотанковых средств. Предлагаемые вооружения для штатного ДУБМ имеют ограниченную огневую мощь и фактически бесполезны против бронетехники.

БТР «Страйкер»

Уязвимость:

1.Не может поворачиваться вокруг оси, имеет огромный радиус разворота. Ее радиус поворота больше, чем ширина многих улиц. 
2. менее, чем пригодна для преодоления препятствий. 
3. уязвима для огня РПГ (реактивных гранат), 
4. Машина уязвима от мин. 
5. Уязвима для огня оружия калибром, более 14,5 мм.
6. Является целью крупных размеров (примерно размера школьного автобуса)
7. Имеет неравномерное бронирование. Местами броня противостоит оружию противника калибром до 14,5 мм (тяжелый пулемет), но она полностью уязвима от РПГ-7 (реактивных гранат), местами имеет особо уязвимые участки, например, доходящие почти до высоты плеча человека ниши колес (которые могут пробиваться стрелковым оружием).
8. Горящие шины могут погубить солдат внутри машины.
9. Даже там, где применяются керамические плитки, полная защита от 14,5-мм оружия не гарантируется.
10. Легко вооружена и не может вести стрельбу во время движения. Оружие не стабилизировано.
11. Машина является тесной. Несмотря на то, что температура внутри машины может подниматься до 120 градусов и более (по Фаренгейту), а экипаж должен находиться в машине много часов подряд, в машине отсутствует кондиционирование воздуха.
12. Проблемы устойчивости. Машина имеет тенденцию к опрокидыванию при действии в условиях бездорожья.
13. Низкая проходимость. Машина привязана к дорогам.
Хотя она обладает некоторыми возможностями движения в условиях бездорожья, шины имеют тенденцию получать повреждения на твердом грунте, что приводит к застреванию в мягком или болотистом грунте. 
14. Когда шины требуют замены, экипажу требуется механическое обеспечение (определенные приспособления), чтобы справиться с заменой шин, так как они достаточно тяжелые.
15.»Страйкер" не перевозит запасных шин, так как они достаточно большие по размерам, и на машине нет места для их размещения. Шины уязвимы от стрелкового оружия, воздействия бутылок с зажигательной смесью «Коктейль Молотова» или зажигательных термитных гранат. 
16.  Люки не бронированы.
17. Машина «Страйкер» не имеет тягового усилия, чтобы прорваться или преодолеть тяжелые преграды, например, автомобили, сцепленные вместе. 
18. Внешний обзор при задраенных люках очень плохой. Она имеет непросматриваемые пространства сзади.
 19. При открытом люке нет орудийного щита для наводчика. Оружие должен перезаряжать наводчик, оставаясь незащищенным.

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ «MARDER», Германия

Компоновка БМП «Мардер» призвана обеспечить максимальную защиту экипажа и десанта, наиболее удобное и безопасное спешивание и посадку в боевых условиях.

ПОЛНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса, кг – 28200
Экипаж (десант), чел. – 3 (7)
Основные размерения, мм:
– Длина по корпусу (с пушкой вперед) – 6790
– Ширина – 3240
– Высота – 2860…2950
– Клиренс – 435
– База – 3900
– Колея – 2620
– Ширина гусеницы (шаг трака) – 450
Среднее удельное давление на грунт, кг/см.кв. – 0,75
Преодолеваемые препятствия:
– подъем, град. – 31…35
– крен, град. – 17
– ров, м – 2
– стенка, м – 0,75
– брод, м – 1,5 (без подготовки)
Вооружение (боезапас, выстрелов):
– 20-мм пушка Mk20 DM5 Rh202 – 1 (1250)
– 7,62-мм спаренный пулемет MG3A1 – 1 (5000 общий)
– 7,62-мм кормовой пулемет MG3A1 – 1
– РПГ 44-1А1 или “Карл Густав” – 1
Углы вертикального наведения, град.: -10…+65
Стабилизатор вооружения – нет
Механизм заряжания – ленточное питание
Приборы прицеливания – два PERI-Z11 (перископич., днев./ноч.)
ИК-прожектор – есть
Приборы наблюдения – 22
Количество амбразур (из них для пулеметов) – 4
Средства постановки дымзавесы – 6 дымовых гранатометов
Тип и марка двигателя: дизель “Даймлер-Бенц” МВ833 Еа-500
Максимальная мощность, л.с.(кВт) – 600
Количество цилиндров – 6 (V-обр.)
Количество оборотов/мин – 2200
Удельная мощность, л.с./т – 21,3
Емкость топливных баков, л – 652
Трансмиссия: HSWL-194 “Ренк”, гидромеханическая с планетарными коробкой передач и механизмом поворота, 4 передачи вперед и назад
Максимальная скорость (на плаву), км/ч: – 70 (6 с поплавками)
Запас хода, км – 520…600
Бронирование, мм до – 30
Радиостанция – SEM-25, EM-25

Компоновка машины предусматривает переднее расположение МТО (слева) и заднее – десантного. Вместимость машины – 10 человек, в том числе три члена экипажа, двое из которых (командир и наводчик) находятся в башне, а механик-водитель впереди корпуса справа. Боевое отделение находится в средней части корпуса. Для двухместной башни фирма “Рейнметалл” разработала пушку Rh503 со сменным стволом калибра 35 и 50 мм и элементами механизма питания.

Пушка имеет электромеханические приводы системы перезаряжания, переменный темп стрельбы 150 и 400 выстр/мин и двустороннее беззвеньевое питание. 35-мм ствол предполагалось использовать для учебно-тренировочных, а 50-мм – для боевых целей. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет. В систему управления огнем БМП входит новый дневной/ночной прицел командира со встроенным тепловизором и лазерным дальномером, прицел наводчика и электронный баллистический вычислитель.

Слева на башне может крепиться гранатомет Panzerfaust-3 с дальностью стрельбы до тысячи метров. Но для того, чтобы им воспользоваться, необходимо остановить машину, а гранатометчику выйти и произвести выстрел.

Корпус и башня сварной конструкции, изготовлены из стальной брони, при этом уровень защиты может быть усилен. На БМП установлен дизельный двигатель МВ-883 мощностью 1100 кВт (1500 л.с.) фирмы MTU. Трансмиссия автоматическая (ZF). Гусеницы с резино-металлическими шарнирами, подвеска торсионная с гидроамортизаторами. При создании ходовой части использовались элементы шасси танка “Леопард-2”.

Marder буквально напичкана различными приборами наблюдения. У водителя, например, кроме трех призменных блоков имеется съемный прибор ночного видения с подсветкой, работающий на расстоянии до 50 метров. По периметру боевой башни установлено восемь смотровых блоков, которыми пользуется командир, а в распоряжении наводчика три собственных блока. Помимо этого у каждого члена десантной группы свои средства наблюдения за внешним миром. С левой стороны лафета на особой штанге укреплен прожектор инфракрасного и белого света, действующий на расстоянии до тысячи метров.

В систему управления огнем включены дневной и ночной прицел командира со встроенным тепловизором и лазерным дальномером, прицел наводчика и электронный баллистический вычислитель.

Контракт на разработку боевой машины пехоты “Мардер-2” в 1988 году получила фирма “Краусс-Маффей”. Эти работы стали частью программы модернизации бронетанковой техники бундесвера (программа GTK). Построенный фирмой опытный образец машины (прототип) начал проходить программу испытаний.

Однако изменившаяся военно-политическая обстановка и перемены в НАТО заставили пересмотреть планы строительства сухопутных войск бундесвера. Согласно договору об обычных вооруженных силах в Европе Германия должна была сократить парк БМП, БТР и БРМ на 61%. Кроме того, часть средств пришлось направить на модернизацию 764 советских БМП-1, доставшихся от бывшей ГДР.

Все это затормозило работы над “Мардер-2”. Сокращение военного бюджета заставило урезать средства на содержание и ремонт имеющихся танков, БМП и БТР, а также явилось причиной временного приостановления работ над новой БМП. Тем не менее начало поставок “Мардер-2” планировалось на 2000 год. При этом эксперты предполагают, что заказ уменьшится с 2500 до 700 единиц.

«Мардер» был принят на вооружение на три года позже советской БМП-1 и оказался первой зарубежной БМП. Остальные же западные страны приняли свои образцы значительно позже. «Мардер» получился не только самым защищенным, но и самым тяжелым среди серийных БМП — вес 28,2 т сравним с весом среднего танка, согласно классификации конца второй мировой войны.

«Мардер» не экспортировался в другие страны, оставшись чисто бундесверовской машиной. Поскольку «тяжелые» подразделения бундесвера ФРГ не участвовали в акциях за рубежом, «Мардер» не довелось принять участия в каких-либо боевых действиях, и мнения экспертов о его наибольшей защищенности и эффективности основываются лишь на сравнительных оценках ТТХ.

https://war-book.ru/ — link

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here