Заслуженный пилот РФ уверяет, что в случае с катастрофой Ту-154 в Сочи версия о закрылках не должна рассматриваться. Юрий Сытник, заслуженный пилот РФ, член Комиссии при Президенте РФ по развитию авиации общего назначения, опыт полетов на Ту-154 — более 20 лет.
На любом самолете закрылки применяются для того, чтобы уменьшить длину разбега и пробег у самолета во время взлета и посадки. Самолет взлетает на скорости 700-900 км/ч, а заходит на посадку на скорости 280-220 км/ч в час в зависимости от типа судна.
Ту-154 заходит на посадку на скорости 260 км/ч, а отрывается на скорости 280 км/ч. Есть команда «Рубеж», «Подъем», происходит отрыв самолета.
Для того, чтобы на таких скоростях самолет взлетел, нужно изменить крыло. С этой целью существуют предкрылки и закрылки. То есть они выдвигаются из крыла, увеличивают его площадь, изменяют кривизну, тем самым увеличивается подъемная сила при меньшей скорости.
А при горизонтальном полете такой размах не нужен, нужно быстрее пассажиров перевести, разгоняется самолет до скорости 800-900 км/ч, закрылки уже убраны. Все компактно вжимается в крыло, и оно становится более скоростным. Самолет дальше продолжает на такой скорости полет.
Потом, когда самолет снижается и подходит к зоне аэродрома, опять сначала выпускаются закрылки, потом шасси. На Ту-154 закрылки выпускаются на 45 градусов.
Перед взлетом закрылки выпускаются на полосе. Самолет выруливает, выпускаются закрылки для взлета и устанавливаются на 28 градусов. Дальше самолет увеличивает работу двигателя, начинает разбег, отрыв от земли, убираются шасси, при достижении скорости 340 км/ч и высоты не менее 120 метров убираются закрылки.
На каком этапе случая с этим ТУ-154 идет речь о закрылках? Непонятно.
И те, кто пишут, что закрылки выпустились рассогласованно — пишут глупость. Если закрылки рассогласованы, существует синхронизация, когда неисправный закрылок останавливается, а исправный «срабатывает под него».
У меня есть другая, например, информация, о том, что скорость была 300 км/ч, и идет речь не о закрылках, а о стойке (прим. ред. — основной силовой элемент шасси самолёта). Что-то со стойкой случилось. Почему она осталась на грунте, а не в море? Так он касался грунта после отрыва от полосы? Неясно. Но я знаю, что стойку нашли на берегу. Как она там оказалась? Она тяжелая! Она больше тонны весит. Как ее могло выбросить? Штормом что ли?
Неясно и то, какая высота была.
Если эта высота была 15-20 метров, тогда понятно, что это такое. А если высота была 200 метров, это совсем другой вариант. Мы же не знаем пока высоты истинной, утверждать ничего нельзя.
Если высота 15-20 метров, тогда экипаж допустил ошибку, и вместо уборки шасси убрал закрылки на малой скорости, на скорости 300 км/ч. В этом случае командир задирает нос, чтобы не коснуться воды, выводит самолет на второй режим и сваливается в воду.
А если после высоты 120 метров закрылки начали несинхронно убираться, его просто перевернуло, и он уже в воде. Но есть система, которая контролирует это, не может быть такого.
Тогда все было бы по-другому, вся динамика полета была бы другой, он бы не упал а набрал свою высоту. А тут он в полутора километрах от берега уже лежит.
Я думаю, что закрылки ни при чем. Думаю, что экипаж неправильно сработал. Кто сидел в правом кресле — второй пилот или проверяющий? В этом тоже вопрос.
Официально нам предлагают поверить в следующую версию:
1. Либо механизация действительно сломалась, либо экипаж просто допустил ошибку. У закрылок есть несколько положений: для отрыва от полосы, набора высоты и для ровного полета. Если экипаж случайно установил закрылки в положение для ровного полета во время набора высоты, то машина должна была начать падать — ведь скорость оставалась еще недостаточной. Это чистая ошибка пилота. Кроме этого, закрылки могло заклинить.
2. Ситуацию усугубил перегруз Ту-154. В багажном отсеке всё было заполнено под завязку. Хвостовую часть самолёта потянуло вниз. Спасти машину было нельзя: не хватало скорости и высоты. Хвостовая часть первой коснулась воды, а затем Ту-154 на большой скорости ударился о море правым крылом и разрушился.
3. Причиной катастрофы могла стать ошибка пилотов: у«Туполева» рукоятки уборки шасси и закрылков сделаны на козырьке кабины пилотов, между ними, над лобовым стеклом. Перепутать их можно, особенно если второй пилот, сидящий справа, в обязанности которого входит управление закрылками и шасси во время взлёта, устал. От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, ударился о воду, и у него отвалилась хвостовая часть.
4. Скорее всего, ни командир самолёта Роман Волков, ни второй пилот Александр Ровенский, закончившие военные училища в начале нулевых годов, не проходили специальной лётной подготовки. Если бы пилоты прошли специальную подготовку пилотирования в экстремальных ситуациях в Липецком авиацентре переподготовки военных пилотов или в ЛИИ имени Громова, то, возможно, катастрофы можно было бы избежать. В военных училищах, которые закончили пилоты, их вряд ли обучали, как при сбое работы закрылков на малых высотах выставить их на обратный выпуск, чтобы вывести лайнер из запредельного угла атаки.