Близится решение истории со штрафами за использование несезонных шин. Комитет по транспорту Совета Федерации рекомендовал Государственной думе принять поправки в КоАП РФ в первом чтении.
Кто из автомобилистов не стоял в тягучих пробках, вызванных первыми снегопадами? Большегрузы буксуют на уклонах и блокируют трафик. Груженые фуры намертво врастают в землю и ждут часами, пока погода смилостивится, и лед под колесами растает. А проблема-то кроется в малости — в своевременной замене «лысых» покрышек на «зубастые».
Систематизировать использование сезонной резины народные избранники хотят уже около двух лет. Еще в 2014 году начались первые обсуждения. Как повод введение нового технического регламента Транспортных средств, принятый странами таможенного союза. Однако в России не существовало нескольких пунктов в Кодексе об административных правонарушений (КоАП), позволяющих инспекторам подойти в автомобилистам с щекотливыми вопросами о глубине протектора. КоАП РФ не предусматривал отдельную санкцию за нарушения требований.
Новый законопроект, рассмотренный Комитетом по транспорту Совета Федерации и должен расставить все точки на «i». В целом он направлен на систематизацию работы крупных перевозчиков, отмечают сенаторы.
На прошедших слушаниях в СФ рассказывалось, что заторы образуются не только в Москве, но и на ярославской трассе «Холмогоры» на стыке Московской и Владимирской областей, а так же в других проблемных местах, где много холмов и спусков.
Стоит подойти к крупным грузовикам и слезы наворачиваются на глаза. Резина у многих не просто «лысая» или вулканизированная, но даже с выступающим кордом и расслаивающийся структурой. Грузовые покрышки стоят десятки тысяч рублей, и хозяева тянут с заменой.
Изношенные колеса нередко взрываются под нагрузкой. Сильный хлопок может сбить водителей легковушек с траектории, в особенности при обгоне, пугают и приводят к столкновениям. Куски резины нередко летят по сторонам и как снаряды бьют встречные автомобили. Такими ошметками завалены обочины всех федеральных трасс.
В общем, усиливать контроль над большегрузами необходимо, уверены сенаторы Вадим Тюльпанов и Андрей Клишас, разработавшие поправки в кодекс. Комитет по транспорту поддержал их инициативу и после консультаций с правительством направил документы в Государственную думу.
За управление транспортным средством с нарушением требований эксплуатации шин и колес предлагается установить административный штраф в 2 тысячи рублей.
«Идея законопроекта приводит национальное законодательство в соответствие с требованиями Технического регламента Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана «О безопасности колесных транспортных средств», — рассказывает сенатор Вадим Тюльпанов. — В Регламенте впервые определяется понятие «зимняя резина», зафиксированы требования к глубине протектора, рисунку и маркировке зимних покрышек». Технический регламент ТС и устанавливает запрет на езду без зимних шин с декабря по февраль. Санкции каждое государство определяет собственным законом.
Комитет Совета Федерации рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Если это произойдет, то с 1 января он может вступить в силу.
Как понять, что шина изношена
Стёртый протектор шины влияет не только на её сцепные свойства, но и на безопасность при управлении автомобилем. Какие признаки говорят о том, что резину пора менять?
За связь автомобиля с дорогой отвечает протектор шины. Это внешний слой резины, в котором заложен определённый рисунок, подходящий для разных условий эксплуатации. Для летних шин актуален вывод воды из пятна контакта, для зимних — улучшенное сцепление на скользких поверхностях, для внедорожных — максимальная проходимость. Вне зависимости от назначения шины, одной из важных характеристик протектора является его высота или глубина. Это расстояние от внешнего края шины до «дна» канавки. У новых современных автомобильных шин высота начинается от 5 мм. У обычных летних легковых шин это значение составляет 6–8 мм, а у зимних — 8–10 мм, у внедорожников — 15–20 мм.
При износе протектора (уменьшении его глубины) в первую очередь страдают выводящие свойства: автомобиль больше склонен к аквапланированию. Зимняя резина теряет часть своих свойств, которые обеспечиваются специальными ламелями и шипами. Важно учесть, что у разных марок и моделей состав резины разный, поэтому какие-то колёса «ходят» дольше. Также на износ влияет манера езды — более агрессивные старты и активные торможения сокращают срок службы шины.
Критичными показателями при износе шин считается высота протектора в 1,6 мм для летней резины и 4 мм для зимней.
Измерить высоту можно с помощью линейки с глубиномером либо штангенциркулем.
Тем, у кого нет таких инструментов, можно воспользоваться обычной 10-копеечной монетой, поставленной в одну из канавок. Если слово «копеек» скрыто — значит, покрышка почти новая и не требует замены. Если протектор закрывает только растительный орнамент на зимней шине, то её скоро нужно будет менять; если на летней — замена подождёт. Если скрывается только обод монеты – нужно срочно ставить новые шины.
Многие современные производители делают на шинах индикатор износа (это выступ, расположенный перпендикулярно оси вращения шины) или закладывают специальный цветной слой, который становится виден при стирании шины. Их проявление служит сигналом для автовладельца сменить резину.
Важно следить не только за глубиной протектора, но и за равномерностью износа. Для уверенности в нормальном состоянии колеса замеры глубины протектора лучше делать в разных местах окружности по всей ширине шины. Если внутренняя или внешняя часть стёрты больше, то износ протектора учитывается по минимальной величине, а владельцу лучше проверить сход/развал автомобиля.
Если автомобилю часто приходилось ездить по разбитым дорогам, залезать на бордюры, или шины эксплуатировались в полуспущенном состоянии, на боковинах могут быть замятые или не до конца прорванные участки, прорезы и трещины. Лучше проверить их состояние на шиномонтаже до того, как колесо окажется спущенным в самый неподходящий момент. Например, оно может не выдержать нагрузок в повороте, лопнуть и спровоцировать аварийную ситуацию. Особенно внимательно нужно относиться к подобным повреждениям на низкопрофильных шинах.
В среднем шины выдерживают около 6 сезонов, по истечении которых их лучше заменить. Неправильное хранение и агрессивная езда могут сократить срок службы. Также нужно обращать внимание на срок годности покрышки и дату её производства при покупке, ведь полимеры, в отличие от металла, со временем могут разрушаться и терять свои свойства.
Если нет возможности обновить все четыре шины, то, в крайнем случае, можно ставить новую резину на ведущие колёса. Но менять нужно именно пару, в противном случае может сильно ухудшиться управляемость автомобиля.
Почему нельзя круглый год ездить на зимней резине?
Зимняя резина на эксплуатацию в теплое время года не рассчитана совершенно, при температуре выше +7 градусов она теряет свои свойства.
В жару автомобиль на «зиме» становится плохо управляемым: во время некоторых маневров его может заносить, к тому же машина плохо набирает скорость, а тормозной путь при этом существенно удлиняется.
Если говорить о шипованной резине, то из неё при езде летом будут вылетать шипы. То есть к зиме она «облысеет» и будет не такой уж шипованной, из-за чего вы можете попасть в ДТП.
Кроме того, если вы не снимаете зимнюю резину несколько лет подряд, то колеса могут начать подпускать.
В общем, мой вам совет — не ленитесь и не пытайтесь экономить. Покрышки следует менять обязательно. Если этого не делать, то вам же выйдет дороже — во всех отношениях.
Источник