Как правильно зарядить аккумулятор

0
3503

Пока силовая установка автомобиля бездействует, питание бортовой сети осуществляется от внешнего источника питания – автомобильной аккумуляторной батареи. Также посредством электроэнергии аккумулятора производится и сам запуск силовой установки.

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАВИЛЬНОЙ ЗАРЯДКИ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА

Но аккумуляторная батарея энергию для запитывания сети не вырабатывает, она лишь хранит ее в себе, при надобности отдает, после чего восстанавливает свой заряд от генератора автомобиля.

Цикличность заряда-разряда идет не на пользу самой батарее, со временем ее заряд уменьшается, то есть батарея потихоньку разряжается, полностью восстановить количество энергии от генератора не удается, в конечном итоге заряда батареи уже не будет хватать для запуска мотора. В таком случае остро встает вопрос:  как зарядить аккумулятор автомобиля. Производится данная операция зарядными устройствами.

Но перед описанием того, как зарядить аккумулятор автомобиля, разберемся, какие бывают аккумуляторы, их основные параметры, которые учитываются при подзарядке, виды зарядных устройств, принцип их функционирования и то, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор и что не следует делать при выполнении операции.

ВИДЕО: ВЗРЫВ АККУМУЛЯТОРА

Все АКБ конструктивно схожи. Имеется набор пластин, которые играют роль электродов, одни – положительных, другие — отрицательных. Чтобы между пластинами происходила химическая  реакция, в результате которой выделяется электроэнергия, пространство между пластинами заполняется электролитом. В зависимости от вида АКБ  в качестве электролита выступает либо раствор кислоты с водой, либо раствор щелочи с водой.

ВИДЫ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

На автомобилях применяются аккумуляторы следующих видов: кислотные, щелочные и гелевые. Есть еще один вид батареи – литий-ионных, но в силу своих особенностей данные АКБ не могут запустить двигатель, поэтому в авто они применяются пока только, как дополнительный элемент питания.Как устроена аккумуляторная батарея

Так устроен аккумулятор автомобиля

У кислотных батарей электроды выполнены из свинца, в котором имеются дополнительные примеси. Свинец, как материал электродов, используется потому, что этот материал имеет хорошую энергоемкость и может за малый промежуток времени выдать токи больших значений. Электролитом у этих АКБ выступает раствор кислоты. Это самые распространенные батареи, которые применяются на автомобиле.

У щелочных батарей установлены не свинцовые, а никель-кадмиевые или никель-железные пластины. А пространство между ними заполнено раствором едкого калия. Эти АКБ на легковых авто применяются не часто, поскольку сила тока у них ниже, чем у кислотных.

Гелевые аккумуляторы появились сравнительно недавно. По сути, этот тот же кислотный аккумулятор, только у него электролит приведен в желеобразное состояние. Эти АКБ являются перспективными, но ряд технологических особенностей данных батарей не позволяет их широко использовать, да и стоят они не солидно.

Помимо этого АКБ делятся еще на обслуживаемые и необслуживаемые. Кислотные аккумуляторы бывают только обслуживаемыми. А все потому, что при химической реакции часть воды из раствора испаряется. Для того чтобы электролит имел соответствующую плотность, периодически нужно проверять состояние электролита и при надобности доливать воду.

Вода для доливки в аккумулятор используется только дистиллированная.

Необслуживаемыми являются гелевые АКБ. Они имеют герметичный корпус. При химической реакции вода у них не испаряется. Поэтому и доливки не требует.

ВИДЫ ЗАРЯДНЫХ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРА

В дальнейшем будем рассматривать, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор на примере распространенных кислотных АКБ. Но пока пройдемся по зарядным устройствам.

Зарядное устройство для аккумулятора

Зарядное устройство для аккумулятора

Любое зарядное устройство – это преобразователь электроенергии.

Самая простая схема зарядного устройства (ЗУ) – это трансформатор понижающий и диодный мост.

Принцип работы таков: переменное напряжение сети 220 В, проходя через трансформатор и диодный мост, преобразуется в постоянное напряжение в 14-15 В, которое требуется для зарядки АКБ.

Часто в конструкцию зарядного устройства включают дополнительные контрольные датчики – амперметры и вольтметры, регуляторы напряжения и силы тока, предохранители.

Хотя есть и ЗУ, у которых сила тока и напряжение для каждого АКБ подбираются в автоматическом режиме.

 

ОСОБЕННОСТИ ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРА АВТОМОБИЛЯ

Перед тем как зарядить аккумулятор автомобиля, следует учесть несколько параметров для зарядки аккумулятора.

  • Самой оптимальной силой тока для зарядки аккумулятора является показатель в 10% от номинальной энергоемкости АКБ. То есть, при показателе энергоемкости батареи в 60 Ач сила тока должна не превышать 6 А.
  • Оптимальное напряжение на клеммах ЗУ — это +10% от номинального напряжения полностью заряженной батареи. Для примера, у полностью заряженного аккумулятора напряжение на клеммах составляет 12,6 В. 10% от номинального напряжения — это 1,26 В, добавляем его к 12,6 В и получаем оптимальное напряжение в 13,86 В.
  • Провести быструю зарядку батареи возможно. Выполняется такая зарядка токами больших значений – 20-30 А. Но такая зарядка повреждает батарею, поэтому от такой зарядки лучше воздержаться.
  • При зарядке гелевого аккумулятора важно не превышать критического для такого АКБ напряжения, которое обычно составляет 14,2 В.

Это основные критерии, учитывающиеся для того, чтобы правильно заряжать автомобильный аккумулятор. Перейдем непосредственно к тому, как зарядить аккумулятор автомобиля.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРА

Вначале нужно убедиться, что аккумулятор действительно разряжен. Для этого его нужно извлечь из ниши в автомобиле. Помимо естественного разряда батареи из-за его эксплуатации, причиной разряда может быть повреждение корпуса АКБ, в результате чего электролит вытек и химическая реакция в нем не проходит. Поэтому после извлечения его нужно отчистить от пыли, грязи и следует внимательно осмотреть корпус аккумулятора. Если трещина имеется и через нее вытек электролит – такой АКБ дальше использовать нельзя.

Определить, разряжена ли аккумуляторная батарея, можно по цветовому индикатору, который часто устанавливают на крышке корпуса. Цвета в индикаторе могут быть разные, поэтому следует обратить внимание на наклейку с пояснением, которая обычно наклеена рядом с индикатором.

Проверить состояние заряда батареи можно и по напряжению на клеммах. Для этого можно воспользоваться обычным тестером. При разряженной батарее напряжение будет ниже номинального.

Перед тем как зарядить аккумулятор автомобиля, следует также проверить электролит. Через заливные пробки можно проследить за состоянием и количеством электролита, в нормальном состоянии электролит должен быть чистым, прозрачным и не иметь примесей, а уровень его должен быть выше пластин. При меньшем уровне – нужно долить дистиллята.

Следует проверить и вентиляционное отверстие в крышке АКБ. Оно не должно быть забито, иначе испарениям не будет выхода.

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАРЯДИТЬ АККУМУЛЯТОР АВТОМОБИЛЯ? ПРОЦЕСС ЗАРЯДКИ

Далее можно выполнить непосредственно зарядку батареи. Важным моментом является испарение электролита при подзарядке, поэтому не стоит это делать в жилом здании. Также сначала подключают зарядное устройство к батарее, а уже потом в сеть. Внимательно нужно отнестись к правильности подключения ЗУ к батарее, иначе при неправильном подключении выйдут из строя предохранители зарядного устройства.

ВИДЕО: КАК ПРАВИЛЬНО ЗАРЯДИТЬ АВТОМОБИЛЬНЫЙ АККУМУЛЯТОР

Процесс зарядки аккумулятора зарядным устройством производится двумя методами:

  1. при первом методе зарядка производится при постоянном значении напряжения, обычно это значение 14-16 В. А сила тока – величина изменяемая. В начале зарядки сила тока большая, может достигать 25-30 А, но по мере зарядки сила тока снижается.
  2. при втором методе сила тока является постоянной, а напряжение меняется. Данный метод более сложный, и нужно полностью знать, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор таким зарядом.

Правильно заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством, у которого используется метод постоянного напряжения – несложно. Достаточно выставить регулятором силу тока на уровне 10% от энергоемкости батарей. По мере подзарядки сила тока будет падать. Сигналом того, что батарея полностью восстановила заряд, будет опускание стрелки амперметра до «0». Обычно на полную подзарядку с такой силой тока уходит 10-13 часов.Проверка зарядки аккумулятора

Подзарядка устройством методом постоянного тока сложнее, и нужно знать, как подзарядить аккумулятор автомобиля таким ЗУ. Поскольку у данного устройства задается параметр силы тока, то вначале зарядки задается сила тока в размере 10% от энергоемкости. При такой силе тока АКБ заряжается до показателя напряжения в 14 В, после чего следует понизить силу тока наполовину и заряжать таким током до показателя напряжения в 15 В, после чего еще следует понизить вдвое ток. Сигналом полной зарядки АКБ будет удержание показателя напряжения на одном уровне в индикаторе на протяжении часа.

Проверка напряжения аккумулятора

 

 

После зарядки, если есть возможность, проверить напряжение на клеммах АКБ путем применения нагрузочной вилки.

Если же ее нет, убедиться в полном заряде аккумулятора можно, установив ее на автомобиль.

Заряженная батарея должна «бодро» крутить стартер и запускать силовую установку.

В принципе, вот и все, что нужно и важно знать, чтобы правильно заряжать автомобильный аккумулятор.

http://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/kak-pravilno-zaryazhat-avtomobilnyiy-akkumulyator/ — link

ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ АКБ

Проверка работоспособности акбОпытные автомобилисты рассказывают, что бывают случаи, когда при запуске двигателя авто возникают сбои, однако мы не придаем этому должного значения, хотя это может быть свидетельством проблем автомобильного аккумулятора. Поэтому при малейших сбоях в работе рекомендуется проводить проверку.

Она будет включать в себя два этапа:

  • проверка плотности электролита автомобильного аккумулятора с использованием ареометра. Для этого с каждой банки батареи берется проба. Кроме того, ведется контроль за температурой электролита. Если показатели в холодное время разряда одной банки превышает 25%, в летнее время 50% это свидетельствует о необходимости проведения зарядки автомобильного аккумулятора;
  • проверка уровня напряжения, которая проводится с применением нагрузочной вилки. Так ее выполняют, как с нагрузкой, так и при отсутствии таковой. Если АКБ полностью исправна и заряжена, то напряжение в каждой банке должно быть порядка 1,7 – 1,8 В. Таким образом зарядка аккумулятора в домашних условиях будет выполнена правильно.

Согласно полученных результатов уже можно сделать вывод о том, нужна ли зарядка АКБ вашего авто. Опытные автовладельцы с многолетним стажем рекомендуют следовать определенным правилам, дабы максимально продлить срок службы вашего аккумулятора. Так, емкость АКБ, которую вы собрались устанавливать на авто, должна отвечать емкости указанной в паспорте.

В противном случае, если вы установите батарею большей мощности, она быстрее выйдет из строя, ввиду того, что лишняя ее емкость не будет задействована. Если же у вас есть необслуживаемый аккумулятор, то его зарядку лучше всего будет проводить на СТО на специальном оборудовании.

Что же касается того, где купить зарядное устройство, то следует заметить, что лучше всего его будет приобретать в автомагазине с сертификатом и инструкцией с переводом. Безусловно, что лучше отдавать свое предпочтение только зарядным устройствам импортного производства, ввиду того, что они обладают высоким качеством, в отличие от отечественных.

Придерживаясь указанных правил, вы можете быть уверены в долгой и надежной службе АКБ вашего авто.

Есть старая и простая методика, чтобы по напряжению узнать уровень заряда аккумулятора.

Так,

  • напряжение 12,9 – говорит, что АКБ заряжен на 90%,
  • напряжение 12,5 — на 50%,
  • а 12,1 — на 10 процентов.

Это приблизительная методика измерения уровня заряда, но действенная, что подтверждено на собственном опыте.

Если напряжение менее 11,8-12,0 — аккумулятор разряжен, автомобиль может не завестись и придется его прикуривать от другого автомобиля.

Если при работающем двигателе напряжение меньше 13,0-13,4 В — это говорит, что аккумулятор полностью не заряжается.

При нормальной работе электроники машины напряжение на работающем двигателе должно быть в пределах от 13,5 до 14. Если ниже — это говорит, что не работает генератор автомобиля.

Если напряжение аккумулятора при работающем двигателе больше величины в 14,2 В — это свидетельствует о низкой зарядке аккумулятора и что генератор работает в усиленном режиме, чтобы зарядить батарею.

Это бывает не всегда, например, зимой возможно повышенное напряжение, т.к. аккумулятор мог разрядиться немного за ночь из-за холодной температуры, или электроника определяет температуру воздуха и дает больше заряда на аккумулятор.

 

КАК ЗАПУСТИТЬ АВТОМОБИЛЬ С ПОМОЩЬЮ ВЕРЁВКИ ЕСЛИ РАЗРЯЖЕН АККУМУЛЯТОР

Как заводят аккумулятор с помощью веревки и домкратаИнтересный способ завести автомобиль, хотя есть способ и на буксире заводить, и прикурить от соседней. 

Как только вы убедились, что действительно ваша машина не заводится, вы сразу начинаете думать, что же делать, как быть, а если ещё и никого нет рядом.

Для этого надо вставить ключ в замок зажигания, провернуть ключ до старта. Потом поставить ваш автомобиль на ручник и поднять одну сторону машины на домкрате.

Поднимать нужно ту сторону, где у вас находится привод машины, то есть если машина с передним приводом, то поднимаете со стороны водителя.

После вам надо по часовой стрелке вокруг колеса сделать несколько витков верёвки.

Как только вы так сделаете, можете приступать к запуску вашей машины — она заведётся на холостых оборотах, если не забудете, что машина должна быть на второй передаче, а ручник отключен.

Так что удачи вам.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here