С января 1987 года советские войска в основном прекратили ведение активных наступательных боевых действий и вступали в боестолкновения только в случае нападения на места своей дислокации. По свидетельству командующего 40-й Армией генерал-полковника Б.В. Громова, «ответные или, в зависимости от ситуации упреждающие боевые действия командир обязан был проводить только для того, чтобы не допустить массовой гибели наших людей и даже исключить такую угрозу».
В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года. Согласно этой политике, НДПА официально отказывалась от монополии на власть, в июле 1987-го был опубликован закон о политических партиях, утвержденный Президиумом Ревсовета ДРА.
Этот закон регулировал вопросы создания и деятельности политических партий. Лишь в октябре на общепартийной конференции НДПА была утверждена и подписана всеми делегатами резолюция «О неотложных задачах укрепления единства НДПА в условиях борьбы за национальное примирение». Ведь раскол партии на два крыла – «Хальк» и «Парчам» – продолжал действовать.
29 ноября в Кабуле состоялся Высший совет Афганистана – Лойя Джирга. 30 ноября Лойя Джирга утвердил Конституцию Республики Афганистан, был избран президент страны – Наджибулла, который объявил делегатам афганского парламента о продолжении линии на прекращение огня до 15 июля 1988 года. Вывод Советских войск из Республики Афганистан по согласованию обеих сторон предполагалось осуществить за двенадцать месяцев.
Уже во второй половине января 1987 года оппозиция провела решительное наступление и против советских, и против афганских гарнизонов, не оставляя без внимания и мирные кишлаки.
Само присутствие 40-й Армии не позволяло моджахедам бесповоротно решать поставленные цели свержения правительства ДРА. Вместе с тем оппозиционные партии расценили политику национального примирения прежде всего как слабость государственной власти и лишь усилили борьбу по ее свержению. Повысилась боевая активность отрядов моджахедов в условиях одностороннего прекращения огня советскими и правительственными войсками.
В ноябре–декабре была проведена одна из крупнейших операций «Магистраль» по разблокированию Хоста. Воспользовавшись отсутствием советских частей в округе Хост, душманы к осени 1987 года восстановили одну из самых крупных перевалочных баз «Джавара», которую советские войска разгромили еще весной 1986 года. Существовала опасность создания в Хосте временного правительства оппозиционных сил. Было принято решение спланировать и провести крупную совместную войсковую операцию афганских и советских войск и обеспечить население Хоста в первую очередь продовольствием, а также другими видами материальных средств, сорвать замыслы оппозиции по формированию альтернативного правительства Афганистана.
В этой операции из состава 40-й Армии участвовали силы 108-й и 201-й мотострелковых дивизий, 103-й воздушно-десантной дивизии, 56-й отдельной десантно-штурмовой бригады, 345-го отдельного парашютно-десантного полка и др. Со стороны афганской армии были привлечены силы и средства пяти пехотных дивизий, одной танковой бригады и нескольких подразделений спецназначения. Кроме того, в операции участвовали более десяти батальонов царандоя и госбезопосности.
Обстановка на магистрали Гардез-Хост была сложной. Сначала предстояло овладеть перевалом Сети-Кандав – он расположен на высоте трех тысяч метров. Группировка оппозиции в этом районе состояла в основном из военизированной части племени джадран. Это племя вообще не подчинялось никакому правительству и действовало, как считали нужным его руководители. В 80-е годы руководство формированиями моджахедов осуществлял Джелалуддин, выходец из этого племени.
Поскольку переговоры с Джелалуддином оказались безрезультатными, 23 ноября была начата операция «Магистраль». К исходу 28 ноября передовые части овладели перевалом Сети-Кандав. Затем опять начались переговоры с лидерами воюющего племени джадран. Но 16 декабря войска были вынуждены продолжить боевые действия. 30 декабря по магистрали на Хост двинулись первые машины с продовольствием.
Во время визита в США в декабре 1987 года М.С. Горбачев заявил, что политическое решение о выводе советских войск принято. Вскоре в Женеве за стол переговоров сели делегации СССР, США, Афганистана и Пакистана с целью выработки политического решения афганской проблемы. 14 апреля 1988 года были подписаны пять основополагающих документов по вопросам урегулирования политической обстановки вокруг Афганистана.
Согласно этим договоренностям, которые вступили в силу 15 мая 1988 года, советские войска должны покинуть территорию Афганистана, а США и Пакистан обязались полностью прекратить финансирование афганских мятежников.
Советский Союз неукоснительно выполнял все взятые на себя обязательства. Уже к 15 августа 1988 года была выведена половина Ограниченного контингента. Для вывода советских войск были определены направления: на западе – Кандагар – Шинданд – Кушка, на востоке – объединявшиеся в Кабуле маршруты из Газни, Гардеза и Джелалабада, далее через перевал Саланг в Пули-Хумри и Термез.
Летом 1988 года (с 15 мая по 15 августа) советские войска были выведены из таких гарнизонов, как Джелалабад, Газни, Гардез, Кандагар, Лашкаргах, Файзабад и Кундуз. Вместе с тем боевые действия против отрядов оппозиции не прекращались.
Разумеется, оппозиция прослыла бы бездарной, не воспользовавшись удобным случаем. С начала вывода советских войск она начала действовать с еще большей напористостью на всей территории страны.
С середины мая стали регулярными обстрелы Кабула ракетами. Оживали ранее перерезанные тропы, по которым поставлялось моджахедам военное снаряжение. В срочном порядке возрождались и заново создавались в приграничных с Пакистаном и Ираном зонах укрепрайоны, базы, склады. Резко увеличивались поставки оружия, в том числе ракеты «земля-земля» с дальностью действия до 30 километров, «Стингеры» и др.
Результат, конечно, сказался незамедлительно. Значительно сократилась деятельность афганской авиации. С 15 мая по 14 октября вооруженными отрядами оппозиции были сбиты 14 самолетов и 36 вертолетов афганских ВВС. Они предприняли попытку овладеть некоторыми провинциальными центрами. 24 июня отрядам моджахедов удалось на некоторое время захватить центр провинции Вардак – город Майданшахр.
Со стороны оппозиции в боях за город участвовало более 2 тысяч человек. В июле подвергся длительной осаде и штурму центр провинции Заболь город Калат. Осаждавших разгромили подтянутые из других районов войска, но Калат – небольшой населенный пункт с примерно 7 тыс. жителей – был сильно разрушен
Генерал-полковник Б.В. Громов, подводя итоги за этот год, в своей книге «Ограниченный контингент» сообщил: «В результате боевой деятельности 40-й Армии в течение 1988 года отряды оппозиции были значительно ослаблены. Совместно с подразделениями вооруженных сил Афганистана мы провели большую работу по расчистке районов вдоль магистралей. После несостоявшихся переговоров с оппозицией во время проведения войсковых операций мы нанесли моджахедам внушительный ущерб.
Советскими войсками было захвачено более 1000 зенитных горных установок и более 30 000 реактивных снарядов к ним, более 700 минометов и примерно 25 000 мин, а также значительное количество стрелкового оружия и более 12 миллионов патронов. Во второй половине 1988 года силами 40-й Армии было захвачено 417 караванов оппозиции, следовавших из Пакистана и Ирана. Тем не менее моджахеды по-прежнему представляли опасность для правительства Афганистана».
В ноябре, после ухода советской бригады, оппозиционеры в сговоре с должностными лицами второго армейского корпуса афганской армии попытались захватить власть в Кандагаре. Переворот удалось предотвратить. Но обстановка от этого не разрядилась, она продолжала накаляться и здесь, и в других провинциях – по мере того, как все меньше оставалось в ДРА советских воинских частей.
Советская сторона выполнила женевские соглашения. 40-я Армия к 15 февраля 1989 года покинула территорию Афганистана. Все события после вывода советских войск подтвердили то, что статус-кво сохранялся в этой стране только благодаря присутствию там советских войск.
www.coldwar.ru — link
Ещё к середине 1980-х годов стало ясно, что текущая политика СССР в отношении Афганистана заходит в тупик. Ограниченный контингент советских войск в ДРА совместно с местными правительственными силами не позволял моджахедам взять под свой контроль крупные города страны, однако полностью нейтрализовать вооруженные банды оппозиционеров был не в силах.
Моджахеды, в свою очередь, несмотря на щедрую финансовую подпитку и помощь вооружением со стороны США, Пакистана, Саудовской Аравии и других ближневосточных исламских монархий, были не в состоянии свергнуть просоветский режим в Кабуле.
Тем не менее, в период с 15 мая по 15 августа 1988 года Афганистан покинули свыше 50 тысяч советских солдат, то есть половина всего Ограниченного контингента.
Остальным советским подразделениям пришлось вести активную военную работу, ликвидируя очаги сопротивления моджахедов и перехватывая караваны с оружием. По данным командующего 40-й армии генерал-полковника Бориса Громова, только за вторую половину 1988 года его подразделениям удалось перехватить 417 караванов с оружием для моджахедов, шедших из Пакистана и Ирана.
Если верить данным американской газеты «Вашингтон Пост», то в период вывода войск, то есть тогда, когда намерение СССР уйти из Афганистана было подтверждено документально, моджахедам было убито 523 советских солдата.
Впрочем, потери боевиков за тот же период исчислялись тысячами, ибо воевать советские солдаты умели очень хорошо.
Американцы и их союзники рассчитывали на быстрое падение режима Наджибуллы.
Однако, вопреки их ожиданиям, правительство Мохаммада Наджибуллы сумело стабилизировать ситуацию, отразив атаки моджахедов.
Более того, после ухода советских войск Наджибулла обрел более широкую поддержку различных слоев афганского общества, а его успешная политика национального примирения находила все больше и больше сторонников.
Возможно, Афганистан не погряз бы еще на два десятилетия в войне, если бы в этот момент Запад, и в первую очередь, США, взглянули бы на ситуацию трезво. Однако жгучее желание уничтожить «просоветский режим» заставляло американских «ястребов» продолжать подпитывать оппозиционеров.
Вряд ли в Америке кто-то осознавал, что в данный момент Соединенные Штаты копают яму сами себе.
Погубило политику Наджибуллы предательство, совершенное после падения СССР властями новой России. Борис Ельцин и его глава МИД Андрей Козырев, при которым внешняя политика РФ стала полностью подчиненной интересам США, вступили в закулисные переговоры с моджахедами, одновременно прекратив поставки вооружений, боеприпасов и топлива правительству Афганистана.
В то время, как афганскую оппозицию продолжали щедро спонсировать Пакистан, Саудовская Аравия и страны Запада, правительственные силы лишились ресурсов к сопротивлению. В результате в апреле 1992 года Кабул пал, и власть перешла к моджахедам.
Мохаммад Наджибулла укрылся в миссии ООН в Кабуле. Но с падением просоветского режима мир на афганскую землю не пришел. Вчерашние союзники по войне с «неверными», моджахеды учинили кровавую междуусобицу, оспаривая друг у друга власть. Искры этого конфликта достигли Средней Азии, обернувшись полномасштабной гражданской войной в Таджикистане.
Четырехлетний хаос в стране закончился тем, что к власти пришли наиболее радикальные исламисты из движения «Талибан», также созданного не без участия ЦРУ США.
После захвата Кабула талибами в 1996 году Мохаммад Наджибулла был захвачен в миссии ООН и зверски убит. Установленный «Талибаном» в Афганистане режим заставил содрогнуться от ужаса даже самых яростных противников СССР из числа моджахедов, например, Ахмад Шаха Масуда, который для борьбы с талибами стал искать помощи у властей России.