На фоне многочисленных и разнообразных событий, происходящих в «информационных фокусах» нашей планеты и привлекающих к себе всеобщее внимание (бои в Сирии, попытки не допустить Дональда Трампа в президентское кресло и т. д.), денежная реформа в Индии может показаться незначимой...
Ну, денежная реформа, ну, изъятие каких-то излишков драгоценных металлов у населения… Что-то невнятное, периферийное и явно не заслуживающее ни первых полос газет и журналов, ни «прайм-тайм» телевидения и радио. Тем более что «индийской темы» там и вправду — как не было, так и нет.
Между тем, такое отсутствие внимания к миллиардной стране, партнеру России по БРИКС, мешает разглядеть весьма важные вещи, происходящие в мировой экономике.
Как это делается в Дели
Никто в точности не знает, сколько человек живет в Индии. Ясно, что очень много. Чуть поменьше, чем в Китае, но только чуть, а вскоре будет и больше. Самая популярная сегодня оценка — в промежутке 1,2–1,3 млрд человек. Это примерно 15% населения всей нашей планеты. Экономика Индии является третьей в мире — 8,64 трлн долл. ВВП (7,6% мирового валового продукта) по итогам 2015–2016 финансового года, который завершился в марте. И при этом самой быстрорастущей среди ТОП-10 национальных экономик мира (7,6% в 2015 году). Огромная страна, где наличных денег было на 260 млрд долл. и почти все они «крутились» на руках у населения в размере примерно по 200 долларов в среднем у каждого индийца. Плюс, по оценкам, еще около 20 тысяч тонн золота, или 20 миллиардов граммов, примерно по 15 граммов благородного металла на человека.
И вот, по указу премьер-министра Нарендры Моди, с 9 ноября все купюры номиналом в 500 и 1000 рупий (85% наличной денежной массы в стране) решено было из обращения изъять и до 30 декабря поэтапно заменить более мелкими и купюрами нового образца. Разрешалось зачисление этих купюр на индивидуальные банковские счета при предъявлении удостоверения личности. В случае зачисления или обмена более 250.000 рупий (около 3750 долл.) требовалось также предъявить соответствующую налоговую декларацию либо заплатить с обмениваемых сумм налоги.
Объяснялось, что данные купюры, во-первых, часто подделываются фальшивомонетчиками, во-вторых, обеспечивают функционирование «теневой экономики», а в-третьих, используются для финансирования терроризма… «Экономика, основанная на наличных, помогает черному рынку, коррупции и осложняет жизнь бедняков… Эта мера является необходимым шагом на пути к созданию общества без наличных», — пояснил Нарендра Моди.
Финансовый Болливуд, или Как «скрестить» Павлова и Рузвельта
Основания, честно говоря, более чем спорные. Выбранная индийскими властями схема очень сильно напоминает пресловутую «павловскую реформу» в СССР 1990 года, но это еще ничего — тем более что в Индии подобные государственные «фокусы» с наличными деньгами проводятся уже не в первый раз. Однако проблема в том, что параллельно и одновременно с этой реформой началась конфискация золота у населения. А это уже не только «Павлов», но и «Рузвельт».
С обысками на дому, если возникает подозрение, что «количество хранимого золота превышает 500 граммов для замужней женщины, 250 граммов для незамужней женщины и 100 граммов для мужчины».
Там, конечно, есть разного рода «послабления», но суть происходящего хорошо передается известным анекдотом: «Мчится по лесу перепуганный заяц. Навстречу — медведь: «Косой, ты чего?» Заяц: «А ты не слышал? В лесу вышел указ кастрировать всех верблюдов!» Медведь: «И чего? Ты же заяц!» Заяц: «Тебе смешно, а вот поймают, кастрируют — потом доказывай, что ты не верблюд…»
Спрашивается, а с чего бы это так «взвились» индийские власти, устраивая самим себе такой «финансовый Болливуд»? Что, в национальной экономике — кризис? Или бюджетный дефицит начал «хватать за горло» официальный Дели? Кризиса, напомним, никакого нет, а дефицит — да, достаточно велик, 3,9% от ВВП, но такая ситуация всегда считалась приемлемой платой за экономический рост, что позволяло даже снижать величину госдолга относительно ВВП…
Федрезерв открывает «ящик Пандоры»
Отсюда сам собой вытекает вывод, что причины происходящего лежат за пределами индийской экономики, хотя и неразрывно связаны с ней. Возможно, определенный свет на них может пролить тот факт, что незадолго до начала этой денежной реформы поставки физического золота в Индию, традиционно имевшие весьма значительный объем, 700–1200 тонн ежегодно, фактически были прекращены под предлогом грядущего запрета импорта золота. «Теперь, когда используемые для покупки золота большие купюры ничего не стоят, спрос на физическое золото будет снижаться», — отмечают комментаторы.
Иными словами, Индию пытаются из крупнейшего потребителя на мировом рынке золота срочно превратить чуть ли не в крупнейшего продавца. Заинтересованы в этом прежде всего те западные банки, которые контролируют дефицитный сегодня мировой рынок золота — через COMEX, а также Лондонскую и Шанхайскую биржи — и стараются любыми средствами удерживать на относительно низком уровне цены на этот драгоценный металл. На Китай и Россию в качестве крупнейших покупателей золота, они, судя по всему, повлиять не в состоянии, а вот индийское правительство во главе с премьер-министром Моди четко выполняет их волю — и неважно, осознанно или нет.
Поскольку операция проводится очень жестко и быстро, причем о ней было заявлено день в день с проведением президентских выборов в США, можно предположить, что столь долго обещаемое ФРС повышение учетной ставки все-таки состоится: если не на сегодняшнем заседании комитета по операциям на открытом рынке (FOMC), хотя вероятность такого решения оценивается близкой к 100%, то на следующем, назначенном на 31 января – 1 февраля, уже после инаугурации 45-го президента США.
В любом случае не сулящий ничего хорошего «ящик Пандоры» для глобальной экономики обязательно будет открыт в ближайшее время. И нынешний финансовый хаос в Индии, похоже, станет достоянием большинства других стран мира. Минует ли чаша сия Россию — очень большой вопрос. И ответ на него надо бы подготовить заранее.
Владимир Винников