Как избавиться от дополнительной услуги, навязанной страховой компанией?

0
2320

Решил в очередной раз оформить договор ОСАГО. В страховой компании сказали, что одновременно я должен застраховать свои жизнь и здоровье. Без этого ОСАГО оформлять отказались. В другой компании повторилось то же самое. Пришлось согласиться на эти условия. Что же, теперь страховщики так и будут «обирать» нас, пользуясь тем, что машину без оформления ОСАГО водить нельзя?

Негативная практика навязывания клиентам договоров добровольного страхования, в которых они не заинтересованы, действительно существует. Обычно это происходит при заключении необходимых клиенту страховых или банковских услуг.

Законодательство запрещает навязывать одни услуги «в нагрузку» к другим. За навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО даже предусмотрена административная ответственность. Но доказать факт навязывания услуг бывает достаточно сложно.

Именно поэтому Банк России ввел так называемый период охлаждения – срок, в течение которого клиент может расторгнуть договор добровольного страхования и получить назад уплаченную страховую премию.

«Период охлаждения» позволит потребителям отказаться от навязанной или невыгодной страховки без предъявления каких-либо обоснований, без обращения в суд и без административных процедур.

Установленный Банком России «период охлаждения» составляет не менее пяти дней. Страховая компания имеет право установить и более длительный срок, но ни в коем случае не меньший. Он отсчитывается от момента заключения договора добровольного страхования и не зависит от того, когда клиент уплатил страховой взнос: одновременно со вступлением договора в силу или заранее.

Для расторжения договора страхования клиент должен обратиться с письменным заявлением в страховую компанию, с которой его заключил. Если договор еще не вступил в силу, компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги полностью.

Если же договор уже начал действовать, страховщик вправе удержать часть премии пропорциональную количеству дней, прошедших с начала действия договора.

Компания обязана вернуть клиенту страховую премию в течение 10 рабочих дней после получения его заявления.

«Период охлаждения» введен практически для всех популярных видов страхования: страхования жизни, страхования от несчастного случая, КАСКО,  гражданской ответственности владельцев водного транспорта, добровольного медицинского страхования, страхования гражданской ответственности перед третьими лицами и финансовых рисков. Применяется «период охлаждения» и при добровольном страховании ответственности автовладельцев (не следует путать с обязательным страхованием автогражданской ответственности, т.е. с ОСАГО).

Если страховщик игнорирует «период охлаждения» и отказывается расторгнуть договор, необходимо обратиться с жалобой в Банк России.

Ее можно подать в письменном виде, направив по адресу ближайшего регионального подразделения  мегарегулятора, либо в электронном виде через раздел «Интернет-приемная» на сайте Банка России www.cbr.ru.

https://pravo.rg.ru/rubrics/question/1429/ — link

P.S: В течение многих лет отказ от страховки был настоящей головной болью для граждан, которым навязывали ненужную им услугу, формально являющуюся добровольной, при оформлении кредита, полиса Осаго и т. д. часто отказаться от такой страховки можно было только через суд, несмотря на то, что навязывание дополнительной услуги прямо запрещено законом РФ «О Защите Прав Потребителей».

Ситуация изменилась 1 июня 2016 года, когда вступили в силу указания центрального банка РФ от 20 ноября 2015 года N 3854-у, обязавшие страховщиков включать в договоры добровольного страхования условие об отказе от страховки и возврате денег в течение пяти дней после заключения договора — без предъявления специальных требований или прохождения административной или судебной процедуры.

Новые правила отказа от навязанной страховки вызвали негативную реакцию у ассоциации региональных банков «Россия». Банкиры попросили разъяснить ситуацию, когда необходимость наличия страхового обеспечения сохраняется в силу ч. 10 статьи 7 ФЗ от 21. 12. 2013 номер 353-ФЗ «О Потребительском Кредите (Займе)» и ч. 1 статьи 31 ФЗ от 16. 07. 1998 номер 102-ФЗ «Об Ипотеке (Залоге Недвижимости)», а также в случае, когда страхование жизни, здоровья или имущества является одним из условий кредитного договора, договора об ипотеке.

Разъяснения были даны в письме банка России от 22 июля 2016 г. номер 53-1-1-5/3896 «Об Отказе Заемщика от Договора Страхования».

По мнению регулятора, заемщик вправе отказаться от договора страхования, заключенного в связи с наличием такой обязанности в силу закона или договора об ипотеке/кредитном договоре, заключив одновременно новый договор страхования с компанией, соответствующей требованиям кредитной организации. То есть в данном случае навязанной считается не сама услуга добровольного страхования, а страховая компания, с которой кредитор предлагает заключить договор.

В соответствии с указаниями банка России, у заемщика должна быть возможность отказаться от заключения договора в течения пяти дней, однако одновременно с этим он должен выбрать другого страховщика, соответствующего требованиям банка, и заключить с ним новый договор.

Универсальный совет, который я даю друзьям и знакомым — спокойно, улыбаясь, без скандала и нервов оплачиваете дополнительную страховку (жизни, квартиры и т. п. ), получаете нужный вам полис ОСАГО и в течении 5 дней со дня страхования отказываетесь от доп. Страховки и получаете деньги обратно.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here