В экстренной ситуации люди не смогли бы быстро выбраться, а автоматические системы тушения не работали на нескольких станциях.
После теракта в метрополитене Санкт-Петербурга подземку ожидает масштабная проверка различными ведомствами — прокуратурой, Ространснадзором, МЧС, Росаккредитацией и другими службами. В первую очередь они будут выяснять, как ГУП «Петербургский метрополитен» исправил многочисленные нарушения мер противопожарной безопасности и эвакуации людей, которые уже находили раньше контролирующие структуры.
В распоряжении Лайфа оказались материалы 55 проверок ГУПа с 2015 по 2017 годы. Нарушения нашли на станциях «Технологический институт-1», «Балтийская», «Владимирская», «Площадь Ленина», «Крестовский остров», «Улица Дыбенко», «Рыбацкое», «Комендантский проспект», «Балтийская», «Маяковская».
Здание Управления Петербургского метрополитена на Московском проспекте. Фото: © wikipedia.org
На «Техноложке» не было сигнала и систем тушения
«Технологический институт-1», куда прибыл после теракта поезд, питерские пожарные проверяли последний раз в декабре 2016 года. Туда приезжал лично замначальника Управления надзорной деятельности МЧС Юрий Игнатьев. Он нашёл нарушения противопожарной безопасности и правил эвакуации людей при ЧП. Причём Игнатьев констатировал: их систематически не устраняют.
Он обнаружил, что вестибюль станции был без автоматической пожарной сигнализации. Игнатьев дал срок до 4 апреля 2017 года, чтобы устранить нарушения и поставить, наконец, сигнализацию.
Источник в МЧС
Почему «наконец»? Потому что впервые отсутствие сигнализации обнаружили ещё в феврале 2016-го. И обязали установить до лета. Но, как рассказал Лайфу источник, станционное начальство наплевало на требования МЧС. Когда в июле Игнатьев приехал вновь, увидел, что воз и ныне там. За это на ответственного за пожарную безопасность сотрудника — Владимира Ромашова — завели административку по статье 19.5 КоАП за невыполнение требований инспектора.
Теракт произошёл 3 апреля — за день до того, как истёк продлённый срок установки. Источник ещё не знает, поставили к тому времени сигнализацию на станцию или нет. Но если нет, то в случае пожара жертв было бы значительно больше. Тогда бы на пульт пожарных не пришло автоматическое оповещение. Кроме того, именно от этого сигнала должна включаться вся пожарная автоматика: поливные системы, сирена, и т.п.
Вестибюль — не единственное место на «Техноложке», где нашлись провалы в обеспечении безопасности.
Подвалы станции, помещения второго этажа и пути эвакуации не оборудованы устройствами [автоматического] пожаротушения.
Источник в МЧС
Другими словами, если бы после взрыва возник пожар, быстро потушить его в указанных помещениях не удалось бы. А пути эвакуации в случае ЧП критически важны. Ведь если бы машинист не протащил взорвавшийся поезд до платформы, людей бы пришлось эвакуировать из тоннеля. А распространение пожара в таком замкнутом помещении, как эвакуационный коридор, грозит куда более серьёзными последствиями, чем на открытом пространстве.
Собеседник Лайфа говорит, что на установку систем пожаротушения дали год: до декабря 2017-го. Пока неясно, установлены ли они сейчас.
Но даже если бы в коридорах стояли все системы тушения, не факт, что они бы сработали. Как показала следующая ревизия, провода, которые питают током пожарную автоматику, совсем не огнестойкие. То есть огонь может расплавить их и обесточить как системы тушения, так и светящиеся таблички «Выход».
В тех же документах пожарные пишут, что при эвакуации из тоннеля люди могли бы попасть в давку. Высота и ширина эвакуационных коридоров меньше, чем требуется по закону.
Кто кого перебодает
Наплевательское отношение к требованиям пожарных было и на других станциях. С кем-то из станционного начальства пожарный надзор бодался годами.
К примеру, на станцию «Площадь Ленина» Игнатьев приезжал в феврале 2017-го. Он проверял, насколько хорошо выполнили требования прошлогодней проверки. В некоторых помещениях тогда не оказалось автоматической пожарной сигнализации. Не нашлось её и ко второму визиту. Тогда Игнатьев составил административный протокол на одного из станционных сотрудников за невыполнение требований контрольных органов.
Систематически игнорировали пожарных и на станции «Владимирская». Там, как и на «Техноложке», не было сигнализации. Станционное руководство раз за разом оттягивало выполнение требований МЧС и затянуло почти на год. Игнатьев буквально забросал «Владимирскую» административными протоколами и обязал всё исправить к январю 2017-го. Пока неясно, выполнили предписание или опять отложили.
На станции «Площадь Александра Невского» проколы были похожими.
— В некоторых помещениях пожарных извещателей меньше, чем нужно. Такое ощущение, что они в план вообще не заглядывали, — рассказывает собеседник. — У них эвакуационный выход по плану должен быть 1,9 метра высотой, а по факту 1,57. Вы представляете, как туда какой-нибудь крупный мужик пролезать будет?
Здесь картина нарушений дополнилась ещё одним мазком.
— Они не провели к себе в дежурку оповещение о том, что линия связи разорвана. Если бы что случилось, об этом бы не сразу узнали и не смогли бы оповестить людей на станции, — горячится источник. — Ну есть же документы нормативные, всё написано, как для тупых. Ну что, нельзя было сравнить с тем, что уже установили?!
Почти всё то же самое в феврале 2017-го нашли на «Ладожской».
«Там на одной лестничной клетке проходит труба на высоте полтора метра. Представим: ЧП, люди бегут, паника, и тут — бах! — лбом об эту трубу.»
Источник в МЧС
https://life.ru/ — link
У следствия есть вопросы к руководству питерской подземки и столичной фирме «Современные наукоёмкие технологии».
За последние два года там освоили два миллиарда рублей на создание системы антитеррористической защиты на всех станциях, но она не сработала в нужный момент.
Система антитеррористической защиты санкт-петербургского метрополитена, на оснащение которой были потрачены сотни миллионов рублей, оказалась бесполезной даже против террориста-одиночки.
Участники расследования не исключают, что это могло произойти из-за халатности сотрудников службы безопасности метрополитена, которые должны следить за показаниями металлодетекторов, установленных на входах в метро, а также полицейских.
Согласно ведомственным инструкциям, и те и другие должны вычислять среди пассажиров тех, которые могут относиться к группе риска не только по показаниям приборов, но и по внешнему виду, проводить с ними профилактические беседы и более тщательно их досматривать.
Исправный металлодетектор не мог не сработать при проносе двух огнетушителей, заполненных шариками и взрывчаткой, а при их осмотре даже не специалист выявил бы, что это на самом деле бомбы.
В конце 2015 года Смольный потратил около 60 млн руб. на закупки у московского ЗАО «Современные наукоемкие технологии» арочных металлодетекторов. На сегодняшний день в вестибюлях станций метрополитена установлено 325 таких детекторов.
Сейчас парламентарии просят предоставить информацию об эффективности этой аппаратуры, сообщить, сколько попыток терактов было предотвращено за счет закупленного оборудования, и пояснить, какие меры безопасности на транспорте планирует принять Смольный в ближайшее время.
Начальник петербургского метрополитена Владимир Гарюгин вчера на встрече с журналистами рассказал, что за прошлый год сотрудники подземки с помощью металлодетекторов выявили порядка 10 тыс. запрещенных к провозу предметов. Но при этом заявил, что обеспечить такую же «стерильность», как, например, в аэропорту Пулково, метрополитен не может по определению, поскольку в день перевозит 2 млн пассажиров и их тотальный досмотр, особенно в час пик, полностью парализует работу метро.