Такого ещё не случалось в истории российской и советской космонавтики. Все двигатели, изготовленные на Воронежском механическом заводе, требуют проверки и замены. Это означает, что до окончания всех процедур Россия просто не может ничего запустить в космос.
Как такое могло произойти?
Во времена Второй мировой войны существовал британский агитационный плакат, ставший впоследствии мемом. На нём изображён лётчик, матерящийся в бессильной ярости, у которого во время боя заклинило пушку из-за разгильдяйства рабочих, допустивших брак. Слоган плаката такой: «Пилот не сможет починить орудие во время боя! Собирай его правильно. Пусть он продолжит стрелять!» Судя по последним событиям, такой плакат нужен в большинство заводов и кабинетов, его надо повесить на стену каждому, кто работает в российской космонавтике.
Сегодня на наших глазах происходит нечто немыслимое в истории отечественной космонавтики. Все ракеты «Союз» и «Протон» всех модификаций практически одномоментно лишились возможности взлететь. 18 января 2017 года Роскосмос сообщил, что на ракетах-носителях «Союз-ФГ» и «Союз-У», предназначенных для запуска пилотируемого корабля «Союз МС-04» и грузового корабля «Прогресс МС-05», будет произведена замена двигателей РД-0110 производства Воронежского механического завода. На подобные меры корпорации «Роскосмос» пришлось пойти после аварии грузовика «Прогресс МС-04», произошедшей 1 декабря 2016 года.
Дальше — больше: сегодня с утра стало известно о том, что Роскосмос отозвал на Воронежский механический завод все двигатели второй и третьей ступени ракет-носителей «Протон-М». Стало известно, что при сборке ракеты применялись «неликвидные компоненты», которые были менее жаростойкими, чем материалы с использованием драгоценных металлов.
Всё. Конец. Перечисленные ракеты-носители — это основные российские ракеты, теперь «Роскосмос» сможет начать запуски только после тотальных проверок и замены двигателей, что потребует времени. Космос весь основан на расписании, пуски проводятся чётко по графику и планируются в некоторых случаях за годы до момента старта. Уже появилась информация, что, возможно, ближайшие пуски «Протонов» теперь состоятся только летом. Это не просто беда — это катастрофа.
Воровство как привычка
А ведь мы и вправду уже привыкли к тому, что «воруют…». Все уголовные дела, стартовавшие за последние годы в космической отрасли, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. В ноябре 2016 года было возбуждено ещё одно дело о хищении средств при строительстве космодрома Восточный, что уже никого не удивило. «Ну а что вы хотите, большая стройка — всем надо погреть руки».
В том же месяце стало известно о новом уголовном деле по факту особо крупного хищения в центре имени Хруничева. Триста миллионов ушли на покупку "оборудования ненадлежащего качества для производства ракет-носителей по завышенной цене через структуры «Спецстроя». Это только два случая — в последние годы российскую космонавтику штормит от уголовных дел, возникающих то там, то здесь.
И все уже привыкли: собака лает, караван идёт. Дмитрий Рогозин за несколько дней до аварии «Прогресса МС-04» рассказал, что «российская космонавтика, вырвавшись из этой пелены поражений, обидных аварий и катастроф, стабилизировав вопросы качества, сделала качественный рывок дальше в создании новейших технологий». Это можно назвать только рывком с обрыва.
Дело было в Воронеже
Вообще, Воронежский механический завод — предприятие заслуженное: в этом году ему исполнится уже 89 лет. Основанный в 1928 году, сначала он занимался созданием зерноуборочной и элеваторной техники. Во время войны специализировался на выпуске авиадвигателей для самолётов По-2. Затем был перепрофилирован на выпуск самолётных и вертолётных двигателей.
С 1957 года — практически с начала российской космонавтики — Воронежский механический завод выпускает жидкостные ракетные двигатели едва ли не для всех типов ракет-носителей. Легендарные «Востоки», долгожители «Союзы», тяжёлые «Протоны», «Зениты», «Буран-энергия». Более того, завод выпускает двигатели для космических ракет стратегического назначения. Да, российский «ядерный щит» тоже зависит от «Воронежского механического завода» (остаётся надеяться только на бдительную военную приёмку). С 2007 года он входит в состав ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.
То есть там работают неслучайные люди, которые понимают, что недоработка на земле оборачивается трагедией в космосе. Что они находятся на переднем крае всей нашей космонавтики и это не просто громкие слова. Что от них зависит, каким будет российский космос в будущем.
И вот плохие новости посыпались одна за одной. 1 декабря 2016 года из-за проблемы с двигателем падает «Прогресс МС-04», для его вывода использовалась ракета-носитель «Союз». Скорее всего, Роскосмосом была назначена дополнительная проверка, и уже 27 декабря в рулевых двигателях одной из ступеней ракеты-носителя «Протон» был обнаружен мусор. Да, двигатель всё того же Воронежского механического.
Дальше — отзыв «Союзов» и сегодняшний отзыв «Протонов». Более того, стало известно, что при сборке ракеты применялись «неликвидные компоненты», которые были менее жаростойкими, чем нужно по чертежам. Как вообще служба качества могла принять такие двигатели и довести их до установки на ракеты-носители?
То есть это не случайность, это не халатность, а просто разгильдяйство, пронизавшее завод сверху донизу. А куда смотрел ГКНПЦ им. М.В. Хруничева? Ах да, у них у самих много проблем с хищениями, не до качества на дочерних предприятиях. В качестве «вишенки на торте» пять дней назад гендиректор Воронежского механического завода Иван Коптев решил уйти в отставку «в связи с неудовлетворительной работой и качеством выпускаемой продукции».
Позвольте, а кто за это отвечает? То есть идёт отзыв ракет, впереди срывы сроков, перенесённые запуски и многомиллиардные убытки, а директор завода посмотрел, понял, что недоволен качеством и надо уходить. Так бывает?
И так сойдёт
Подобная ситуация произошла на атомной подводной лодке «Комсомолец», на которой в результате аварии и пожара погибло 39 моряков. Причина аварии — прорыв гидравлики. Впоследствии, во время демонтажа гидравлической машинки, открывающей и закрывающей клапан вентиляции, обнаружилось, что в штуцере вместо штатной уплотнительной прокладки из красной меди стоит шайбочка, грубо вырезанная из паронита (прокладочный материал на основе асбеста, используемый в автомобильных двигателях).
Из красной меди на заводе вытачивали различные поделки. Наверняка кто-то из работников, производивших ремонт, просто использовал красную медь на что-то другое, а прокладку поставил паронитовую. Такое разгильдяйство стало причиной гибели 39 человек. Очень похожая ситуация, когда на ракетном двигателе вместо спецсплава обнаруживается деталь из другого материала.
Как говорил герой мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»: «И так сойдёт!». Не сойдёт. Это космос. И здесь каждая мелочь может стать фатальной, только кем надо быть, чтобы не понимать этого?
Время решать
У Роскосмоса впереди тяжёлые дни: нужно оперативно решить вопросы с возможностью использования таких двигателей и заменить их или ещё раз прогнать через контроль. Каким-то образом минимизировать убытки от переносов сроков, постараться успеть к 27 марта, когда к МКС должна лететь новая команда космонавтов в составе экспедиции МКС-52.
Когда в декабре писалась статья «Уже не первые: Роскосмос признал отставание России в космических запусках», мы говорили, что для того, чтобы начать решать проблемы, следует сначала признать их. После чего нужно не рассказывать о чудесных успехах российской космонавтики, а начинать пахать, чтобы постараться выправить ситуацию.
О том, что стало причиной подобной халатности, мы вскоре узнаем от Следственного комитета, уже начавшего разбираться в ситуации. Гораздо сложнее ответить, что же надо делать, чтобы подобное не повторилось, когда одно из важнейших предприятий гонит брак, который проходит все стадии проверки и устанавливается на ракеты-носители. И, судя по постоянным уголовным делам в космической отрасли, это не единичный случай.
То есть люди, работающие в этой отрасли, просто не понимают, не хотят понимать, что все оплошности, допущенные на Земле, нельзя исправить наверху. Что мусор в двигателе приведёт к катастрофе. Если это так, то плакат здесь не поможет.
Сложившаяся ситуация уже очень близка к катастрофе — из такого глубокого пике российский космос может и не выйти. Решения надо принимать быстро и точно. В глазах всех возможных клиентов Роскосмоса произошедшее может стать приговором российскому коммерческому космосу. Остаётся только надеяться, что в кабине находится пилот, готовый взять штурвал в руки и начать выходить из этого пике. Но, кажется, надежда эта эфемерная.
https://life.ru/ — link
Сегодня порой некоторые авторитетные лица высказываются, что никто не будет открыто воевать с Россией. Да, думаю, сегодня с Россией воевать не будет никто. Но лет через 7-8, когда мы, к примеру, утратим возможность производить вроде бы такую, на первый взгляд второстепенную продукцию, как лакоэлектроизоляционные покрытия, открытые боевые действия против нас станут реальностью. Ведь наша военная техника, транспортная инфраструктура, системы связи станут легкоуязвимыми перед новым оружием, использующим мощное тепловое и электромагнитное излучение.
При подобных атаках будут выходить из строя ракеты, системы управления танками, артиллерией, военно-морскими силами. Возможны техногенные катастрофы на железнодорожном и водном транспорте, в метро, на железнодорожных вокзалах и аэропортах. А если сюда прибавить и использование иностранных микросхем, где могут быть заложены «секретки», в нашем военном и гражданском приборостроении, то уязвимость российского пространства возрастает в разы.
Я не пытаюсь нагнать страха на читателя. Нет, я пытаюсь лишний раз обратить внимание на имеющиеся проблемы и коварство, изощрённость наших западных партнёров, как часто в совсем недавнем прошлом российские руководители называли наших противников. Сегодня термин «партнёры» они использует всё реже. События последних месяцев поправляет мозги. Если сам не учишься, то тебя начинает учить жизнь, уроки которой бывают очень жёсткими.
Имея в России своих подручных в лице пятой колонны запад не будет останавливаться на достигнутом. И противопоставить ему мы можем активную позицию по отстаиванию своих национальных интересов. Что должно, прежде всего, делать руководство РФ. Не думать о сохранении капиталов своих друганов и бизнес-элиты, а проявить политическую волю в установлении национального согласия, борьбе с коррупцией и укреплении обороноспособности страны.